ВВЕДЕНИЕ
Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает.
Первейшее условие верного восприятия текста – понимание каждого его слова. Одним из важнейших приемов в понимании текста является осмысление его заголовка. Заглавие в течение последних десятилетий привлекает серьезное внимание исследований (С.Д. Кржижановский, И.И. Бирагова, В.В. Богуславская, Н.А. Веселова, Н.Н. Гавришина, Ф.М. Горленко, Д.К. Гоциридзе, О.К. Дубовик, И.Г. Кошевая, Л.А. Лебедева, Г.Д. Лочмеле, Д.Н. Медриш, В.И.Муренко, Л.У.Никабадзе, Ю.Б.Орлицкий, Н.П. Пешкова, Н.М. Портильо, С.А. Сандажиева, Э.И. Турчинская, Н.А. Фатеева, И.В. Фоменко, Н.П. Харченко, В.А. Чижаковский, А.А. Ягодова, С.А. Крипке, Дж.М. Уильямс и многие др.).
Анализ научной литературы свидетельствует о большом интересе лингвистов к проблеме заголовка. Особый интерес к нему объясняется и уникальным положением заголовка в тексте, и многообразием его функций. Заголовок аккумулирует в себе смысл, стилистику и поэтику произведения, выступает смысловым сгустком текста и может рассматриваться как своеобразный ключ к его пониманию. Выделенный графически, он интерпретируется читателем как наиболее заметная его часть. В лингвистическом плане заголовок является первичным средством номинации, в семиотическом плане - первым знаком темы.
Специфика заглавия текста заключается в том, что оно является составной частью именуемого объекта, элементом его структуры, и, занимая сильную позицию в тексте, относится к тем композиционным элементам, которые привлекают повышенное внимание при первом знакомстве с текстом.
Цель исследования: выявить методические приемы работы с заголовком текста.
Объект исследования: заголовок как сильная позиция текста.
Предмет исследования: приемы работы над заголовком текста в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Выявить специфику заголовка как сильной позиции текста.
2. Охарактеризовать виды заголовков.
3. Охарактеризовать особенности понимания текста через осознание заголовка.
4. Описать традиционные приемы работы над заголовком текста в начальной школе.
5. Провести диагностику умений младших школьников воспринимать и осмысливать заголовок текста и содержания произведения
6. Разработать и провести уроки, включающие в себя работу над заголовком текста.
7. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
Методы исследования: анализ теоретической литературы и практического опыта по теме исследования, педагогический эксперимент.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ЗАГОЛОВКОМ ТЕКСТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Виды заголовков
В связи с разнообразием заголовков их можно группировать, выделяя виды, образующие устойчивую традицию в истории литературы.
В основу классификации А.В. Ламзиной положено соотношение заглавия с традиционно вычленяемыми компонентами произведения: тематическим составом и проблематикой, сюжетом, системой персонажей, деталью, временем и местом действия (описания). [14]
Исследователь выделяет следующие виды заглавий:
· заглавия, представляющие основную тему или проблему, отображенные автором в произведении. Понимание темы, заявленной в заглавии произведения, может существенно расширяться по мере развертывания художественного текста, а само заглавие приобретать символическое значение. Например, "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского, "Театр" С. Моэма;
· заглавия, задающие сюжетную перспективу произведения. Их можно условно разделить на две группы: представляющие весь сюжетный ряд (фабульные) и выделяющие важнейший с точки зрения развития действия момент (кульминационные). Например, "Радости и горести знаменитой Молль Флендерс, которая родилась в Ньюгейтской тюрьме и в течение шести десятков лет своей разнообразной жизни (не считая детского возраста) пять раз была замужем (из них один раз за своим братом), двенадцать лет воровала, восемь лет была ссыльной в Виргинии, но под конец разбогатела, стала жить честно и умерла в раскаянии. Написано по ее собственным заметкам" Д. Дефо и "После бала" Л.Н. Толстого;
· персонажные заглавия, значительная часть которых - антропонимы, сообщающие о национальности, родовой принадлежности и социальном статусе главного героя. Например, "Тарас Бульба" Н В. Гоголя.
· Особую группу антропонимов составляют имена с "прозрачной" внутренней формой, "говорящие фамилии". Такие заглавия выражают авторскую оценку, еще до прочтения произведения формируют у читателя представление об изображаемом характере ("Господа Молчалины" М.Е. Салтыкова-Щедрина);
· заглавия, обозначающие время и пространство. Помимо названий времени суток, дней недели, месяцев, время действия может быть обозначено датой, соотносимой с историческим событием. Например, "Девяносто третий год" В Гюго. Место действия может быть обозначено в заглавии с разной степенью конкретности, реальным ("Рим" Э. Золя) или вымышленным топонимом ("Чевенгур" А. Платонова), определено в самом общем виде ("Деревня" И.А. Бунина). Выбор топонима автором обычно обусловлен общим замыслом произведения.
С позиций психолингвистики А.А. Брудный выделяет три этапа восприятия заголовка: во-первых, непосредственное восприятие (интерпретация заголовка до текста), причем первичная гипотеза понимания заголовка зависит от экстралингвистического фактора – тезауруса читателя; во-вторых, динамическое восприятие (интерпретация заголовка в тексте); наконец, окончательное восприятие (интерпретация заголовка по окончании текста).[15]
В зависимости от характера протекания этого поэтапного процесса ученый предлагает выделять две группы заголовков – нейтральные, – они требуют идентичности первичного, динамического и окончательного восприятия, и в таком случае читательский вариант заголовка совпадает с авторским (примерами таковых могут служить названия произведений Б. Пастернака «Сирень», «Июльская гроза», «Старый парк»), и текстообразующие заголовки, – они выступают темой произведения, текст которого служит их ремой («Любовь» А. Ахматовой, «Имя твое – птица в руке» М. Цветаевой»).
Функции заглавия многообразны. Н.А. Кожина выделяет среди них внешние (репрезентативную, соединительную и функцию организации читательского восприятия) и внутренние (номинативную, делимитативную, то есть изоляции теста слева от иного текста и завершения в концовке, текстообразующую: фактуально-информационную («Олеся» Куприна), модальную («Кудеяр» Куприна), семантической связности).[16]
В зависимости от того, какую информацию несут заголовки и какую эмоционально – стилистическую функцию они выполняют, заголовки могут быть разделены на несколько видов.
Семантико-стилистическая классификация заголовков разработана Л.И. Гетман.[17] Согласно этой классификации, выделяются: заголовки-посвящения; заголовки, указывающие на жанр литературного произведения; заголовки, обозначающие место или время действия, персонифицированные заглавия; иносказательно – перифрастические названия; литературные цитаты, заглавия-символы. Е.В. Джанджакова классифицирует заглавия на три группы.[18] К первой относятся заглавия – слова, обозначающие растения, явления природы, времена года, времена суток, собственные имена мифологических, исторических, литературных героев, заглавия – сочетания со словами первый, последний. Эти слова и сочетания и вне заглавий обладают значительным «запасом смыслов», выношенным культурным сознанием народа, но позиция заглавия, специфичность его интонации, пауза между заглавием и текстом чрезвычайно активизируют архетипическую память человечества. Употребление таких заглавий производит эффект скрытой цитаты («Столешник» Куприна).
Второй вид – заглавия подчеркнуто непоэтичные, нетипичные, включающие научные термины: эти заглавия имеют четкую временную, социальную, профессиональную и прочую оценки, обладают малыми ассоциативными возможностями («Телеграфист» Куприна).
Наконец, третий вид – это заглавия – загадки, которые представляют собой безреферентный звукоряд, который означивается и разрешается текстом («Ю-ю», «Ральф» Куприна).
Сходная классификация представлена в работе И.Р. Гальперина,[19] где упомянуты следующие разновидности заголовков: название-символ, название-тезис, название-цитата, название-сообщение, название-намек, название-повествование.
Заголовок играет большую роль в организации смысловой структуры всего текста. По выражению В.А. Кухаренко, именно заголовок «выступает актуализатором практически всех основных категорий... Промежуточные заголовки, которые даются главам или частям одного произведения актуализируют категорию членимости текста...» они облегчают чтение, «выделяют предметы, подчеркивают и выдвигают важность композиционно-архитектонического членения текста».[20]
Соответственно роли заголовков в распределении информационного потока текста среди заголовков принято выделять также несколько видов: заголовки проспективного вида (так, концептуально значимый образ дождя как знак освобождения, долгожданного облегчения появляется в 6 из 8 стихотворений цикла Б. Пастернака «Не время ль птицам петь» книги «Сестра моя – жизнь». Выступая заголовком одного из первых стихотворений цикла («Дождь»), он выполняет проспективную функцию). Заголовки ретроспективного вида апеллируют к мегаконтексту культуры. Среди них представлены, во-первых, заголовки-цитаты, – они ставят текст в определенный культурно-исторический ряд, раздвигают рамки произведения («Смерть поэта» – как название произведения Б. Пастернака, посвященного В. Маяковскому, апеллирует к соответствующему произведению М. Лермонтова, посвященному А. Пушкину, и резонирует со многими, стоящими в том же ряду), во-вторых, заголовки-послания, посвящения, которые требуют соотнесения стиха с фоновыми знаниями читателя о соответствующих деятелях истории и культуры (например, стихотворения Б. Пастернака «Анне Ахматовой» и «Брюсову»).
Наконец, выделяются заголовки ретро-проспективного вида. Такие заголовки, как «Гамлет» Б. Пастернака, одновременно апеллируют и к мегаконтексту культуры, и проспективно (по закону аналогии) прогнозируют текст (это стихотворение открывает цикл «Стихи из романа» Б.Пастернака). Глубокое исследование соотношений заголовка и текста представлено в работе Н.А. Кожевниковой.[21]
Существует также традиция делить заголовки согласно видам синтаксических структур, представленная, в частности, в работе Р.А.Будагова.[22] В этой же работе описаны так называемые «нулевые заголовки», то есть заголовки «не упоминающие ни о каком конкретном событии и только обещающие читателю рассказать что-то «важное» и «интересное»,[23] направляющие восприятие по руслу постепенного нарастания событий, то есть реализующие принцип «крещендо» в развитии действия.[24]
Итак, виды заголовков выделяются в зависимости от различных параметров: от соотношения заглавия с традиционно вычленяемыми компонентами произведения: тематическим составом и проблематикой, сюжетом, системой персонажей, деталью, временем и местом действия (описания); характера протекания чтения; функций заголовков; роли заголовков в распределении информационного потока текста; согласно видам синтаксических структур.
Вывод по 1 главе
Заголовок – это текстовый знак, являющийся обязательной частью текста и имеющий в нем фиксированное положение. Это, бесспорно, сильная позиция любого текста.
Заголовок можно отнести к одной из семантических доминант, в которой наиболее ярко выражена авторская позиция, особенность авторского мировосприятия. В содержательной структуре произведения заголовку принадлежит существенная роль. Он передает в концентрированной форме основную его (произведения) тему или идею. Данная функция заголовка обуславливает его связь со всем текстом, а также возможность реализации смысла заголовка в полном объеме только в его ретроспективном виде, прочтении, т.е. после реализации всех линий связи «заголовок – текст». Кроме того, что заглавие называет текст, ориентируясь на его тему, оно еще отделяет один текст от другого, т.е. структурирует текст.
Одним из эффективных приемов обучения пониманию текста является вероятностное прогнозирование содержания текста по заголовку. В сознании читателя смысл прочитанного (прослушанного) постоянно обновляется и меняется в ходе восприятия речи. При этом конечный результат зависит не только от характеристики самого текста, но и от воспринимающего текст человека и его прошлого опыта.
В школьной практике работа над заглавием текста начинается на уроках русского языка и чтения еще в начальной школе и осуществляется на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах.
Формирующий эксперимент
В качестве формирующего эксперимента нами были проведены три урока. На уроках чтения дети получили представление о заголовке текста, видах заголовков, научились озаглавливать части текста, давать собственные заголовки и выбирать из предложенных, выделять тему и основную идею текста, ориентируясь на заголовок.
УРОК 1.
Тема: Заголовок текста. План текста
Цели: учащиеся получают представление о заголовке как о кратко сформулированной теме или основной мысли текста; учащиеся развивают умение озаглавливать текст с опорой на тему и основную мысль; составляют план текста, разделённого на части.
Ход урока I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Заслушиваются рассказы учащихся на тему «Друзья».
2. Анализ составленных текстов. Устное редактирование.
3. Вывод: текст должен соответствовать заданной теме. Тему нужно раскрывать полно. В тексте не должно быть лишних предложений, не соответствующих теме, без которых можно обойтись.
III. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке мы учимся подбирать заголовки к тексту, составлять план.
- Почему рассказу нужен заголовок?
- Что это значит - озаглавить текст? На эти вопросы ищем ответ на уроке.
IV. Работа с текстом. Формирование понятия «заголовок текста» (упр. 106, с. 57. Учебник по русскому языку для учащихся 4 класса четырехлетней начальной школы. Составитель: Рамзаева Т.Г.).
- Можете ли вы сразу дать заголовок тексту?
- Почему? Что для этого необходимо?
- Прочитайте текст. Определите тему текста. (Как мальчики помогали старому учителю.)
- Какова его основная мысль? (Каждый получил то, что заслужил своей работой.)
- Должен ли заголовок быть связанным с темой и основной мыслью текста? Обоснуйте ответ.
- Что, на ваш взгляд, удобнее - длинный или краткий заголовок? Почему?
- Прочитайте правило о заголовке текста на с. 57.
- Встречали ли вы в роли заголовков пословицы или поговорки? Приведите примеры.
- Такое встречается довольно часто, так как пословицы или поговорки кратко, но точно и мудро выражают мысли народа.
Заголовок может быть не только повествовательным, но и вопросительным, побудительным предложением.
- Вернёмся к тексту. Попробуйте придумать заголовок, отражающий тему или основную мысль, но кратко.
(Варианты: Как мальчики помогали учителю. Помощники. Два помощника. Каждому — по заслугам. и т. д.)
- Прочитайте пословицы, записанные на доске. Можно ли использовать их в качестве заголовка к этому тексту? Почему? Объясните, как вы поняли смысл этих пословиц.
По заслугам и честь.
По заслугам и молодца жалуют.
По заслуге и плата. (По работе и плата.)
Кто любит труд, того люди чтут.
Каковы дела, такова и слава.
Каков работник, такова ему и плата.
V. Вывод: чтобы озаглавить текст необходимо:
1. Внимательно прочитать его, определить тему.
2. Определить основную мысль.
3. Выбрать тему или основную мысль в качестве заголовка.
4. Подумать, как озаглавить кратко.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VI. Составление плана к тексту упражнения
- Вы уже умеете составлять план текста, разделённого на части. Что для этого нужно? (Прочитать каждую часть, выделить её основную мысль и озаглавить этот пункт плана.)
- Сколько частей в этом тексте?
- Прочитайте первую часть текста. О чём в ней говорится? Какова основная мысль этой части? (К учителю пришли помощники.)
- Прочитайте вторую часть. О чем в ней говорится? Что главное? (Мальчики работали по-разному: один хорошо, а другой ленился). Как вы озаглавите этот пункт плана?
- Прочитайте третью часть. Что главное? (Учитель каждого оценил по его работе.)
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
1. К учителю пришли помощники.
2. Мальчики трудились по-разному.
3. По работе и плата.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VII. Запись в тетрадь краткого содержания каждой части по плану. (Учитель обращает внимание на знаки препинания в предложениях с прямой речью.)
VIII. Проверка, редактирование текста.
IX. Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
- Что узнали нового?
- Что значит - озаглавить текст?
- Зачем нужен заголовок?
УРОК 2
Тема: Работа над деформированным текстом-повествования. Виды заголовков.
Цель урока: формирование умений составлять текст-повествование, задавать заголовки к тексту
Задачи урока:
предметно-информационные:
· формируем первоначальные знания о тексте-повествовании: главный вопрос к тексту «Как это было?», действия совершаются во временной последовательности; виды заголовков.
деятельностно-коммуникативные:
· учимся работать с разными источниками информации: виды заголовков, серия сюжетных картинок, текст;
· развиваем умение преобразовывать деформированный текст, выстраивая события в логической последовательности; умение думать до чтения текста по заголовкам и иллюстрациям.
· мотивируем деятельность учащихся на объяснение смысла заголовков до знакомства с текстом;
· совершенствуем умение формулировать выводы, контролировать и оценивать свою деятельность и одноклассников;
ценностно-ориентационные:
· воспитываем качества личности: умение работать в паре, умение слушать и слышать собеседника; адекватно отвечать на вопросы, умение делать осознанный выбор.
Оборудование:
· деформированный текст-повествование «Как Алеша ежика искал»;
· серия сюжетных картинок по тексту;
· сигнальные карточки.
Деятельность обучающихся:
Учебная деятельность (в соответствии с её структурой), содержание которой определяется темой и задачами конкретного урока: анализ заголовков, составление текста по сюжетным картинкам и из деформированного текста.
Ожидаемый результат: создание текста-повествования по серии сюжетных картинок и из деформированного текста; объяснение роли заголовков.
Учебный материал: деформированный текст-повествование «Как Алеша ежика искал».
Как Алеша ежика искал.
У Алеши был ежик. Он жил в комнате.
Встал однажды утром Алеша и не нашел ежа. Пропал ёжик. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Встряхнул он сапог, а из сапога ёж вывалился.
Ну и домик облюбовал себе ёжик!
Ход урока
1. Сообщение темы урока. Мотивация.
Сегодня мы будем учиться (учить себя) составлять текст (в скобках приведены примерные ответы детей).
Узнаем, о чем нам может рассказать заглавие.
Как вы думаете, это важное умение составлять текст? Почему?
Основную мысль.
«Как Алеша ёжика искал». Что еще можно узнать? (о том, что Алеша искал ёжика).
А что ещё? А можем ли мы узнать тип текста? (да, потому что рассказывается, как Алеша ёжика искал, этот заголовок отвечает на вопрос «Как это было?». А это главный вопрос текста-повествования).
Вывод: Значит, заглавие может отражать тип речи.
4. По ходу работы получилась таблица, и были выставлены сюжетные картинки.
О ёжике. Алеша и ёжик. Находчивый ёжик. | Тема Главные герои Характеристика героя | картинка №1 |
Ёжик пропал. Куда пропал ёжик? | Событие Вопрос, характеризующий проблему | картинка №2 |
Ну и домик! Ёжику лучше в лесу. Как Алеша ежика искал. | Интерес. Основная мысль Тип речи | картинка №3 |
Обратите внимание. Сколько картинок я подобрала?
(3, значит, действия совершаются в определенной временной последовательности)
Попробуем назвать эти действия:
Сначала жил или был,
Потом пропал,
Затем искал, и, наконец, нашел.
УРОК 3
Тема: Осознание текста произведения через работу с заголовком текста.
Произведение для анализа: Ирина Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»
Главная дидактическая цель: формирование навыков осознанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом.
Цели урока:
· Познавательный аспект:
· формирование общеучебного умения осознанного, правильного чтения сказки;
· формирование практических действий с учебным материалом.
· Развивающий аспект:
· развитие речи учащихся;
· формирование действий контроля и самооценки;
· развитие умения высказывать свою позицию, аргументировать свое мнение.
· Воспитательный аспект:
· воспитание внимательного отношения к мнению одноклассников, требовательности к себе и другим, радости сопереживания успехам товарищей;
· коммуникативный аспект: создать условия для сотрудничества в группе.
Задачи:
· выработать умение – способ осознанного чтения;
· формировать умение видеть заголовок и понимать его роль;
· формировать элементарные умения ориентировки в структуре текста, его понимании.
Форма урока: коллективная.
Вид урока: практический.
Метод обучения: проблемный.
ХОД УРОКА
III. Целеполагание
– В сказочной школе идет урок литературного чтения. Учитель Бегемот просит Незнайку, Буратино и Чипполино прочитать рассказ. Сказочные герои читают рассказ. После чтения рассказа учитель задает Незнайке вопрос по прочитанному, но Незнайка молчит, он не может ответить на вопрос.
– Как вы думаете, ребята, Почему Незнайка не смог ответить на вопрос учителя? (Он не понял, о чем читал).
– А вы можете ему помочь? Как? (Не знаем) Почему? (Надо выработать способ понимания).
– Какова же цель нашего урока? (Учиться понимать текст). На какие же вопросы мы должны ответить в конце урока, чтобы помочь сказочным героям? (Как научиться понимать прочитанное)
На доску прикрепляется плакат.
Понимание прочитанного |
IV. Работа по теме урока
1. Работа по знакомству с текстом и формирование элементарных умений ориентировки в его структуре, понимании. Работа в группах
Задание 1.
Прочитайте рассказ. Выберите заглавие. Соедини его карандашом с текстом рассказа. ( Приложение 2 )
(Листочки с выполненной работой прикрепляются на доску.)
2. Обсуждение проделанной работы:
а) аргументация учащимися выбранного заголовка;
б) определение действий-способов работы.
– Расскажите, какие действия вы выполнили, чтобы выбрать заголовок. (Отчеты групп).
Ранжирование выполненных действий
–Какой можно сделать вывод?
Д. Чтобы подобрать заголовок к тексту мы должны: 1. Прочитать текст.
2. Ответить на вопросы по его содержанию (Что случилось?) 3. Прочитать предложенные заголовки, подумать, какой больше подходит к данному тексту. Почему?
4. Проверить себя (перечитать текст).
– Можем ли мы пользоваться этим способом при работе с любым текстом?
Задание 2. (Приложение3)
Посмотрите на задание 2. Есть ли у текста заголовок? (нет). Ваша задача: придумать заголовок к рассказу, пользуясь выработанным вами способом. (Работа в группах)
Отчет (листочки с выполненной работой крепятся на доску). – Как вы действовали? Расскажите. (На доску прикрепляются карточки.)
– Обязательно ли надо проверять себя? (Да)
3. Восстановление деформированного текста. (Приложение 4)
(И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»)
Текст каждой части дан на отдельных листочках.
Задание 3.
Карточка 3.
– Наведите порядок. Расположите части так, чтобы получился связный текст. Для этого установите, что было сначала, затем, в конце. (Наклеить части текста на лист)
– Проверьте себя по учебнику – с.9 (чтение вслух получившихся текстов)
– У какой группы получился правильный текст? Расскажите, как действовали. Какой способ работы с текстом у вас получился? (Карточки крепятся на доску)
Самоконтроль
– Перечитайте текст. Проверьте себя (понимание предметного содержания).
Выберите правильный ответ:
1) Буква А была очень довольна:
1. Да
2. Нет
3. Не знаю
2) Кляксич старается помирить буквы:
1. Да
2. Нет
3. Не знаю
V. Обобщение
– Решили мы задачи, которые определили в начале урока?– Сколько способов мы открыли сегодня?– Можем теперь дать рекомендации Незнайке?– Что же нужно делать, чтобы лучше понять то, что читаешь?– Можно ли по заголовку определить, о чем пойдет речь?– Можно ли поменять местами шаги 1 и 3? (можно) Почему?
VI. Итог урока
– Смогли вы договориться в группе?– Что было для вас полезным на уроке?– Чему вы учились на уроке?– Дайте оценку Его Величеству Уроку. Получился ли урок таким, каким мы хотели? Почему? – Всем большое спасибо за работу.
Контрольный эксперимент
Для контрольного эксперимента нами были выбраны подобные произведения, тех же авторов: басня Крылова «Стрекоза и муравей» и рассказ Н.Носова «Живая шляпа». Задавались те же вопросы, что и на первом этапе исследования. Результаты исследования приведены в Приложении 5 Таблицы 4-6 и протоколы 3,4.
На основе полученных данных сравним результаты констатирующего и контрольного экспериментов.
Таблица 2. Уровни развития младших школьников умений воспринимать и осмысливать заголовок текста
эксперимент | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
констатирующий | 33% | 27% | 40% |
контрольный | 53% | 27% | 20% |
Рисунок 2.Динамика развития умений воспринимать и осмысливать заголовок текста
Результаты показали значительный рост умений воспринимать и осмысливать текст заголовка: низкий уровень остался только у 20% детей (3 ребенка), средний уровень показали столько же детей (27% или 4 ребенка) и высокий уровень повысился с 33 до 53%.
Вывод по 2 главе
Во втором классе «Б» школы №76 нами был проведен педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов, направленный на выявление состояния развития умений младших школьников воспринимать и осмысливать заголовок текста произведения.
На констатирующем этапе нами были выдвинуты критерии исследования, разработаны инструменты диагностики, подобраны произведения для исследования.
По результатам тестирования были выделены три уровня сформированности умений воспринимать и осмысливать заголовок текста. Основная масса детей показала средний и низкий уровень. Результаты констатирующего этапа показали, что у детей этого класса в недостаточной мере развиты умения предвосхищать содержание произведения по заголовку, составлять вопросы к заголовку, озаглавливать фрагменты текста, определять основную идею или тему произведения.
Целью формирующего этапа эксперимента было разработать и внедрить уроки, направленные на развитие опыта осмысления текста через восприятие и анализ его заголовка.
Контрольный этап эксперимента показал, что три проведенные нами урока, на которых дети учились анализировать и осмысливать заголовки произведений, позволили улучшить качество понимания текста у младших школьников.
Результаты контрольного этапа исследования показали значительный рост по всем диагностируемым нами умениям. Проведенный нами эксперимент показал, что умения воспринимать и осмысливать заголовок текста имеют большое значение для понимания учащимися текста произведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе были рассмотрены методические приемы работы с заголовком текста в начальной школе, охарактеризованы особенности понимания текста через осознание заголовка.
В результате проведенного исследования были получены данные, подтверждающие существование связи между уровнем развития умений воспринимать и осмысливать заголовок текста и пониманием текста художественного произведения младшими школьниками.
Поставленные задачи были выполнены, цель работы достигнута. Основным в структуре чтения является понимание прочитанного. Оно влияет на успешность овладения ребенком учебным материалом, на его усвоение. Одним из основных элементов, помогающих осознанию текста, является заголовок.
Будучи сильной позицией текста, заголовок является первым знаком художественного произведения, который стоит над и перед основным текстом и берет на себя основную нагрузку выдвижения на первый план важнейших смыслов текста, выполняя тематизирующую, символизирующую, и оценочную функции.
Мысленная обработка, анализ заголовка – первый шаг к усвоению идеи автора. Сопоставление известного с темой заголовка рождает догадку о круге выдвигаемых автором проблем, вызывает вопросы и гипотезы. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом, в ходе которого происходит постижение содержания и его главной мысли. Работая над заголовком, дети учатся «прогнозировать» события, описываемые в тексте. Таким образом, заголовок дает возможность понять авторскую мысль, смысл текста и авторский замысел. Именно поэтому существует необходимость обучения младших школьников работе с заголовком художественного произведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арнольд, И.В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста/И.В. Арнольд//Иностранный язык в школе.– 1978.– №4.– С.60-70.
2. Бакулина Г.А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. – Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. – 224 с.
3. Бахтин М. Проблема текста. Опыт философского анализа // Вопросы литературы. – 1976. – № 10. – С.122-151.
4. Брудный А.А. О сознании текста // Мысль и текст: Сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Брудного. – Фрунзе, 1988. – С.3-9.
5. Будагов Р.А. Поэтика заголовков в «Дон Кихоте» Сервантеса. – М., МГУ, 1984. – С.182-196.
6. Бунеев Р.Н. Литературное чтение: Учебники для 1-4 классов/ Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. -М.: Баласс, 2006.
7. Веселова, Н.А. Заглавие литературно-художественного текста : онтология и поэти-ка : автореф. дис. … канд. филол. наук / Н. А. Веселова. – Тверь, 1998. – 27 с.
8. Выготский Л.С.Психология искусства. – М., 1968.
9. Гальперин И.Р. Интеграция и завершенность текста // Изв. АН СССР. Сер. лит-ры и языка. – 1980. – Т.39. – № 6.
10. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.
11. Гетман Л.И. Художественный текст как объект лингвостилистического исследования: Материалы к специальному и факультативному курсам. –Нежин: НГПИ, 1993.
12. Джанджакова Е.В. О поэтике заглавий // Лингвистика и поэтика / Отв. Ред.В.П. Григорьев. – М., 1979. – С.207-215.
13. Ипполитова Н.А. Особенности обучения чтению в начальной школе // Начальная школа: плюс-минус. – 1999. – № 5. – С. 16-23.
14. Кожевникова Н.А.Слово в тексте. – М., 1986. – С.106-140.
15. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М.: Просвещение, 1983. -224 с.
16. Кожина Н.А. Заглавие художественного произведения: онтология, функции, параметры типологии // Проблемы структурной лингвистики. 1984. / Под ред. В.П. Григорьева. – М., 1988. – С.167-183.
17. Кожина Н.А. Заглавие художественного произведения: структура, функции, типология / Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – М., 1986. – 22 с.
18. Кожина, Н.А. Способы выражения экспрессии в заглавиях художественных текстов / Н.А. Кожина // Проблемы экспрессивной стилистики. – Ростов н/Д, 1987. – С. 111–116.
19. Кржижановский, С.Д. Заглавие / С.Д. Кржижановский // Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов. Т. 1. – М. ; Л., 1925. – С. 58.
20. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. – М., 1988. - 319 с.
21. Лазарева В. Принципы и технология анализа художественного текста на уроках “Литературного чтения”// Начальная школа.- 2003. -№4. – С.5.
22. Ламзина, А.В. Заглавие / А.В. Ламзина // Введение в литературоведение / под ред. Л.В. Чернец. – М., 1999. – С. 94.
23. Лукин Е. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа: учеб. для филол. спец. вузов. /Е.Лукин, В.А. Лукин. – М.:ОСЬ-89, 1999. – 192 с.
24. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 464 с.
25. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М.: «Баллас», Издательский дом РАО, 2003. – 368 с.
26. Постоловский И.З., Постоловский В.И. Предвосхищение при чтении: Упражнения для тренировок: [1-5 кл.]. / Всесоюзная ассоциация исследователей чтения, Н.-и. лаб. проблем динамического чтения в школе ООИУУ. – Одесса: Б.и. 1991. – 95 с.
27. Самсонова А.Н. Роль установки в процессе понимания текста (на материале художественного текста): Дис. …канд. психол. наук.: 19.00.07. – М., 1994. – 233 с.
28. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения: Кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1991. – 207 с.
29. Слухай Н.В. Художественный образ в аспекте лингвистики текста. - Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2000. – 84 с
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1. Результаты ответов при изучении заголовка басни (констатирующий эксперимент)
№ | ФИО | 1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | 4 вопрос | 5 вопрос | 6 вопрос | 7 вопрос | 8 вопрос | 9 вопрос | Кол-во баллов |
Алексеев Егор | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 7 | |
Болдырева Катя | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 8 | |
Васильева Вика | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 10 | |
Волошина Инга | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 15 | |
Греков Антон | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | |
Давыдова Настя | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 10 | |
Дробыш Иван | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 10 | |
Иваненко Руслан | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 15 | |
Коваленко Ульяна | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 4 | |
Латышев Илья | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 17 | |
Морозов Денис | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 4 | |
Новикова Аня | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 16 | |
Проскоков Даниил | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | |
Филипчук Кирилл | 2 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 10 | |
Хабарова Лиза | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 16 |
Таблица 2 Результаты ответов при изучении заголовка рассказа (констатирующий эксперимент)
№ | ФИО | 1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | 4 вопрос | 5 вопрос | 6 вопрос | 7 вопрос | Кол-во баллов |
Алексеев Егор | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 | |
Болдырева Катя | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 6 | |
Васильева Вика | 1 | 2 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 7 | |
Волошина Инга | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 11 | |
Греков Антон | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Давыдова Настя | 1 | 2 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 7 | |
Дробыш Иван | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 8 | |
Иваненко Руслан | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 12 | |
Коваленко Ульяна | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Латышев Илья | 2 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 9 | |
Морозов Денис | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 | |
Новикова Аня | 2 | 2 | 2 | 0 | 1 | 2 | 1 | 10 | |
Проскоков Даниил | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | |
Филипчук Кирилл | 2 | 2 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 8 | |
Хабарова Лиза | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 13 |
Протокол 1
Дата обследования: 13.04.10
Фамилия ребенка: Дробыш Иван
Возраст: 8 лет
Ответы при работе с заголовком басни.
1. «Кукушка и петух» (1 балл)
2. Крылов (2 балла)
3. не помню (0 баллов)
4. Зачем мартышке нужны очки? (1 балл)
5. О том, как мартышка одевала очки (2 балла).
6. Да, нашел (1 балл)
7. Глупая мартышка (1 балл)
8. Тема (2 балла)
9. затруднился (0 баллов).
Итого: 10 баллов
Ответы при работе с заголовком рассказа:
1. «Мишкина каша» (1 балл)
2. Дети (2 балла)
3. О том, как дети ели огурцы (0 баллов)
4. нет, маленькое название (0 баллов)
5. затруднился (0 баллов)
6.тему(2 балла)
7. «Котька и колхозные огурцы» (2 балла)
Итого: 7 баллов
Протокол 2
Дата обследования: 13.04.10
Фамилия ребенка: Коваленко Ульяна
Возраст: 7 лет
Ответы при работе с заголовком басни.
1. Не вспомнила (0 балл)
2. Не назвала (0 балла)
3. не помню (0 баллов)
4. Для чего мартышке нужны очки? (1 балл)
5. Как мартышка разбила очки (1 балл).
6. Да, нашла (1 балл)
7. Мартышкины очки (1 балл)
8. затруднилась (0 баллов)
9. затруднилась (0 баллов).
Итого: 4 балла
Ответы при работе с заголовком рассказа:
Не справилась с вопросами и заданиями
Итого: 0 баллов
Таблица 3 Сводные результаты обследования (констатирующий эксперимент)
№ | Фамилия, имя ребенка | Анализ заголовка басни, кол-во баллов | Анализ заголовка рассказа, кол-во баллов | Общее кол-во баллов |
Алексеев Егор | 7 | 2 | 9 | |
Болдырева Катя | 8 | 6 | 14 | |
Васильева Вика | 10 | 7 | 17 | |
Волошина Инга | 15 | 11 | 26 | |
Греков Антон | 2 | 0 | 2 | |
Давыдова Настя | 10 | 7 | 17 | |
Дробыш Иван | 10 | 8 | 18 | |
Иваненко Руслан | 15 | 12 | 27 | |
Коваленко Ульяна | 4 | 0 | 4 | |
Латышев Илья | 17 | 9 | 26 | |
Морозов Денис | 4 | 3 | 7 | |
Новикова Аня | 16 | 10 | 26 | |
Проскоков Даниил | 3 | 3 | 6 | |
Филипчук Кирилл | 10 | 8 | 18 | |
Хабарова Лиза | 16 | 13 | 26 |
25-32 балла – высокий уровень развития;
17-24 балла – средний уровень развития;
0-17 баллов – низкий уровень развития.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Задание 1.
Прочитайте рассказ. Выберите заглавие. Соедините его карандашом с текстом рассказа.
Три котенка Прогулка Лягушка, рыба, мышь
В. Сутеев.
Три котенка – черный, серый и белый – увидели мышь… и бросились за ней!
Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята – за ней! Мышь убежала.
А из банки вылезли три белых котенка.
Три белых котенка увидели во дворе лягушку и бросились за ней!
Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу. Котята за ней!
Лягушка ускакала… а из трубы вылезли три черных котенка.
Три черных котенка увидели рыбу… и бросились за ней!
Рыба уплыла, а из воды вынырнули три мокрых котенка.
Три мокрых котенка пошли домой.
По дороге они обсохли и стали, как были: черный, серый и белый.
Вопросы:
Кого увидели котята?
Почему котята становились то белыми, то черными, то мокрыми?
Что вы думаете об этих котятах?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Задание 2.
а) Придумайте заголовок к рассказу, пользуясь выработанным способом
Л. Воронкова
Ваня приехал в деревню.
– Пойдём с нами за ягодами! – сказали ему ребята.
– А куда?
– В лес.
– А разве у вас в лесу магазин есть?
– Есть! – засмеялись ребята.
Ваня пошёл с ребятами в лес. Ребята собирают в траве землянику. А Ваня всё ходит да ищет магазин. И не замечает, что сам ходит по ягодам и топчет их.
б) ответьте на вопрос
1. Почему Ваня не нашёл в лесу ягод? Подчеркните слова, которые помогут вам ответить на этот вопрос
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»
Задание 3.
Наведи порядок. Расположите части так, чтобы получился связный текст. Для этого установите, что было сначала, затем, в конце. (Наклеить части на прилагаемый выше лист)
(карточки разрезать по линиям)
– Да Кляксич же! – воскликнула буква «А». – Он ссорит буквы друг с другом. Он хочет их всех заменить своими кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моём месте стоит жирная клякса – его племянница.
Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква «А». Она размахивала руками и что-то кричала.
–Что с тобой, что случилось? – изумилась Аля.
Буква «А» уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила:
– Кляксич!
– Ничего не понимаю! – сказала Аля.
Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но буквы не слушались. Они падали, менялись местами, точно они все друг с другом перессорились. Ну, просто наказание!
Читаем
текст
Отвечаем
на вопросы
Читаем и выбираем заголовок
Проверяем себя
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Таблица 4. Результаты ответов при изучении заголовка басни (контрольный эксперимент)
№ | ФИО | 1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | 4 вопрос | 5 вопрос | 6 вопрос | 7 вопрос | 8 вопрос | 9 вопрос | Кол-во баллов |
Алексеев Егор | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 13 | |
Болдырева Катя | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 0 | 13 | |
Васильева Вика | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 15 | |
Волошина Инга | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 17 | |
Греков Антон | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 13 | |
Давыдова Настя | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 0 | 14 | |
Дробыш Иван | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 15 | |
Иваненко Руслан | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 | |
Коваленко Ульяна | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 9 | |
Латышев Илья | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 | |
Морозов Денис | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | 0 | 9 | |
Новикова Аня | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 | |
Проскоков Даниил | 1 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 6 | |
Филипчук Кирилл | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 15 | |
Хабарова Лиза | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 17 |
Таблица 5. Результаты ответов при изучении заголовка рассказа (контрольный эксперимент)
№ | ФИО | 1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | 4 вопрос | 5 вопрос | 6 вопрос | 7 вопрос | Кол-во баллов |
Алексеев Егор | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 7 | |
Болдырева Катя | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 8 | |
Васильева Вика | 2 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 9 | |
Волошина Инга | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 11 | |
Греков Антон | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 7 | |
Давыдова Настя | 2 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 2 | 10 | |
Дробыш Иван | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 11 | |
Иваненко Руслан | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | |
Коваленко Ульяна | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 5 | |
Латышев Илья | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 12 | |
Морозов Денис | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 7 | |
Новикова Аня | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 12 | |
Проскоков Даниил | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 5 | |
Филипчук Кирилл | 2 | 2 | 1 | 0 | 2 | 2 | 2 | 11 | |
Хабарова Лиза | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 |
Протокол 3
Дата обследования: 24.05.10
Фамилия ребенка: Дробыш Иван
Возраст: 8 лет
Ответы при работе с заголовком басни.
1. «Мартышка и очки», «Кукушка и петух», «Ворона и лисица» (2 балла)
2. Крылов (2 балла)
3. басня (2 балла)
4. Какая была стрекоза? Какой был муравей? (2 балла)
5. Чем занимались стрекоза и муравей? (1 балла).
6. Да, нашел (1 балл)
7. Трудолюбивый муравей и ленивая стрекоза (1 балл)
8. Тема (2 балла)
9. Пословицей – «Кто не работает, тот не ест». (2 балла).
Итого: 15 баллов
Ответы при работе с заголовком рассказа:
1. «Фантазеры», «Огурцы», «Мишкина каша» (1 балл)
2. Дети (2 балла)
3. О том, шляпа двигалась, ожила (1 баллов)
4. не совсем (1 баллов)
5. 1 фрагмент (Шляпа ожила); 2 фрагмент (Борь ба со шляпой); 3 фрагмент (Шаловливый котенок) (1 баллов)
6.тему(2 балла)
7. «Котенок, ожививший шляпу» (2 балла)
Итого: 15 баллов
Протокол 4
Дата обследования: 24.05.10
Фамилия ребенка: Коваленко Ульяна
Возраст: 7 лет
Ответы при работе с заголовком басни.
1. Мартышка и очки (1 балл)
2. Крылов (2балла)
3. не помню (0 баллов)
4. Что делали стрекоза и муравей (1 балл)
5. Чем занимались стрекоза и муравей (1 балл).
6. Да, нашла (1 балл)
7. «Стрекоза-лентяйка», «Трудолюбивый муравей» (2 балл)
8. затруднилась (0 баллов)
9. затруднилась (0 баллов).
Итого: 9 баллов
Ответы при работе с заголовком рассказа:
1. «Огурцы» (1 балл)
2. Дети (2 балла)
3. О живой шляпе (1 балл)
4. не совпало (0 баллов)
5. 1 фрагмент (Движущаяся шляпа), 2 и 3 фрагмент затруднилась назвать (1 балл)
6. затруднилась ответить (0 баллов)
7. затруднилась ответить (0 баллов)
Итого: 5 баллов
Таблица 6. Сводные результаты обследования (констатирующий эксперимент)
№ | Фамилия, имя ребенка | Анализ заголовка басни, кол-во баллов | Анализ заголовка рассказа, кол-во баллов | Общее кол-во баллов |
Алексеев Егор | 13 | 7 | 20 | |
Болдырева Катя | 13 | 8 | 21 | |
Васильева Вика | 15 | 9 | 24 | |
Волошина Инга | 17 | 11 | 28 | |
Греков Антон | 13 | 7 | 20 | |
Давыдова Настя | 14 | 10 | 24 | |
Дробыш Иван | 15 | 11 | 26 | |
Иваненко Руслан | 18 | 14 | 32 | |
Коваленко Ульяна | 9 | 5 | 14 | |
Латышев Илья | 18 | 12 | 30 | |
Морозов Денис | 9 | 7 | 16 | |
Новикова Аня | 18 | 12 | 30 | |
Проскоков Даниил | 6 | 5 | 11 | |
Филипчук Кирилл | 15 | 11 | 26 | |
Хабарова Лиза | 17 | 14 | 31 |
25-32 балла – высокий уровень развития;
17-24 балла – средний уровень развития;
0-17 баллов – низкий уровень развития.
[1]Арнольд И.В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста // Иностранные языки в школе. – 1978. – № 4.- С.62.
[2] См. там же.- С.61.
[3] Даль В., Толковый словарь живого великорусского языка. Т 1- М., 1978. - С. 567.
[4] Словарь русского языка/ Сост. С.И. Ожегов. - М., 1952. – С. 173
[5] Выготский Л.С.Психология искусства. – М., 1968. – С.204.
[6] Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981. – С.133.
[7] Веселова, Н.А. Заглавие литературно-художественного текста : онтология и поэти-ка : автореф. дис. … канд. филол. наук / Н.А. Веселова. – Тверь, 1998. – С.4.
[8] Слухай Н.В. Художественный образ в аспекте лингвистики текста. - Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2000. – С 12.
[9] Кожина Н.А. Заглавие художественного произведения: структура, функции, типология / Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – М., 1986. – С.10.
[10] Кожина Н.А. Заглавие художественного произведения…– М., 1986. – С.21.
[11] Кожина Н.А. Заглавие художественного произведения... – М., 1988. – С.167-183.
[12] Тураева З.Я. Лингвистика текста. – М., 1986. – С.53.
[13] Кухаренко В.А. Интерпретация текста. – М., 1988. - С.92.
[14] Ламзина, А. В. Заглавие / А. В. Ламзина // Введение в литературоведение / под ред. Л. В. Чернец. – М., 1999. – С. 94.
[15] Брудный А.А. О сознании текста // Мысль и текст: Сб. науч. тр. / Под ред. А.А.Брудного. – Фрунзе, 1988. – С.3-9.
[16] Кожина Н.А. Заглавие художественного произведения: структура, функции, типология / Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – М., 1986; Кожина Н.А. Заглавие художественного произведения: онтология, функции, параметры типологии // Проблемы структурной лингвистики. 1984. / Под ред. В.П.Григорьева. – М., 1988. – С.167-183.
[17] Гетман Л.И. Художественный текст как объект лингвостилистического исследования: Материалы к специальному и факультативному курсам. – Нежин: НГПИ, 1993. – С.36-44.
[18] Джанджакова Е.В. О поэтике заглавий // Лингвистика и поэтика / Отв. Ред.В.П.Григорьев. – М., 1979. – С.207-210.
[19] Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981. – С.134.
[20] Кухаренко В.А. Интерпретация текста. – М., 1988. – С.91.
[21] Кожевникова Н.А.Слово в тексте // ее же Словоупотребление в русской поэзии начала ХХ века. – М., 1986. – С.106-140.
[22] Будагов Р.А. Поэтика заголовков в «Дон Кихоте» Сервантеса // его же, Писатели о языке и язык писателей. – М., МГУ. – 1984. – С.182-196.
[23] См. там же. – С.195.
[24] Будагов Р.А. Поэтика заголовков в «Дон Кихоте» Сервантеса // его же, Писатели о языке и язык писателей. – М., МГУ. – 1984. – С.196.
[25] Кржижановский, С. Д. Заглавие / С. Д. Кржижановский // Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов. Т. 1. – М. ; Л., 1925. – С. 58.
[26] Брудный А.А.Указ. соч.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981. – С.133.
[28] Кухаренко В.А. Интерпретация текста. – М., 1988. – С.96.
ВВЕДЕНИЕ
Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает.
Первейшее условие верного восприятия текста – понимание каждого его слова. Одним из важнейших приемов в понимании текста является осмысление его заголовка. Заглавие в течение последних десятилетий привлекает серьезное внимание исследований (С.Д. Кржижановский, И.И. Бирагова, В.В. Богуславская, Н.А. Веселова, Н.Н. Гавришина, Ф.М. Горленко, Д.К. Гоциридзе, О.К. Дубовик, И.Г. Кошевая, Л.А. Лебедева, Г.Д. Лочмеле, Д.Н. Медриш, В.И.Муренко, Л.У.Никабадзе, Ю.Б.Орлицкий, Н.П. Пешкова, Н.М. Портильо, С.А. Сандажиева, Э.И. Турчинская, Н.А. Фатеева, И.В. Фоменко, Н.П. Харченко, В.А. Чижаковский, А.А. Ягодова, С.А. Крипке, Дж.М. Уильямс и многие др.).
Анализ научной литературы свидетельствует о большом интересе лингвистов к проблеме заголовка. Особый интерес к нему объясняется и уникальным положением заголовка в тексте, и многообразием его функций. Заголовок аккумулирует в себе смысл, стилистику и поэтику произведения, выступает смысловым сгустком текста и может рассматриваться как своеобразный ключ к его пониманию. Выделенный графически, он интерпретируется читателем как наиболее заметная его часть. В лингвистическом плане заголовок является первичным средством номинации, в семиотическом плане - первым знаком темы.
Специфика заглавия текста заключается в том, что оно является составной частью именуемого объекта, элементом его структуры, и, занимая сильную позицию в тексте, относится к тем композиционным элементам, которые привлекают повышенное внимание при первом знакомстве с текстом.
Цель исследования: выявить методические приемы работы с заголовком текста.
Объект исследования: заголовок как сильная позиция текста.
Предмет исследования: приемы работы над заголовком текста в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Выявить специфику заголовка как сильной позиции текста.
2. Охарактеризовать виды заголовков.
3. Охарактеризовать особенности понимания текста через осознание заголовка.
4. Описать традиционные приемы работы над заголовком текста в начальной школе.
5. Провести диагностику умений младших школьников воспринимать и осмысливать заголовок текста и содержания произведения
6. Разработать и провести уроки, включающие в себя работу над заголовком текста.
7. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
Методы исследования: анализ теоретической литературы и практического опыта по теме исследования, педагогический эксперимент.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ЗАГОЛОВКОМ ТЕКСТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дата: 2019-12-22, просмотров: 306.