Эксперимент проводился во втором классе «б» школы №76 г. Новокузнецка. В эксперименте приняли участие 15 школьников из этого класса.
Цель эксперимента: провести диагностику умений младших школьников воспринимать и осмысливать заголовок текста, понимать содержание художественного текста на основе работы его с заголовком.
В ходе эксперимента оценивались следующие критерии:
1. Умение анализировать заголовок, задавать вопросы к заголовку (предтекстовый этап).
2. Умение прогнозировать содержание текста на основе заголовка (предтекстовый этап).
3.Умение озаглавливать части прочитанного произведения (текстовый этап).
4.Умение различать основную идею или тему произведения, выраженную в его заголовке (послетекстовый этап).
4.Умение выражать в заголовке основную мысль прочитанного произведения (послетекстовый этап).
Для оценки данных критериев нами была разработана анкета из 6 вопросов. Каждый вопрос оценивался следующим образом:
Правильный и полный ответ, выполненное задание – 2 балла;
Правильный, неполный ответ, не до конца выполнено задание - 1 балл;
Отсутствие ответа, не выполнено задание – 0 баллов.
Анкетирование проводилось с каждым ребенком отдельно в виде свободной беседы и выполнения заданий в письменном виде. Были выбраны два произведения уже знакомых второклассникам авторов И. Крылова и Н. Носова. Дети изучали ранее басни Крылова «Ворона и лисица», «Кукушка и петух», а также ознакомились с рассказами Н. Носова «Мишкина каша», «Фантазеры». Для эксперимента были выбраны басня И. Крылова «Мартышка и очки» и рассказ Н. Носова «Огурцы».
Первые пять вопросов при работе с басней задавались до прочтения произведений. Объявлялось название произведения - «Мартышка и очки» и преподаватель спрашивал ребенка:
1. С какими произведениями с похожими заголовками ты познакомился на уроках чтения?
2. Кто автор этих произведений?
3. Как называется жанр этих произведений?
4. Как ты думаешь, какие вопросы, на которые можно найти ответ в тексте, можно задать к этой басне? Запиши эти вопросы.
5. О чём может рассказывать текст с таким названием?
Затем на уроке чтения дети прослушивали чтение басни Крылова учителем и еще раз запись на грампластинке.
После этого детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
6. Нашел ли ты ответы на составленные тобой вопросы в тексте произведения?
7.Какие еще названия можно придумать к этому произведению? Запиши.
8. Название басни “Мартышка и очки” выражает идею или тему произведения?
9. Прочитай слова, в которых выражена идея басни.
Перед чтением рассказа Н. Носова учитель задавал следующие вопросы:
1. Вспомни, какие произведения Н.Н. Носова мы уже изучали.
2. Скажи, кто являлся главными героями этих произведений?
3. Как ты думаешь, о чём будет это произведение?
После чтения произведения учителем, ребенку предлагается ответить на вопрос и выполнить задания:
4.Совпало ли твое предположение о содержании текста перед его прочтением и после прочтения? Почему не совпало или совпало?
5. Прочитай текст небольшими фрагментами и озаглавь каждый фрагмент.
6. Название рассказа «Огурцы» выражает идею или тему произведения?
7. Придумай такое название рассказа, чтобы оно выражало основную идею произведения.
Результаты эксперимента представлены в Приложении 1 Таблицах 1-3 и Протоколе 1-2.
По результатам обследования детей нами были выделены три уровня умений младших школьников воспринимать и осмысливать заголовок текста:
25-32 балла – высокий уровень умений;
17-24 балла – средний уровень умений;
0-17 баллов – низкий уровень умений.
Дети с высоким уровнем умений проводят сопоставление заголовка с названиями уже изученных произведений, на предтекстовом этапе могут предположить содержание произведения, составляют по заголовку развернутые вопросы, т.е. у детей хорошо развит механизм прогнозирования. Дети легко разбивают прочитанный текст на смысловые фрагменты, выделяют основную мысль этих фрагментов и озаглавливают их. Без затруднений выделяют тему и идею текста и соотносят их с заголовком, дают собственные заглавия произведения.
У детей со средним уровнем умений механизм прогнозирования развит в недостаточной мере, они не всегда могут по заголовку предвосхитить содержание текста или высказывают неверные предположения, это говорит о недостаточности читательского опыта этих детей. Дети не всегда верно разбивают текст на смысловые фрагменты, выделяют основную мысль, озаглавливают фрагменты. Иногда допускают ошибки в различении того, что высказывает заголовок - тему или идею произведения. Дети дают собственные заглавия тексту, но они близки к авторскому по звучанию, например: «Разбитые очки» или «Мартышкины очки» по басне Крылова.
Дети с низким уровнем умений затрудняются по заголовку предположить содержание непрочитанного текста, не могут составить вопросы. Это говорит об отсутствии у этих детей читательского опыта. Дети не умеют разбивать текст на смысловые фрагменты, затрудняются озаглавить их и дать собственный заголовок к тексту. Не выделяют, что несет в себе заголовок – идею или тему текста.
В ходе исследования мы получили следующие результаты, представленные в таблице 1 и рис.1.
Таблица 1. Уровни развития младших школьников умений воспринимать и осмысливать заголовок текста
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
33% | 27% | 40% |
Рисунок 1. Уровни развития умений воспринимать и осмысливать заголовок текста
На основе проведенного эксперимента мы можем сделать вывод о недостаточном уровне развития у младших школьников умений воспринимать и осмысливать заголовок текста. Только 33% детей (5 человек) показали высокий уровень развития умений, остальные – средний (27%, 4 человека) и низкий уровень (40%, 6 человек). Это говорит о необходимости проводить целенаправленную работу по формированию у школьников данного класса умений работать с заголовком художественного текста.
Формирующий эксперимент
В качестве формирующего эксперимента нами были проведены три урока. На уроках чтения дети получили представление о заголовке текста, видах заголовков, научились озаглавливать части текста, давать собственные заголовки и выбирать из предложенных, выделять тему и основную идею текста, ориентируясь на заголовок.
УРОК 1.
Тема: Заголовок текста. План текста
Цели: учащиеся получают представление о заголовке как о кратко сформулированной теме или основной мысли текста; учащиеся развивают умение озаглавливать текст с опорой на тему и основную мысль; составляют план текста, разделённого на части.
Ход урока I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Заслушиваются рассказы учащихся на тему «Друзья».
2. Анализ составленных текстов. Устное редактирование.
3. Вывод: текст должен соответствовать заданной теме. Тему нужно раскрывать полно. В тексте не должно быть лишних предложений, не соответствующих теме, без которых можно обойтись.
III. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке мы учимся подбирать заголовки к тексту, составлять план.
- Почему рассказу нужен заголовок?
- Что это значит - озаглавить текст? На эти вопросы ищем ответ на уроке.
IV. Работа с текстом. Формирование понятия «заголовок текста» (упр. 106, с. 57. Учебник по русскому языку для учащихся 4 класса четырехлетней начальной школы. Составитель: Рамзаева Т.Г.).
- Можете ли вы сразу дать заголовок тексту?
- Почему? Что для этого необходимо?
- Прочитайте текст. Определите тему текста. (Как мальчики помогали старому учителю.)
- Какова его основная мысль? (Каждый получил то, что заслужил своей работой.)
- Должен ли заголовок быть связанным с темой и основной мыслью текста? Обоснуйте ответ.
- Что, на ваш взгляд, удобнее - длинный или краткий заголовок? Почему?
- Прочитайте правило о заголовке текста на с. 57.
- Встречали ли вы в роли заголовков пословицы или поговорки? Приведите примеры.
- Такое встречается довольно часто, так как пословицы или поговорки кратко, но точно и мудро выражают мысли народа.
Заголовок может быть не только повествовательным, но и вопросительным, побудительным предложением.
- Вернёмся к тексту. Попробуйте придумать заголовок, отражающий тему или основную мысль, но кратко.
(Варианты: Как мальчики помогали учителю. Помощники. Два помощника. Каждому — по заслугам. и т. д.)
- Прочитайте пословицы, записанные на доске. Можно ли использовать их в качестве заголовка к этому тексту? Почему? Объясните, как вы поняли смысл этих пословиц.
По заслугам и честь.
По заслугам и молодца жалуют.
По заслуге и плата. (По работе и плата.)
Кто любит труд, того люди чтут.
Каковы дела, такова и слава.
Каков работник, такова ему и плата.
V. Вывод: чтобы озаглавить текст необходимо:
1. Внимательно прочитать его, определить тему.
2. Определить основную мысль.
3. Выбрать тему или основную мысль в качестве заголовка.
4. Подумать, как озаглавить кратко.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VI. Составление плана к тексту упражнения
- Вы уже умеете составлять план текста, разделённого на части. Что для этого нужно? (Прочитать каждую часть, выделить её основную мысль и озаглавить этот пункт плана.)
- Сколько частей в этом тексте?
- Прочитайте первую часть текста. О чём в ней говорится? Какова основная мысль этой части? (К учителю пришли помощники.)
- Прочитайте вторую часть. О чем в ней говорится? Что главное? (Мальчики работали по-разному: один хорошо, а другой ленился). Как вы озаглавите этот пункт плана?
- Прочитайте третью часть. Что главное? (Учитель каждого оценил по его работе.)
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
1. К учителю пришли помощники.
2. Мальчики трудились по-разному.
3. По работе и плата.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VII. Запись в тетрадь краткого содержания каждой части по плану. (Учитель обращает внимание на знаки препинания в предложениях с прямой речью.)
VIII. Проверка, редактирование текста.
IX. Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
- Что узнали нового?
- Что значит - озаглавить текст?
- Зачем нужен заголовок?
УРОК 2
Тема: Работа над деформированным текстом-повествования. Виды заголовков.
Цель урока: формирование умений составлять текст-повествование, задавать заголовки к тексту
Задачи урока:
предметно-информационные:
· формируем первоначальные знания о тексте-повествовании: главный вопрос к тексту «Как это было?», действия совершаются во временной последовательности; виды заголовков.
деятельностно-коммуникативные:
· учимся работать с разными источниками информации: виды заголовков, серия сюжетных картинок, текст;
· развиваем умение преобразовывать деформированный текст, выстраивая события в логической последовательности; умение думать до чтения текста по заголовкам и иллюстрациям.
· мотивируем деятельность учащихся на объяснение смысла заголовков до знакомства с текстом;
· совершенствуем умение формулировать выводы, контролировать и оценивать свою деятельность и одноклассников;
ценностно-ориентационные:
· воспитываем качества личности: умение работать в паре, умение слушать и слышать собеседника; адекватно отвечать на вопросы, умение делать осознанный выбор.
Оборудование:
· деформированный текст-повествование «Как Алеша ежика искал»;
· серия сюжетных картинок по тексту;
· сигнальные карточки.
Деятельность обучающихся:
Учебная деятельность (в соответствии с её структурой), содержание которой определяется темой и задачами конкретного урока: анализ заголовков, составление текста по сюжетным картинкам и из деформированного текста.
Ожидаемый результат: создание текста-повествования по серии сюжетных картинок и из деформированного текста; объяснение роли заголовков.
Учебный материал: деформированный текст-повествование «Как Алеша ежика искал».
Как Алеша ежика искал.
У Алеши был ежик. Он жил в комнате.
Встал однажды утром Алеша и не нашел ежа. Пропал ёжик. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Встряхнул он сапог, а из сапога ёж вывалился.
Ну и домик облюбовал себе ёжик!
Ход урока
1. Сообщение темы урока. Мотивация.
Сегодня мы будем учиться (учить себя) составлять текст (в скобках приведены примерные ответы детей).
Узнаем, о чем нам может рассказать заглавие.
Как вы думаете, это важное умение составлять текст? Почему?
Дата: 2019-12-22, просмотров: 338.