Эффективность производства в значительной степени зависти от успешной реализации продукции, т.е. от маркетинговой деятельности сельскохозяйственных предприятий. Поэтому на предприятиях , производящих широкий ассортимент продукции, а также в хозяйствах, которые реализуют значительную часть продукции за пределы своего административного района или области, необходимы маркетинговые службы. Для обслуживания предприятий с незначительными объемами производства продукции такие службы целесообразно организовывать на уровне района или области. Организация маркетинга на всех уровнях позволит обеспечить руководителей и специалистов хозяйств информацией о наличии спроса и предложения на продукцию, о том, куда и по какой цене им выгоднее подать свою продукцию.
Хозяйство не имеет широкого ассортимента продукции, поэтому не имеет своей маркетинговой службы. Сбыт продукции осуществляется по каналам , которые устанавливались постепенно.
Так молоко хозяйство реализует ОАО “Самаралакто”. Молоко поставляется на основании договора “О поставке (продаже) молока” . Договор составляется на один год и по истечении срока договора он возобновляется .
В договоре указываются предмет и условие договора, обязательства и права сторон , дополнительные условия, срок действия договора, адреса и реквизиты сторон. По договору молоко поставляется по договорной цене в пересчете на базисную жирность. В 2002г. молоко поставлялось по цене 3,49 руб. за литр . Молоко должно соответствовать обязательным требованиям ГОСТа , ветеринарии и санитарным требованиям , которые приведены в таблице 23.
Таблица 23.
Обязательные требования.
1 сорт | 2 сорт | |
Кислотность в градусах Тернера | 16-18 | 16-20 |
Степень чистоты по эталону , не ниже | 1 | 2 |
Бактериальная обсемененность по редукторной пробе , не ниже | 1 | 2 |
Молоко не соответствующее требованиям 2 сорта принимаются как несортовое . Продукцию отгружают на молокоприемный пункт покупателя в г. Самара с сопроводительными документами по согласованному графику. Месячная норма продукции должна поставляться в течение всего месяца равномерно, на первое число месяца предоставляется ветеринарное свидетельство на отгружаемое сырье.
Покупатель обязан своевременно принять и оплатить продукцию по договорным ценам. Оплата платежными поручениями , наличными денежными средствами, векселями СБ РФ по предъявлению , в порядке взаиморасчетов поставлять готовую молочную продукцию, услуги, ГСМ, заменитель цельного молока для выпойки телят и др. материальные ценности. При отсутствии рынка сбыта продукции, изготовленной из сырья по установленной на данный момент договорной цене, покупатель прекращает приемку до согласования новых цен. При этом покупатель должен известить поставщика за два дня до момента прекращения приема сырья.
При наличии возможностей покупатель может принять сверхустановленного объема продукции. При этом поставщик должен известить покупателя об этом за два дня с указанием количества. Все продажи продукции с предприятиями осуществляются с оформлением договоров. Так по договору была поставлена гречка Шенталинской ЦРБ.
В 2002г. зерно было реализовано следующим предприятиям - ООО “Время”, МТС “Шенталинский”. Кроме того предприятие рассчитывалось за свои долги произведенной продукцией. Так с зерновой продукцией рассчитывались с ГУП “АРСО”, Челно- Вершинким энергосбытом, за аренду земли с населением.
Мясо было реализовано малому предприятию “Темп”, ООО “Сприн-СТ” . Было использовано на общественное питание.
Кроме того свою продукцию хозяйство реализовывает населению за наличный расчет и в счет оплаты труда.
Основные покупки хозяйства - это ГСМ , запасные части и средства защиты растений. Все покупки средств производства осуществляются по распоряжению председателя СПК.
Так последние два года СПК “Маяк” заключала договора на поставку нефтепродуктов с ЧП «Игнатьев». Согласно договора поставляемая продукция по своему качеству должна соответствовать действующим на предприятии- изготовителе ГОСТам и ТУ. Претензии принимаются и рассматриваются в 15- дневный срок при наличии у покупателя акта независимой экспертизы комиссии. Отгрузка производится в соответствии с согласованными месячными объемами и минимальными нормами отгрузки. Минимальная норма- автоцисцерна. Цены на продукцию изменяются в зависимости от конъюнктуры рынка.
Между продавцом и покупателем ежемесячно на 1-ое число производится сверка фактически оплаченной и отгруженной продукции. По результатам сверки принимаются согласованное решение : дополнительная оплата, дополнительная отгрузка и др.
Отгрузка осуществляется самовывозом транспортом покупателя либо по дополнительной договоренности - транспортом продавца. За отгрузку с нарушением графика - штраф в размере 0,1% в сутки от суммы непоставленной в срок продукции, за оплату с нарушением также штраф в размере 0,1%. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по Договору , если они явились следствием обстоятельств непреодолимой силы.
Кроме того СПК “Маяк” ежегодно заключает договора на поставку ГСМ с ЧП “Плеханов”. Ежегодно заключаются договора о поставке средств защиты растений, договора об оказании услуг местной телефонной связи, договора кредита со Сбербанком РФ.
Последние два года СПК заключала договора с ООО “АССА” о предоставлении товарного кредита. По этим договором хозяйству проставляли удобрения . Расчет с кредитом хозяйство должно произвести в денежными средствами. В случае невозможности погасить денежными средствами, хозяйство может рассчитаться продукцией в ассортименте. Так в 2001г. было поставлено 40 т. удобрений.
10. Организация планирования и прогнозирования в хозяйстве.
Рыночные условия хозяйствования требуют от руководителей и специалистов предприятий высокого профессионализма , быстрого реагирования на изменения конъюнктуры, умения прогнозировать и планировать производственно- финансовую деятельность.
Издержки , связанные с неустойчивостью конъюнктуры рынка, могут быть значительно снижены при разработке и реализации всесторонне обоснованной программы действий на перспективу. В современных условиях без детально разработанного плана крайне рискованно начинать какое- либо мероприятие. Планирование позволяет оценить условия, в которых вынуждено действовать предприятие , выявить его слабые и сильные стороны, предвидеть возможные выгоды и потери.
План необходим также при установлении контактов, связей с банками, инвесторами, покупателями продукции и другими партнерами.
Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1998г. № 392 “Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса РФ в 1998г. “ установлено, что для принятия решения о государственной поддержке с/х товаропроизводителей органы управления АПК субъектов РФ заключают с ними соглашение, по которому с/х товаропроизводители должны предоставлять указанным органам ежегодно план производственно- финансовой деятельности , а также обязательства предприятий по эффективному ведению хозяйственной деятельности и обеспечению производства продукции в установленных объемах.
В плане производственно- финансовой деятельности предприятия определяются стратегия и перспективы его развития с учетом возможных изменений рыночной конъюнктуры, обосновываются направления вложения средств, что снижает степень хозяйственных рисков.
Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность , при этом основывается спросом на производимую продукцию , необходимостью обеспечения производительного и социального развития. При разработке планов основой являются договора, заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материально- технических ресурсов.
Основу планирования составляют определение целей на перспективу , поиск способа их достижения, финансового и ресурсного обеспечения.
При обосновании целей и задач необходимо ориентироваться на те из них, которые наиболее достижимы и важны в планируемый период. В результате выбирается оптимальный вариант.
Плановые показатели разрабатываются на основе фактических показателей прошлых лет , скорректированных исходя из условий планируемого года и конечных результатов.
Плановые показатели записываются в специально разработанных таблицах. ( план производственно- финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия.).
Производственный план предприятия состоит из семи разделов :
-юридический статус;
-организационная структура;
-основные экономические показатели;
-производственная программа;
-ценообразование;
-инвестиционная деятельность;
-финансовая деятельность.
В первом разделе отражаются данные о государственной регистрации, участии в совместной деятельности.
Во втором разделе отражается организационная структура предприятия : основное производственное направление, а также другие отрасли и виды деятельности, которые есть на предприятии. Здесь приводят перечень и количество работников представительств и филиалов, а также находящихся на самостоятельном балансе дочерних и зависимых обществ. В этом же разделе показывается общая площадь земельных угодий, площадь сельскохозяйственных угодий, а также их состав .При этом необходимо учитывать перевод земельных угодий из одной категории в другую. Временное использование угодий не является основанием для перевода их в другую категорию.
В разделе “Основные экономические показатели” отражаются показатели деятельности предприятия в планируемом году в сравнении с фактическими данными за предыдущий год. Здесь приводят показатели стоимости валовой продукции сельского хозяйства, численности работников, фонда оплаты труда, финансовые результаты деятельности предприятия. Стоимость продукции определяется в ценах предыдущего года. Расчет стоимости кормовых культур производится исходя из суммы текущих затрат на производство единицы продукции или ее себестоимости.
Четвертый раздел “Производственная программа” - самый большой раздел. В рыночных условиях хозяйствования объемы производства определяются не только наличием материальных, финансовых и иных ресурсов, но также потребностями рынка, спросом покупателей продукции. Здесь заполняется форма “Производство и себестоимость продукции растениеводства”. В форме показываются посевные площади, урожайность и валовые сборы возделываемых культур, затраты на производство каждого вида продукции растениеводства. При планировании продукции необходимо учитывать выполнение договорных обязательств, потребность в кормах для птицы и скота, создание необходимых семенных и страховых фондов.
Расчет себестоимости продукции проводится в следующей последовательности:
n распределяются по назначению расходы по содержанию основных средств;
n исчисляется себестоимость продукции (работ, услуг) вспомогательных и обслуживающих производств;
n распределяются общепроизводственные и общехозяйственные расходы;
n определяется общая сумма производственных затрат;
n исчисляется общая сумма производственных затрат по каждому виду продукции растениеводства.
В форме “Незавершенное производство” планируют объемы и затраты незавершенного производства по всем отраслям растениеводства в планируемом году, а также затраты, переходящие на конец планируемого года, произведенные в прошлом году.
В форме “Потребность в семенах” определяется потребность в семенах и их стоимость. Потребность в семенах рассчитывается исходя из площадей посева сельскохозяйственных культур на планируемый и будущий годы, нормы высева семян на гектар без учета страхового фонда. Источниками семян могут быть : собственные семена или покупные. Семена собственного производства прошлых лет оцениваются по фактической себестоимости, а получаемые от урожая планируемого года- по плановой себестоимости.
В форме “Баланс продукции” показывают поступление и расход основных видов продукции растениеводства.
Заполняется также форма “Движение поголовья животных и птицы”.
Здесь записываются виды и группы животных, поступление и расход.
Потребность в кормах рассчитывается в форме “ Корма”.
Калькуляция себестоимости и выхода продукции животноводства рассчитывается в форме “Производство и себестоимость продукции животноводства”.
Разделы “Ценообразование” и “Инвестиционная деятельность” хозяйством не заполняются.
В разделе “Финансовая деятельность” рассчитывается результат от реализации всех видов продукции и услуг, определяется результат хозяйственной деятельности с учетом прочих доходов и убытков. Здесь показывается вся сумма выручки от реализации продукции, работ и услуг, их себестоимость, включая расходы по реализации продукции , рассчитывается прибыль и рентабельность .
Производственный план составляется в целом по хозяйству, отдельно по бригадам не составляется.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 224.