Выбор методов изучения семьи и опыта семейного воспитания зависит от двух важнейших обстоятельств. Первое из них — индивидуальность, уникальность, неповторимость каждой семьи. В семьях заметны различия, которые проявляются:
– в образовательном и культурном уровнях всех ее членов;
– нравственно-психологических установках и позициях;
– жизненном опыте;
– устремлениях, образцах и идеалах;
– умениях и навыках организовать жизнедеятельность родителей и детей;
– опыте воспитания детей.
Второе обстоятельство: семья представляет собой достаточно закрытую ячейку (микроколлектиа) общества. Разрабатываются и применяются методы изучения этих проблем.
Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания — это способы (инструменты), которые помогают собрать, проанализировать обобщить данные о семье, семейном воспитании, специфике, взаимосвязях, закономерностях воспитания в семье.
Для изучения семьи и семейного воспитания необходимо прежде всего иметь план изучения опыта семейного воспитания.
Примерный план изучения опыта семейного воспитания:
1. Важнейшие сведения о «семье»:
- состав семьи;
- образование родителей и других членов семьи;
- профессии родителей и членов семьи;
- увлечение (хобби) родителей.
II. Семейная атмосфера, особенности взаимоотношений в семье:
- тон обращения (доброжелательный, дружелюбный, недоброжелательный, недружелюбный);
- характер отношений (изменчивый, противоречивый);
- позиция каждого члена семьи
III. Цель и задачи семейного воспитания детей.
IV. Приоритеты семьи в воспитании детей:
- здоровье, здоровый образ жизни;
- раннее образование детей;
- развитие нравственных качеств;
- развитие умственных способностей.
V. Особенности семейного воспитания:
- степень участия родителей и всех членов семьи в воспитании детей;
- степень воспитательных усилий (согласованность, несогласованность, непоследовательность, наличие или отсутствие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, который выполняет постоянную воспитательную функцию);
- отсутствие целенаправленного семейного воспитания.
VI. Организация совместных форм деятельности в семье:
- вовлечение детей в общие семейные дела;
- разобщенность родителей и детей в семейных делах;
- отстранение детей от семейных дел;
- дифференциация обязанностей взрослых при организации различных форм деятельности в семье.
VII. Отношение семьи к учебному заведению (дошкольному учреждению, школе, гимназии, лицею и др.):
- степень сотрудничества (высшая, средняя, низкая);
- все воспитательные функции перекладывают на учебное заведение.
VIII. Уровень педагогической культуры родителей:
- наличие определенных психолого-педагогических знаний, практических умений родителей;
- ограниченность в психолого-педагогических знаниях;
- негативное отношение к приобретению психолого-педагогических знаний.
Обратимся к важнейшим методам изучения семьи и семейного воспитания.
Наблюдение — метод, который заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения наблюдаемых с целью выявления его смысла, мотивов, содержания.
Единицей регистрации в наблюдении может быть тот или иной поступок, акт поведения. Например, эмоциональная реакция детей и родителей.
Метод анкетирования (фр. enqimte — список вопросов) — письменный опрос, предполагающий получение ответов респондентов для установления некоторых массовых фактов.
Интервьюирование (англ, interview — беседа, встреча) — способ получения информации с помощью устного опроса, при котором происходит контакт интервьюера с респондентом.
Обычно бывает два вида интервью: свободное, которое не регламентируется темой и формой беседы, и стандартизованное, которое близко к анкете с закрытыми вопросами.
Беседа — метод получения информации на основе словесной коммуникации при сотрудничестве его участников.
Психолого-педагогический тренинг - метод, помогающий одновременно и изучать, и корректировать педагогическую позицию родителей.
Педагогический эксперимент (лат. experimentum — опыт, проба) — опыт в точно учитываемых условиях, с помощью которого в контролируемой и управляемой ситуации исследуются педагогические явления.
38 Психолого-педагогические основы взаимодействия образовательного учреждения и семьи.
Родители и педагоги - две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, и прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение
Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего, положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Памятуя о том, что педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, призванных вызвать у партнера ответную реакцию в виде действий, слов, переживаний, современный педагог не допустит в разговоре с родителями жалоб на ребенка, призывов «принять меры», «разобраться».
На чем основывается доверие родителей к педагогу? На уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).
Практика показывает, что потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны. Однако эта потребность зачастую бывает неосознанной, а мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают. Родители обращаются к педагогу с советами, предложениями, просьбами, касающимися каких-либо текущих событий.
Родители и педагоги зачастую испытывают недостаток информации о воспитании ребенка, особенностях его развития вне границ их воздействия. Педагог, как правило, ссылаясь на недостаток времени, скуп на общение с родителями. Но по долгу службы, по уровню подготовленности к воспитательной деятельности именно педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями.
Еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами.
Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости.
Первое правило. При работе с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.
Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог - лицо официальное, но, по роду своей деятельности нередко становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от «чужих».
Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей.
Установление контактов с родителями, с семьей - первостепенная задача воспитателя, начало всех начал. Однако, посещение семьи должно осуществляться по приглашению; к посещению нужно готовиться, которое заключается в определении самого интересного, положительного в своих питомцах, чтобы психологически тонко и педагогически правильно прозвучали слова педагога.
Установлению контактов с семьей, родителями способствует пропаганда семейного воспитания. Одной из форм установления контактов является общение родителей и педагога в процессе выполнения первыми педагогических поручений.
Таким образом, основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Современное семейное воспитание не рассматривается как автономный фактор формирования личности. Напротив, эффективность домашнего воспитания возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества, взаимодействия.
39. Принципы и правила взаимодействия педагогов образовательных учреждений с родителями.
Количество принципов должно быть минимальным, чтобы сознание легко могло быть ориентировано на одновременную реализацию всей системы принципов.
Принцип соглашения — исходный принцип будущих взаимоотношений семьи и школы. Ему следует придавать первостепенное значение. Он реализуется первым в поочередной последовательности всех других руководящих положений.
«Соглашение» — это договоренность двух сторон об основах организации школьной жизнедеятельности детей и об условиях взаимоотношений этих двух сторон, а также о правах и обязанностях школы и семьи по отношению друг к другу в сфере обоюдной заботы о возможно максимальном развитии ребенка.
Продуктом воплощения данного принципа является единогласие в чем-либо двух договаривающихся сторон.
Этико-психологические основания реализации принципа соглашения — забота о максимальном развитии ребенка. Школа берет на себя ответственность, а родители обязуются содействовать физическому и духовному развитию ребенка согласно профессиональным педагогическим рекомендациям, исходящим от школы.
Принцип сопряжения. Школьное восприятие ребенка не совпадает с восприятием его как представителя семьи и носителя семейных отношений. Любящий сын и нежный внук в школе ведет себя как отъявленный грубиян; замечательная ученица, гордость и надежда школы оказывается эгоистичной и жестокой по отношению к родителям. Такие истории нередко пересказываются педагогами экспрессивно и пессимистично.
«Сопряжение» — согласное установление взаимосвязи двух разных сфер жизни ребенка, семьи и школы, через определение их функций содействия наилучшим достижениям ребенка в его физическом и духовном развитии, так чтобы действия одного партнера сопровождались обязательно соответствующими действиями другого.
Повседневный пресс противоречий, падающий на ребенка, — благоприятная почва для неврастении, истерии, агрессии как состояния ребенка, так в дальнейшем и черты его личности.
Если принцип согласия лишь требует информированности в основах воспитания и принятия основополагающих положений, то принцип сопряжения значительно углубляет взаимодействие педагогов и родителей — они вынуждены «прилаживать» свои действия, производить практические соответствующие друг другу действия.
Ключ для реализации принципа сопряжения — предложение. Оно высказывается педагогами и родителями.
И педагоги, и родители могут выносить на общее или на узкопрофессиональное обсуждение не только систему организованной жизнедеятельности, но и частные факты жизни и поведения детей, которые, как им кажется, несут в себе воспитательный смысл.
Если педагог использует многообразие методик опосредованного влияния на родителей, то очень скоро результаты проявят себя в позитивных изменениях детей: их поведение станет ровнее, исчезнет былая агрессивность, появятся доверчивость и мягкость манер, улучшатся взаимоотношения между детьми, успешнее станут учебные занятия, интереснее внеклассное общение.
«Сопереживание» — это взаимное выражение отношения к происходящему в жизни семьи и школы, выявляющее взаимное уважение и взаимную расположенность этих партнеров, организующих жизнедеятельность ребенка.
Принцип сопереживания направлен на субъектов заключенного альянса, он обеспечивает достаточно благоприятное самочувствие партнеров совместной деятельности, что немаловажно в достижении высокой результативности планируемого общего дела.
Принцип сопереживания с трудом воплощается в реальность, если объектом отношения сразу становится не событие, а конкретный человек.
Принцип сопричастности — принцип организационного обоюдного порядка в практически-действенном созидании единых нормативных установок жизни. Все, что происходит с ребенком в семье или школе, сказывается на его личностном формировании. То, что имеет решающее значение, должно прослеживаться взрослыми, и вовремя оказываться помощь.
«Сопричастность» — это проявление взаимного заинтересованного отношения к жизнедеятельности ребенка в семейной и школьной сферах его жизни во имя практического создания наилучших условий для его развития.
Для воплощения данного принципа ключевой методикой становится помощь во всех ее проявлениях, от сочувствия до реальных действий, содействующих изменению состояния или положения человека. Чаще всего она имеет эпизодический характер, выражается при происшедшем событии.
Принцип содеянности. Практическое дело всегда расценивается как главный критерий оценки отношений между субъектами. Несмотря на то что с этим не всегда можно согласиться, потому что в такой формулировке исключается учет мотивации субъекта дела, люди доверяют делам более, чем словам, потому что дело — материализованная форма отношения. В деле отношение как бы опредмечивается, становясь осязаемым и даже измеримым. А там, где есть место подсчету, там всегда рождается иллюзия возможности точно выявить незримое отношение.
«Содеянность» — реальное свершение обоюдных практических действий, способствующих «здесь и сейчас» повышению условий жизнедеятельности развивающегося ребенка.
40 основные направления,этапы,содержание работы образовательного учреждения с семьей
Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).
Организация диагностической работы по изучению семей.Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.Организация психолого-педагогического просвещения родителей.Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков. Использование различных форм сотрудничества с родителями.Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам "Этика и психология семейной жизни", "Основы семейного воспитания").Разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. При этом процесс такого сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива. Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования детей в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через:
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы;
- систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);
- традиционные встречи многодетных семей;
- благотворительные праздники и концерты для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды;
- встречи опекунов детей, оставшихся без родителей;
- семейные клубы и мастерские.
Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 326.