Семья – важнейший воспитательный институт общества. Именно в ней ребенок формируется как личность, социализируясь и усваивая социокультурный опыт среды жизнедеятельности. Важнейшим фактором его социального формирования выступает социокультурная среда семьи.
Социокультурная среда семьи представляет собой сложившуюся в семье культуру образа жизни, поведения (самопроявления) членов семьи, отношений, взаимодействия, а также воспитательной деятельности, отражающих результат совместной жизни, семейных традиций. По своей сущности она определяет педагогический (социально-педагогический) потенциал среды жизнедеятельности растущего ребенка – источники и возможности, имеющиеся в конкретной семье.
Потенциал социокультурной воспитательной среды семьи характеризуется следующими явлениями:
– укладом семьи – установившимся порядком в семье. Он определяет взаимоотношения в семьей, установившиеся нормы и правила поведения, обычаи и традиции, микроклимат и своеобразие духовного и социального становления личности ребенка, воспитываемого в пей. Традиционный семейный уклад включает в себя следующие компоненты: обычаи (установившиеся, привычные формы поведения); традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи); отношения: сердечные чувствования и настроения; правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни; распорядок (установленный порядок в течение дел) дня, недели, года. Они существенно влияют на членов семьи и, особенно, на ребенка и процесс формирования основы его личности;
– микроклиматом – нравственно-психологическим фоном, на котором протекает жизнедеятельность членов семьи и осуществляется воспитание;
– условиями жизни, выступающими источником удовлетворения жизненных и духовных потребностей ребенка (удобством квартиры, ее техническим оснащением);
– культурой семейной обстановки и ее рациональным использованием в формировании основ культуры личности, чувства прекрасного и безобразного, необходимого духовно богатой личности;
– педагогической культурой родителей, реализуемой в воспитании детей (ребенка);
– культурой поведения и самопроявления родителей, их взаимоотношениями – как пример для подражания ребенка, выступающий одним из важнейших факторов воспитания;
– семейными традициями, способствующими воспитанию образа семьи, культуры семьи и ее жизнедеятельности;
– культурой отдыха членов семьи, способствующей формированию культуры досуга растущей личности и закладывающей основы культуры будущей семьи в следующем поколении, взращенного и воспитанного в ней.
Особое место в семье принадлежит собственно воспитательной деятельности родителей, реализующей цели своего воспитания.
Семья выполняет определенные функции, несущие в себе социально-педагогическое назначение. К ним относятся:
– репродуктивная – продолжение рода;
– социализации (ресоциализации) – естественное усвоение социального опыта и становления на этой основе человека как личности;
– воспитательная;
– хозяйственно-экономическая – обеспечение удовлетворения материальных и духовных потребностей членов семьи;
– рекреативная – взаимная моральная и материальная поддержка;
– коммуникативная – общения, в семье осуществляется изначальная подготовка растущего человека к жизни в обществе.
На воспитание ребенка в семье сказываются совокупность различных факторов. Когда рассматривают факторы семьи, речь идет о явлениях или процессах, которые существенно сказываются на ее социокультурной среде и воспитательной деятельности родителей. Изучение их позволяет констатировать, что каждый из факторов включает свои так называемые подфакторы, что позволяет объединять их в группы. Учет особенностей каждого фактора и подфактора социокультурной среды семьи позволяет определять перспективы, успешность, трудности и проблемы в воспитании ребенка.
К основным группам факторов, существенно сказывающимся на воспитании ребенка в семье, следует отнести:
– субкультурные;
– обусловленные воспитательными возможностями родителей (воспитательным потенциалом семьи);
– обусловленные непосредственной воспитательной деятельностью родителей;
– детский (обусловленный своеобразием воспитываемого ребенка).
Субкультурные факторы определяют субкультурное своеобразие семьи, среды воспитания ребенка в семье. К ним относятся:
– состав семьи (полная или неполная; расширенная, состоящая, по крайней мере, из двух взрослых пар, обычно представителей двух поколений; преимущественно женский или мужской состав);
– кровнородственные связи членов семьи, определяющие ее своеобразие (родительская или приемная семья; семья второго (третьего) брака; семьи риска);
– жизненные условия, в том числе материальные, для развития и воспитания детей;
– морально-психологический климат семьи (своеобразие нравственно-психологического климата в семье) – фон, на котором формируется личность растущего человека, определяемый ее социальными ценностями;
– культурно-образовательный уровень родителей, который определяет образец для подражания детей и с позиции которого осуществляется воспитательная деятельность;
– зрелость родителей, их физическая, физиологическая, психологическая и нравственная готовность взять на себя функции родителей и обеспечить необходимое для ребенка развитие и воспитание.
Факторы, обусловленные воспитательными возможностями родителей, характеризуют социально-педагогический потенциал семьи и отражают возможности членов семьи в уходе за ребенком, воспитании и передаче (формировании) ему (его) культуры.
Факторы, обусловленные непосредственной воспитательной деятельностью родителей характеризуются самой личностью (субъектом) воспитателя, ее авторитетностью и искусством воспитательной деятельности, упущениями, недостатками и ошибками в ней.
Воспитательный потенциал семьи во многом определяется субъектами воспитания, теми, кто организует и обеспечивает воспитательную деятельность в семье. Самой природой матери и отцу отведены роли естественных воспитателей своих детей. Нередко эта функция в значительной степени переходит к бабушке.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 336.