Работа над заголовком текста до чтения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Что такое заглавие

Прочитайте заголовки к одному тексту.

Что о тексте из них вы можете узнать?

· О ёжике.

· Алеша и ёжик.

· Находчивый ёжик.

· Ёжик пропал.

· Куда пропал ёжик?

· Ну и домик!

· Ёжику лучше в лесу.

· Как Алеша ёжика искал.

(Мы можем узнать, что этот текст о ёжике)

Значит, что отражает этот заголовок? ( тему )

Что ещё мы узнали? (главных героев текста, в тексте будет рассказываться об Алеше и ёжике)

Что отражает этот заголовок? (название главных героев)

Следующий заголовок. Что из него можно узнать?

(ежик был находчивый, что-то нашел)

Мы узнаем, какой ежик был, его характеристику.

Ёжик пропал.

Произошло что? Какое-то событие.

Этот заголовок отражает событие.

И соответственно возникает вопрос. Куда пропал ёжик?

Этот заголовок отражает Вопрос, характеризующий проблему.

Ну и домик! ( ) Знаете вы, что за домик? Интересно узнать?

Этот заголовок вызывает у нас интерес.

А на картинке мы видим, что за домик?

Ёжику лучше в лесу.

Что можно узнать из этого заголовка? (что ежику лучше жить в лесу, а не дома) Почему?

Вы высказали своё мнение, дали свою оценку. Что отражает этот заголовок?

Основную мысль.

«Как Алеша ёжика искал». Что еще можно узнать? (о том, что Алеша искал ёжика).

А что ещё? А можем ли мы узнать тип текста? (да, потому что рассказывается, как Алеша ёжика искал, этот заголовок отвечает на вопрос «Как это было?». А это главный вопрос текста-повествования).

Вывод: Значит, заглавие может отражать тип речи.

4. По ходу работы получилась таблица, и были выставлены сюжетные картинки.

О ёжике. Алеша и ёжик. Находчивый ёжик. Тема Главные герои Характеристика героя картинка №1
Ёжик пропал. Куда пропал ёжик? Событие Вопрос, характеризующий проблему картинка №2
Ну и домик! Ёжику лучше в лесу. Как Алеша ежика искал. Интерес. Основная мысль Тип речи картинка №3

 

Обратите внимание. Сколько картинок я подобрала?

(3, значит, действия совершаются в определенной временной последовательности)

Попробуем назвать эти действия:

Сначала жил или был,

Потом пропал,

Затем искал, и, наконец, нашел.

Вывод: Вот как много нам может рассказать заголовок о тексте, ещё до чтения. Нужно вдумываться, вчитываться в каждое слово.

Ребята, вы молодцы! Много рассказали о том, что будет в тексте. Захотелось вам его прочитать и узнать правильно ли вы предположили? (Да)

Но сначала мы попытаемся сами составить текст по серии сюжетных картинок.

Составление текста – повествования по серии сюжетных картинок в парах.

Можно ли составить по этим картинкам текст? (Да)

Вспомним признаки текста.

· Текст состоит из предложений связанных по смыслу.

· Текст имеет свои особенности построения: предложения располагаются в строгой последовательности.

· Текст имеет части: начало, основная часть, концовка; может быть, заглавие.

· Составляется с учетом адресата.

Попробуйте составить текст по сюжетным картинкам в парах, не забывая про признаки текста. Слушаем одну- две пары.

· Как вы думаете, получился у вас текст?

· Как думают ребята?

· Чего не хватает в вашем тексте? (заглавия) Одна из пар забыла про заголовок.

· Какое заглавие вы выбрали?

Оценивание учителя.

Работа с деформированным текстом – повествования.

(На доске и у учеников 3 части текста про ёжика).

У вас на каждом листочке написана часть текста. Прочитайте их.

· Что можно сказать об этих частях? (они подходят к нашим картинкам, это части одного текста)

· Какое задание можно предложить? (часть текста соотнести с нужной картинкой, составить текст)

Посовещайтесь в парах и разложите части в нужной последовательности.

1 пара у доски.

Прочитайте. Что получили? (текст)

Докажите.

Вот мы и прочитали текст. Скажите, верные предположения у нас были, когда мы прочитали только заголовки?

Как вы думаете, какой заголовок лучше? (пытаются выбрать лучший)

Каждый заголовок хорош! Главное уметь его обосновать.

УРОК 3

Тема: Осознание текста произведения через работу с заголовком текста.

Произведение для анализа: Ирина Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»

Главная дидактическая цель: формирование навыков осознанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом.

Цели урока:

· Познавательный аспект:

· формирование общеучебного умения осознанного, правильного чтения сказки;

· формирование практических действий с учебным материалом.

· Развивающий аспект:

· развитие речи учащихся;

· формирование действий контроля и самооценки;

· развитие умения высказывать свою позицию, аргументировать свое мнение.

· Воспитательный аспект:

· воспитание внимательного отношения к мнению одноклассников, требовательности к себе и другим, радости сопереживания успехам товарищей;

· коммуникативный аспект: создать условия для сотрудничества в группе.

Задачи:

· выработать умение – способ осознанного чтения;

· формировать умение видеть заголовок и понимать его роль;

· формировать элементарные умения ориентировки в структуре текста, его понимании.

Форма урока: коллективная.

Вид урока: практический.

Метод обучения: проблемный.

ХОД УРОКА

Дата: 2019-12-22, просмотров: 246.