Использование независимо плавающего валютного курса не требует от государства (центрального банка) вмешательства в функционирование валютного рынка и применения соответствующих инструментов его регулирования. Однако, хотя на начало 2000 года около 50 стран—членов МВФ заявили об использовании режима независимо плавающего валютного курса, в действительности довольно редки случаи, когда государство полностью доверяет формирование уровня валютного курса стихийному рынку. Как уже было показано, валютный курс оказывает значительное влияние на экономику, поэтому он был и остается важным инструментом в арсенале средств государственного макроэкономического регулирования.
В большинстве же случаев страны используют либо фиксированные, либо ограниченно гибкие обменные курсы, когда требуется систематическое государственное воздействие на их уровень.
Важно также подчеркнуть, что и МВФ требует от стран-членов соблюдения определенных принципов регулирования обменных курсов, в соответствии с которыми страна должна:
избегать манипулирования валютными курсами в целях затруднения эффективного регулирования платежного баланса или получения конкурентных преимуществ над другими странами-членами;
осуществлять интервенции на валютном рынке, чтобы противодействовать разрушительным краткосрочным колебаниям курса своей валюты;
проводя интервенции, учитывать интересы других стран-членов, особенно тех, в валютах которых она интервенирует.
Таким образом, государственное вмешательство в процесс определения уровня валютного курса является повсеместной и повседневной практикой. Регулируя валютный курс, государство может использовать целый ряд инструментов.
Поскольку валютный курс представляет собой своего рода равновесную цену, складывающуюся в результате согласования спроса на иностранную валюту и ее предложения, Центральный банк может влиять на уровень этой цены путем воздействия либо на спрос, либо на предложение. Такое воздействие осуществляется путем проведения интервенций на валютном рынке, когда Центральный банк выступает в качестве продавца или покупателя иностранной валюты. Увеличивая предложение иностранной валюты, Центральный банк способствует повышению номинального курса национальной валюты, а предъявляя спрос на нее, он понижает его.
Однако Центральный банк должен проводить интервенции на валютном рынке достаточно осторожно, поскольку они оказывают воздействие не только на номинальный валютный курс, но и на общее предложение денег в экономике.
При проведении интервенций на валютном рынке Центральный банк изменяет величину своих валютных резервов, т.е. свои активы. Но одновременно изменяются и обязательства Центрального банка — либо сумма наличных денег, находящихся в обращении, либо величина резервов коммерческих банков. Соответственно изменяется и предложение денег в экономике, представляющее собой сумму наличных денег и чековых депозитов (агрегат М\). Следует подчеркнуть, что изменение предложения денег будет, как правило, больше, чем изменение валютных резервов Центрального банка, так как в этом случае изменяется денежная база, которая оказывает мультипликативный эффект на денежную массу.
Таким образом, интервенции на валютном рынке могут иметь неблагоприятные макроэкономические последствия с точки зрения изменения денежной массы. Стремление поддержать курс национальной валюты приводит к сокращению предложения денег и соответственно совокупного спроса, что равносильно проведению сдерживающей денежно-кредитной политики. В условиях фиксированного валютного курса эта связь между изменением резервов и изменением предложения денег является очень жесткой.
Чтобы разорвать эту нежелательную зависимость, которая связывает руки Центральному банку и лишает его возможности проводить самостоятельную денежно-кредитную политику, может осуществляться так называемая стерилизация (стерилизованные валютные интервенции). Суть их заключается в том, чтобы параллельно с изменением валютных резервов (иностранных активов) производить изменения и в величине внутренних активов Центрального банка — объемах кредитования правительства или коммерческих банков. В частности, при продаже части резервов на валютном рынке Центральный банк должен будет увеличить размеры внутреннего кредита, и тогда предложение денег не изменится. Такого рода изменения в величине внутренних активов могут быть достигнуты с помощью традиционных методов денежно-кредитной политики — изменения учетной ставки, нормы обязательных резервов, а также путем проведения операций на открытом рынке.
Вместе с тем важно подчеркнуть, что политика стерилизации в любом случае является лишь временной мерой. Если Центральный банк хочет не допустить девальвации национальной валюты, расходует свои резервы и при этом проводит стерилизацию, увеличивая внутреннее кредитование, то причины обесценения валюты не устраняются, а возросшие ресурсы коммерческих банков могут очень быстро оказаться на валютном рынке, что еще больше усилит неустойчивость национальной валюты. В этом случае стерилизованные интервенции ускоряют расходование валютных резервов, которые рано или поздно будут исчерпаны. Если же Центральный банк, наоборот, хочет избежать ревальвации валюты и через стерилизованные интервенции увеличивает свои резервы, то одновременно сокращаются внутренние активы. Если такая ситуация продолжается достаточно долго, то размеры валютных резервов превысят величину денежной базы, а внутренние активы Центрального банка станут отрицательной величиной. Центральный банк станет не кредитором, а заемщиком. Такое положение крайне нежелательно и на практике еще не случалось.
Одним из способов воздействия на уровень валютного курса, которым располагает Центральный банк, является влияние на уровень спроса и предложения иностранной валюты со стороны коммерческих банков. С чисто теоретической точки зрения при наличии конвертируемости национальной валюты только по счету текущих операций, предложение иностранной валюты на валютном рынке определяется выручкой от экспорта товаров и услуг, а также поступлениями по другим статьям счета текущих операций, а спрос на валюту связан с импортом товаров и услуг и другими выплатами. Поэтому для того, чтобы повлиять на спрос и предложение валюты, надо найти инструменты воздействия на статьи счета текущих операций. Однако в реальной действительности четко разграничить, в каком случае покупка или продажа валюты связана с операциями по текущему счету, а в каком нет, оказывается достаточно сложно. Поэтому многие участники валютного рынка, и прежде всего коммерческие банки, стараются обойти валютные ограничения и использовать валютный рынок для совершения сделок по счету движения капитала или же для чисто спекулятивных операций.
Поэтому инструменты воздействия на денежную массу, которыми располагает Центральный банк, одновременно являются и инструментами воздействия на валютный курс.
Кроме того, Центральный банк может устанавливать для коммерческих банков разные нормы обязательных резервов по депозитам в национальной валюте и в иностранной валюте, что позволяет изменять ситуацию на валютном рынке. Повышение нормы обязательных резервов по депозитам в иностранной валюте увеличит спрос на нее со стороны коммерческих банков и при прочих равных условиях приведет к обесценению национальной валюты.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 218.