Кафедры истории нового и новейшего времени
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Магистрант

Кафедры истории нового и новейшего времени

Койда Сергей Вячеславович

Научный руководитель по специальности:

Кандидат исторических наук, доцент

Кошелева Наталья Владимировна,

Руководитель, ведущий практику

по выпускной работе:

Ассистент Позняков Андрей Михайлович

Минск – 2009

Оглавление

список обозначений к выпускной работе.. 3

реферат на тему: использование информационных технологий в изучении американо-кубинских отношений (1962-1991) 4

введение.. 5

Глава 1. Обзор литературы... 7

глава 2. Методика исследования.. 8

Глава 3. достижения и перспективы использования информационных технологий в изучении американо-кубинских отношений (1962-1991) 10

3.1. Интернет-ресурсы по истории американо-кубинских отношений 10

3.2. Использование информационных технологий в изучении американо-кубинских отношений (1962-1991) 18

Глава 4. обсуждение результатов научного исследования.. 21

Заключение.. 22

Список литературы к реферату.. 23

Предметный указатель к реферату.. 25

интернет-ресурсы в предметной области исследования.. 26

Персональный интернет-сайт.. 29

граф научных интересов.. 30

тестовые вопросы по “основам информационных технологий”. 32

презентация магистерской диссертации... 33

список литературы к выпускной работе.. 34

приложение.. 35

 

Список обозначений к выпускной работе

WWW–World Wide Web (Глобальная информационная сеть или “всемирная паутина”);

АИК–Ассоциация “История и компьютер”;

БГУ–Белорусский государственный университет;

Интернет-сайт–основная форма представления информации в WWW. Состоит из интернет-страниц, посвящённых одной теме или представляющих одну организацию;

Интернет-страница–оформленный специальным образом файл службы глобального соединения WWW, созданный при помощи гипертекстового языка разметки;

Технология Интернет–различные способы работы с информацией, которую представляет глобальная информационная сеть (передача информации в текстовом, видео- и аудио-форматах, копирование файлов и их фрагментов, коммуникационные возможности);

Технология–совокупность приёмов и процессов в определённой области деятельности.

 

Реферат на тему: использование информационных технологий в изучении американо-кубинских отношений (1962-1991)

 

Введение

Рубеж 1980-1990-ых гг. отмечен началом процесса глобальной информатизации, которая охватила все без исключения области науки. Она привела к заметным изменениям в методах и технологиях исторического исследования. Возможности информационных технологий в сфере исторической науки и образования резко возросли в 1990-ые годы. В это время историки получили доступ к глобальной сети Интернет с ее огромными информационными ресурсами.

В настоящее время Интернет стал одним из популярных источников информации, как для профессиональных историков, так и для любителей. Интернет-сайты, посвященные исторической тематике, составляют сегодня значительную часть научно-образовательной сферы Интернета.

В первую очередь, применение информационных технологий значительно расширило возможности публикации исторических материалов и доступа к ним исследователей, преподавателей и студентов. В глобальной информационной сети можно ознакомиться с многочисленными электронными копиями исторических источников, а также с большим количеством научных и научно-популярных книг, статей, базами данных, разнообразной справочной литературой, электронными копиями журналов и газет.

Кроме того, будучи самым быстрым и самым оперативным средством связи, Интернет позволяет историку эффективно общаться с коллегами, вести в форумах дискуссии по актуальным вопросам исторической науки. Создание во многих странах мира исследовательских и учебных электронных ресурсов свидетельствует о начале формирования в глобальной информационной сети полноценной научно-образовательной среды исторической науки. Она способствует качественному восполнению информационных пробелов, возникающих в ней в силу различных обстоятельств.

Таким образом, процесс глобальной информатизации привел к созданию в 1986 г. Международной ассоциации "History and Computing" (AHC), которая занимается координацией деятельности историков разных стран, применяющих в своей исследовательской практике и учебном процессе компьютерные методы и технологии. С 1992 г. в состав AHC входит ассоциация "История и компьютер" (АИК), объединяющая специалистов по исторической информатике разных стран СНГ, включая и Республику Беларусь.

Это говорит о том, что современную историческую науку уже нельзя представить без использования широких возможностей информационных технологий в целом, и глобальной информационной сети, в частности. Будучи полноценным источником информации, для историков она играет все более заметную роль в образовательной и научно-исследовательской деятельности.

В представленном реферате автор поставил перед собой цель проанализировать результаты и перспективы различных направлений использования информационных технологий в исторической науке, взяв в качестве примера использование информационных технологий при изучении американо-кубинских отношений (1962-1991).

Глава 1. Обзор литературы

Кроме специальной исторической литературы и исторических источников по истории американо-кубинских отношений в 1962-1991 гг., при написании данного реферата был также использован ряд общих трудов по использованию информационных технологий в исторических исследованиях. Необходимо отметить, что к настоящему времени накопилось значительное количество подобных трудов.

Естественно, что наибольшую активность в этом направлении проявляют члены ассоциации “История и компьютер”. В большинстве случаев авторы описывают собственный опыт применения конкретных информационных технологий в исследованиях и возникающие при этом проблемы. Также хотелось бы указать на малочисленность трудов и исследователей, которые были бы связаны с применением информационных технологий в изучении международных отношений вообще и в изучении американо-кубинских отношений, в частности.

Это связано с тем, что значительная часть исследований по истории американо-кубинских отношений приходится на советский период, когда проблеме применения информационных технологий в исторических исследованиях уделялось совсем мало внимания. Данный аспект был вызван не только зарождающимся уровнем развития самих информационных технологий, сколько существовавшим тогда методологическим подходом.

Несколько лучше обстоит ситуация с исследованиями данной проблемы на современном этапе, особенно что касается американских авторов и авторов из числа представителей кубинской эмиграции в США. Так, в частности, M.J. Castro, Braun K. и Briggs B.M. в своих работах дают пример использования статистических материалов и составленных на их основе баз данных при изучении социально-экономических аспектов политики США в отношении Республики Кубы.

В остальном, применение информационных технологий при изучении темы данной работы, связано с использованием уже указанных во введении методик представления и поиска информации в Интернете.

Поэтому считаю достаточно интересным и перспективным изучение возможностей применения современных информационных технологий в исторических исследованиях по теме американо-кубинских отношений.

Заключение

Начало использования информационных технологий в исторических исследованиях открыло перед историками поистине огромные возможности. Теперь исследователь имеет возможность быстро находить необходимую информацию, оперативно, в режиме реального времени, общаться с коллегами, следить за изменениями мировой научной, и в частности, исторической мысли.

Кроме того, внедрение информационных технологий в исторические исследования открывает новые возможности для анализа, в первую очередь, количественных источников. Это особенно востребовано при изучении экономической и социальной истории, хотя, в определенной степени, данный метод приемлем и к политической истории. Последний аспект был опробован, в частности, автором данной работы при анализе документов, полученных при помощи технологий Интернета.

Уже отмечалось про возможность использования информационных технологий для анализа текстовых источников. Использование метода контент-анализа, основанного на применении программ анализа текста, конечно, значительно упрощает работу исследователю, но и здесь есть свои “подводные камни”. В первую очередь это связано с достоверностью указанных в тексте данных. Ведь не секрет, что даже официальные заявления президентов США часто расходятся с их конкретной реализацией. Поэтому в данном вопросе автор работы придерживается достаточно умеренной позиции.

В целом, необходимо отметить, что на современном этапе развития информационные технологии становятся действительным и самым верным спутником историков, как профессионалов, так и любителей. При этом информационные технологии постепенно превращаются из непосредственно прикладного инструмента исследования явлений действительности в своеобразную отрасль исторического знания. Иными словами, если раньше историки воспринимали информационные технологии как подручное средство, то теперь часть из них занимается проблемой научно обоснованного применения информационных технологий в исторических исследованиях. Данный аспект свидетельствует о все больше набирающем обороты процессе междисциплинарного взаимодействия и интеграции научного знания.

Список литературы к реферату

1. Абрамов, В.К., Марискин, О.И. Историческая информатика и ЭВМ в Мордовском государственном университете // Из истории исторической информатики / Межвузовский сборник научных трудов.- Выпуск 2. - Ставрополь: Ставропольский государственный университет, 1999. - С. 45-49;

2. Алпеев, А.Н. Современная мировая историческая наука: Информационно-аналитический обзор (по материалам 18-го Международного конгресса историков и 10-й Международной конференции «История и компьютер»). - Монреаль, август-сентябрь 1995 г. / Редакционная коллегия А.Н. Алпеев, В.Н. Сидорцов, С.В. Толеронок. – Мн.: Тетрасистемс, 1996;

3. Балыкина, Е.Н., Липницкая, О.Л. и другие. Историческая информатика (Информатика для исторических специальностей): Учебное пособие / Под общей редакцией В.Н. Сидорцова, Л.И. Бородкина. – Мн.: Веды, 1998. – 316 с.;

4. Бешенков, С.А. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие для гуманитарных факультетов университетов и педагогических вузов / С.А. Бешенков, А.Г. Гей, С.Г. Григорьев; под общей редакцией С.А. Бешенкова. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1995. – 144 с.;

5. Бородкин, Л.И., Гарскова, И.М. Историческая информатика: Учебное пособие / Под редакцией Л.И. Бородкина. – М.: Мосгосархив, 1996. – 400 с.;

6. Бородкин, Л.И., Тяжельников, В.С. Круг идей: новое в исторической информатике // Труды І конференции Ассоциации «История и компьютер» / Редакционная коллегия Л.И. Бородкин, В.С. Тяжельникова. – М., 1994. – 170 с.;

7. Буховец, О.Г. Постсоветская электоральная революция в зеркале "Стратегии медленного анализа" на примере Белоруссии // Информационный Бюллетень Ассоциации “История и компьютер”, № 23. – М., 1998. – С.125-129;

8. Валетов, Т.Я. Проблемы организации электронных ресурсов по истории / Т.Я. Валетов // Информационный бюллетень Ассоциации “История и компьютер”. - № 30. Материалы 8-й конференции “АИК”. М., 2002. С. 79.;

9. Владимиров, В.Н., Колдаков, Д.В. Информационные технологии в науке и образовании: опыт исторического факультета Алтайского государственного университета / В.Н. Владимиров, Д.В. Колдаков // “Известия Алтайского государственного университета”. - № 2, 1996. – С. 122-124;

10. Левандовский, М.И. Создание базы данных "Выборщики в I и II государственные думы России в Западных и Северо-Западных губерниях" и обработка распределенной информации // Информационный Бюллетень Ассоциации "История и компьютер", № 17. – М., 1996. – С. 57-59;

11. Пинягин, С.В. Внедрение компьютерных технологий в изучение истории в странах СНГ / С.В. Пинягин // Наука и образование [Электронный ресурс]. - 2006.- Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/62580.html. - Дата доступа: 11.11.2009;

12. Подгаецкий, В.В., Святец, Ю.А. Методические указания к практическим занятиям по курсу “Количественные методы и ЭВМ в исторических исследованиях” / В.В. Подгаецкий, Ю.А. Святец.- Днепропетровск, 1990. – 128 с.;

13. Робачевский, А.М. Глобальная сеть Интернет / Робачевский А. М. // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». № 13. – М., 1995. С. 127-134;

14. Шаполав Е.Ю. Междисциплинарный подход в исторической науке: некоторые аспекты формирования современной методологии истории / Е.Ю. Шаповал // “Исследовано в России” [Электронный ресурс]. – 2008. Режим доступа: http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2008/023.pdf. - Дата доступа: 11.11.2009;

15. Швед, В.В., Бярэйшык, Л.У. Выкарыстанне камп’ютэрных праграм для кантролю самастойнай працы студэнтаў-гісторыкаў // Новые информационные технологии в образовании. - Мн., 1996. Т. 3. Историческая информатика. - С. 39-42;

Персональный интернет-сайт

http : // www . his - koyda 1. narod . ru /

Граф научных интересов

Магистранта Койды Сергея Вячеславовича

Исторический факультет

Специальность: всеобщая история

Смежные специальности
· 07.00.02 – отечественная история
1. Государственные образования на территории Беларуси, их внутренняя и внешняя политика, местное управление, классовая борьба, политические и иные партии, организации, классовая и сословная идеология. 2. Этнические процессы на территории Беларуси, национальная ментальность, межэтнические взаимоотношения, национальная культура т национальные движения. 3. Экономические и общественно-политические связи Беларуси с другими странами.

 

· 07.00.09 – историография, источниковедение и методы исторического исследования
1. История исторической науки. Развитие исторической мысли, школы и направления, организация и функции науки. Антропологизация и «лингвистический поворот» в историографии. Интеллектуальная история. Теоретико-методологические проблемы исторического познания. 2. Принципы и методы исторического исследования. Способы построения и обоснование исторического знания. Вербально-логические и знаково-символьные формы представления. Общелогические, общенаучные и специальные исторические методы. Нетрадиционные методы и информационные технологии 3. Источниковедение. Классификация и систематизация источников. История источниковедения. Источники по истории Беларуси и зарубежных стран. Компаративное источниковедение. Новая информационная среда и новые типы исторических источников. Нарратология..  

 

· 07.00.15 – история международных отношений и внешней политики
1. Возникновение, формирование и развитие системы международных отношений. 2. Внешняя политика и дипломатия иностранных стран в разные исторические периоды. 3. Дипломатия и другие средства осуществления внешней политики, методы и приемы деятельности государств и других политических сил на международной арене в разные исторические периоды. Особенности и специфика дипломатии стран мира в разные исторические периоды. Дипломатическая история крупнейших событий прошлого.

 

Основная специальность
07.00.03 – всеобщая история
1. Методологические и типологические проблемы исследования истории зарубежных стран, связей и взаимодействия между отдельными цивилизациями и регионами. 2. История развития государств, политических и общественных институтов на локальном, региональном и глобальном уровнях; историко-демографические процессы. 3. Внешняя политика и международные отношения, проблемы войны и мира, военно-политические союзы, глобализация мировых процессов и геополитические проблемы.  

 

Сопутствующие специальности
· 05.25.02 – документалистика, документоведение, архивоведение, ист.
Исследование общих свойств документа как источника и носителя информации. История документалистики, документоведения и архивоведения.

 

· 23.00.02 – политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии
Политические и этнополитические процессы и конфликты: сущность, типология, механизмы регуляции и разрешения. Этнополитические процессы в условиях трансформации общества. Конфликт и общественное согласие (консенсус).

 

тестовые вопросы по “основам информационных технологий”

1. Основными тегами таблицы являются:

§ а) <caption>;*

§ b) <table>;*

§ c) <plaintext>;

§ d) <q>.

2. Ведущими специалистами в области применения информационных технологий в исторических исследованиях на историческом факультете БГУ на данный момент являются:

§ а) Самохвалов Д.С.;

§ b) Балыкина Е.Н.;*

§ c) Перзашкевич О.В.;

§ d) Сидорцов В.Н.*

Магистрант

кафедры истории нового и новейшего времени

Койда Сергей Вячеславович

Научный руководитель по специальности:

Дата: 2019-12-22, просмотров: 229.