Психика является свойством высокоорганизованной материи мозга. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Нервная система – центр деятельности всего организма, она выполняет две главные функции: функцию передачи информации, за которую ответственны периферическая нервная система и связанные с ней рецепторы и эффекторы (железы и мышцы); функцию интеграции и переработки получаемой информации и программирования наиболее адекватной реакции. Вторая функция принадлежит центральной нервной системе и включает широкий диапазон процессов – от простейших рефлексов на уровне спинного мозга до самых сложных мыслительных операций на уровне высших отделов мозга. Центральная нервная система состоит из спинного мозга и различных структур головного мозга. Наиболее сильно на психику влияет характер полноценности и адекватности функционирования головного мозга, особенно коры головного мозга. В ней выделяются сенсорные зоны, куда поступает и обрабатывается информация от органов чувств и рецепторов; моторные зоны, которые управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека; и ассоциативные зоны, которые служат для переработки информации.
Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга (рис. 4). Исследования подтверждают, что правое и левое полушария имеют специфические функции, и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на личностное развитие.
Функции левого полушария | Функции правого полушария |
Хронологический порядок | Текущее время |
Чтение карт, схем | Конкретное пространство |
Запоминание имен, слов, символов | Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей |
Речевая активность, чувствительность к смыслу | Восприятие эмоционального состояния |
Видение мира веселым, легким | Видение мира мрачным |
Детальное восприятие | Целостное, образное восприятие |
Рис. 4. Функции полушарий головного мозга
Именно специализация полушарий позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозге двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества. Однако в норме осуществление любой функции – это результат работы всего мозга, и левого, и правого полушария.
Человеческий организм существует только в природной среде, наше тело и психика включены во всеобщую связность множества процессов. Поэтому на развитие психики оказывают воздействие разнообразные влияния: космос, солнечная система, климат, географические условия и среда обитания, условия производительной деятельности, которые формируют определенные психобиологические особенности адаптации к среде, психические состояния, а также характер и способы деятельности. На психику влияют природные ритмы, смена времен года, времена суток, отражаясь на психических состояниях и определенных склонностях. Развитие психики в этом смысле не должно идти вразрез с природными процессами, не должно противоречить закономерностям природы, то есть должно находиться в существенной гармонии с природными состояниями.
Человеческая сложно организованная психика может сформироваться и успешно функционировать лишь при определенных биологических условиях: уровень содержания кислорода в крови и клетках мозга, температура тела, обмен веществ и др. Существует огромное количество подобных органических параметров, без которых нормально функционировать наша психика не будет.
Большое значение для психической деятельности имеют следующие особенности человеческого организма: возраст, пол, тип телосложения, генетические аномалии и уровень гормональной активности. Практически любое хроническое заболевание приводит к повышению раздражительности, утомляемости, к эмоциональной нестабильности, то есть влечет изменения психологического тонуса.
В современной психологии большое внимание уделяется определению связи между морфологическими особенностями тела индивида и его психикой. Тип телосложения предопределяет не только формы психических заболеваний, но и наши основные личностные характерные особенности.
Наблюдается зависимость специфики психики и психических процессов от пола человека. Психологические исследования показывают, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; мальчики отличаются большей двигательной активностью, а также математическими и визуально-пространственными способностями.
У женщин межполушарные связи более многочисленны, чем у мужчин, поэтому у них лучше происходит синтез информации, имеющейся в обоих полушариях. У них выявлены более высокие показатели, связанные с лингвистическими функциями, памятью, аналитическими способностями, тонким ручным манипулированием, лучше развита интуиция. Все это связано с большей относительной активностью левого полушария их мозга. Напротив, творческие художественные способности и возможность уверенно ориентироваться в пространственных координатах заметно лучше у мужчин (преимущество правого полушария их мозга).
Женское начало ориентировано на продолжение и сохранение человеческого рода. Отсюда большая психическая устойчивость женщин и усредненные параметры их психики. Мужское начало связано с необходимостью адаптации к новым неведомым условиям, что объясняет большую психологическую индивидуализированность мужчин, среди которых чаще встречаются сверхталантливые люди и совершенно никчемные особи. Исследования показали, что уровень общих способностей средней женщины выше, чем у среднего мужчины, но среди мужчин действительно чаще встречаются показатели, значительно превышающие средний уровень и намного ниже него.
Психика в значительной степени зависима от такого биологического фактора, как возраст. Человек от рождения до зрелости проходит сложный путь психического развития. Существует большая разница в психических особенностях человека в различные возрастные периоды. В жизненном цикле личностного развития выделяются следующие периоды:
1. пренатальный (внутриутробный);
2. детство;
3. отрочество;
4. зрелость (взрослое состояние);
5. преклонный возраст, старость.
В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей. При переходе от одной возрастной стадии развития к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой системы взаимоотношений с миром и людьми, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. В связи с вышесказанным следует отметить значимость и необходимость познания особенностей психики человека и их учета в повседневной жизнедеятельности.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 255.