Важным инструментом политики валютного курса является режим конвертируемости национальной валюты. Причем взаимосвязь между валютным курсом и конвертируемостью как прямая, так и обратная. С одной стороны, политика в отношении конвертируемости позволяет влиять на число участников операций на валютном рынке и на объем этих операций, что непосредственно влияет на уровень и динамику валютного курса. С другой стороны, сам режим валютного курса может в значительной степени предопределять политику в отношении конвертируемости валюты. В частности, использование фиксированного валютного курса требует от Центрального банка проведения активной политики на валютном рынке, и изменения в режиме конвертируемости валюты могут быть важным и эффективным элементом такой политики.
В соответствии со статьей VIII Устава МВФ страны-члены должны обеспечить конвертируемость валюты по счету текущих операций и не могут вводить валютные ограничения по текущим операциям без согласия Фонда. Вместе с тем это требование не является обязательным условием членства в МВФ, поскольку Устав позволяет странам сохранять валютные ограничения в течение переходного периода. На практике этот переходный период может быть достаточно длительным.
Обычно проводится различие между мягкой и жесткой конвертируемостью: при мягкой конвертируемости валюты могут свободно обмениваться по рыночному курсу, в то время как при жесткой конвертируемости валюты могут свободно обмениваться по установленному курсу. По определению мягкая конвертируемость относится к режиму гибкого валютного курса, а жесткая — к режиму фиксированного валютного курса.
Ключевым отличием здесь является то, кто несет риски, связанные с изменением валютного курса: при мягкой конвертируемости риск несут держатели валюты, при жесткой — страна—эмитент валюты.
С точки зрения отдельной страны переход к конвертируемости по счету текущих операций дает существенные преимущества. Конвертируемость валюты ставит отечественных производителей в условия конкуренции с зарубежными производителями и тем самым создает систему рационального соотношения цен (по крайней мере для товаров, являющихся объектом внешней торговли). Соответственно внутренние рынки становятся более конкурентными: расширяется доступ к импортному сырью, материалам и инвестиционным товарам и облегчается международной обмен технологиями, что способствует повышению эффективности производства. Конвертируемость по счету текущих операций подталкивает страну к производству товаров и услуг, по которым у нее есть сравнительные преимущества, и способствует в целом совершенствованию структуры экономических стимулов.
Очевидно, что внешнеторговые ограничения могут помешать этим процессам, даже если валютные ограничения на текущие операции будут сняты. Поэтому политика в отношении внешнеторговых и валютных ограничений должна рассматриваться комплексно. Конечно, введение конвертируемости валюты не требует полной либерализации внешней торговли. Таможенные тарифы, особенно если их поддерживать на умеренном уровне и единообразными для всех товаров, более предпочтительны, чем количественные ограничения, поскольку они представляют собой более открытый инструмент экономической политики и на них оказывает влияние уровень мировых цен.
Сохранение многими странами валютных ограничений по счету текущих операций объясняется тем, что введение конвертируемости не является простым техническим шагом. Чтобы получить должный положительный эффект от конвертируемости валюты и чтобы режим конвертируемости был устойчивым, стране необходимо иметь:
(1) надлежащий уровень валютного курса, соответствующий задаче
поддержания равновесия платежного баланса;
(2) достаточные запасы международных резервных средств, позволяющие
справляться с экономическими шоками и сезонными колебаниями чистых
валютных поступлений;
(3) обоснованную макроэкономическую политику, включая политику в
бюджетно-налоговой и денежно-кредитной сферах;
(4) эффективную рыночную среду в целом и достаточно развитый
валютный рынок в частности.
Как уже было отмечено, конвертируемость также связана с выбором режима валютного курса. Если страна выбирает режим плавающего валютного курса, когда его уровень определяется в условиях свободного рынка, то такой выбор требует наличия конвертируемости, по крайней мере по текущим операциям, поскольку предоставление доступа на валютный рынок равносильно предоставлению права обменивать отечественную валюту на иностранную. Иначе на валютном рынке число участников сделок будет ограниченным, а значит, уровень валютного курса, складывающийся на таком рынке, едва ли будет отражать реальное соотношение спроса и предложения.
В то же время переход к конвертируемости по счету текущих операций может временно иметь некоторые негативные последствия для страны. Расширение иностранной конкуренции, рост импорта могут привести к вытеснению части недостаточно конкурентоспособных национальных производителей с внутреннего рынка и сокращению объемов производства и занятости.
Следует иметь в виду, что введение конвертируемости валюты по счету текущих операций уже само по себе является шагом, создающим условия для международных переливов капитала. Как показывает практика, достаточно затруднительно ограничивать приобретение иностранной валюты в зависимости от цели, в частности ограничивать конвертируемость только текущими операциями. Поэтому во многих странах имеет место утечка капитала вопреки контролю за его вывозом.
В связи с этим широко используются различные меры валютного контроля, в частности требования об обязательной продаже экспортной валютной выручки. Конвертируемость по счету текущих операций, как это определено в Уставе МВФ, не исключает возможности использования таких форм валютных ограничений, которые бы запрещали резидентам иметь авуары в иностранной валюте. Требования о сдаче (продаже) валютной выручки как раз могут быть средством, препятствующим использованию иностранной валюты для целей операций по счету движения капитала.
Теоретически, продвижение от конвертируемости по счету текущих операций к конвертируемости по счету операций с капиталом может дать стране значительные дополнительные преимущества. Во-первых, это поможет привлечь иностранные инвестиции, что, в свою очередь, может ускорить внедрение усовершенствованных технологий и более эффективных методов производства. Во-вторых, либерализация операций по счету движения капитала способствует выравниванию процентных ставок и в целом уровней доходности различных активов. Важно также подчеркнуть, что введение конвертируемости по счету движения капитала создает условия более жесткой дисциплины для внутренней кредитно-денежной политики, что является немаловажным фактором для многих развивающихся стран, страдающих от высоких темпов инфляции в результате систематической монетизации бюджетных дефицитов.
Вместе с тем имеются два фактора, которые могут снизить актуальность для многих стран продвижения к скорейшей и неограниченной конвертируемости по счету движения капиталов.
Во-первых, конвертируемость по счету текущих операций уже позволяет осуществлять репатриацию доходов от иностранных инвестиций, обеспечивая тем самым определенное стимулирование притока капиталов. Если желательно разрешить также и репатриацию иностранного капитала, то для этого не обязательно следует предоставлять резидентам возможность конвертируемости по счету движения капиталов. Доступ к иностранной валюте может быть предоставлен лишь для нерезидентов и ограничен суммой, ввезенной в страну после определенной даты.
Во-вторых, конвертируемость по счету движения капиталов может сделать экономику более уязвимой со стороны спекулятивных операций, в частности внезапного оттока краткосрочных капиталов, что может быть особо дестабилизирующим фактором в условиях недостаточно развитых и стабильных финансовых рынков и незначительных резервов иностранной валюты. Поэтому абсолютное большинство стран — членов МФВ, и прежде всего развивающиеся страны, до сих пор широко используют разнообразные ограничения в отношении операций по счету движения капиталов1.
Вмешательство государства в международные потоки капиталов оправдывается необходимостью:
уменьшить неустойчивость платежного баланса;
сохранить внутренние сбережения и предотвратить чрезмерный переход отечественных средств производства в иностранную собственность;
максимизировать поступления от налогообложения внутренних операций с капиталом и финансовых сделок;
подкрепить усилия, направленные на экономическую стабилизацию и реформу в стране.
В связи с этим особо важное значение имеет обоснованная кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика, поскольку она повышает доверие к правительству и уменьшает стимулы к утечке капитала. При наличии обоснованной макроэкономической политики ограничения в отношении движения капиталов вряд ли будут необходимы; как раз наоборот — их отмена может повысить доверие к властям.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 236.