Детерминация психического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Психика является свойством высокоорганизованной материи мозга. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Нервная система – центр деятельности всего организма, она выполняет две главные функции: функцию передачи информации, за которую ответственны периферическая нервная система и связанные с ней рецепторы и эффекторы (железы и мышцы); функцию интеграции и переработки получаемой информации и программирования наиболее адекватной реакции. Вторая функция принадлежит центральной нервной системе и включает широкий диапазон процессов – от простейших рефлексов на уровне спинного мозга до самых сложных мыслительных операций на уровне высших отделов мозга. Центральная нервная система состоит из спинного мозга и различных структур головного мозга. Наиболее сильно на психику влияет характер полноценности и адекватности функционирования головного мозга, особенно коры головного мозга. В ней выделяются сенсорные зоны, куда поступает и обрабатывается информация от органов чувств и рецепторов; моторные зоны, которые управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека; и ассоциативные зоны, которые служат для переработки информации.

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга (рис. 4). Исследования подтверждают, что правое и левое полушария имеют специфические функции, и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на личностное развитие.

 

Функции левого полушария Функции правого полушария
Хронологический порядок Текущее время
Чтение карт, схем Конкретное пространство
Запоминание имен, слов, символов Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей
Речевая активность, чувствительность к смыслу Восприятие эмоционального состояния
Видение мира веселым, легким Видение мира мрачным
Детальное восприятие Целостное, образное восприятие

 

Рис. 4. Функции полушарий головного мозга

 

Именно специализация полушарий позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозге двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества. Однако в норме осуществление любой функции – это результат работы всего мозга, и левого, и правого полушария.

Человеческий организм существует только в природной среде, наше тело и психика включены во всеобщую связность множества процессов. Поэтому на развитие психики оказывают воздействие разнообразные влияния: космос, солнечная система, климат, географические условия и среда обитания, условия производительной деятельности, которые формируют определенные психобиологические особенности адаптации к среде, психические состояния, а также характер и способы деятельности. На психику влияют природные ритмы, смена времен года, времена суток, отражаясь на психических состояниях и определенных склонностях. Развитие психики в этом смысле не должно идти вразрез с природными процессами, не должно противоречить закономерностям природы, то есть должно находиться в существенной гармонии с природными состояниями.

Человеческая сложно организованная психика может сформироваться и успешно функционировать лишь при определенных биологических условиях: уровень содержания кислорода в крови и клетках мозга, температура тела, обмен веществ и др. Существует огромное количество подобных органических параметров, без которых нормально функционировать наша психика не будет.

Большое значение для психической деятельности имеют следующие особенности человеческого организма: возраст, пол, тип телосложения, генетические аномалии и уровень гормональной активности. Практически любое хроническое заболевание приводит к повышению раздражительности, утомляемости, к эмоциональной нестабильности, то есть влечет изменения психологического тонуса.

В современной психологии большое внимание уделяется определению связи между морфологическими особенностями тела индивида и его психикой. Тип телосложения предопределяет не только формы психических заболеваний, но и наши основные личностные характерные особенности.

Наблюдается зависимость специфики психики и психических процессов от пола человека. Психологические исследования показывают, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; мальчики отличаются большей двигательной активностью, а также математическими и визуально-пространственными способностями.

У женщин межполушарные связи более многочисленны, чем у мужчин, поэтому у них лучше происходит синтез информации, имеющейся в обоих полушариях. У них выявлены более высокие показатели, связанные с лингвистическими функциями, памятью, аналитическими способностями, тонким ручным манипулированием, лучше развита интуиция. Все это связано с большей относительной активностью левого полушария их мозга. Напротив, творческие художественные способности и возможность уверенно ориентироваться в пространственных координатах заметно лучше у мужчин (преимущество правого полушария их мозга).

Женское начало ориентировано на продолжение и сохранение человеческого рода. Отсюда большая психическая устойчивость женщин и усредненные параметры их психики. Мужское начало связано с необходимостью адаптации к новым неведомым условиям, что объясняет большую психологическую индивидуализированность мужчин, среди которых чаще встречаются сверхталантливые люди и совершенно никчемные особи. Исследования показали, что уровень общих способностей средней женщины выше, чем у среднего мужчины, но среди мужчин действительно чаще встречаются показатели, значительно превышающие средний уровень и намного ниже него.

Психика в значительной степени зависима от такого биологического фактора, как возраст. Человек от рождения до зрелости проходит сложный путь психического развития. Существует большая разница в психических особенностях человека в различные возрастные периоды. В жизненном цикле личностного развития выделяются следующие периоды:

1. пренатальный (внутриутробный);

2. детство;

3. отрочество;

4. зрелость (взрослое состояние);

5. преклонный возраст, старость.

В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей. При переходе от одной возрастной стадии развития к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой системы взаимоотношений с миром и людьми, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. В связи с вышесказанным следует отметить значимость и необходимость познания особенностей психики человека и их учета в повседневной жизнедеятельности.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 215.