Главной целью Национальной лесной политики Российской Федерации является выход лесного комплекса из системного кризиса и увеличение годового объема производства лесной продукции к 2020 году до уровня 50 млрд. долларов (в ценах 2000 года).
Для реализации этой цели необходимо поддерживать среднегодовой темп прироста производства на уровне 10-11%, т.е. примерно на том же уровне, как и в 1998-2001 годах.
Широкие возможности открываются и для существенного увеличения экспорта лесной продукции.
К 2010 году потребности мирового рынка по круглому лесу по прогнозам возрастут на 10,3 млн. куб. м, по пиломатериалам - на 7,3 млн. куб. м, по древесным полуфабрикатам - на 27,5 млн. т, по бумаге и картону - на 30,4 млн. т. Перспективные возможности лесного комплекса России могут быть реализованы лишь при выполнении комплекса мероприятий организационно-экономического характера [2].
При огромных лесных пространствах России нам, в принципе, несложно сохранить и развить мощную лесную и лесоперерабатывающую промышленность, с товаром, пользующимся хорошим спросом на внешнем рынке. В то же время мы можем (и должны!) параллельно обеспечивать восстановление лесных массивов. В то же время можно существенно рационализировать лесное хозяйство, производя в промышленном масштабе не только древесину, но, параллельно, и “дары леса” – грибы, ягоды, мед, мясо лесных животных. Для этого необходимо (и вполне возможно) создание специальных ферм. Не следует забывать, что последнее является уникальным товаром, который можно продавать дорого.
Конечно, не следует забывать и о лесных массивах России в аспекте создания заповедников, заказников, национальных парков как средства привлечения и туристов, и научно-исследовательских организаций.
То же можно сказать и о гидроресурсах. В настоящее время дефицит пресной, в т.ч. питьевой воды в мире становится все более острой проблемой. В частности, это относится к прилегающим с юга к России огромным регионам Западного Китая, Центральной Азии, Ближнего Востока. Всем известен несостоявшийся грандиозный проект переброски северных рек (и среднеазиатские лидеры сожалеют о том, что он не состоялся). Его реализация в виде системы каналов была бы связана, во-первых, с очень большими затратами, во-вторых, с тяжелыми экологическими последствиями (большие потери воды на испарение и фильтрацию, засоление почв, разрушение естественной среды северных районов России). В то же время его реализация в уменьшенном виде – в виде сети трубопроводов, представляется разумной. Тем более, если рационально подойти к этому вопросу и не только “качать” воду, как сейчас мы делаем с нефтью, но также обеспечивать очистку воды, для того, чтобы сделать ее питьевой.
Что касается гидроэнергетических ресурсов, то на данный момент они не будут пользоваться большим спросом на внешнем рынке из-за нефтяного богатства регионов к югу от России, но при неизбежном истощении запасов нефти ситуация может кардинально поменяться, и следует быть к этому готовыми. Кроме того, управление гидроресурсами также поддается рационализации, если, например, параллельно заниматься разведением рыбы и созданием сети рыбоперерабатывающих предприятий. При наших огромных водных пространствах у этой отрасли поистине блестящие перспективы.
Огромные земельные угодья России являются хорошей базой для развития сельского хозяйства. Не следует забывать, что до 1917 года Россия экспортировала сельскохозяйственную продукцию. Низкая естественная продуктивность большей части сельскохозяйственных земель России компенсируется их размерами, и при должном уровне технической оснащенности Россия может вернуть себе утерянные позиции экспортера продовольствия. Кроме того, обширные земельные угодья России позволят ей производить в большом количестве “экологически чистые” сельскохозяйственные продукты, производство которых не связано с пестицидами, химическими удобрениями и т.д.
На основании детального анализа потенциала минерально-сырьевых ресурсов определено их значение и место в стратегии развития российской экономики.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 234.