Стр. | |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы | 4 |
2. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы | 5 |
3. Содержание рабочей программы (объем дисциплины, типы и виды учебных занятий, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся) | 6 |
4. Фонд оценочных средств по дисциплине | 7 |
4.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания | 7 |
4.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций | 15 |
4.3. Рейтинг-план дисциплины | 45 |
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | 45 |
5.1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | 45 |
5.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и программного обеспечения, необходимых для освоения дисциплины | 49 |
6. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине | 50 |
Приложение 1. Содержание рабочей программы для дневного отделения Приложение 2. Содержание рабочей программы для заочного отделения | 51 |
Приложение 3. Рейтинг-план дисциплины | 58 |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:
Результаты обучения
Знания
Умения
Владения (навыки)
2. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: базовая часть (Б1.Б.28).
Дисциплина изучается на 3 курсе в 5 семестре на дневном отделении, и на 4 курсе в 8 семестре на заочном отделении.
Цели изучения дисциплины:
- ознакомить с основными теоретическими и методологическими подходами к изучению семьи и брака как социальных институтов;
- показать историческую динамику изменения институтов семьи и брака;
- дать характеристику современных процессов в сфере семьи и брака;
- показать роль социальной, семейной политики в функционировании семьи;
- развивать у студентов умение анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику семьи;
- формировать у студентов исследовательский интерес и социальную, гражданскую озабоченность современными проблемами семьи и брака.
Требования к знаниям, умениям, готовности обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины, приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин: студент должен иметь представление о семье как социальном институте и малой группе, ее социальных функциях и основных формах; знать понятия «социальный институт», «социальная группа», «социальные функции», «семья»; уметь оперировать ими; понимать статистические данные, отражающие семейно-брачные процессы; знать основные методы исследования социальных институтов и процессов, уметь пользоваться ими для изучения семейно-брачных процессов.
Содержание дисциплины связано с такими дисциплинами, как: Основы социологии, История социологии, Демография, Социальная статистика, Психология, Социальная психология, Основы социального государства.
3. Содержание рабочей программы (объем дисциплины, типы и виды учебных занятий, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся)
Содержание рабочей программы для очной и заочной форм обучения представлено в Приложении № 1,2.
4. Фонд оценочных средств по дисциплине
4.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Код и формулировка компетенции - ОПК-3 Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью
Этап (уровень) освоения компетенции | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | |||
2 («Не удовлетворительно») | 3 («Удовлетворительно») | 4 («Хорошо») | 5 («Отлично») | ||
Первый этап (уровень) | Знать: Основные теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; историческую динамику изменения институтов семьи и брака
Знать характеристики состояния современной семьи;
Знать основные направления, форма и методы семейной политики
| Не знает теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; не ориентируется в исторической динамике изменения институтов семьи и брака | Знает некоторые основные теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; частично ориентируется в исторической динамике изменения институтов семьи и брака | Знает большую часть основных теоретических и методологических подходов к изучению семьи и брака как социальных институтов; в основном ориентируется в исторической динамике изменения институтов семьи и брака | Знает все основные теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; полностью ориентируется в исторической динамике изменения институтов семьи и брака, критически анализирует значимые проблемы современной семьи |
Знает отдельные характеристики состояния современной семьи, не ориентируется в проблемах состояния современной семьи | Знает на удовлетворительном уровне характеристики состояния современной семьи, плохо ориентируется в проблемах состояния современной семьи | Знает большинство характеристик состояния современной семьи, хорошо ориентируется в проблемах состояния современной семьи | Знает все характеристики состояния современной семьи, демонстрирует высокую степень ориентированности в проблемах современной семьи, знания показывает в процессе свободной дискуссии | ||
Знает лишь отдельные направления, формы и методы семейной политики | Знает на удовлетворительном уровне основные направления, формы и методы семейной политики | Знает на хорошеем уровне основные направления, формы и методы семейной политики | Знать все основные направления, формы и методы семейной политики, критически их оценивает | ||
Второй этап (уровень) | Уметь характеризовать современные процессы в сфере семьи и брака | Умеет характеризовать отдельные современные процессы в сфере семьи и брака, значительную часть процессов не может характеризовать | Умеет характеризовать на удовлетворительном уровне наиболее важные современные процессы в сфере семьи и брака, дает им неполную характеристику | Умеет на хорошем уровне характеризовать большинство современных процессов в сфере семьи и брака, дает им полную характеристику или с отдельными пробелами | Умеет характеризовать все основные современные процессы в сфере семьи и брака, дает им полную, исчерпывающую характеристику, привлекая данные статистики и социологических исследований, характеристике присуще критическое осмысление процессов |
Уметь анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику семьи | Умеет пользоваться лишь отдельными статистическими и социологическими данными, совершенно не осведомлен о данных государственной статистике, собираемых в области семьи и брака; не знает и не интерпретирует статистические показатели, характеризующие динамику семейно-брачных процессов | Умеет на удовлетворительном уровне анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику; осведомлен некоторых данных государственной статистике, собираемых в области семьи и брака; знает и интерпретирует некоторые статистические показатели, характеризующие динамику семейно-брачных процессов | Умеет на хорошеем уровне анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику, хорошо осведомлен об основных данных государственной статистике, собираемых в области семьи и брака; знает и интерпретирует основные статистические показатели, характеризующие динамику семейно-брачных процессов | Умеет на высоком уровне анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику, делает из анализа адекватные выводы, критически осмысливает | |
Третий этап (уровень) | Владеть: навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака | Не владеет навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака | Владеет некоторыми навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака | Владеет на хорошем уровне навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака | Владеет всеми навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака |
Код и формулировка компетенции - ОПК-4 Способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач
Этап (уровень) освоения компетенции | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | |||
2 («Не удовлетворительно») | 3 («Удовлетворительно») | 4 («Хорошо») | 5 («Отлично») | ||
Первый этап (уровень) | Знать: Основные теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; историческую динамику изменения институтов семьи и брака
Знать характеристики состояния современной семьи;
Знать основные направления, форма и методы семейной политики
| Не знает теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; не ориентируется в исторической динамике изменения институтов семьи и брака | Знает некоторые основные теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; частично ориентируется в исторической динамике изменения институтов семьи и брака | Знает большую часть основных теоретических и методологических подходов к изучению семьи и брака как социальных институтов; в основном ориентируется в исторической динамике изменения институтов семьи и брака | Знает все основные теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; полностью ориентируется в исторической динамике изменения институтов семьи и брака, критически анализирует значимые проблемы современной семьи |
Знает отдельные характеристики состояния современной семьи, не ориентируется в проблемах состояния современной семьи | Знает на удовлетворительном уровне характеристики состояния современной семьи, плохо ориентируется в проблемах состояния современной семьи | Знает большинство характеристик состояния современной семьи, хорошо ориентируется в проблемах состояния современной семьи | Знает все характеристики состояния современной семьи, демонстрирует высокую степень ориентированности в проблемах современной семьи, знания показывает в процессе свободной дискуссии | ||
Знает лишь отдельные направления, формы и методы семейной политики | Знает на удовлетворительном уровне основные направления, формы и методы семейной политики | Знает на хорошеем уровне основные направления, формы и методы семейной политики | Знать все основные направления, формы и методы семейной политики, критически их оценивает | ||
Второй этап (уровень) | Уметь характеризовать современные процессы в сфере семьи и брака | Умеет характеризовать отдельные современные процессы в сфере семьи и брака, значительную часть процессов не может характеризовать | Умеет характеризовать на удовлетворительном уровне наиболее важные современные процессы в сфере семьи и брака, дает им неполную характеристику | Умеет на хорошем уровне характеризовать большинство современных процессов в сфере семьи и брака, дает им полную характеристику или с отдельными пробелами | Умеет характеризовать все основные современные процессы в сфере семьи и брака, дает им полную, исчерпывающую характеристику, привлекая данные статистики и социологических исследований, характеристике присуще критическое осмысление процессов |
Уметь анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику семьи | Умеет пользоваться лишь отдельными статистическими и социологическими данными, совершенно не осведомлен о данных государственной статистике, собираемых в области семьи и брака; не знает и не интерпретирует статистические показатели, характеризующие динамику семейно-брачных процессов | Умеет на удовлетворительном уровне анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику; осведомлен некоторых данных государственной статистике, собираемых в области семьи и брака; знает и интерпретирует некоторые статистические показатели, характеризующие динамику семейно-брачных процессов | Умеет на хорошеем уровне анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику, хорошо осведомлен об основных данных государственной статистике, собираемых в области семьи и брака; знает и интерпретирует основные статистические показатели, характеризующие динамику семейно-брачных процессов | Умеет на высоком уровне анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику, делает из анализа адекватные выводы, критически осмысливает | |
Третий этап (уровень) | Владеть: навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака | Не владеет навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака | Владеет некоторыми навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака | Владеет на хорошем уровне навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака | Владеет всеми навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака |
Код и формулировка компетенции – ОПК-5 Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования
Этап (уровень) освоения компетенции | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | |||
2 («Не удовлетворительно») | 3 («Удовлетворительно») | 4 («Хорошо») | 5 («Отлично») | ||
Первый этап (уровень) | Знать: Основные теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; историческую динамику изменения институтов семьи и брака
Знать характеристики состояния современной семьи;
Знать основные направления, форма и методы семейной политики
| Не знает теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; не ориентируется в исторической динамике изменения институтов семьи и брака | Знает некоторые основные теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; частично ориентируется в исторической динамике изменения институтов семьи и брака | Знает большую часть основных теоретических и методологических подходов к изучению семьи и брака как социальных институтов; в основном ориентируется в исторической динамике изменения институтов семьи и брака | Знает все основные теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; полностью ориентируется в исторической динамике изменения институтов семьи и брака, критически анализирует значимые проблемы современной семьи |
Знает отдельные характеристики состояния современной семьи, не ориентируется в проблемах состояния современной семьи | Знает на удовлетворительном уровне характеристики состояния современной семьи, плохо ориентируется в проблемах состояния современной семьи | Знает большинство характеристик состояния современной семьи, хорошо ориентируется в проблемах состояния современной семьи | Знает все характеристики состояния современной семьи, демонстрирует высокую степень ориентированности в проблемах современной семьи, знания показывает в процессе свободной дискуссии | ||
Знает лишь отдельные направления, формы и методы семейной политики | Знает на удовлетворительном уровне основные направления, формы и методы семейной политики | Знает на хорошеем уровне основные направления, формы и методы семейной политики | Знать все основные направления, формы и методы семейной политики, критически их оценивает | ||
Второй этап (уровень) | Уметь характеризовать современные процессы в сфере семьи и брака | Умеет характеризовать отдельные современные процессы в сфере семьи и брака, значительную часть процессов не может характеризовать | Умеет характеризовать на удовлетворительном уровне наиболее важные современные процессы в сфере семьи и брака, дает им неполную характеристику | Умеет на хорошем уровне характеризовать большинство современных процессов в сфере семьи и брака, дает им полную характеристику или с отдельными пробелами | Умеет характеризовать все основные современные процессы в сфере семьи и брака, дает им полную, исчерпывающую характеристику, привлекая данные статистики и социологических исследований, характеристике присуще критическое осмысление процессов |
Уметь анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику семьи | Умеет пользоваться лишь отдельными статистическими и социологическими данными, совершенно не осведомлен о данных государственной статистике, собираемых в области семьи и брака; не знает и не интерпретирует статистические показатели, характеризующие динамику семейно-брачных процессов | Умеет на удовлетворительном уровне анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику; осведомлен некоторых данных государственной статистике, собираемых в области семьи и брака; знает и интерпретирует некоторые статистические показатели, характеризующие динамику семейно-брачных процессов | Умеет на хорошеем уровне анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику, хорошо осведомлен об основных данных государственной статистике, собираемых в области семьи и брака; знает и интерпретирует основные статистические показатели, характеризующие динамику семейно-брачных процессов | Умеет на высоком уровне анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику, делает из анализа адекватные выводы, критически осмысливает | |
Третий этап (уровень) | Владеть: навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака | Не владеет навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака | Владеет некоторыми навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака | Владеет на хорошем уровне навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака | Владеет всеми навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака |
Код и формулировка компетенции – ПК-1 - Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
Этап (уровень) освоения компетенции | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | |||
2 («Не удовлетворительно») | 3 («Удовлетворительно») | 4 («Хорошо») | 5 («Отлично») | ||
Первый этап (уровень) | Знать: методы исследования семьи и брака | 1. Не знает методы исследования семьи и брака | Имеет некоторое представление о методах исследования семьи и брака | Имеет хорошее представление о методах исследования семьи и брака | Имеет полное представление о методах исследования семьи и брака |
Второй этап (уровень) | Уметь: разрабатывать элементы программы исследования по проблематике семьи и брака (ставить цели, задачи, определять объект, предмет исследования, описывать методику выборки) | Не умеет разрабатывать элементы программы исследования по проблематике семьи и брака (ставить цели, задачи, определять объект, предмет исследования, описывать методику выборки) | Умеет разрабатывать некоторые элементы программы исследования по проблематике семьи и брака (ставить цели, задачи, определять объект, предмет исследования, описывать методику выборки) | Умеет разрабатывать на хорошем уровне элементы программы исследования по проблематике семьи и брака (ставить цели, задачи, определять объект, предмет исследования, описывать методику выборки) | Умеет разрабатывать на высоком уровне все элементы программы исследования по проблематике семьи и брака (ставить цели, задачи, определять объект, предмет исследования, описывать методику выборки) |
Третий этап (уровень) | Владеть: методами исследования семьи и брака, результатов семейной политики | Владеет на низком уровне навыками постановки целей и задач по изучению семьи, владеет ограниченными навыками применения методов сбора информации и анализа социологической и статистической информации | Владеет отдельными навыками постановки целей и задач по изучению семьи, владеет ограниченными навыками применения методов сбора информации и анализа социологической и статистической информации | Владеет на хорошем уровне навыками самостоятельной постановки целей и задач исследований проблем семьи и семейной политики, навыками применения адекватных методов сбора и анализа социологической и статистической информации | Полностью владеет навыками самостоятельной постановки целей и задач исследований проблем семьи и семейной политики, навыками применения адекватных методов сбора и анализа социологической и статистической информации |
Показатели сформированности компетенции:
Критериями оценивания на очной форме обучения являются баллы, которые выставляются преподавателем за виды деятельности (оценочные средства) по итогам изучения модулей (разделов дисциплины), перечисленных в рейтинг-плане дисциплины (для экзамена: текущий контроль – максимум 40 баллов; рубежный контроль – максимум 30 баллов, поощрительные баллы – максимум 10). Смотрите рейтинг-план.
Шкала оценивания для экзамена:
от 45 до 59 баллов – «удовлетворительно»;
от 60 до 79 баллов – «хорошо»;
от 80 баллов – «отлично».
Критериями оценивания на заочной форме обучения являются баллы, которые выставляются преподавателем за ответы студентов на семинарских и практических занятиях за выполнение практических задания. Наличие положительно оцененных ответов на семинарских и практических занятиях учитывается при выставлении экзаменационной оценки.
Шкала оценивания для ответов на занятиях и экзаменах:
2 балла – «не удовлетворительно»;
3 балла – «удовлетворительно»;
4 балла – «хорошо»;
5 баллов – «отлично».
4.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
Этапы освоения | Результаты обучения | Компетенция | Оценочные средства* |
1-й этап
Знания | Знать: 1. Правовые основы семейной политики (основные правовые документы, регламентирующие семью брак, а так же государственную семейную политику) | ОК-4: Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности | Индивидуальный, опрос, доклад или сообщение, практическое задание или ситуационная задача |
2. Основные теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; историческую динамику изменения институтов семьи и брака | ОПК-3 Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью | Индивидуальный, опрос, доклад или сообщение, практическое задание или ситуационная задача, тестовые вопросы | |
3. Характеристики состояния современной семьи; | ОПК-3 Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью | Индивидуальный, опрос, доклад или сообщение, практическое задание или ситуационная задача, тестовые вопросы | |
4. Основные направления, формы и методы семейной политики | ОПК-3 Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью | Индивидуальный, опрос, доклад или сообщение, практическое задание или ситуационная задача, тестовые вопросы | |
5. Методы исследования семьи и брака | ПК-1 - Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий; ПК-3 Способность составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами | Индивидуальный, опрос, доклад или сообщение, практическое задание или ситуационная задача | |
2-й этап
Умения | Уметь: 1. Самостоятельно изучать новые правовые документы, регламентирующие семью, брак, а так же государственную семейную политику | ОК-4: Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности | Индивидуальный, опрос, доклад или сообщение, практическое задание или ситуационная задача, тестовые вопросы |
2. Характеризовать современные процессы в сфере семьи и брака | ОПК-3 Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью | Индивидуальный, опрос, доклад или сообщение, практическое задание или ситуационная задача, тестовые вопросы | |
3. Анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику | ОПК-3 Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью; ПК-4 Умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций. | Индивидуальный, опрос, доклад или сообщение, практическое задание или ситуационная задача, тестовые вопросы | |
4. Разрабатывать элементы программы исследования по проблематике семьи и брака (ставить цели, задачи, определять объект, предмет исследования, описывать методику выборки) | ПК-1 - Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий; ПК-3 - Способность составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами | Индивидуальный, опрос, доклад или сообщение, практическое задание или ситуационная задача | |
3-й этап
Владеть навыками | Владеть: 2. Навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака | ОПК-3 Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью; ПК-3 - Способность составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами | Индивидуальный, опрос, доклад или сообщение, практическое задание или ситуационная задача, тестовые вопросы |
3. Методами исследования семьи и брака, результатов семейной политики | ПК-1 - Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий | Индивидуальный, опрос, доклад или сообщение, практическое задание или ситуационная задача, тестовые вопросы | |
4. Методами анализа социологических данных, характеризующих современное состояние и динамику семьи | ПК-4 Умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций | Индивидуальный, опрос, доклад или сообщение, практическое задание или ситуационная задача, тестовые вопросы |
* Примечание: в колонке указаны оценочные средства для дневного отделения, для заочного отделения, помимо указанных средств, используется выполнение контрольных работ.
Практические задания, ситуационные задачи, направленные на контроль знаний,
умений, навыков:
Практические задания, выполняемые студентами во время занятий:
1) Составить краткий обзор новейших публикаций в научных журналах по темам 3-11 («Социологические исследования», «Социальная реальность», «Социологическая наука и социальная практика», «Социология», «Журнал социологии и социальной антропологии», «Социология и социальная политика», «Журнал исследований социальной политики», «Демоскоп», «Вестник Института социологии РАН»/«Вестник ФНИСЦ РАН» и др.).
2) Написать творческое эссе (сочинение) на тему «Моя семья» или «Моя будущая семья» («Какой будет моя семья») и презентовать его на последнем заключительном занятии. Подробнее о том, когда и как выполняется задание, смотрите раздел Планы семинарских и практических занятий, темы 1-11, заключительное занятие. Творческое эссе «Моя семья» или «Моя будущая семья».
Практические задания, ситуационные задачи, включаемые в текущий,
рубежный и итоговый контроль:
1) Сравнить данные Всероссийских переписей населения (2002 и 2010 годов) о состоянии в браке населения РФ. Дайте оценку изменениям.
2) Сравнить данные Всероссийских переписей населения (2002 и 2010 годы) о состоянии в браке населения Республики Башкортостан. Дайте оценку изменениям.
3) Проанализировать общий коэффициент брачности в 40 промышленно развитых странах в динамике (данные ДемоскопWeekly). Как объясняется данная динамика, каковы причины?
4) Проанализировать средний возраст вступления в брак в 40 промышленно развитых странах в динамике (данные ДемоскопWeekly). Как объясняется данная динамика, каковы причины?
5) Ситуационная задача: Петров Петр, которому сейчас 37 лет и который проживает в городе N, первый раз вступил в официальный брак в возрасте 35 лет. До этого он имел длительные отношения со своей девушкой, время от времени они жили вместе в его или ее квартире. Родители Петра все время говорили ему, что пора жениться, он и сам это понимал. К решению жениться его подтолкнула незапланированная беременность партнерши.
Какие тенденции, характерные для вступления людей в брак в современном российском обществе, отражены в этой жизненной ситуации? Как называются отношения этой пары до брака? Какова мотивация на вступление в брак и имеет ли место риск или риски для будущего этого брака?
6) Проанализировать показатель суммарного коэффициента рождаемости в РФ, представленного в динамике. Как объясняется данная динамика, каковы причины?
7) Проанализировать показатель суммарного коэффициента рождаемости в Башкортостане, представленный в динамике. Как объясняется данная динамика, каковы причины?
8) Проанализировать показатель суммарного коэффициента рождаемости в 40 промышленно развитых странах, представленный в динамике (данные ДемоскопWeekly). Как объясняется данная динамика, каковы причины?
9) Проанализировать показатель внебрачной рождаемости в 40 промышленно развитых странах, представленный в динамике (данные ДемоскопWeekly). Как объясняется данная динамика, каковы причины?
10) Проанализировать показатель внебрачной рождаемости в России, представленный в динамике. Как объясняется данная динамика, каковы причины?
11) Проанализировать показатель внебрачной рождаемости в Республике Башкортостан, представленный в динамике. Как объясняется данная динамика, каковы причины?
12) Проанализировать средний возраст матерей при рождении детей в 40 промышленно развитых странах, представленный в динамике (данные ДемоскопWeekly). Как объясняется данная динамика, каковы причины?
13) Проанализировать данные российских социологических исследований о репродуктивных установках населения (идеальное, желаемое и планируемое число детей). Объяснить данные.
14) Проанализировать данные социологических исследований о возрасте вступления в сексуальные отношения. Какова динамика данного показателя, чем объясняется?
15) К современным изменениям в добрачном сексуальном поведении относятся: снижение возраста начала сексуальной жизни, разделение сексуального, брачного и репродуктивного поведения, превращение добрачного секса в норму, индивидуализация и плюрализм сексуального поведения, стирание двойного стандарта для женщин и мужчин. Прокомментируйте эти тенденции, как Вы их понимаете?
16) Проанализируйте данные социологических исследований о разделении семейных обязанностей между супругами в современных российских семьях, в семьях Башкортостана (таблицы данных). Какие выводы можно сделать относительно гендерного равенства/неравенства разделения обязанностей? Как объясняют исследователи с позиций разных теорий и концепции существующий порядок?
17) Как считают специалисты, в современных развитых странах существует несколько гендерных укладов в семьях. Опишите гендерный уклад в Вашей родительской семье и определите, какой это уклад, как он называется.
18) Как считают специалисты, существует несколько моделей управления доходами в современных семьях. Опишите, как происходит управление доходами в Вашей родительской семье, и определите, какая это модель, как она называется. Назовите те факторы, которые обусловливают существование именно этой модели в Вашей семье.
19) В разных семьях принятие решений по важным семейным вопросам происходит по-разному. Опишите, как принимаются решения в Вашей родительской семье. Объясните, почему именно так принимаются решения, какие факторы обусловливают существование такого порядка/практики/модели?
20) Как связаны разрушение традиционной экономической функции семьи и эмансипация женщин, которые произошли в 20 веке, со стабильностью/ нестабильностью современного брака?
21) Ситуационная задача: Супруги Данис и Лилия вступили в официальный брак год назад. Ему 35 лет, ей - 21 год. Они познакомились случайно в транспорте, влюбились и после недолгого общения и ухаживания быстро поженились. Друзья и родители были удивлены, как быстро они решили пожениться. Лилия имеет высшее образование, она закончила магистратуру и планирует делать профессиональную карьеру. Ее родители живут в этом же городе, оба имеют высшее образование, работают врачами. Это хорошо обеспеченная семья, имеющая широкие взгляды на жизнь, однако мама не очень одобряет выбор дочери и всячески пыталась ее отговорить выходить замуж. Лилия единственная дочь в семье. Данис не смог получить образование, после школы ему пришлось пойти работать, так как его мама жила в деревне, вела не очень правильный образ жизни и не поддерживала сына и других своих детей в их стремлении учиться. Он работает водителем, считает, что пропустил время для получения профессионального образования, работа его устраивает, особых планов на будущее он не имеет. Но он смог заработать на свое жилье и супруги живут отдельно от родителей.
Назовите все факторы, которые с точки зрения прогноза будущего данной семьи благоприятны и факторы риска для брака этих молодых людей, которые могут негативно сказаться на стабильности их отношений и привести к разводу?
22) Ситуационная задача: Двум группам специалистов в области семьи и семейной политики дано задание разработать социальный проект (план), направленный на снижение разводов в обществе. Они имеют разные точки зрения на вопрос. Первая группа считает, что задача в принципе не решаемая, так как слишком много факторов обусловливают рост разводов и на эти факторы невозможно воздействовать, управлять ими. Поэтому они предложили меры, направленные на то, чтобы развод стал менее травматичным для разводящихся супругов и их детей, чтобы супруги сохранили хорошие отношения и могли воспитывать общих детей/ребенка после развода. Другая группа специалистов уверена, что можно влиять на уровень разводов, можно добиваться снижения их числа, поскольку многие из разводов имеют такие причины, которые устранимы. Они предложили другие меры.
Предложите свои меры в проекты первой и второй групп специалистов. Какую группу специалистов Вы поддержали бы и почему?
23) Ситуационная задача: В городе N существует высокий уровень семейного насилия (в отношении детей, женщин, а также лиц пожилого возраста). Среди направлений деятельности государства по борьбе с семейным насилием и его профилактике – просвещение, формирование общественного мнения и ценностей ненасильственного поведения, создание системы помощи жертвам насилия (женщинам, детям, пожилым и престарелым, мужчинам).
Предложите собственный проект создания системы профилактики семейного насилия и помощи жертвам в рамках города. При этом у Вас нет никаких ограничений по ее созданию (финансовых, материально-технических, организационных, кадровых и других).
24) В развитых странах и в России при родильных домах устраивают так называемые «беби-боксы» для того, чтобы женщины могли там оставить новорожденного ребенка, которого они не хотят или не могут воспитывать сами. Существует разные точки зрения на то, нужны или нет такие места. Какую позицию разделяете Вы: «за» или «против»? Обоснуйте свою позицию, приведите аргументы.
25) Специалисты выделяют разные стили и методы воспитания в современной семье. Опишите, как воспитывали/ воспитывают Вас Ваши родители, какие методы применяли/применяют? Как можно назвать стиль воспитания ребенка/детей в Вашей семье?
26) Ситуационная задача: Семья Ивановых состоит из родителей и троих несовершеннолетних детей. Первый ребенок родился в 2005 году. Второй ребенок – в 2010 году, последний родился совсем недавно, в 2018 году. Семья проживает в одном из городов Башкортостана, по своим доходам относится к малообеспеченным, по жилищным условиям - к нуждающимся в улучшении. Перечислите основные меры семейной политики, на которые может рассчитывать данная семья и которые она уже получала или получает в настоящее время.
27) В России существует система мер, направленных на семью с несовершеннолетними детьми. Предлагаются и вводятся все новые и новые меры. Например, недавно продлено действие «материнского/семейного капитала» до 2021 года, введено государственное субсидирование процентной ставки по ипотеке, оформленной семьей при рождении первого и/или второго ребенка, введено новое пособие на первого ребенка для малообеспеченных семей и др.
Предложите свои, наиболее актуальные с Вашей точки зрения меры для семьи с несовершеннолетними детьми/ребенком, для разных типов семей.
Критерии и шкала оценивания выполнения практических заданий, ситуационных задач:
Практические задания, ситуационные задачи оцениваются по 4 бальной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «не удовлетворительно»:
- 5 баллов – «отлично» - выставляется студенту, если практическое задание соответствует всем требованиям, предъявляемым к разработкам.
- 4 балла – «хорошо» - выставляется студенту, если в выполненном задании допущены небольшие, отдельные ошибки.
- 3 балла – «удовлетворительно» - выставляется студенту, если в выполненном задании допущены существенные ошибки.
- 2 балла - «не удовлетворительно» - выставляется студенту, если выполненное задание не отвечает требованиям к разработкам, допущено много существенных ошибок.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 270.