Социология управления, экономики и коммуникаций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

дисциплина

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

 (наименование дисциплины)

Базовая часть (Б1.Б 28)

____________________________________

(Цикл дисциплины и его часть (базовая, вариативная, дисциплина по выбору))

 

 

Программа бакалавриата

 

Направление подготовки (специальность)

Социология

 

 

Направленность (профиль) подготовки

Социология управления, экономики и коммуникаций

 

 

Квалификация

Бакалавр

 

 

Разработчик (составитель) профессор, доктор социологических наук, профессор (должность, ученая степень, ученое звание)   ___________________/ Бурханова Ф.Б. (подпись, Фамилия И.О.)

 

 

Для приема: 2018

 

 

Уфа 2018 г.


Составитель: Бурханова Флюра Булатовна, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и работы с молодежью

 

 

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры социологии и работы с молодежью, протокол от «16» июня 2018 г. № 10

 

Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу дисциплины, утверждены на заседании кафедры ____________________________________________________,

протокол № ____ от «____» ____________ 20 _ г.

 

 

Заведующий кафедрой               ___________________/Шайхисламов Р.Б./

 




Список документов и материалов

  Стр.
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы  4
2. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы 5
3. Содержание рабочей программы (объем дисциплины, типы и виды учебных занятий, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся) 6
4. Фонд оценочных средств по дисциплине 7
4.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания 7
4.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций 15
4.3. Рейтинг-план дисциплины 45
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 45
5.1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 45
5.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и программного обеспечения, необходимых для освоения дисциплины 49
6. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине 50
Приложение 1. Содержание рабочей программы для дневного отделения Приложение 2. Содержание рабочей программы для заочного отделения 51
Приложение 3. Рейтинг-план дисциплины 58

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В результате освоения образовательной программы обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:


Результаты обучения

Формируемая компетенция (с указанием кода) Примечание

 

Знания

 

Знать основные теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; историческую динамику изменения институтов семьи и брака - Способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОПК-4)       Знать характеристики состояния современной семьи - Способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОПК-4)     Знать основные направления, формы и методы семейной политики - Способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОПК-4)  

 

Умения

 

 

Уметь характеризовать современные процессы в сфере семьи и брака - Способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью (ОПК-3);   Уметь анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику семьи - Способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью (ОПК-3);    

 

Владения (навыки)

 

 

Владеть методами исследования семьи - Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ОПК-5)   - Способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-1)   Владеть навыками анализа современных семейно-брачных процессов и семейной политики - Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ОПК-5)   - Способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-1)  

 

2. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: базовая часть (Б1.Б.28).

Дисциплина изучается на 3 курсе в 5 семестре на дневном отделении, и на 4 курсе в 8 семестре на заочном отделении.

Цели изучения дисциплины:

- ознакомить с основными теоретическими и методологическими подходами к изучению семьи и брака как социальных институтов;

- показать историческую динамику изменения институтов семьи и брака;

- дать характеристику современных процессов в сфере семьи и брака;

- показать роль социальной, семейной политики в функционировании семьи;

- развивать у студентов умение анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику семьи;

- формировать у студентов исследовательский интерес и социальную, гражданскую озабоченность современными проблемами семьи и брака.

Требования к знаниям, умениям, готовности обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины, приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин: студент должен иметь представление о семье как социальном институте и малой группе, ее социальных функциях и основных формах; знать понятия «социальный институт», «социальная группа», «социальные функции», «семья»; уметь оперировать ими; понимать статистические данные, отражающие семейно-брачные процессы; знать основные методы исследования социальных институтов и процессов, уметь пользоваться ими для изучения семейно-брачных процессов.

Содержание дисциплины связано с такими дисциплинами, как: Основы социологии, История социологии, Демография, Социальная статистика, Психология, Социальная психология, Основы социального государства.

 

3. Содержание рабочей программы (объем дисциплины, типы и виды учебных занятий, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся)

Содержание рабочей программы для очной и заочной форм обучения представлено в Приложении № 1,2.

 


4. Фонд оценочных средств по дисциплине

                                                                                                                               

4.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

 

Код и формулировка компетенции - ОПК-3 Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью

 

Этап (уровень) освоения компетенции

Планируемые результаты обучения

(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)

Критерии оценивания результатов обучения

2 («Не удовлетворительно») 3 («Удовлетворительно») 4 («Хорошо») 5 («Отлично»)

Первый этап (уровень)

Знать:

Основные теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; историческую динамику изменения институтов семьи и брака

 

Знать характеристики состояния современной семьи;

 

 

Знать основные направления, форма и методы семейной политики

 

 

Не знает теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; не ориентируется в исторической динамике изменения институтов семьи и брака Знает некоторые основные теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; частично ориентируется в исторической динамике изменения институтов семьи и брака Знает большую часть основных теоретических и методологических подходов к изучению семьи и брака как социальных институтов; в основном ориентируется в исторической динамике изменения институтов семьи и брака Знает все основные теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; полностью ориентируется в исторической динамике изменения институтов семьи и брака, критически анализирует значимые проблемы современной семьи    
Знает отдельные характеристики состояния современной семьи, не ориентируется в проблемах состояния современной семьи Знает на удовлетворительном уровне характеристики состояния современной семьи, плохо ориентируется в проблемах состояния современной семьи Знает большинство характеристик состояния современной семьи, хорошо ориентируется в проблемах состояния современной семьи Знает все характеристики состояния современной семьи, демонстрирует высокую степень ориентированности в проблемах современной семьи, знания показывает в процессе свободной дискуссии
Знает лишь отдельные направления, формы и методы семейной политики Знает на удовлетворительном уровне основные направления, формы и методы семейной политики Знает на хорошеем уровне основные направления, формы и методы семейной политики Знать все основные направления, формы и методы семейной политики, критически их оценивает

Второй этап (уровень)

Уметь характеризовать современные процессы в сфере семьи и брака     Умеет характеризовать отдельные современные процессы в сфере семьи и брака, значительную часть процессов не может характеризовать Умеет характеризовать на удовлетворительном уровне наиболее важные современные процессы в сфере семьи и брака, дает им неполную характеристику Умеет на хорошем уровне характеризовать большинство современных процессов в сфере семьи и брака, дает им полную характеристику или с отдельными пробелами Умеет характеризовать все основные современные процессы в сфере семьи и брака, дает им полную, исчерпывающую характеристику, привлекая данные статистики и социологических исследований, характеристике присуще критическое осмысление процессов
Уметь анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику семьи Умеет пользоваться лишь отдельными статистическими и социологическими данными, совершенно не осведомлен о данных государственной статистике, собираемых в области семьи и брака; не знает и не интерпретирует статистические показатели, характеризующие динамику семейно-брачных процессов Умеет на удовлетворительном уровне анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику; осведомлен некоторых данных государственной статистике, собираемых в области семьи и брака; знает и интерпретирует некоторые статистические показатели, характеризующие динамику семейно-брачных процессов Умеет на хорошеем уровне анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику, хорошо осведомлен об основных данных государственной статистике, собираемых в области семьи и брака; знает и интерпретирует основные статистические показатели, характеризующие динамику семейно-брачных процессов Умеет на высоком уровне анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику, делает из анализа адекватные выводы, критически осмысливает
Третий этап (уровень) Владеть: навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака   Не владеет навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака Владеет некоторыми навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака Владеет на хорошем уровне навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака Владеет всеми навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака

Код и формулировка компетенции - ОПК-4 Способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач

 

Этап (уровень) освоения компетенции

Планируемые результаты обучения

(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)

Критерии оценивания результатов обучения

2 («Не удовлетворительно») 3 («Удовлетворительно») 4 («Хорошо») 5 («Отлично»)

Первый этап (уровень)

Знать:

Основные теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; историческую динамику изменения институтов семьи и брака

 

Знать характеристики состояния современной семьи;

 

 

Знать основные направления, форма и методы семейной политики

 

 

Не знает теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; не ориентируется в исторической динамике изменения институтов семьи и брака Знает некоторые основные теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; частично ориентируется в исторической динамике изменения институтов семьи и брака Знает большую часть основных теоретических и методологических подходов к изучению семьи и брака как социальных институтов; в основном ориентируется в исторической динамике изменения институтов семьи и брака Знает все основные теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; полностью ориентируется в исторической динамике изменения институтов семьи и брака, критически анализирует значимые проблемы современной семьи    
Знает отдельные характеристики состояния современной семьи, не ориентируется в проблемах состояния современной семьи Знает на удовлетворительном уровне характеристики состояния современной семьи, плохо ориентируется в проблемах состояния современной семьи Знает большинство характеристик состояния современной семьи, хорошо ориентируется в проблемах состояния современной семьи Знает все характеристики состояния современной семьи, демонстрирует высокую степень ориентированности в проблемах современной семьи, знания показывает в процессе свободной дискуссии
Знает лишь отдельные направления, формы и методы семейной политики Знает на удовлетворительном уровне основные направления, формы и методы семейной политики Знает на хорошеем уровне основные направления, формы и методы семейной политики Знать все основные направления, формы и методы семейной политики, критически их оценивает

Второй этап (уровень)

Уметь характеризовать современные процессы в сфере семьи и брака     Умеет характеризовать отдельные современные процессы в сфере семьи и брака, значительную часть процессов не может характеризовать Умеет характеризовать на удовлетворительном уровне наиболее важные современные процессы в сфере семьи и брака, дает им неполную характеристику Умеет на хорошем уровне характеризовать большинство современных процессов в сфере семьи и брака, дает им полную характеристику или с отдельными пробелами Умеет характеризовать все основные современные процессы в сфере семьи и брака, дает им полную, исчерпывающую характеристику, привлекая данные статистики и социологических исследований, характеристике присуще критическое осмысление процессов
Уметь анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику семьи Умеет пользоваться лишь отдельными статистическими и социологическими данными, совершенно не осведомлен о данных государственной статистике, собираемых в области семьи и брака; не знает и не интерпретирует статистические показатели, характеризующие динамику семейно-брачных процессов Умеет на удовлетворительном уровне анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику; осведомлен некоторых данных государственной статистике, собираемых в области семьи и брака; знает и интерпретирует некоторые статистические показатели, характеризующие динамику семейно-брачных процессов Умеет на хорошеем уровне анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику, хорошо осведомлен об основных данных государственной статистике, собираемых в области семьи и брака; знает и интерпретирует основные статистические показатели, характеризующие динамику семейно-брачных процессов Умеет на высоком уровне анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику, делает из анализа адекватные выводы, критически осмысливает
Третий этап (уровень) Владеть: навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака   Не владеет навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака Владеет некоторыми навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака Владеет на хорошем уровне навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака Владеет всеми навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака

 

Код и формулировка компетенции – ОПК-5 Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования

Этап (уровень) освоения компетенции

Планируемые результаты обучения

(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)

Критерии оценивания результатов обучения

2 («Не удовлетворительно») 3 («Удовлетворительно») 4 («Хорошо») 5 («Отлично»)

Первый этап (уровень)

Знать:

Основные теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; историческую динамику изменения институтов семьи и брака

 

Знать характеристики состояния современной семьи;

 

 

Знать основные направления, форма и методы семейной политики

 

 

Не знает теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; не ориентируется в исторической динамике изменения институтов семьи и брака Знает некоторые основные теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; частично ориентируется в исторической динамике изменения институтов семьи и брака Знает большую часть основных теоретических и методологических подходов к изучению семьи и брака как социальных институтов; в основном ориентируется в исторической динамике изменения институтов семьи и брака Знает все основные теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; полностью ориентируется в исторической динамике изменения институтов семьи и брака, критически анализирует значимые проблемы современной семьи    
Знает отдельные характеристики состояния современной семьи, не ориентируется в проблемах состояния современной семьи Знает на удовлетворительном уровне характеристики состояния современной семьи, плохо ориентируется в проблемах состояния современной семьи Знает большинство характеристик состояния современной семьи, хорошо ориентируется в проблемах состояния современной семьи Знает все характеристики состояния современной семьи, демонстрирует высокую степень ориентированности в проблемах современной семьи, знания показывает в процессе свободной дискуссии
Знает лишь отдельные направления, формы и методы семейной политики Знает на удовлетворительном уровне основные направления, формы и методы семейной политики Знает на хорошеем уровне основные направления, формы и методы семейной политики Знать все основные направления, формы и методы семейной политики, критически их оценивает

Второй этап (уровень)

Уметь характеризовать современные процессы в сфере семьи и брака     Умеет характеризовать отдельные современные процессы в сфере семьи и брака, значительную часть процессов не может характеризовать Умеет характеризовать на удовлетворительном уровне наиболее важные современные процессы в сфере семьи и брака, дает им неполную характеристику Умеет на хорошем уровне характеризовать большинство современных процессов в сфере семьи и брака, дает им полную характеристику или с отдельными пробелами Умеет характеризовать все основные современные процессы в сфере семьи и брака, дает им полную, исчерпывающую характеристику, привлекая данные статистики и социологических исследований, характеристике присуще критическое осмысление процессов
Уметь анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику семьи Умеет пользоваться лишь отдельными статистическими и социологическими данными, совершенно не осведомлен о данных государственной статистике, собираемых в области семьи и брака; не знает и не интерпретирует статистические показатели, характеризующие динамику семейно-брачных процессов Умеет на удовлетворительном уровне анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику; осведомлен некоторых данных государственной статистике, собираемых в области семьи и брака; знает и интерпретирует некоторые статистические показатели, характеризующие динамику семейно-брачных процессов Умеет на хорошеем уровне анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику, хорошо осведомлен об основных данных государственной статистике, собираемых в области семьи и брака; знает и интерпретирует основные статистические показатели, характеризующие динамику семейно-брачных процессов Умеет на высоком уровне анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику, делает из анализа адекватные выводы, критически осмысливает
Третий этап (уровень) Владеть: навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака   Не владеет навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака Владеет некоторыми навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака Владеет на хорошем уровне навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака Владеет всеми навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака

Код и формулировка компетенции – ПК-1 - Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

 

Этап (уровень) освоения компетенции

Планируемые результаты обучения

(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)

Критерии оценивания результатов обучения

2 («Не удовлетворительно») 3 («Удовлетворительно») 4 («Хорошо») 5 («Отлично»)
Первый этап (уровень) Знать: методы исследования семьи и брака 1. Не знает методы исследования семьи и брака Имеет некоторое представление о методах исследования семьи и брака Имеет хорошее представление о методах исследования семьи и брака Имеет полное представление о методах исследования семьи и брака
Второй этап (уровень) Уметь: разрабатывать элементы программы исследования по проблематике семьи и брака (ставить цели, задачи, определять объект, предмет исследования, описывать методику выборки) Не умеет разрабатывать элементы программы исследования по проблематике семьи и брака (ставить цели, задачи, определять объект, предмет исследования, описывать методику выборки) Умеет разрабатывать некоторые элементы программы исследования по проблематике семьи и брака (ставить цели, задачи, определять объект, предмет исследования, описывать методику выборки) Умеет разрабатывать на хорошем уровне элементы программы исследования по проблематике семьи и брака (ставить цели, задачи, определять объект, предмет исследования, описывать методику выборки) Умеет разрабатывать на высоком уровне все элементы программы исследования по проблематике семьи и брака (ставить цели, задачи, определять объект, предмет исследования, описывать методику выборки)
Третий этап (уровень) Владеть: методами исследования семьи и брака, результатов семейной политики   Владеет на низком уровне навыками постановки целей и задач по изучению семьи, владеет ограниченными навыками применения методов сбора информации и анализа социологической и статистической информации Владеет отдельными навыками постановки целей и задач по изучению семьи, владеет ограниченными навыками применения методов сбора информации и анализа социологической и статистической информации Владеет на хорошем уровне навыками самостоятельной постановки целей и задач исследований проблем семьи и семейной политики, навыками применения адекватных методов сбора и анализа социологической и статистической информации Полностью владеет навыками самостоятельной постановки целей и задач исследований проблем семьи и семейной политики, навыками применения адекватных методов сбора и анализа социологической и статистической информации

Показатели сформированности компетенции:

Критериями оценивания на очной форме обучения являются баллы, которые выставляются преподавателем за виды деятельности (оценочные средства) по итогам изучения модулей (разделов дисциплины), перечисленных в рейтинг-плане дисциплины (для экзамена: текущий контроль – максимум 40 баллов; рубежный контроль – максимум 30 баллов, поощрительные баллы – максимум 10). Смотрите рейтинг-план.

Шкала оценивания для экзамена:

от 45 до 59 баллов – «удовлетворительно»;

от 60 до 79 баллов – «хорошо»;

от 80 баллов – «отлично».

 

Критериями оценивания на заочной форме обучения являются баллы, которые выставляются преподавателем за ответы студентов на семинарских и практических занятиях за выполнение практических задания. Наличие положительно оцененных ответов на семинарских и практических занятиях учитывается при выставлении экзаменационной оценки.

Шкала оценивания для ответов на занятиях и экзаменах:

2 балла – «не удовлетворительно»;

3 балла – «удовлетворительно»;

4 балла – «хорошо»;

5 баллов – «отлично».

 

4.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Этапы освоения Результаты обучения Компетенция Оценочные средства*

1-й этап

 

Знания

Знать: 1. Правовые основы семейной политики (основные правовые документы, регламентирующие семью брак, а так же государственную семейную политику)  ОК-4: Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности   Индивидуальный, опрос, доклад или сообщение, практическое задание или ситуационная задача
2. Основные теоретические и методологические подходы к изучению семьи и брака как социальных институтов; историческую динамику изменения институтов семьи и брака   ОПК-3 Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью   Индивидуальный, опрос, доклад или сообщение, практическое задание или ситуационная задача, тестовые вопросы
3. Характеристики состояния современной семьи; ОПК-3 Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью   Индивидуальный, опрос, доклад или сообщение, практическое задание или ситуационная задача, тестовые вопросы
4. Основные направления, формы и методы семейной политики ОПК-3 Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью   Индивидуальный, опрос, доклад или сообщение, практическое задание или ситуационная задача, тестовые вопросы
5. Методы исследования семьи и брака ПК-1 - Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий; ПК-3 Способность составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами Индивидуальный, опрос, доклад или сообщение, практическое задание или ситуационная задача

2-й этап

 

Умения

Уметь: 1. Самостоятельно изучать новые правовые документы, регламентирующие семью, брак, а так же государственную семейную политику ОК-4: Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности Индивидуальный, опрос, доклад или сообщение, практическое задание или ситуационная задача, тестовые вопросы
2. Характеризовать современные процессы в сфере семьи и брака   ОПК-3 Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью   Индивидуальный, опрос, доклад или сообщение, практическое задание или ситуационная задача, тестовые вопросы
3. Анализировать статистические и социологические данные, характеризующие современное состояние и динамику ОПК-3 Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью; ПК-4 Умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций. Индивидуальный, опрос, доклад или сообщение, практическое задание или ситуационная задача, тестовые вопросы
4. Разрабатывать элементы программы исследования по проблематике семьи и брака (ставить цели, задачи, определять объект, предмет исследования, описывать методику выборки) ПК-1 - Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий; ПК-3 - Способность составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами Индивидуальный, опрос, доклад или сообщение, практическое задание или ситуационная задача

3-й этап

 

Владеть навыками

Владеть: 2. Навыками анализа современных процессов в сфере семьи и брака   ОПК-3 Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью; ПК-3 - Способность составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами Индивидуальный, опрос, доклад или сообщение, практическое задание или ситуационная задача, тестовые вопросы
3. Методами исследования семьи и брака, результатов семейной политики   ПК-1 - Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий Индивидуальный, опрос, доклад или сообщение, практическое задание или ситуационная задача, тестовые вопросы
4. Методами анализа социологических данных, характеризующих современное состояние и динамику семьи ПК-4 Умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций Индивидуальный, опрос, доклад или сообщение, практическое задание или ситуационная задача, тестовые вопросы

* Примечание: в колонке указаны оценочные средства для дневного отделения, для заочного отделения, помимо указанных средств, используется выполнение контрольных работ.

 

 Практические задания, ситуационные задачи, направленные на контроль знаний,

умений, навыков:

Практические задания, выполняемые студентами во время занятий:

1) Составить краткий обзор новейших публикаций в научных журналах по темам 3-11 («Социологические исследования», «Социальная реальность», «Социологическая наука и социальная практика», «Социология», «Журнал социологии и социальной антропологии», «Социология и социальная политика», «Журнал исследований социальной политики», «Демоскоп», «Вестник Института социологии РАН»/«Вестник ФНИСЦ РАН» и др.).

 

2) Написать творческое эссе (сочинение) на тему «Моя семья» или «Моя будущая семья» («Какой будет моя семья») и презентовать его на последнем заключительном занятии. Подробнее о том, когда и как выполняется задание, смотрите раздел Планы семинарских и практических занятий, темы 1-11, заключительное занятие. Творческое эссе «Моя семья» или «Моя будущая семья».

Практические задания, ситуационные задачи, включаемые в текущий,

рубежный и итоговый контроль:

1) Сравнить данные Всероссийских переписей населения (2002 и 2010 годов) о состоянии в браке населения РФ. Дайте оценку изменениям.

2) Сравнить данные Всероссийских переписей населения (2002 и 2010 годы) о состоянии в браке населения Республики Башкортостан. Дайте оценку изменениям.

3) Проанализировать общий коэффициент брачности в 40 промышленно развитых странах в динамике (данные ДемоскопWeekly). Как объясняется данная динамика, каковы причины?

4) Проанализировать средний возраст вступления в брак в 40 промышленно развитых странах в динамике (данные ДемоскопWeekly). Как объясняется данная динамика, каковы причины?

5) Ситуационная задача: Петров Петр, которому сейчас 37 лет и который проживает в городе N, первый раз вступил в официальный брак в возрасте 35 лет. До этого он имел длительные отношения со своей девушкой, время от времени они жили вместе в его или ее квартире. Родители Петра все время говорили ему, что пора жениться, он и сам это понимал. К решению жениться его подтолкнула незапланированная беременность партнерши.

Какие тенденции, характерные для вступления людей в брак в современном российском обществе, отражены в этой жизненной ситуации? Как называются отношения этой пары до брака? Какова мотивация на вступление в брак и имеет ли место риск или риски для будущего этого брака?

6) Проанализировать показатель суммарного коэффициента рождаемости в РФ, представленного в динамике. Как объясняется данная динамика, каковы причины?

7) Проанализировать показатель суммарного коэффициента рождаемости в Башкортостане, представленный в динамике. Как объясняется данная динамика, каковы причины?

8) Проанализировать показатель суммарного коэффициента рождаемости в 40 промышленно развитых странах, представленный в динамике (данные ДемоскопWeekly). Как объясняется данная динамика, каковы причины?

9) Проанализировать показатель внебрачной рождаемости в 40 промышленно развитых странах, представленный в динамике (данные ДемоскопWeekly). Как объясняется данная динамика, каковы причины?

10) Проанализировать показатель внебрачной рождаемости в России, представленный в динамике. Как объясняется данная динамика, каковы причины?

11) Проанализировать показатель внебрачной рождаемости в Республике Башкортостан, представленный в динамике. Как объясняется данная динамика, каковы причины?

12) Проанализировать средний возраст матерей при рождении детей в 40 промышленно развитых странах, представленный в динамике (данные ДемоскопWeekly). Как объясняется данная динамика, каковы причины?

13) Проанализировать данные российских социологических исследований о репродуктивных установках населения (идеальное, желаемое и планируемое число детей). Объяснить данные.

14) Проанализировать данные социологических исследований о возрасте вступления в сексуальные отношения. Какова динамика данного показателя, чем объясняется?

15) К современным изменениям в добрачном сексуальном поведении относятся: снижение возраста начала сексуальной жизни, разделение сексуального, брачного и репродуктивного поведения, превращение добрачного секса в норму, индивидуализация и плюрализм сексуального поведения, стирание двойного стандарта для женщин и мужчин. Прокомментируйте эти тенденции, как Вы их понимаете?

16) Проанализируйте данные социологических исследований о разделении семейных обязанностей между супругами в современных российских семьях, в семьях Башкортостана (таблицы данных). Какие выводы можно сделать относительно гендерного равенства/неравенства разделения обязанностей? Как объясняют исследователи с позиций разных теорий и концепции существующий порядок?

17) Как считают специалисты, в современных развитых странах существует несколько гендерных укладов в семьях. Опишите гендерный уклад в Вашей родительской семье и определите, какой это уклад, как он называется.

18) Как считают специалисты, существует несколько моделей управления доходами в современных семьях. Опишите, как происходит управление доходами в Вашей родительской семье, и определите, какая это модель, как она называется. Назовите те факторы, которые обусловливают существование именно этой модели в Вашей семье.

19) В разных семьях принятие решений по важным семейным вопросам происходит по-разному. Опишите, как принимаются решения в Вашей родительской семье. Объясните, почему именно так принимаются решения, какие факторы обусловливают существование такого порядка/практики/модели?

20) Как связаны разрушение традиционной экономической функции семьи и эмансипация женщин, которые произошли в 20 веке, со стабильностью/ нестабильностью современного брака?

21) Ситуационная задача: Супруги Данис и Лилия вступили в официальный брак год назад. Ему 35 лет, ей - 21 год. Они познакомились случайно в транспорте, влюбились и после недолгого общения и ухаживания быстро поженились. Друзья и родители были удивлены, как быстро они решили пожениться. Лилия имеет высшее образование, она закончила магистратуру и планирует делать профессиональную карьеру. Ее родители живут в этом же городе, оба имеют высшее образование, работают врачами. Это хорошо обеспеченная семья, имеющая широкие взгляды на жизнь, однако мама не очень одобряет выбор дочери и всячески пыталась ее отговорить выходить замуж. Лилия единственная дочь в семье. Данис не смог получить образование, после школы ему пришлось пойти работать, так как его мама жила в деревне, вела не очень правильный образ жизни и не поддерживала сына и других своих детей в их стремлении учиться. Он работает водителем, считает, что пропустил время для получения профессионального образования, работа его устраивает, особых планов на будущее он не имеет. Но он смог заработать на свое жилье и супруги живут отдельно от родителей.

Назовите все факторы, которые с точки зрения прогноза будущего данной семьи благоприятны и факторы риска для брака этих молодых людей, которые могут негативно сказаться на стабильности их отношений и привести к разводу?

22) Ситуационная задача: Двум группам специалистов в области семьи и семейной политики дано задание разработать социальный проект (план), направленный на снижение разводов в обществе. Они имеют разные точки зрения на вопрос. Первая группа считает, что задача в принципе не решаемая, так как слишком много факторов обусловливают рост разводов и на эти факторы невозможно воздействовать, управлять ими. Поэтому они предложили меры, направленные на то, чтобы развод стал менее травматичным для разводящихся супругов и их детей, чтобы супруги сохранили хорошие отношения и могли воспитывать общих детей/ребенка после развода. Другая группа специалистов уверена, что можно влиять на уровень разводов, можно добиваться снижения их числа, поскольку многие из разводов имеют такие причины, которые устранимы. Они предложили другие меры.

Предложите свои меры в проекты первой и второй групп специалистов. Какую группу специалистов Вы поддержали бы и почему?

23) Ситуационная задача: В городе N существует высокий уровень семейного насилия (в отношении детей, женщин, а также лиц пожилого возраста). Среди направлений деятельности государства по борьбе с семейным насилием и его профилактике – просвещение, формирование общественного мнения и ценностей ненасильственного поведения, создание системы помощи жертвам насилия (женщинам, детям, пожилым и престарелым, мужчинам).

Предложите собственный проект создания системы профилактики семейного насилия и помощи жертвам в рамках города. При этом у Вас нет никаких ограничений по ее созданию (финансовых, материально-технических, организационных, кадровых и других).

24) В развитых странах и в России при родильных домах устраивают так называемые «беби-боксы» для того, чтобы женщины могли там оставить новорожденного ребенка, которого они не хотят или не могут воспитывать сами. Существует разные точки зрения на то, нужны или нет такие места. Какую позицию разделяете Вы: «за» или «против»? Обоснуйте свою позицию, приведите аргументы.

25) Специалисты выделяют разные стили и методы воспитания в современной семье. Опишите, как воспитывали/ воспитывают Вас Ваши родители, какие методы применяли/применяют? Как можно назвать стиль воспитания ребенка/детей в Вашей семье?

26) Ситуационная задача: Семья Ивановых состоит из родителей и троих несовершеннолетних детей. Первый ребенок родился в 2005 году. Второй ребенок – в 2010 году, последний родился совсем недавно, в 2018 году. Семья проживает в одном из городов Башкортостана, по своим доходам относится к малообеспеченным, по жилищным условиям - к нуждающимся в улучшении. Перечислите основные меры семейной политики, на которые может рассчитывать данная семья и которые она уже получала или получает в настоящее время.

27) В России существует система мер, направленных на семью с несовершеннолетними детьми. Предлагаются и вводятся все новые и новые меры. Например, недавно продлено действие «материнского/семейного капитала» до 2021 года, введено государственное субсидирование процентной ставки по ипотеке, оформленной семьей при рождении первого и/или второго ребенка, введено новое пособие на первого ребенка для малообеспеченных семей и др.

Предложите свои, наиболее актуальные с Вашей точки зрения меры для семьи с несовершеннолетними детьми/ребенком, для разных типов семей.

Критерии и шкала оценивания выполнения практических заданий, ситуационных задач:

Практические задания, ситуационные задачи оцениваются по 4 бальной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «не удовлетворительно»:

- 5 баллов – «отлично» - выставляется студенту, если практическое задание соответствует всем требованиям, предъявляемым к разработкам.

- 4 балла – «хорошо» - выставляется студенту, если в выполненном задании допущены небольшие, отдельные ошибки.

- 3 балла – «удовлетворительно» - выставляется студенту, если в выполненном задании допущены существенные ошибки.

- 2 балла  - «не удовлетворительно» - выставляется студенту, если выполненное задание не отвечает требованиям к разработкам, допущено много существенных ошибок.

 



Тема 9. Насилие в семье

Темы докладов, сообщений:

  1. Международные правовые документы по борьбе с насилием в семье, насилием в отношении детей, женщин и пожилых людей.
  2.  Правовые основы борьбы с насилием в семье, насилием в отношении детей, женщин и пожилых людей в России.
  3. Обзор новейших социологических исследований по теме.

Тема 11. Семейная политика

Темы докладов, сообщений:

  1. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
  2. Национальная стратегия действий Российской Федерации в интересах детей на 2012-2017 годы.
  3. Десятилетие детства в Российской Федерации.
  4. Материнский капитал как мера семейной и демографической политики.
  5. Современная государственная семейная политика в Республике Башкортостан.
  6. Современная государственная политика в отношении молодой семьи в РФ.
  7. Опыт государственной политики в отношении молодой семьи в разных странах.
  8. Современная государственная российская политика в отношении сельской семьи.
  9. Современная российская государственная политика в отношении монородительских семей.
  10. Современная государственная российская политика в отношении многодетной семьи.
  11. Современная государственная российская политика в отношении семьи с детьми инвалидами.

 

Описание контрольных работ

На заочном отделении обучения студенты выполняют контрольную работу. Тема контрольной работы выбираются из списка, приведенного ниже. Можно так же выбрать тему из тем для докладов и сообщений (см. вопросы к семинарским и практическим занятиям). Контрольная работа для студентов заочного отделения обучения представляет собой письменную работу на выбранную тему. Она состоит из титульного листа, плана, введения, основной части, заключения и списка использованной литературы и источников. В основной части раскрывается основное содержание вопросов темы. В контрольной могут быть приложения – самостоятельные практические разработки. Список использованной литературы и источников должен включать работы по выбранной теме (учебники, учебные пособия, научные публикации – монографии и статьи). Список оформляется в соответствии с имеющимися правилами библиографического описания источника, с указанием автора, названия работы, места и года ее издания, а для статей – названия, номера журнала, в котором она опубликована. Приветствуется использование работ, которые рекомендованы для изучения в данной РПД. Объем контрольной не должен превышать 15 страниц печатного текста (основной текст без списка использованной литературы).

Темы контрольных работ

  1. Современные исследования семьи в России с начала 90-х до настоящего времени.
  2. Исследования семьи в Башкортостане.
  3. Исторические формы семьи и брака. Формы брака и семьи, существующие в современном обществе. Моногамия и полигамия.
  4. Основные сферы семейной жизни и супружеских отношений. Основные виды семейного поведения. Жизненный цикл семьи.
  5. Брачный выбор.
  6. Брак по религиозному обряду в современном обществе.
  7. Новые явления в системе брачного выбора современного общества: брачные агентства, знакомство через Интернет.
  8. Незарегистрированные браки в современном обществе (сущность, функции, типы, динамика роста, причины распространения).
  9. Брачный контракт в брачной практике современного российского общества.
  10. Повторные браки в современном обществе (динамика, особенности семей, основанных на повторных браках).
  11. Характеристика современных тенденций показателей брачности в развитых странах, России и Башкортостане.
  12. Репродуктивные нормы, установки, мотивы как основа репродуктивного поведения российского населения: социологические исследования.
  13. Тенденции репродуктивного поведения в современных развитых странах.
  14. Тенденции репродуктивного поведения в современной России и Башкортостане.
  15. Внебрачные дети в современном обществе.
  16. Современные репродуктивные технологии и семья.
  17. Основные тенденции изменения сексуальных норм и поведения в современном обществе.
  18. Сексуальная сфера брака. Сексуальные отношения и поведение в современном браке.
  19. Гомосексуальные браки и семьи: правовые и моральные аспекты, отношение населения, социальные последствия для личности и общества.
  20. Гендерное разделение семейных обязанностей в современной семье: современные исследования.
  21. Управление доходами в современных российских семьях: современные исследования.
  22. Сочетание женщинами и мужчинами семейных обязанностей и работы как социальная проблема.
  23. Удовлетворенность браком и семейной жизнью: структура и факторы, которые влияют.
  24. Макросоциальные факторы нестабильности современного брака и роста разводов в развитых странах, в России.
  25. Социальные и социально-психологические факторы, действующие на микроуровне, способствующие нестабильности брака, распаду семьи.
  26. Последствия разводов для личности и общества (экономические, социальные, социально-психологические).
  27. Насилие в семье: определение понятия, виды, формы проявления. Причины насилия в семье. Теоретические концепции, объясняющие насилие.
  28. Последствия домашнего насилия. Основные направления борьбы общества с ним.
  29. Социализация детей в семье: сущность, этапы, социально-психологические механизмы.
  30. Воспитание детей в семье.
  31. Материнство и отцовство. Роль матери и отца в социализации и воспитании.
  32. Баланс родительства и работы как социальная проблема.
  33. Социальное родительство.
  34. Отказы от новорожденных детей как социальная проблема (причины, мотивы, последствия для детей и общества).
  35. Проблема социального сиротства в современном российском обществе.
  36. Современные формы семейного устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в зарубежных странах и в России.
  37. Государственная семейная политика в современных развитых странах (на примере какой-либо страны).
  38. Современная государственная семейная политика в России: правовые основы, цели, задачи, направления, основные меры.
  39. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
  40. Программа Десятилетия детства в Российской Федерации.
  41. Материнский капитал как мера государственной семейной и демографической политики в России.
  42. Современная государственная семейная политика в Республике Башкортостан.
  43. Современная государственная политика в России в отношении молодой семьи.
  44. Современная государственная политика в России в отношении сельской семьи.
  45. Современная государственная политика в России в отношении монородительских семей.
  46. Современная государственная политика в России в отношении многодетной семьи.
  47. Современная государственная политика в России в отношении семьи с детьми инвалидами.

Тема 9. Насилие в семье

 

Насилие в семье: определение понятия, виды, формы. Насилие в отношениях супругов, насилие в отношении детей, престарелых и инвалидов. Экономическое, психологическое, физическое и сексуальное насилие. Экономические, социальные и психологические последствия насилия в семье. Современные статистические и социологические данные о насилии в семье в России и Башкортостане.

Основные направления деятельности государства и общества по предотвращению семейного насилия и борьбы с его последствиями: разработка законодательства, просвещение и формирование общественного мнения, создание системы помощи жертвам насилия. Кризисные центры для женщин и детей, правовая, психологическая, экономическая и социальная помощь жертвам насилия. Международные и национальные правовые документы по борьбе с насилием в семье.

Основная литература:

1. Социология семьи./ Под ред. А.И.Антонова. 2-е изд., пераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2005. – Гл. 15, параграфы 2,3,4.

 

Дополнительная литература:

1. Горшкова И.Д., Шурыгина И.И. Насилие над женами в современных российских семьях. – М.: Макс Пресс, 2003.

2. Лысова А.В. Насилие в добрачных и супружеских отношениях россиян.// Журнал социологии и социальной антропологии. – 2008. – №3. – С.129-145.

3. Насилие в семье – насилие в обществе, июль-декабрь 2006. Отчет о проведении исследования. – М., 2007.

4. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире./ Под ред. Э. Г. Круга и др./ Пер. с англ. - М.: Изд-во «Весь мир», 2003.

5. Бурханова Ф.Б. Современный брак в Башкортостане. - Уфа, 2004. – Гл. 5.3.

Тема 11. Семейная политика

Семейная политика: определение понятия, цели, объекты и субъекты, основные направления, правовые основы, организационные структуры. Основные меры семейной политики: пособия, налоговые льготы, отпуска по беременности, родам и уходу за детьми, сервисная поддержка и услуги. Формы реализации мер государственной семейной политики: финансовая, неденежная материальная помощь, моральная поддержка и поощрение.

Современная государственная семейная политика в развитых странах: особенности и позитивный опыт. Типы семейной политики в различных странах.

Государственная семейная политика в России. Этапы становления семейной политики в период с 1917 г. и до настоящего времени. Семейная политика в условиях трансформации общества. Правовые основы, цели, задачи. Концепция государственной семейной политики РФ на период до 2025 года. Основные направления и меры семейной политики. Социальная помощь монородительским, многодетным, малообеспеченным семьям и семьям с детьми инвалидами.

Государственная семейная политика в Республике Башкортостан: цели, задачи основные направления и меры. Правовые основы семейной политики. Закон РБ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан». Концепция семейной политики в Республике Башкортостан на период до 2025 года и др. документы.

Основная литература:

1. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 года №1618-р.

2. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Утверждена указом Президента РФ от 1 июня 2012 г.№761.

3. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Указом Президента РФ от 9 октября 2007 года №1351

4. Концепция демографической политики РБ на период до 2025 года. Утверждена Указом Президента РБ от 14 июля 2008 года N УП-333.

5. Стратегия действий в интересах детей Республики Башкортостан на 2013-2017 годы. Утверждена Указом Президента РБ 26 декабря 2012 г. №УП-551.

6. Концепция семейной политики в Республике Башкортостан на период до 2025 года. Утверждена Указом Главы РБ 14 августа 2015 г. УГ-184.

7. Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2030 года. Проект. Раздел. 2.11. Демографическое развитие. Семья, материнство, отцовство и детство.(С.22-31).

8. Социология семьи./ Под ред. А.И.Антонова. 2-е изд., пераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2005. – Гл. 16,17.

9. Охрана материнства в контексте урегулирования трудовых и семейных отношений для мужчин и женщин. Сравнительный анализ систем охраны материнства в трех европейских странах. Программа развития ООН. МОТ. – М., 2011.

10. Семья в центре социально-демографической политики? Сб.аналитических статей/ Отв.ред. О.В.Синявская. - М.: НИСП, 2009.

11. Чернова Ж. Семейная политика в Европе и России: гендерный анализ. – СПб.: Норма, 2008.

12. Чернова Ж. Семья как политический вопрос. Государственный проект и практики приватности. – СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. – Гл. 1,2,3,4.

Дополнительная литература:

1. Закон РБ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» (1993 г.)

2. Закон РБ «О государственной поддержке многодетных семей в РБ» (2000 г.)

3. Закон РБ «О государственной поддержке молодых семей в РБ» (2002 г.)

4. Закон РБ «Об основных гарантиях прав ребенка в РБ» (1999 г.)

5. Актуальные проблемы семей в России. Под ред. Т.А. Гурко. - М.: Ин-т социологии РАН, 2006. - Раздел 1. Социальное сиротство в России: новые подходы к решению проблемы.

6. Безрукова О.Н. Ресурсы и сети поддержки ответственного родительства в молодых семьях. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2012. – Гл.3. Социальный капитал некоммерческих организаций как ресурс развития гражданского общества.

7. Бусыгин В.П., Кулаков Д.А. Сравнительная эффективность семейных пособий в странах Европы// Мир экономики и управления. - 2016. - Т.16, №3. - С. 42-56.

8. Бурханова Ф.Б., Мухамадеева Р.Р. Проблемы семьи и семейной политики в Республике Башкортостан. Результаты социологического опроса экспертов. Препринт./ Институт социально-политических и правовых исследований АН РБ. – Уфа: Гилем, 2010.

9. Гурко Т.А. О Концепции семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года: экспертная оценка.//Социологическая наука и социальная практика. – 2013.№3.С.33-52.

10. Зорина Е.В. Возможности и направления социальной поддержки семьи в России и Германии.// Журнал социологии и социальной антропологии. – 2007. - №1. – С.182-192.

11. Климантова Г.С. Государственная семейная политика современной России Уч. пособие. – М., 2004.

12. Климантова Г.И., Ростовская Т.К. Молодая семья - демографический ресурс России. – М.: Изд-во РГСУ, 2008.

13. Корчагина И.И., Пишняк А.И., Малкова М.А. Факторы семейного неблагополучия и механизмы профилактики социального сиротства. Результаты анализа и рекомендации./ Под ред. Л.Н. Овчаровой, Е.Р.Ярской-Смирновой. – М.: НИСП, 2010. – 192 с.

14. Мартынова М.С. Социальная работа с детьми группы риска. – М.: Социальный проект, 2007.

15. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот. Профессиональная замещающая семья. – М.: Генезис, 2006.

16. О положении детей и семей, имеющих детей, в городе Москве в 2015 году. Ред.-сост. Е.Ю. Захаренкова / АНО «Совет по вопросам управления и развития».– М.: ООО «Акварель». 2016.– 208 с. (стр.8,33). Метод доступа: http://www.anosovet.ru/static_contents/21-moscow-children?locale=ru

17. Рабжаева М.В. Семейная политика в России ХХ века: историко-социальный аспект//Общественные науки и современность. - 2004. - №2. - С.166-176.

18. Рабжаева М.В. Историко-социальный анализ семейной политики в России ХХ века.// СОЦИС. - 2004. - № 6. - С.89-97.

19. Ржаницына Л.С. Проблема алиментов на детей. Московский проект. – М.: ООО «Норт Медиа», 2008.

20. Саралиева З.Х, Балабанов С.С., Отделкина Н.Т., Ушакова М. В. Многодетные семьи Нижегородской области. – Нижний Новгород, 2006.

21. Семья и человеческое развитие в Республике Башкортостан./ Под ред. Ф.Б. Бурхановой, Р.М. Валиахметова, Г.Ф. Хилажевой. – Уфа: Восточная печать, 2012. – Гл.7.

22. Синявская О.В., Гладникова Е.В. Потребление услуг по уходу за детьми российскими домохозяйствами// Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. По материалам одного исследования. Сб. аналитических статей. Вып.1 / Под ред. Т. М. Малевой, О.В. Синявской. –  М.: НИСП, 2007.- С.345-376.

23. Современная российская семья: противоречия функционирования и развития./ Под ред. Ф.А. Мустаевой. - Магнитогорск, 2013. – Гл. 4.

24. Тольц М. С. От абортного термидора к законодательному либерализму. Политика в области брачно-семейных отношений как зеркало истории СССР // Развитие населения и демографическая политика. Памяти А. Я. Кваши: Сборник статей / под ред. М. Б. Денисенко, В. В. Елизарова. - М.: МАКС Пресс, 2014.

25. Шкиперова И.С. Социальная политика российских компаний в сфере поддержки семьи и родительства//Актуальные проблемы семей в России. Под ред. Т.А.Гурко. - М: Ин-т социологии РАН, 2006. - С.163-172.

26. Чернова Ж. Баланс семьи и работы: политика и индивидуальные стратегии матерей // Журнал исследований социальной политики. – 2012.- Том.10, №3. – С.295-308.

Исследования семьи и брака

Количественные и качественные методы в исследованиях семьи. Применение методов опроса, наблюдения, контент-анализа, традиционного анализа документов семьи, биографического метода и качественного интервью к изучению семьи.

Особенности выборки в опросах семей, выборки отдельных членов семьи и выборки семейных пар. Мониторинговые исследования. Проблемы достоверности информации о семейно-брачной жизни.

Методика и техника изучения отдельных аспектов семьи и брака. Техники выявления места семьи в системе иерархии жизненных ценностей. Изучение критериев брачного выбора. Методы исследования жизненного цикла, бюджета и уровня жизни семей. Особенности методов и техник при изучении ролевой структуры семьи. Измерение репродуктивных установок, мотивов и потребности в детях. Показатели, отражающие установки на детей, социальные нормы детности и потребность в детях. Методы исследования социализационного, родительского поведения. Тестовые и опросные методы измерения удовлетворенности браком и совместимости супружеской пары.

 

Основная литература:

1. Социология семьи./ Под ред. А.И.Антонова. 2-е изд., пераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2005. – Гл. 13,14.

2. Антонов А.И. Микросоциология семьи. Учебник. - М.: Инфра-М, 2005 – Гл. 3-6.

 

Вопросы для семинаров и практических занятий

Тема 1. Предмет дисциплины «Социология семьи». История возникновения и

Тема 9. Насилие в семье

Вопросы для обсуждения:

  1. Насилие в семье: определение понятия, виды, формы проявления. Насилие в отношении женщин, детей, престарелых и инвалидов.
  2. Теории, объясняющие насилие в семье.
  3. Физическое, психологическое, экономическое и сексуальное насилие в современной семье: уровень и причины.
  4. Экономические, психологические и социальные последствия семейного насилия.
  5. Основные направления деятельности государства и общества по предотвращению семейного насилия и борьбы с его последствиями. Кризисные центры.
  6. Международные и национальные (Россия и Башкортостан) правовые документы по борьбе с насилием в семье, насилием в отношении детей, женщин и пожилых людей.

 

Тема 11. Семейная политика

Вопросы для обсуждения:

  1. Вопросы теории семейной политики: определение понятия «семейная политика», ее цели, задачи, объекты и субъекты, система мер.
  2. Современная государственная семейная политика в развитых странах.
  3. Государственная семейная политика в современной России: цели, принципы, основные направления, правовые основы, организационные структуры, меры в отношении семей с несовершеннолетними детьми.

Темы докладов и сообщений:

  1. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
  2. Национальная стратегия действий Российской Федерации в интересах детей на 2012-2017 годы.
  3. Десятилетие детства в Российской Фдерации.
  4. Материнский капитал как мера семейной и демографической политики.
  5. Современная государственная семейная политика в Республике Башкортостан.
  6. Современная государственная политика в отношении молодой семьи: развитые страны, Россия, ее регионы.
  7. Современная государственная политика в отношении сельской семьи: развитые страны, Россия, ее регионы.
  8. Современная государственная политика в отношении монородительских семей: развитые страны, Россия, ее регионы.
  9. Современная государственная политика в отношении многодетной семьи: развитые страны, Россия, ее регионы.
  10. Современная государственная политика в отношении семьи с детьми инвалидами: развитые страны, Россия, ее регионы

Практическое задание:

Составить краткий обзор новейших социологических исследований по теме семинара.

 

Ролевая игра: «Разработка мер семейной политики»:

После семинарского занятия, на котором рассмотрены основные направления и меры семейной политики в России в отношении семей с несовершеннолетними детьми, проводится ролевая игра «Разработка мер семейной политики». Студенты делятся на 4 команды, из которых 3 команды разрабатывают и предлагают совокупность собственных мер, направленных на совершенствование российской семейной политики и ее региональной составляющей. Они отстаивают свои предложения перед группой экспертов – 4-й командой.

 

Д) Правовые документы

1. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 года №1618-р.

2. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Утверждена указом Президента РФ от 1 июня 2012 г.№761.

3. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Указом Президента РФ от 9 октября 2007 года №1351

4. Концепция демографической политики РБ на период до 2025 года. Утверждена Указом Президента РБ от 14 июля 2008 года N УП-333.

5. Стратегия действий в интересах детей Республики Башкортостан на 2013-2017 годы. Утверждена Указом Президента РБ 26 декабря 2012 г. №УП-551.

6. Концепция семейной политики в Республике Башкортостан на период до 2025 года. Утверждена Указом Главы РБ 14 августа 2015 г. УГ-184.

7. Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2030 года. Проект. Раздел. 2.11. Демографическое развитие. Семья, материнство, отцовство и детство. - С.22-31.

Е) Список научных журналов:

Социологические исследования (СОЦИС).

Социологический журнал.

Социология. 

Журнал социологии и социальной антропологии.

Женщина в российском обществе.

Социальная политика и социология.

Социальная реальность. Журнал социологических наблюдений и сообщений.

Социологическая наука и социальная практика.

Политические исследования (ПОЛИС.)

Ученые записки МГУ. Сер. 18. Социология и политология.

Ученые записки Московского государственного социального университета (МГСУ). Научно-теоретический журнал.

Журнал исследований социальной политики.

Мир России.

Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены (ВЦИОМ)

Демоскоп-Weekly. Электронная версия бюллетеня «Население и общество». Институт демографии Государственного университета – Высшей школы экономики.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

дисциплины «Социология семьи» на 5 семестр

(наименование дисциплины)

______очная________

форма обучения

Рабочую программу осуществляют:

Лекции: д.с.н., проф. Бурханова Ф.Б.

(должность, уч. степень, ф.и.о.)

 

Практические занятия: д.с.н., проф. Бурханова Ф.Б.

(должность, уч. степень, ф.и.о.)

Вид работы Объем дисциплины, всего 5 семестр
Общая трудоемкость дисциплины (ЗЕТ / часов) 3/108 3/108
Учебных часов на контактную работу с преподавателем: 55,2 55,2
лекций 18 18
практических/ семинарских 36 36
лабораторных - -
других (групповая, индивидуальная консультация и иные виды учебной деятельности, предусматривающие работу обучающихся с преподавателем) 1,2 1,2
Учебных часов на самостоятельную работу обучающихся (СР) 18 18
Учебных часов на подготовку к экзамену/зачету/дифференцированному зачету (Контроль) 34,8 34,8

 

       Форма контроля: экзамен в 5 семестре


 

 

Тема, содержание

 

Форма изучения материалов: лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа и трудоемкость (в часах)

Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (номера из списка)

Задания по самостоятельной работе студентов

Форма текущего контроля успеваемости (коллоквиумы, контрольные работы, компьютерные тесты и т.п.)

Всего Лек. Пр/Сем. Лаб.раб. СР
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Тема 1. Предмет дисциплины «Социология семьи». История возникновения и становления социологии семьи. 6 - 4   2 Литература к теме 1 (из раздела содержание тем) Вопросы темы 1, доклады, сообщения Устный опрос, доклады, сообщения
2 Тема 2. Понятия «семья» и «брак». Исторические и современные типы семейных структур. Социальные функции семьи. 3 2 -   1 Литература к теме 2 (из раздела содержание тем) Вопросы темы 2,  
3 Тема 3. Брачный выбор, создание семьи. 5 2 2   1 Литература к теме 3 (из раздела содержание тем) Вопросы темы 3, доклады, сообщения Устный опрос, доклады, сообщения, обзор публикаций по теме
4 Тема 4. Основные тенденции динамики брачности в современных развитых странах, России и Башкортостане. 7 2 4   1 Литература к теме 4 (из раздела содержание тем) Вопросы темы 4, доклады, сообщения Устный опрос, доклады, сообщения, обзор публикаций по теме
5. Тема 5. Репродуктивная функция семьи. 7 2 4   1 Литература к теме 5 (из раздела содержание тем) Вопросы темы 5, доклады, сообщения Устный опрос, доклады, сообщения
6 Тема 6. Семья и сексуальность. 3   2   1 Литература к теме 6 (из раздела содержание тем) Вопросы темы 6, доклады, сообщения Устный опрос, доклады, сообщения
7 Тема 7. Разделение труда и власти в семье. 5 2 2   1 Литература к теме 7 (из раздела содержание тем) Вопросы темы 7, доклады, сообщения Устный опрос, доклады, сообщения, обзор публикаций по теме
8 Тема 8. Стабильность и нестабильность брака. Разводы. 7 2 4   1 Литература к теме 8 (из раздела содержание тем) Вопросы темы 8, доклады, сообщения Устный опрос, доклады, сообщения, обзор публикаций по теме
9 Тема 9. Насилие в семье. 5 2 2   1 Литература к теме 9 (из раздела содержание тем) Вопросы темы 9, доклады, сообщения Устный опрос, доклады, сообщения, обзор публикаций по теме
10 Тема 10. Родительство. Социализация и воспитание детей в семье. 8 2 4   2 Литература к теме 10 (из раздела содержание тем) Вопросы темы 10, доклады, сообщения Устный опрос, доклады, сообщения, обзор публикаций по теме
11 Тема 11. Семейная политика. 8 2 4   2 Литература к теме 11 (из раздела содержание тем) Вопросы темы 11, доклады, сообщения Устный опрос, доклады, сообщения, обзор публикаций по теме
12 Тема 12. Особенности методики и техники социологического исследования семьи и брака.   2 - -   2 Литература к теме 12 (из раздела содержание тем) Содержание темы 12 (из раздела Содержание тем)  
13 Темы 1-11. Творческое эссе «Моя семья» или «Моя будущая семья». 6 - 4 - 2 Литература к темам 1-11 (из раздела содержание тем) Задание к темам 1-11 – творческое  эссе (см.раздел Вопросы семинарских занятий) Презентация творческих эссе
  Всего часов 72 18 36   18      

 


 

Приложение 2.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВО «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ



СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

дисциплины «Социология семьи» для 8 семестра

(наименование дисциплины)

______заочная________

форма обучения

Рабочую программу осуществляют:

Лекции: д.с.н., проф. Бурханова Ф.Б.

(должность, уч. степень, ф.и.о.)

 

Практические занятия: д.с.н., проф. Бурханова Ф.Б.

(должность, уч. степень, ф.и.о.)

Вид работы Объем дисциплины, всего 8 семестр
Общая трудоемкость дисциплины (ЗЕТ / часов) 3/108 3/108
Учебных часов на контактную работу с преподавателем: 15,7 15,7
лекций 6 6
практических/ семинарских 8 8
лабораторных - -
других (групповая, индивидуальная консультация и иные виды учебной деятельности, предусматривающие работу обучающихся с преподавателем) (ФКР) 1,7 1,7
Учебных часов на самостоятельную работу обучающихся (СР) 84,5 84,5
Учебных часов на подготовку к экзамену/зачету/ дифференцированному зачету (Контроль) 7,8 7,8

 

       Форма контроля:

- контрольная работа в 8 семестре (сессия 2)

- экзамен в 8 семестре (сессия 2)


 

 

 

 

Тема, содержание

 

Форма изучения материалов: лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа и трудоемкость (в часах)

Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (номера из списка)

Задания по самостоятельной работе студентов

Форма текущего контроля успеваемости (коллоквиумы, контрольные работы, компьютерные тесты и т.п.)

Всего Лек. Пр/Сем. Лаб.раб. СР
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Тема 1. Предмет дисциплины «Социология семьи». История возникновения и становления социологии семьи 6,5       6,5 Литература к теме 1 (из раздела содержание тем) Вопросы темы 1, доклады, сообщения Контрольная работа
2 Тема 2. Понятия «семья» и «брак». Исторические и современные типы семейных структур. Социальные функции семьи 6,5       6,5 Литература к теме 2 (из раздела содержание тем) Содержание темы 2 (см.раздел Содержание тем) Контрольная работа
3 Тема 3. Брачный выбор, создание семьи. 8,5   2   6,5 Литература к теме 3 (из раздела содержание тем) Вопросы темы 3, доклады, сообщения Устный опрос, доклады, сообщения, обзор публикаций по теме, контрольная работа
4 Тема 4. Основные тенденции динамики брачности в современных развитых странах, России и Башкортостане 8,5 2     6,5 Литература к теме 4 (из раздела содержание тем) Вопросы темы 4, доклады, сообщения контрольная работа
5. Тема 5. Репродуктивная функция семьи. 8,5 2     6,5 Литература к теме 5 (из раздела содержание тем) Вопросы темы 5, доклады, сообщения контрольная работа
6 Тема 6. Семья и сексуальность. 6,5       6,5 Литература к теме 6 (из раздела содержание тем) Вопросы темы 6, доклады, сообщения Контрольная работа
7 Тема 7. Разделение труда и власти в семье. 8,5   2   6,5 Литература к теме 7 (из раздела содержание тем) Вопросы темы 7, доклады, сообщения Устный опрос, доклады, сообщения, обзор публикаций по теме, контрольная работа
8 Тема 8. Стабильность и нестабильность брака. Разводы. 8,5   2   6,5 Литература к теме 8 (из раздела содержание тем) Вопросы темы 8, доклады, сообщения Устный опрос, доклады, сообщения, обзор публикаций по теме, контрольная работа
9 Тема 9. Насилие в семье. 6,5       6,5 Литература к теме 9 (из раздела содержание тем) Вопросы темы 9, доклады, сообщения Контрольная работа
10 Тема 10. Родительство. Социализация и воспитание детей в семье. 6,5       6,5 Литература к теме 10 (из раздела содержание тем) Вопросы темы 10, доклады, сообщения Контрольная работа
11 Тема 11. Семейная политика. 8,5 2     6,5 Литература к теме 11 (из раздела содержание тем) Вопросы темы 11, доклады, сообщения контрольная работа
12 Тема 12. Особенности методики и техники социологического исследования семьи и брака   6,5 - - - 6,5 Литература к теме 12 (из раздела содержание тем)   Контрольная работа
13 Тема 13. Творческое эссе «Моя семья» или «Моя будущая семья» 8,5 - 2 - 6,5 Литература к темам 1-11 (из раздела содержание тем) Задание к темам 1-11 – творческое эссе (см.раздел Вопросы семинарских занятий) Презентация творческих эссе
  Всего часов 98,5 6 8   84,5      

 


Приложение  3

Рейтинг – план дисциплины

«Социология семьи»                ___

(название дисциплины согласно рабочему учебному плану)

Специальность: социология

курс 3________, семестр 5_________2018_ /2019_ гг.

Количество часов по учеб.у плану 108, в т.ч. контактная работа 55,2, самостоятельная работа -18

Преподаватель: Бурханова Ф.Б., доктор социологических наук, профессор________________

(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)

Кафедра: социологии_и работы с молодежью__________________________________________

 

 

Виды учебной деятельности студентов

Балл за конкретное задание

Число заданий за семестр

Баллы

Минимальный

Максимальный


Модуль 1. Темы 1-6

Текущий контроль 1. Устный опрос (темы 1-6) 5 1

0

5 2. Доклады, сообщения (темы 1-6) 5 1

0

5 3. Обзор новых публикаций по теме (темы 1-6) 5 1

0

5      

 

  Рубежный контроль 1. Решение практических заданий, ситуационных задач (темы 3-6) 5 4

0

20

Модуль 2. Темы 7-13

Текущий контроль 1. Устный опрос (темы 7-13) 5 1

0

5 2. Доклады, сообщения (темы 7-11) 5 1

0

5 3. Обзор новых публикаций по теме (темы 7-11) 5 1

0

5 Рубежный контроль 1. Решение практических заданий, ситуационных задач (темы 7-11) 5 4

0

20 2. Тестирование по всем темам (темы 1-12) 10 1

0

10 3. Выполнение и презентация творческого эссе (тема 13 вопросов семинарских занятий) 20 1

0

20  

Поощрительные баллы

1. Студенческая олимпиада    

0

5 2 . Участие в конференциях

0

5

Посещаемость (баллы вычитаются из общей суммы набранных баллов)

1. Посещение лекционных занятий 0

–6

2. Посещение практических (семинарских, лабораторных занятий) 0

–10

Итоговый контроль

 Экзамен 1

30

           

Утверждено на заседании кафедры социологии и работы с молодежью ___________________________

Протокол №_10__ от «16_» 06_____ 2018__ г.

Зав. кафедрой ____________________ /Шайхисламов Р.Б./           

Преподаватель ___________________ Бурханова Ф.Б.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

дисциплина

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

 (наименование дисциплины)

Базовая часть (Б1.Б 28)

____________________________________

(Цикл дисциплины и его часть (базовая, вариативная, дисциплина по выбору))

 

 

Программа бакалавриата

 

Направление подготовки (специальность)

Социология

 

 

Направленность (профиль) подготовки

Социология управления, экономики и коммуникаций

 

 

Квалификация

Бакалавр

 

 

Разработчик (составитель) профессор, доктор социологических наук, профессор (должность, ученая степень, ученое звание)   ___________________/ Бурханова Ф.Б. (подпись, Фамилия И.О.)

 

 

Для приема: 2018

 

 

Уфа 2018 г.


Составитель: Бурханова Флюра Булатовна, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и работы с молодежью

 

 

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры социологии и работы с молодежью, протокол от «16» июня 2018 г. № 10

 

Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу дисциплины, утверждены на заседании кафедры ____________________________________________________,

протокол № ____ от «____» ____________ 20 _ г.

 

 

Заведующий кафедрой               ___________________/Шайхисламов Р.Б./

 




Дата: 2019-12-22, просмотров: 266.