Глава 2. Методика исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Любое историческое исследование не может обойтись без соответствующих методов научного познания мира. Как известно, современное научное познание руководствуется большим количеством методов, среди которых можно выделить общелогические (философские) методы, общенаучные методы и специальные методы, присущие для каждой отдельно взятой отрасли науки. При написании данной работы был использован широкий спектр методов, охватывающий все вышеуказанные области научной методологии.

Во-первых, хотелось бы обратиться к самым простым методам научного познания мира - анализу и синтезу. Анализ представляет собой фактическое или мысленное разложение целого на составные части, что позволяет выявить строение исследуемого объекта, выделить определенные этапы его развития. В свою очередь синтез подразумевает сведение в единое целое отдельных элементов, выделенных при анализе. В итоги подобный методологический симбиоз позволил автору данной работы детально рассмотреть ход развития американо-кубинских отношений в отмеченный период.

Руководствуясь следующей парой взаимосвязанных общелогических методов, индукцией и дедукцией, автор смог выявить определенные закономерности развития изучаемого объекта. Все они сводились к значительной зависимости развития американо-кубинских отношений от соответствующего уровня отношений США с СССР и с другими латиноамериканскими государствами. Однако, проведя сравнение и обобщив полученные результаты, автор установил, что не всегда детерминирующим фактором американо-кубинских отношений были внешние обстоятельства. С начала 1980-ых гг. определенную роль в политике США в отношении Кубы стали играть также кубинские эмигрантские организации в США.

К числу общенаучных методов, использованных в работе, стоит отнести, в основном, методы теоретического познания-системный метод, метод типологии и классификации, исторический и логический методы. Использование исторического и логического методов обусловлено самой сущностью исторического исследования, так как исторический метод рассматривает процесс американо-кубинских отношений в их развитии, генезисе, а логический метод теоретически воспроизводит этот процесс во всех его закономерных связях и отношениях. Метод типологии и классификации и системный метод позволяют изучить исследуемый объект как целостную систему со своей природой и принципами функционирования.

Наиболее качественное научное исследование подразумевает использование не только общелогических и общенаучных методов, но и методов той отрасли науки, где оно проводится. Поэтому здесь необходимо остановиться на специальных исторических методах. Как правило, как название, так и суть данных методов отличаются от общенаучных лишь добавлением слова “историко” и применением исключительно в исторической области науки.

В данной работе были использованы историко-генетический, историко-типологический и историко-системный методы. Историко-генетический метод, который в своей основе базируется на анализе и синтезе, обеспечил автору работы изучение американо-кубинских отношений на всем протяжении указанного периода развития. Определение различных групп факторов, непосредственно влияющих на политику США в отношении Кубы, стало возможным благодаря историко-типологическому методу.

Суммирующим методом исследования, который обобщил все имеющиеся наработки, стал историко-системный метод. Он позволили сформулировать выводы и итоговое заключение всего исследования. Их суть состоит в признании американо-кубинских отношений 1962-1991 гг. достаточно сложным и многогранным процессом, основными детерминирующими факторами которого являлись как внешние (отношения США с третьими государствами), так и внутренние обстоятельства (политика кубинского правительства по отношению к США, деятельность кубинских эмигрантских организаций в США).

В целом, представленная работа соответствует основным принципам методологии истории. В ней осуществляется последовательное рассмотрение изучаемой проблемы (принцип историзма), проведено структурирование работы и анализ соответствующих глав (системный подход), достигнуты поставленные цели исследования (принцип объективности).

Дата: 2019-12-22, просмотров: 213.