Национальное богатство каждой страны создается непосредственно трудом ее граждан, поэтому трудовые ресурсы следует отнести к одному из основных факторов развития как национальной, так и мировой экономики. Трудовые ресурсы, в свою очередь, зависят от общей численности населения стран мира, которое с 1900 по 2000 года возросла в 4 раза и в начале третьего тысячелетия, превысило 6 млрд. человек.
По состоянию на начало 2003 года трудовые ресурсы России составляли более 80 млн. человек или почти 55% населения страны. По этому показателю Россия занимала 5-е место в мире после Китая, Индии, США и Индонезии. Более 90% общей численности трудовых ресурсов приходится на экономически активную часть населения (занятые и безработные) численность экономически активного населения (рабочей силы) для производства товаров и услуг, в России по состоянию на начало 2003 года составляло 70 млн. человек, что также соответствовало 5-му месту в мире [1].
Важнейшим показателем национального богатства и необходимым условием процветания любой нации является состояние здоровья населения.
Безусловно, ухудшается здоровье нации, происходит деформация жизненных ценностей, мотивационной сферы, разрушение института семьи, растут алкоголизация, наркопотребление и наркомания, преступность, проституция, ВИЧ-инфицированность и заболеваемость СПИДом, вирусным гепатитом, особенно среди молодежи. Все это происходит на фоне учащения стихийных природных бедствий и чрезвычайных ситуаций, вызванных производственными авариями и военными действиями, при недостаточном валеологическом сопровождении трудовой и образовательной деятельности, при отсутствии навыков у населения здоровье сберегающего поведения в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях.
В развитых странах главным показателем национального богатства уже сегодня считается образовательный уровень населения. Поэтому вполне обосновано усиленное внимание к образовательной системе и ее модернизации с целью достижения большей эффективности. Вместо традиционной базовой образовательной модели делаются установки на непрерывное образование в течение жизни.
Будущее России более чем в других странах зависит от решения этой проблемы. Нашей стране нужен качественный скачок в образовательной сфере, чтобы в перспективе войти в общемировое образовательное пространство, интеграция в которое может обеспечить столь необходимое России устойчивое развитие.
Поскольку в общей полифункциональной системе непрерывного образования важное место отводится образованию взрослых, постольку на него и следует сделать акцент в дальнейшем развитии отечественной образовательной системы, но с учетом российской специфики. Своеобразие современного состояния России, с одной стороны, создает условия для новых подходов к образованию взрослого населения, а с другой – тормозит этот процесс. Имеется в виду прорыв в область новейших информационных технологий интеллектуальной отечественной элиты на фоне низкой по современным меркам образованности подавляющей части населения страны, имеющего за плечами старую образовательную схему.
В современной экономической теории все большее значение приобретает повышение качества рабочей силы. Изменение требований к работнику связано с научно-техническим прогрессом, темпы которого ускоряются и предполагают соответствующую гибкость знаний, умений, навыков работника. Производственные созидательные качества работника целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических преобразований.
Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства.
Для России, в современных условиях, диктуемых интеграцией нашей страны в мировое сообщество, для повышения конкурентоспособности товаров и экономики в целом необходимо все серьезнее относится к формированию человеческого капитала. Экономические реформы устранили уравнительное распределение благ и услуг, предоставили возможность гражданам самостоятельно обеспечивать себе достойный уровень жизни. Ожидалось, что рынок, в частности, рынки труда, жилья, медицинских, образовательных услуг, справится с имеющимися здесь проблемами. Однако к прежним проблемам добавились новые – чрезмерное имущественное расслоение граждан, высокая дифференциация по уровню доходов, значительные масштабы бедности, не уменьшение, а увеличение зависимости части населения от социальной помощи, предоставляемой государством; нарастание безработицы, хроническая задолженность по заработной плате, ухудшение демографической ситуации. Все это снизило качество трудового потенциала. На уровне предприятия необходимость усиленного внимания к качеству рабочей силы диктуется существующей рыночной конъюнктурой. В современных условиях высокой степени конкуренции на рынке выигрывает тот, у кого выше качество обслуживания, качество выпускаемого продукта, выше производительность труда, эффективнее управление предприятием, а эти показатели на прямую зависят от качества работающего персонала. Таким образом, конкурентоспособность, увеличение национального богатства, эффективность деятельности, а также снижение отрицательных показателей на уровне предприятия зависят от качества рабочей силы.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 254.