Тема 8. Культура эпохи возрождения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(1 час)

1. Итальянская живопись эпохи ренессанс. Особенности архитектуры и скульптуры эпохи Возрождения.

2. Религиозные течения католического христианства в эпоху реформации: протестантство, баптизм, кальвинизм, лютеранство и др.

Литература

1. Культурология. История мировой культуры: учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М., 1995.

2. Культурология. История и теория культуры / Под ред. В.И. Добрыниной. М., 1993.

3. История всемирной культуры. М., 1983. Т. 1-3.

4. Борзова Е.П. История мировой культуры. СПб., 2002.

5. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1999.

6. Ильина Т.В. История искусств: Западно-Европейское искусство. М., 1993.

7. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Искусство Западной Европы: Англия, Франция. М., 1996.

8. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Искусство Западной Европы. Германия. Нидерланды. М., 1996.

9. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Италия. Испания. М., 1996.

10. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры. М. 1998.

11. Культурология ХХ в. Словарь. СПб., 1997.

12. Культурология ХХ век. Энциклопедия. Т. 1-2, СПб., 1998.

13. Пархоменко И.Т. История мировой и отечественной культуры. М., 2002.

14. Пархоменко И.Т. Культурология в вопросах и ответах для зачетов экзаменов. М., 2001.

15. Мамонтов С.П. Основы культурологи: Учебное пособие. М., 2001.

Методические рекомендации

Вопрос 1. Дайте определение понятию ренессанс (возрождение). Элементы какой культуры возрождались в Европе в XV-XVI вв. Как повлияло наследие греческой культуры на развитие архитектуры, живописи, скульптуры эпохи Возрождения. Особое внимание следует обратить на итальянскую живопись. Дайте характеристику творчеству Леонардо До Винчи, Боттичелли, Рафаэль и др. Охарактеризуйте неповторимую технику сфумато. Обратите внимание на тематику живописных работ художников эпохи Возрождения. Рассмотрите скульптуру эпохи. Дайте характеристику творчеству Микеланджело. В чем отличительные особенности скульптур эпохи ренессанса от древнегреческих статуй. Выявите основные достижения техники строительства. Как изменилась архитектура соборов. Охарактеризуйте деятельность Брунеллески. Опишите крупнейшие соборы европейского возрождения.

Вопрос 2. В связи с началом эпохи Великих географических открытий, развитием рационального мировоззрения церковная идеология все меньше востребована, однако церковь не собиралась сдавать своих привилегий. По всей Европе разгорались пожары инквизиции, в которых сгорело немало выдающихся деятелей науки и передовых научных открытий. Рост влияния буржуазных отношений, а также бедность основной массы населения Европы, неспособного оплатить дорогостоящие церковные обряды привело к появлению реформации. Родоначальником реформации считается Мартин Лютер. Против чего выступал он в своих 95 тезисах? Охарактеризуйте протестантство, появившееся как дешевая альтернатива католичества. Рассмотрите нормы протестантских вероучений: лютеранство, кальвинизм, баптизм, англиканство, цвинглианство и др.

Тема 9. Культура России в XIX -начале ХХ вв.

(1 час)

1. Образование, наука и техника. Русские путешественники

2. Литература и журналистика. Общественно-политическая мысль

3. Театр и музыка

4. Живопись и архитектура

5. Быт и нравы

Литература

1. Белякова Е. Бабьи стоны. Как разводились в Российской империи//Родина. 2002. №7. 

2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учебник. В 2-х частях. М., 2002.

3. Бордюгов Г., Борисов К. Полет Жар-птицы. «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже//Родина. 2003. №9. 

4. Кирсанова Р. Насильный брак//Родина. 2002. №3. 

5. Колганова Е. «На фу-фу я не пойду…». До чего же непросто было развестись сто лет тому назад//Родина. 2006. №5. 

6. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. М., 2003.

7. Лебина Н. ХХ век: словарь повседневности//Родина. 2005. №3-12; 2006. №1-5.

8. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII-XIХ вв.). СПб., 1999.

9. Мир русской культуры: Энциклопедический справочник. М., 2000.

10. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII- начало ХХ вв.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В 2-х томах. СПб., 2000.

11. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века/Под ред. Н.М. Волынкина. М., 1976.

12. Очерки русской культуры начала XIX века. В 6-ти томах. М., 1998.

13. Очерки русской культуры начала ХХ века. М., 1985.

14. Пашина О. Зимние вечерки. Из хаты в хату – потанцевать, попеть, поворожить…//Родина. 2002. №1. 

15. Познанский В.В. Очерки формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX века. М., 1975.

16. Рапацкая А.Л. Искусство «серебряного века». М., 1996.

17. Рапацкая А.Л. Русская художественная культура: Учебное пособие. М., 1998.

18. Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века. М., 1989.

19. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. М., 1991.

20. Тучков И. Имперский классицизм//Родина. 2002. №8.   

21. Худушина И.Ф. Царь. Бог. Россия. Самосознание русского дворянства. Конец XVIII-начало XIX столетия. М., 1986.

22. Щетинина Г.И. Идейная жизнь русской интеллигенции: конец XIX –начало ХХ вв. М., 1995.

23. Юхнева Е. Дом для «старых русских». Барская квартира сто лет назад//Родина. 2003. №10. 

24. Юхнева Е. Дом для петербуржца//Родина. 2003. №1.  

25. Яковкина Н.И. История русской культуры. XIX век: Учебное пособие. М., 2002.

26. Яковкина Н.И. Русское дворянство первой половины XIX века: быт и традиции. СПб., 2002.

27. Яковкина Н.И. Очерки русской культуры первой половины XIX века. Л., 1989.

Методические рекомендации

Вопрос 1. Обратите внимание на оформление системы начального, среднего и высшего образования и проследите связь между этим фактом и подъемом науки. Рассмотрите наиболее выдающиеся достижения точных и естественных наук (особенно географии), попытайтесь также проследить взаимовлияние развития науки и экономики в указанный период. При анализе обществоведческого знания рекомендуется уделить основное внимание таким направлениям, как славянофильство, западничество, философия всеединства, а также русский космизм.

Вопрос 2. При рассмотрении данного вопроса обратитесь к особенностям исторического развития России в указанный период. Какое время в русской культуре называют «золотым» и «серебряным» веками? Отметьте культурный и духовный подъем общества, связанный с победой в Отечественной войне 1812 года, которому также способствовала политика «просвещенного абсолютизма», проводимая Екатериной II и Александром I. Проследите эволюцию в литературе от классицизма к сентиментализму и романтизму в первой трети XIX в. Обратите внимание на появление реалистических тенденций в 1830-е гг., отметьте наиболее ярких его представителей. С чем было связано возникновение такого течения? Начало ХХ в. характеризуется так называемым полифонизмом, многочисленностью группировок, течений и школ – символизм, акмеизм, футуризм и т.д. Рассмотрите наиболее значимых представителей этих течений.

Вопрос 3. Проиллюстрируйте сентиментальные, романтические и реалистические направления в музыке и театре. Обратите внимание на обращение музыкантов начала XIX века к народной мелодии и национальной тематике. Проследите взаимосвязь музыкального, театрального и литературного искусства.

Вопрос 4. При анализе живописного искусства подчеркните рост интереса художников к личности человека, к жизни обычных людей, который выразился в постепенном отходе от академизма. Обратитесь также к традиционным направлениям в искусстве – романтизму, реализму. Отметьте особенности развития архитектуры в указанный период. Обратите внимание на эклектичный подход с середины XIX в., а с начала ХХ в. – на плюрализм направлений, реализм, импрессионизм, модернизм, примитивизм, абстракционизм.

Вопрос 5. Данный вопрос имеет важное значение в связи с утратой большей части бытовых традиций в советский период отечественной истории. При его рассмотрении необходимо обратиться к образу жизни и ментальным характеристикам различных социальных групп – дворянства, духовенства, купечества, мещанства, казачества и особенно крестьянства как главного хранителя традиционных славянских ценностей и знаний. Рекомендуется обращение к этнографической и мемуарной литературе.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 233.