Социологические исследование в познании общества. Характерные особенности социологического исследования, его структура, функции и виды.
cоциологические исследования представляют целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания о исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем.
В соответствии с характером исследовательской деятельности, выделяют эмпирические и теоретические исследования. Эмпирическое социологическое исследование направлено на получение первичной социологической информации об объекте. Теоретическое социологическое исследование имеет целью разработку абстрактных моделей (теорий, концепций, идей, методов, гипотез) без непосредственного контакта с объектом исследования. В зависимости от глубины анализа предмета исследования, масштабности и сложности решаемых задач, кратности исследования выделят различные виды социологических исследований. Виды соц исследований:
1) Разведывательные,
2) Пилотажные,
3) Описательные,
4) Аналитические,
5) Точечные («срезовые»),
6) Повторные: трендовые, панельные, лонгитюдные.
Прикладная социология. Генеральная, выборочная совокупность. Репрезентативность.
Соц исследование представляет собой сложную научную процедуру, которая состоит из ряда стадий и этапов. Как правило, соц исследования являются выборочными: изучается не весь социальный объект, а его определённая часть – выборочная совокупность. Это вызвано тем, что соц явления, имеющие массовый характер не могут быть исследованы «сплошным» способом, т.к. это требует значительных затрат. Выборочный метод призван реконструировать интересующие свойства объекта исследования на меньшем количестве обследуемых единиц. Выборочная совокупность (выборка) –это та часть социального объекта, которая подлежит изучению исследователя. Генеральная совокупность – все элементы, входящие в объект исследования. Способность выборочной совокупности отражать характеристики генеральной совокупности называют репрезентативностью. В соответствии с целями и задачами исследования определяется тип выборки (случайная, квотная, гнездовая, многоступенчатая и т.д.) и объём выборочной совокупности, т.е. численность респондентов – участников социологического опроса, отвечающих на вопросы анкеты и выступающих тем самым в качестве источников первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах
Общество как система: определение, признаки. Важнейшие подсистемы общества.
Общество – исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми и их общностями, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.
Основные признаки: 1)имя, 2) культура, 3) язык, 4) история, 5) способность к самопроизводству, 6)свойство быть самой крупной единицей социальной реальности, 7) способность к саморегуляции, 8) устойчивость, 9) наличие территории (и государства), 10) наличие внутренней дифференциации.
Подсистемы: 1) экономическая (производство, услуги, зарплата и т.д.),
2) социальная (профессия, демография, территория и т.д.), 3) политическая (органы управления, партии, режимы), 4) социокультурная (наука, религия, СМИ, искусство и т.д.)
Социальное управление. Содержание социальной политики в Республике Беларусь.
Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.
Общие черты социального управления:
1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;
2) обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
3) направлено на достижение определенной управленческой цели;
4) характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
5) субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
6) объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;
7) реализуется в рамках определенного механизма.
Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.
Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).
Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.
Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).
Прямые связи – целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.
Обратные связи – канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.
Управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.
Стадии процесса управления:
• анализ управленческой ситуации;
• выработка и принятие решения;
• организация и исполнение решения;
• контроль выполнения решения;
• подведение итогов, внесение корректив.
Социальная политика: содержание
Социальная политика – деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.
u Объектом социальной политики могут быть отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом.
u Субъекты социальной политики – те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. Это органы государственного управления на республиканском и местном уровнях; различные негосударственные объединения; коммерческие структуры, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.
u Цель социальной политики государства – формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов; достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни; имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов.
Социология как наука. Объект и предмет исследования. Структура социологического знания. Функции социологии.
Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского « societas » - общество и греческого « logos » - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.
Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.
Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется в разнообразных вариантах:
1) как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);
2) как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);
3) как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия - США);
4) как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т.д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.
Структура социологии. В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.
Первый (содержательный) предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов: а) эмпирии, т.е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики; б) теории - совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов; в) методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.
Второй подход (целевой). Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию.
Третий подход (масштабный) делит науку на макро- и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая - сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сфера повседневной реальности).
В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.
Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы:
теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, о социальных группах, об индивидах и закономерностях их поведения;
прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических научных и социальных задач;
социального прогноза и контроля – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития;
гуманистическая функция - разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества.
2. «Социальный статус», «социальная роль» как важнейшие категории социологии, определяющие поведение человека в группе, обществе (определения понятий, разновидности социальных статусов, «главный статус», «несовпадение статусов»).
Функции личности в совокупности с необходимыми правилами и обязанностями по их выполнению определяют ее социальный статус – определенную позицию человека в социальной структуре группы или общества, связанную с другими позициями посредством системы прав и обязанностей. Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка (status), в Древнем Риме оно означало состояние дел, правовое положение юридического лица, однако в конце ХIX в. английский историк Мейн придал ему социологический смысл.
Большую часть статусов человек приобретает независимо от своего желания – это национальность, социальное происхождение, место рождения. Подобные статусы называются предписанными или аскриптивными – навязанными обществом вне зависимости от условий и заслуг личности. К примеру, система родства обладает целым набором предписанных статусов: «сын», «дочь», «мать», «отец» и т.д.
Иногда выделяют прирожденные статусы, которые как бы входят в предписанные, но не совсем совпадают с ними. В строгом смысле под прирожденными понимаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. Например: негр – прирожденный статус, характеризующий расу; мужчина – прирожденный статус, описывающий пол; русский – прирожденный статус, описывающий национальность. Казалось бы, раса, пол и национальность заданы природой (биологически) и человек наследует их помимо своей воли и сознания. Но в последнее время ученые начали сомневаться в том, существуют ли вообще прирожденные статусы, если пол и цвет кожи можно изменить хирургическим вмешательством, а национальность в определенных случаях люди также изменяют сами. Когда родители – лица разной национальности, трудно определить национальность их детей. Нередко они сами выбирают, какую национальность указать в паспорте.
Итак, предписанный статус очень напоминает прирожденный, но к нему не относится. В строгом же смысле предписываемым является любой статус, над которым индивид не имеет контроля или которое он занимает независимо от своих воли, желания, усилий.
Иногда исследователи выделяют главный или интегральный статус, который определяет стиль или образ жизни человека, круг его знакомств и манеру поведения. Наиболее используемым, совокупным, интегративным показателем статусной позиции служит профессия. Вид работы определяет такие «статусные ресурсы» человека, как авторитет, престиж, власть. С 90-х гг. к ведущим статусам
В реальной жизнедеятельности социальный статус проявляется в различных ролях, которые выполняет в процессе взаимодействия с окружающими индивидами личность. Впервые определение социальной роли дал американский социолог Р. Линтон в 1936 г. Он рассматривал социальную роль как динамическую характеристику социального статуса, как его функцию, связанную с набором определенных норм. Социальная роль возникает в связи с конкретной социальной позицией, которую занимает личность в социально-стратификационной структуре общества. Она выступает как конкретный, нормативно одобряемый способ поведения. Таким образом, социальные роли являются решающей характеристикой личности.
Поскольку человек в своем повседневном взаимодействии с другими людьми выполняет не одну, а много ролей, Р. Мертон ввел в социологию понятие «ролевой набор». Данное понятие обозначает совокупность ролей, характерных для данного конкретного индивида в определенных ситуациях.
Каждый статус для своей реализации требует множества ролей. Совокупность ролей, вытекающих из каждого статуса, принадлежащего данному человеку, называется ролевым набором. Данное понятие описывает все виды и все многообразие ролей, закрепленных за одним статусом. Каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей. Уникальность сочетания социальных ролей – один из аспектов индивидуальности личности.
Столкновение требований двух или нескольких несовместимых ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым конфликтом. Существует несколько способов преодоления ролевого конфликта. Один из них заключается в том, что некоторые роли признаются более важными, чем другие, и их исполнению придается приоритетное значение.
Социальные роли выступают в трех разновидностях: роли должного (обязательного) поведения; желательного поведения и возможного поведения. Ролевые нормативы, которые мотивируют возможное поведение, обеспечиваются, прежде всего, позитивными санкциями (общественное одобрение, повышение престижа и т.п.).
Дата: 2019-12-09, просмотров: 396.