Что такое заглавие
Прочитайте заголовки к одному тексту.
Что о тексте из них вы можете узнать?
· О ёжике.
· Алеша и ёжик.
· Находчивый ёжик.
· Ёжик пропал.
· Куда пропал ёжик?
· Ну и домик!
· Ёжику лучше в лесу.
· Как Алеша ёжика искал.
(Мы можем узнать, что этот текст о ёжике)
Значит, что отражает этот заголовок? ( тему )
Что ещё мы узнали? (главных героев текста, в тексте будет рассказываться об Алеше и ёжике)
Что отражает этот заголовок? (название главных героев)
Следующий заголовок. Что из него можно узнать?
(ежик был находчивый, что-то нашел)
Мы узнаем, какой ежик был, его характеристику.
Ёжик пропал.
Произошло что? Какое-то событие.
Этот заголовок отражает событие.
И соответственно возникает вопрос. Куда пропал ёжик?
Этот заголовок отражает Вопрос, характеризующий проблему.
Ну и домик! ( ) Знаете вы, что за домик? Интересно узнать?
Этот заголовок вызывает у нас интерес.
А на картинке мы видим, что за домик?
Ёжику лучше в лесу.
Что можно узнать из этого заголовка? (что ежику лучше жить в лесу, а не дома) Почему?
Вы высказали своё мнение, дали свою оценку. Что отражает этот заголовок?
Основную мысль.
«Как Алеша ёжика искал». Что еще можно узнать? (о том, что Алеша искал ёжика).
А что ещё? А можем ли мы узнать тип текста? (да, потому что рассказывается, как Алеша ёжика искал, этот заголовок отвечает на вопрос «Как это было?». А это главный вопрос текста-повествования).
Вывод: Значит, заглавие может отражать тип речи.
4. По ходу работы получилась таблица, и были выставлены сюжетные картинки.
О ёжике. Алеша и ёжик. Находчивый ёжик. | Тема Главные герои Характеристика героя | картинка №1 |
Ёжик пропал. Куда пропал ёжик? | Событие Вопрос, характеризующий проблему | картинка №2 |
Ну и домик! Ёжику лучше в лесу. Как Алеша ежика искал. | Интерес. Основная мысль Тип речи | картинка №3 |
Обратите внимание. Сколько картинок я подобрала?
(3, значит, действия совершаются в определенной временной последовательности)
Попробуем назвать эти действия:
Сначала жил или был,
Потом пропал,
Затем искал, и, наконец, нашел.
Вывод: Вот как много нам может рассказать заголовок о тексте, ещё до чтения. Нужно вдумываться, вчитываться в каждое слово.
Ребята, вы молодцы! Много рассказали о том, что будет в тексте. Захотелось вам его прочитать и узнать правильно ли вы предположили? (Да)
Но сначала мы попытаемся сами составить текст по серии сюжетных картинок.
Составление текста – повествования по серии сюжетных картинок в парах.
Можно ли составить по этим картинкам текст? (Да)
Вспомним признаки текста.
· Текст состоит из предложений связанных по смыслу.
· Текст имеет свои особенности построения: предложения располагаются в строгой последовательности.
· Текст имеет части: начало, основная часть, концовка; может быть, заглавие.
· Составляется с учетом адресата.
Попробуйте составить текст по сюжетным картинкам в парах, не забывая про признаки текста. Слушаем одну- две пары.
· Как вы думаете, получился у вас текст?
· Как думают ребята?
· Чего не хватает в вашем тексте? (заглавия) Одна из пар забыла про заголовок.
· Какое заглавие вы выбрали?
Оценивание учителя.
Работа с деформированным текстом – повествования.
(На доске и у учеников 3 части текста про ёжика).
У вас на каждом листочке написана часть текста. Прочитайте их.
· Что можно сказать об этих частях? (они подходят к нашим картинкам, это части одного текста)
· Какое задание можно предложить? (часть текста соотнести с нужной картинкой, составить текст)
Посовещайтесь в парах и разложите части в нужной последовательности.
1 пара у доски.
Прочитайте. Что получили? (текст)
Докажите.
Вот мы и прочитали текст. Скажите, верные предположения у нас были, когда мы прочитали только заголовки?
Как вы думаете, какой заголовок лучше? (пытаются выбрать лучший)
Каждый заголовок хорош! Главное уметь его обосновать.
УРОК 3
Тема: Осознание текста произведения через работу с заголовком текста.
Произведение для анализа: Ирина Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»
Главная дидактическая цель: формирование навыков осознанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом.
Цели урока:
· Познавательный аспект:
· формирование общеучебного умения осознанного, правильного чтения сказки;
· формирование практических действий с учебным материалом.
· Развивающий аспект:
· развитие речи учащихся;
· формирование действий контроля и самооценки;
· развитие умения высказывать свою позицию, аргументировать свое мнение.
· Воспитательный аспект:
· воспитание внимательного отношения к мнению одноклассников, требовательности к себе и другим, радости сопереживания успехам товарищей;
· коммуникативный аспект: создать условия для сотрудничества в группе.
Задачи:
· выработать умение – способ осознанного чтения;
· формировать умение видеть заголовок и понимать его роль;
· формировать элементарные умения ориентировки в структуре текста, его понимании.
Форма урока: коллективная.
Вид урока: практический.
Метод обучения: проблемный.
ХОД УРОКА
Дата: 2019-12-22, просмотров: 277.