(2 часа)
1. Особенности формирования древнерусской культуры. Древнеславянское язычество
2. Развитие письменности и образования. Научные знания. Летописи. Литература. Устное народное творчество
3. Религиозная и общественно-политическая мысль. Публицистика в XVI в.
4. Зодчество. Искусство. Музыка.
Литература
1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1984.
2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учебник. В 2-х частях. М., 2002.
3. Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси. XIII-XV вв. М., 1988.
4. Бужилова А. Аспидов яд. Болезни и обыденная жизнь в Древней Руси//Родина. 2002. №11-12.
5. Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство. СПб., 2001.
6. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII вв. М., 1995.
7. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.
8. Великая Русь: История и художественная культура, Х-XVII века/Под ред. Д.С. Лихачева. М., 1995.
9. Виргинский В.С., Хотенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV в. М., 1988.
10. Демин А.С. Художественные миры древнерусской литературы. М., 1993.
11. Дунаев М.М. Своеобразие древнерусской иконописи: Очерки по русской культуре XII-XVII вв. М., 1995.
12. Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1988.
13. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях. М., 2000.
14. Забияко А.П. История древнерусской культуры. М., 1995.
15. Занков Д. «Блуд бывает всякий…». Сексуальность Московской Руси на церковной исповеди//Родина. 2004. №12.
16. Зимин А.А. Пересветов и его современники. Очерки по истории общественно-политической мысли середины XVI в. М., 1958.
17. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. М., 2003.
18. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.
19. Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М., 1983.
20. Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.-Л., 1962.
21. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967.
22. Лосева О.В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001.
23. Лурье Я.С. Русские современники Возрождения. Л., 1988.
24. Мир русской культуры: Энциклопедический справочник. М., 2000.
25. Очерки русской культуры XIII-XV вв. В 2-х частях. М., 1969-1970.
26. Памятники Куликовского цикла/Под ред. Б.А. Рыбакова. СПб., 1998.
27. Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995.
28. Рапацкая А.Л. Русская художественная культура: Учебное пособие. М., 1998.
29. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993.
30. Рыбина Е. Не лыком шиты. Быт и досуг древних новгородцев//Родина. 2002. №11-12.
31. Сахаров А.М., Муравьев В.А. Очерки русской культуры IX-XVII вв. М., 1962.
32. Скрынников Р.Г. Третий Рим. СПб., 1994.
33. Тихомиров М.Н. Русская культура Х-XVIII вв. М., 1968.
34. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997.
35. Шахматов А.А. История русского летописания. В 2-х томах. М., 2003.
36. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М., 1999.
37. Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1998.
Методические рекомендации
Вопрос 1. Рассмотрите специфику формирования русской культуры, обратившись к различным ее составляющим – славянским корням, западным и восточным контактам. Познакомьтесь с пантеоном славянских богов, охарактеризуйте древние обычаи, традиции и поверья. Попытайтесь выделить характерные черты русской культуры, обратившись к различным методологическим подходам (например, к географическому детерминизму, к пассионарной теории и т.д.). Также рекомендуется проследить динамику древнерусской культуры во взаимосвязи с наиболее значимыми историческими событиями: образованием государства, принятием христианства, наступлением периода феодальной раздробленности, установлением татаро-монгольского владычества, освобождением от него, образованием русского централизованного государства.
Вопрос 2. Проследите влияние принятия христианства на процесс развития русской культуры, обратите внимание на длительное существование при этом языческих славянских традиций. Отметьте ведущую роль в данном процессе образования единой древнерусской народности и складывания единого русского литературного языка. Проанализируйте роль летописей в формировании народного самосознания, рассмотрите наиболее выдающиеся творения русских летописцев. Обратите внимание на расцвет летописного творчества в период феодальной раздробленности. Подумайте, с чем это было связано. Почему в литературе преобладала героическая и биографическая тематика? При анализе литературы бытового жанра познакомьтесь с «Домостроем». Изучите русский фольклор, особенно былинное творчество, сказки, пословицы, поговорки. Отметьте влияние появления книгопечатания на просвещение и развитие научных знаний. Рассмотрите основные достижения науки того времени, обратите внимание на преимущественно прикладной ее характер.
Вопрос 3. Отметьте тот факт, что развитие и укрепление Российского государства сопровождалось усилением позиций церкви во всех сферах духовной жизни. Рассмотрите идейное противостояние двух противоборствующих церковных направлений – иосифлян и нестяжателей. Какова политическая подоплека этой борьбы? Обратите внимание на возникновение теории «Москва – третий Рим», обосновывающей вселенские претензии Московской митрополии. Проанализируйте русскую публицистику XVI в., представленную работами Федора Карпова, Ивана Пересветова, Андрея Курбского и других общественно-политических деятелей.
Вопрос 4. В зодчестве отметьте преобладание деревянных построек. Рассмотрите самые занимаемые культовые постройки, в которых органично сочетались византийские и славянские традиции. Проследите динамику стилей от крестово-купольного к шатровому. Проанализируйте русскую иконопись, обратите внимание на появление в XV в. помимо традиционных сюжетов из Библии, житий святых пейзажей, портретов, батальных сцен. Охарактеризуйте древнерусское искусство: фреску, мозаику, резьбу по дереву и камню, ювелирное дело.
Тема 7. Русская культура в XVII-XVIII вв. (2 часа)
1. Культура России XVII в.:
а) Просвещение и наука
б) Литература
в) Искусство
г) Быт и нравы
2. Культурный переворот Петра I. Культура России XVIII в.:
а) Просвещение и наука
б) Литература и журналистика. Общественно-политическая мысль. Театр
в) Искусство
г) Изменения в быту и образе жизни
Литература
1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учебник. В 2-х частях. М., 2002.
2. Городская семья XVIII века: Семейно-правовые акты купцов и разночинцев Москвы/Сост. Н.В. Козлова. М., 2002.
3. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М., 1998.
4. Дуков Е. Славные садовые гульбища//Родина. 2003. №3. С. 104-106.
5. Елисеева О. С петухами. Когда ложились спать российские правители и их подданные//Родина. 2005. №6. С. 96-99.
6. Ефремова И. Стиль Адама. «Английский вкус» в убранстве московских дворянских усадеб//Родина. 2003. №5-6.
7. Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века. М., 1996.
8. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях. М., 2000.
9. Илизаров С.С. Московская интеллигенция XVIII века. М., 1999.
10. Карпов Г.М. Русская культура на пороге новой эпохи. XVII век. М., 1994.
11. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. М., 2003.
12. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII-начала XIX в. М., 1983.
13. Кросс Э. Екатерина Великая и парки в английском стиле//Родина. 2003. №5-6.
14. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII-XIХ вв.). СПб., 1999.
15. Мир русской культуры: Энциклопедический справочник. М., 2000.
16. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII- начало ХХ вв.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В 2-х томах. СПб., 2000.
17. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.
18. Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII-начала XVIII века/Под ред. А.Н. Робинсона. М., 1989.
19. Рапацкая А.Л. Русская художественная культура: Учебное пособие. М., 1998.
20. Рапацкая А.Л. Русское искусство XVIII века. М., 1995.
21. Сазонова Л.И. Поэзия русского барокко. М., 1991.
22. Сариева Е. Потешные огни. Фейерверки Петровской эпохи//Родина. 2005. №3.
23. Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России первой половины XVIII века. Л., 1982.
24. Смилявская Е.Б. Дворянское гнездо середины XVIII века: Тимофей Текутьев и его «Инструкция о домашних порядках». М., 1998.
25. Театральная жизнь России в эпоху Анны Иоановны: Документальная хроника 1730-1740 гг./Сост. Старикова Л.М. М., 1995.
26. Тучков И. Имперский классицизм//Родина. 2002. №8.
27. Университет для России: взгляд на историю культуры XVIII столетия/Под ред В.В. Пономаревой и Л.Б. Хорошиловой. М., 1997.
28. Человек эпохи Просвещения/Под ред. Г.С. Кучеренко. М., 1999.
29. Черная Л.А. Русская культура переходного периода от средневековья к новому времени. М., 1999.
Методические рекомендации
Вопрос 1. Обозначьте основные итоги развития русской культуры к концу XVII века. Особое внимание уделите новым явлениям в русской культуре, особенно ее «обмирщанию». Также обратите внимание на появление новых жанров – бытовой повести, бытовой сатиры в русской литературе, светского портрета в живописи, московское барокко в архитектуре. Кроме того, в архитектуре наблюдается отказ от средневековой строгости и аскетизма в пользу внешней нарядности, живописности, декора. Проиллюстрируйте это положение на конкретных примерах. Какие обстоятельства тормозили процесс культурного развития?
Вопрос 2. С какими событиями была связана трансформация культуры в правление Петра I? Рассмотрите наиболее значимые его изменения. Какими методами проводились петровские преобразования и какое значение они имели для дальнейшего развития русской культуры? Проанализируйте политику правительства в области просвещения, рассмотрите ее основные итоги. Особое внимание уделите появлению в России университетскому образованию, а также открытию Академии наук. Обратите внимание на появление системы женского образования. Рассмотрите научные достижения того времени в математической, естественнонаучной, общественно-политической сферах, выделив особо заслуги М.В. Ломоносова. Обратите внимание на расширение круга чтения в петровскую эпоху. XVIII век – это эпоха Просвещения. В чем заключались особенности русского Просвещения, проследите эволюцию взглядов крупнейших представителей этого идейного направления – Н.И. Новикова, А.Н. Радищева. Какие еще существовали течения в данное время? В русской литературе отметьте появление во второй половине XVIII века классицизма как идейной основы борьбы за мощную государственность под эгидой самодержавной власти. Выделите специфику русского классицизма – сильные просветительские тенденции, пафос гражданственности, обличительные мотивы. Также особенностью данного периода была потеря литературой анонимного характера, появление профессиональных писателей. Подумайте, какое значение это имело для дальнейшего развития художественной и общественно-политической мысли, для формирования русского литературного языка. Проследите взаимосвязь литературного и театрального искусства. Обратите внимание на развертывание градостроительства со времен Петра I, на постепенное сворачивание деревянного зодчества в пользу каменных архитектурных сооружений, на активные контакты русских архитекторов с иностранными и на значительную роль последних в русской архитектуре того времени. Проследите эволюцию архитектурных стилей от барокко до классицизма, отметьте окончательное утверждение светской портретной живописи (в том числе и в виде скульптурного портрета) в изобразительном искусстве XVIII века. Обратите внимание на «европеизацию» русской аристократии. Назовите позитивные и негативные стороны изменений в области быта. Отметьте, что преобразования в быту коснулись в первую очередь дворянства. Подумайте, справедливо ли утверждение о том, что после петровских реформ между народом и верхушкой возник глубочайший ментальный разрыв.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 291.