Сущность и основные элементы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. Мировая валютная система ………………….………………………………..5

1.1. Сущность и основные элементы........................................................... ..5

1.2. Этапы формирования........................................................................... ...8

1.3. Валютный курс. Спрос и предложение валют…………………………......12

1.4. Циклы эволюции товарно-валютных систем. Мировая товарно-валютная система……………………………………..…………………………………….…13

 

 

2. Инструменты политики валютного курса...................................... ….. 19

3. Валютное регулирование как средство реализации валютной политики…………………………………………………………………………………… 23

 

3.1. Ограничение конвертируемости национальной валюты................... ...23

3.2. Множественные обменные курсы………………………………………....27

 

4. Использование политики валютного курса в программах макроэкономической стабилизации........................................................ ... 29

5. Валютный курс и реформа внешнеторговой политики.................. … 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................... … 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...... 42

ВВЕДЕНИЕ

Валютный рынок всегда находится на перекрестке противоречивых интересов и трудносовместимых целей различных участников экономической деятельности: государственных органов, экспортеров, импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и т.д. Поэтому несложно обратить внимание на то, что политика ЦБ РФ постоянно критикуется с позиции то одних, то других экономических интересов.

О недостаточной эффективности и неупорядоченности мер государственных органов по управлению валютно-финансовыми отношениями свидетельствует целый ряд негативных процессов. Валютный рынок находится в нестабильном положении, хотя бы потому, что не вышел из фазы формирования, в условиях экономики, носящей переходный характер и находящейся в состоянии глубокого кризиса. В такой ситуации любые существенные события, воплощающие заметные экономические и политические изменения ("черный вторник" 11 октября 1994г. и др.), автоматически приводят к дестабилизации и обесценению российского рубля. Негативную роль сыграли также скандалы с акциями АО "МММ", "Русский Дом Селенга", "Хопер-Инвест" и другими дутыми компаниями. Неустойчивы многие российские коммерческие банки. Более 800 из них (36% от общего их количества) закончили 1995г. с убытками, составившими 5.7 трлн.руб. В целом к началу 1996г. в России уже разорилось 313 коммерческих банков.

Вследствие данных обстоятельств население страны не питает доверия к финансовому рынку. Из-за общей криминализации экономики, несовершенства законов о рынке ценных бумах и других негативных явлениях россияне не следуют принципам рыночной экономики, и не вкладывают свои сбережения в акции, облигации и другие источники устойчивого дохода, т.е.

не стремятся к рублевым формам сбережений, поскольку не верят в свою

национальную валюту, предпочитая ей, в основном, доллары США.

Но одним указанием на плохое состояние дел в национальном хозяйстве не исчерпываются причины трудностей валютного регулирования в России.

Управление движением средств на валютном рынке требует анализа многих аспектов экономической деятельности.

Прц написании курсовой работы мы ставим перед собой цель изучить валютную политику как элемент валютной системы.

Для этого мы решим ряд задач:

1. Проведем анализ мировой валютной системы.

2. Изучим инструменты политики валютного курса

3. Изучим валютное регулирование как средство реализации валютной политики

4. Рассмотирим использование политики валютного курса в программах
макроэкономической стабилизации

5. Изучим валютный курс и реформу внешнеторговой политики

При написании курсовой работы используется учебно - методическая литература по мировой экономике и методическая справочная литература.


МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА

Таблица 1. Основные элементы национальной и мировой валютной системы

Национальная валютная система Мировая валютная система
Национальная валюта Резервные валюты, международные счетные единицы
Условия конвертируемости национальной валюты Условия взаимной конвертируемости валют
Паритет национальной валюты Унифицированный режим валютных паритетов                       
Режим курса национальной валюты Регламентация режимов валютных курсов
Наличие или отсутствие валютных ограничений, валютный контроль Межгосударственное регулирование валютных курсов
Национальное  регулирование международной валютной ликвидности (MBЛ) Межгосударственное регулирование МВЛ
Регламентация использования международных кредитных средств обращения Унификация использования международных кредитных средств обращения
Регламентация международных расчетов страны Унификация основных форм международных расчетов
Режим национального валютного рынка и рынка золота Режим мировых валютных рынков и рынков золота
Национальные органы, управляющие и регулирующие валютные отношения страны Международные организации, осуществляющие межгосударственное валютное регулирование

 

МВС включает ряд конструктивных элементов, среди которых можно назвать:

мировой денежный товар и международная ликвидность:

-  валютный курс;

- валютные рынки;

- международные валютно -финансовые организации;  

- межгосударственные договоренности.

Кризис мировой валютной системы ведет к ломке старой системы и ее замене новой, обеспечивающей относительную валютную стабилизацию.

Создание новой мировой валютной системы проходит три основных этапа.

- Становление, формирование предпосылок, определение принципов новой системы; при этом сохраняется ее преемственная связь со старой системой.

- Формирование структурного единства, завершение построения, постепенная активизация принципов новой системы.

- Образование полноценно функционирующей новой мировой валютной системы на базе законченной целостности и органической увязки ее элементов.

Требования, предъявляемые мировой экономикой к МВС:

 

- Наличие достаточного количества пользующихся доверием платежно-расчетных средств.

- Гибкость и приспособляемость к изменениям в мировой экономике и мэо.

-  Не дискриминация, т.е. соответствие интересам всех стран-участниц.

Этапы формирования

 

Система золотого стандарта сложилась в середине XIX в. Возникновение этой системы было обусловлено обеспечением торговых регионов между крупными индустриальными странами.

1. Система золотого стандарта базируется на следующих принципах:

а) обеспечивалась конвертируемость каждой валюты в золото внутри страны и за ее пределами. Денежные единицы в виде банкнот и монет могли быть свободно обменены на золото эмиссионным институтом, и наоборот. Это предполагало поддержание жесткого соотношения между национальным золотым запасом и предложением денег;

б) соотношение между валютами устанавливалось исходя из золотого содержания.

Таким образом, механизм международных расчетов, основанный на золотом стандарте, обеспечивал стабильность валютных ставок и равновесия платежного баланса страны. Так золотой стандарт обеспечивал стабильность мировой валютной системы.

 2.Система золотодевизного стандарта. После окончания Первой мировой войны в странах, принимавших участие в военных условиях, изменилось соотношение между денежной массой и золотым резервом, вследствие чего в этих странах стремительными темпами стала нарастать инфляция. В таких условиях было решено банкноты разменивать не на золото, а на девизы других стран, которые затем могли быть обменены на золото. При этом золото оставалось законным средством расчета в международных операциях. Законодательно эта система была оформлена в 1922 г. на Генуэзской конференции.

3. Система золотовалютного стандарта. Законодательно эта система получила свое признание в 1944 г. на Бреттон-Вудской конференции. Основные положения этой системы заключались в следующем:

а) золото сохранило роль расчетного средства в международной торговле;

б) американский доллар стал основной резервной валютой, которую наравне с золотом признавали в качестве международного кредитного средства;

в) американский доллар мог обмениваться на золото центральными банками и правительственными учреждениями других стран в казначействе США по курсу 35 долл. за 1 тройскую унцию (31Д г).

Паритет валюты каждой страны должен выражаться в золоте как всеобщем эквиваленте или долларах США;

г) на Бреттон-Вудской конференции было принято решение о создании международных институтов, призванных регулировать международные валютные отношения, - Международного валютного фонда и Мирового банка.

На практике система золотовалютного стандарта постепенно стала превращаться в систему долларового стандарта. Однако к концу 1960-х годов позиции доллара в мире заметно пошатнулись, что было вызвано как собственными экономическими проблемами США, так и ростом экономического влияния стран Западной Европы и Японии. Требования Бреттон-Вудской системы об обмене доллара на золото оказались обременительными для США, поскольку диктовались необходимостью поддерживать цены на золото за счет собственных резервов. В 1971 г. США отказались от обмена доллара на золото по официальной цене. Бреттон-Вудская система практически развалилась.

4. Ямайская валютная система была оформлена Ямайским оглашением, которое было ратифицировано в 1978 г. Основой для его принятия было  соглашение временного комитета МВФ 976 г. о переустройстве Бреттон-Вудской системы:

а) важнейшим элементом Ямайской валютной системы является вытеснение золота из международных расчетов;

б) центральные банки стран получили возможность осуществить операции с золотом по рыночным ценам, золотые паритеты были отменены;

в) вытеснение золота сопровождалось выдвижением СДР специальные права заимствования на роль международного резервного актива;

г) странам предоставлялось право выбора режима валютного курса и узаконение плавающих валютных курсов, которые складываются под влиянием рыночного соотношения спроса и предложения.

5. Европейская валютная систем Начало формирования Европейской валютной системы (ЕВС) можно отнести к 1978 г. Основой системы стало экю, представляющее средневзвешенную величину нескольких европейских валют. Основной функцией экю было регулирование механизмов валютных курсов стран-участниц. В 1981 г. европейские страны отказались от перехода к завершающему этапу, в результате которого должен был быть создан Европейский валютный фонд на основе Европейского валютного союза (ЕВС). С 1 июля 1990 г. началось создание Экономического и валютного союза (ЭВС). Основные задачи ЭВС:

- устранение валютно-курсовых рисков и расходов по обменным операциям между странами-членами;

обеспечение единой базы издержек и цен;

- укрепление    валютной стабильности  в странах ЕС. Создание ЭВС намечалось провести в три этапа.

Первый этап проходил с 1 июля 1990 по 31 декабря 1993 г. Основными задачами первого этапа были:

1) полная либерализация движения капиталов и предоставление финансовых услуг внутри ЕС;

2) разработка критериев по сближению экономических параметров стран-членов для участия в валютном союзе (маастрихтские критерии, или критерии конвергенции).

Второй этап проходил с 1 января 1994 по 31 декабря 1998 г. Главной задачей этого этапа было обеспечение и сближение экономических показателей, установленных критериями конвергенции. Критерии конвергенции были определены Маастрихтским договором, вступившим в силу с 1 ноября 1993 г. Они предусматривают важнейшие финансово-экономические критерии для участия в союзе:

- дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП в рыночных ценах;   

- государственный долг не должен превышать 60% ВВП;

-  темпы инфляции не должны превышать более чем на 15% аналогичный усредненный показатель трех государств, в которых отмечается наименьший рост йен;

-   процентные ставки по долгосрочным кредитам не должны превышать более чем на 2% соответствующий средний показатель для трех государств с самым низким уровнем инфляции;

-  обменный курс национальной валюты в течение 2 лет до введения евро не должен выходить за пределы колебаний, установленные механизмом обменных курсов, действующим в европейской валютной системе.

Критерии конвергенции были достаточно жесткими, и не все государства смогли их выполнить. Для многих государств ЕС оказалось сложно выполнить показатель бюджетного дефицита и государственного долга. В результате из 15 стран - членов ЕС 11 стран вошли в ЭВС: Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Италия, Испания, Португалия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Финляндия. Можно отметить, что Великобритания выполнила критерии конвергенции, но не захотела войти в ЭВС по ряду причин.

Третий этап начался с 1 января 1999 г. Это завершающий этап создания ЭВС. На этом этапе зафиксированы паритеты валют стран-участниц и их обменные курсы по отношению к евро. Сумма контрактов, выраженная в национальных валютах, конвертируется в евро для обеспечения непрерывности их действия. Валютная корзина экю перестала существовать, законным платежным средством стало евро. С 1 января 2002 г. выпущены в обращение банкноты и монеты евро, которые параллельно стали законным платежным средством. С 1 июля 2002 г. банкноты и монеты национальных валют постепенно изымались из обращения, и евро стало единственным законным платежным средством.

Создание ЭВС дает странам-участницам экономические выгоды. Введение евро должно по замыслу способствовать экономическому росту в европейских странах. Европейская комиссия провела специальный анализ и дала опенку преимуществам введения евро. Комиссия отметила следующие положительные факторы:

- снижение затрат за счет отмены программного контроля и других формальностей;

- увеличение занятости;

-  минимизация расходов предприятий по обменным операциям;

- невозможность для западноевропейских стран проводить девальвацию своих валют в целях повышения конкурентоспобности своих товаров;

-  минимизация валютных рисков;

- в перспективе - статус резервной валюты. Что касается России, то она заинтересована в укреплении МВС. От введения евро Россия может получить выгоды. Для юссийского бизнеса введение евро означает ликвидацию барьера в отношении со странами ЕС, упрощение расчетов в торговых операциях, уменьшение валютных рисков и ускорение денежного обращения.

Усиление конкуренции внутри ЭВС снизит цены на импорт в Россию; учитывая это, ЦБ РФ планирует сформировать часть резервов в евро.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важным инструментом политики валютного курса является режим конвертируемости национальной валюты. Причем взаимосвязь между валютным курсом и конвертируемостью как прямая, таки обратная. С одной стороны, политика в отношении конвертируемости позволяет влиять на число участников операций на валютном рынке и на объем этих операций, что непосредственно влияет на уровень и динамику валютного курса. С другой стороны, сам режим валютного курса может в значительной степени пре­ допределять политику в отношении конвертируемости валюты. В частности, использование фиксированного валютного курса банка проведения активной политики на валютном рынке, и изменения в требует от Центрального режиме конвертируемости валюты могут быть важным и эффективным элементом такой политики.

В набор инструментов экономической политики входит система множественных обменных курсов (МОК), при которой для разных видов экономических операций применяются различные обменные курсы. МОК привлекают авторов экономической политики как инструмент «тонкой настройки» экономики, применяющийся для стимулирования одних операций и ограничения других и заменяющий тем самым налоги и субсидии.

Валютный курс является важным фактором, воздействующим на объемы и структуру экспорта и импорта. Поэтому политика валютного курса может быть эффективным инструментом внешнеторговой политики и, следовательно, структурных преобразований в экономике, стимулирования экономического роста посредством развития экспорториентированных или импортозаме­щающих производств и т.д. Однако политика валютного курса будет иметь эффект лишь в том случае, если изменение номинального валютного курса будет приводить к изменению реального валютного курса. Реальной стабилизации на валютном рынке, как и во всей денежно-кредитной системе, невозможно достичь без решения ключевых вопросов макроэкономического развития. Поэтому регулирование валютного рынка должно осуществляться в тесной координации с Правительством РФ и его программами, в первую очередь структурными и инвестиционными.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Мировая экономика» Хасбулатов Р.И. г. Москва, «Инсан», 2004 г.

2. «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» под редакцией Красавиной Л.Н. г. Москва, «Финансы и статистика», 2004г.

3. «Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений» под редакцией Круглова В.В. г. Москва, «Инфра-М», 2006г.

4. «Макроэкономика. Европейский текст». М. Бурда, Ч. Виплош. С.-Петербург, «Судостроение», 2006 г.

5. «Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность». М.В. Елова, - М.: Логос, 2000. -248с.

6. «Организация внешнеэкономической деятельности. Особенности менеджмента». Бахрамов Ю.М, - СПб.: Издательство «Лань», 2000. -448с.

7. «Международная экономика» Сидорович А.В. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. - 352с.                             

8. «Международная торговля продовольствием и рынок валют» Назаренко Н.Т. - Воронеж ВГАУ, 2005. - 298с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. Мировая валютная система ………………….………………………………..5

1.1. Сущность и основные элементы........................................................... ..5

1.2. Этапы формирования........................................................................... ...8

1.3. Валютный курс. Спрос и предложение валют…………………………......12

1.4. Циклы эволюции товарно-валютных систем. Мировая товарно-валютная система……………………………………..…………………………………….…13

 

 

2. Инструменты политики валютного курса...................................... ….. 19

3. Валютное регулирование как средство реализации валютной политики…………………………………………………………………………………… 23

 

3.1. Ограничение конвертируемости национальной валюты................... ...23

3.2. Множественные обменные курсы………………………………………....27

 

4. Использование политики валютного курса в программах макроэкономической стабилизации........................................................ ... 29

5. Валютный курс и реформа внешнеторговой политики.................. … 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................... … 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...... 42

ВВЕДЕНИЕ

Валютный рынок всегда находится на перекрестке противоречивых интересов и трудносовместимых целей различных участников экономической деятельности: государственных органов, экспортеров, импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и т.д. Поэтому несложно обратить внимание на то, что политика ЦБ РФ постоянно критикуется с позиции то одних, то других экономических интересов.

О недостаточной эффективности и неупорядоченности мер государственных органов по управлению валютно-финансовыми отношениями свидетельствует целый ряд негативных процессов. Валютный рынок находится в нестабильном положении, хотя бы потому, что не вышел из фазы формирования, в условиях экономики, носящей переходный характер и находящейся в состоянии глубокого кризиса. В такой ситуации любые существенные события, воплощающие заметные экономические и политические изменения ("черный вторник" 11 октября 1994г. и др.), автоматически приводят к дестабилизации и обесценению российского рубля. Негативную роль сыграли также скандалы с акциями АО "МММ", "Русский Дом Селенга", "Хопер-Инвест" и другими дутыми компаниями. Неустойчивы многие российские коммерческие банки. Более 800 из них (36% от общего их количества) закончили 1995г. с убытками, составившими 5.7 трлн.руб. В целом к началу 1996г. в России уже разорилось 313 коммерческих банков.

Вследствие данных обстоятельств население страны не питает доверия к финансовому рынку. Из-за общей криминализации экономики, несовершенства законов о рынке ценных бумах и других негативных явлениях россияне не следуют принципам рыночной экономики, и не вкладывают свои сбережения в акции, облигации и другие источники устойчивого дохода, т.е.

не стремятся к рублевым формам сбережений, поскольку не верят в свою

национальную валюту, предпочитая ей, в основном, доллары США.

Но одним указанием на плохое состояние дел в национальном хозяйстве не исчерпываются причины трудностей валютного регулирования в России.

Управление движением средств на валютном рынке требует анализа многих аспектов экономической деятельности.

Прц написании курсовой работы мы ставим перед собой цель изучить валютную политику как элемент валютной системы.

Для этого мы решим ряд задач:

1. Проведем анализ мировой валютной системы.

2. Изучим инструменты политики валютного курса

3. Изучим валютное регулирование как средство реализации валютной политики

4. Рассмотирим использование политики валютного курса в программах
макроэкономической стабилизации

5. Изучим валютный курс и реформу внешнеторговой политики

При написании курсовой работы используется учебно - методическая литература по мировой экономике и методическая справочная литература.


МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА

Сущность и основные элементы

 

Международные валютные отношения (МВО) - это совокупность экономических отношений в мировой хозяйственной сфере, связанных с функционированием валюты и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных экономик.

Развитие международных валютных отношений обусловлено ростом мирового производства и обращения, созданием мирового рынка, углублением МРТ, формированием международной системы хозяйства и интернационализацией хозяйственной жизни. В каждый исторический период эти отношения имеют определенную форму организации, закрепленную межгосударственными соглашениями, которая представляет собой мировую (международную) валютную систему (МВС).

Мировая валютно-финансовая система возникла на базе исторически объективной необходимости расчетов между участниками платежного оборота вследствие развития товарного производства, денежного обращения и МЭО.

Различаются национальная, региональная международная и мировая валютные системы.

Основной задачей международной валютной системы (МВС) является регулирование сферы международных расчетов для обеспечения устойчивого экономического роста и поддержания равновесия во внешнеторговом обмене.

Под валютой понимается денежная единица, используемая для измерения величины стоимости товара или услуги. Если рассматривать понятие валюты с позиции международных финансовых отношений, то можно привести следующее определение: валюта - это денежная единица государства, обращающаяся на внутреннем рынке и за его национальными границами.

Так как задача МВС состоит в содействии развитию международной торговли, то любая национальная валюта обладает внешней и внутренней обратимостью, т.е. возможностью конвертации в валюты других государств.

Конвертируемость определяет степень ликвидности валютномеждународных финансовых рынков. Таким образом, конвертируемость валюты характеризует ее качество.

В зависимости от степени конвертируемости можно выделить три группы (класса) валют.

1. Свободно конвертируемая валюта. Такая валюта свободно и без ограничений обменивается на другие иностранные валюты, т.е. СКВ обладает полной внешней и внутренней обратимостью. Сфера обмена СКВ распространяется как на текущие операции (связанные с осуществлением экспорта-импорта товаров и услуг), так и на операции, связанные с движением капиталов, например, получением внешних кредитов или иностранных инвестиций.

Таким образом, можно сказать, что свободно конвертируемой является валют той страны, в которой законодательно не предусмотрено каких-либо ограничений при осуществлении любых операций с этой валютой.

Свободно конвертируемыми валютами признаны: американский доллар (USD), евро, английский фунт стерлингов и др.

2. Частично конвертируемая валюта (ЧKB). К таким валютам относятся национальные валюты тех стран, в которых применяются валютные ограничения для резидентов и по отдельным видам обменных операций. Например, частично конвертируемым является российский рубль. 3.Неконвертируемая (замкнутая) валюта (НКВ). Это национальная валюта, которая функционирует только в пределах данной страны и не обменивается на иностранные валюты.

Разряд валюты определяет МВФ (табл. 1.).

Таблица 1. Основные элементы национальной и мировой валютной системы

Национальная валютная система Мировая валютная система
Национальная валюта Резервные валюты, международные счетные единицы
Условия конвертируемости национальной валюты Условия взаимной конвертируемости валют
Паритет национальной валюты Унифицированный режим валютных паритетов                       
Режим курса национальной валюты Регламентация режимов валютных курсов
Наличие или отсутствие валютных ограничений, валютный контроль Межгосударственное регулирование валютных курсов
Национальное  регулирование международной валютной ликвидности (MBЛ) Межгосударственное регулирование МВЛ
Регламентация использования международных кредитных средств обращения Унификация использования международных кредитных средств обращения
Регламентация международных расчетов страны Унификация основных форм международных расчетов
Режим национального валютного рынка и рынка золота Режим мировых валютных рынков и рынков золота
Национальные органы, управляющие и регулирующие валютные отношения страны Международные организации, осуществляющие межгосударственное валютное регулирование

 

МВС включает ряд конструктивных элементов, среди которых можно назвать:

мировой денежный товар и международная ликвидность:

-  валютный курс;

- валютные рынки;

- международные валютно -финансовые организации;  

- межгосударственные договоренности.

Кризис мировой валютной системы ведет к ломке старой системы и ее замене новой, обеспечивающей относительную валютную стабилизацию.

Создание новой мировой валютной системы проходит три основных этапа.

- Становление, формирование предпосылок, определение принципов новой системы; при этом сохраняется ее преемственная связь со старой системой.

- Формирование структурного единства, завершение построения, постепенная активизация принципов новой системы.

- Образование полноценно функционирующей новой мировой валютной системы на базе законченной целостности и органической увязки ее элементов.

Требования, предъявляемые мировой экономикой к МВС:

 

- Наличие достаточного количества пользующихся доверием платежно-расчетных средств.

- Гибкость и приспособляемость к изменениям в мировой экономике и мэо.

-  Не дискриминация, т.е. соответствие интересам всех стран-участниц.

Этапы формирования

 

Система золотого стандарта сложилась в середине XIX в. Возникновение этой системы было обусловлено обеспечением торговых регионов между крупными индустриальными странами.

1. Система золотого стандарта базируется на следующих принципах:

а) обеспечивалась конвертируемость каждой валюты в золото внутри страны и за ее пределами. Денежные единицы в виде банкнот и монет могли быть свободно обменены на золото эмиссионным институтом, и наоборот. Это предполагало поддержание жесткого соотношения между национальным золотым запасом и предложением денег;

б) соотношение между валютами устанавливалось исходя из золотого содержания.

Таким образом, механизм международных расчетов, основанный на золотом стандарте, обеспечивал стабильность валютных ставок и равновесия платежного баланса страны. Так золотой стандарт обеспечивал стабильность мировой валютной системы.

 2.Система золотодевизного стандарта. После окончания Первой мировой войны в странах, принимавших участие в военных условиях, изменилось соотношение между денежной массой и золотым резервом, вследствие чего в этих странах стремительными темпами стала нарастать инфляция. В таких условиях было решено банкноты разменивать не на золото, а на девизы других стран, которые затем могли быть обменены на золото. При этом золото оставалось законным средством расчета в международных операциях. Законодательно эта система была оформлена в 1922 г. на Генуэзской конференции.

3. Система золотовалютного стандарта. Законодательно эта система получила свое признание в 1944 г. на Бреттон-Вудской конференции. Основные положения этой системы заключались в следующем:

а) золото сохранило роль расчетного средства в международной торговле;

б) американский доллар стал основной резервной валютой, которую наравне с золотом признавали в качестве международного кредитного средства;

в) американский доллар мог обмениваться на золото центральными банками и правительственными учреждениями других стран в казначействе США по курсу 35 долл. за 1 тройскую унцию (31Д г).

Паритет валюты каждой страны должен выражаться в золоте как всеобщем эквиваленте или долларах США;

г) на Бреттон-Вудской конференции было принято решение о создании международных институтов, призванных регулировать международные валютные отношения, - Международного валютного фонда и Мирового банка.

На практике система золотовалютного стандарта постепенно стала превращаться в систему долларового стандарта. Однако к концу 1960-х годов позиции доллара в мире заметно пошатнулись, что было вызвано как собственными экономическими проблемами США, так и ростом экономического влияния стран Западной Европы и Японии. Требования Бреттон-Вудской системы об обмене доллара на золото оказались обременительными для США, поскольку диктовались необходимостью поддерживать цены на золото за счет собственных резервов. В 1971 г. США отказались от обмена доллара на золото по официальной цене. Бреттон-Вудская система практически развалилась.

4. Ямайская валютная система была оформлена Ямайским оглашением, которое было ратифицировано в 1978 г. Основой для его принятия было  соглашение временного комитета МВФ 976 г. о переустройстве Бреттон-Вудской системы:

а) важнейшим элементом Ямайской валютной системы является вытеснение золота из международных расчетов;

б) центральные банки стран получили возможность осуществить операции с золотом по рыночным ценам, золотые паритеты были отменены;

в) вытеснение золота сопровождалось выдвижением СДР специальные права заимствования на роль международного резервного актива;

г) странам предоставлялось право выбора режима валютного курса и узаконение плавающих валютных курсов, которые складываются под влиянием рыночного соотношения спроса и предложения.

5. Европейская валютная систем Начало формирования Европейской валютной системы (ЕВС) можно отнести к 1978 г. Основой системы стало экю, представляющее средневзвешенную величину нескольких европейских валют. Основной функцией экю было регулирование механизмов валютных курсов стран-участниц. В 1981 г. европейские страны отказались от перехода к завершающему этапу, в результате которого должен был быть создан Европейский валютный фонд на основе Европейского валютного союза (ЕВС). С 1 июля 1990 г. началось создание Экономического и валютного союза (ЭВС). Основные задачи ЭВС:

- устранение валютно-курсовых рисков и расходов по обменным операциям между странами-членами;

обеспечение единой базы издержек и цен;

- укрепление    валютной стабильности  в странах ЕС. Создание ЭВС намечалось провести в три этапа.

Первый этап проходил с 1 июля 1990 по 31 декабря 1993 г. Основными задачами первого этапа были:

1) полная либерализация движения капиталов и предоставление финансовых услуг внутри ЕС;

2) разработка критериев по сближению экономических параметров стран-членов для участия в валютном союзе (маастрихтские критерии, или критерии конвергенции).

Второй этап проходил с 1 января 1994 по 31 декабря 1998 г. Главной задачей этого этапа было обеспечение и сближение экономических показателей, установленных критериями конвергенции. Критерии конвергенции были определены Маастрихтским договором, вступившим в силу с 1 ноября 1993 г. Они предусматривают важнейшие финансово-экономические критерии для участия в союзе:

- дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП в рыночных ценах;   

- государственный долг не должен превышать 60% ВВП;

-  темпы инфляции не должны превышать более чем на 15% аналогичный усредненный показатель трех государств, в которых отмечается наименьший рост йен;

-   процентные ставки по долгосрочным кредитам не должны превышать более чем на 2% соответствующий средний показатель для трех государств с самым низким уровнем инфляции;

-  обменный курс национальной валюты в течение 2 лет до введения евро не должен выходить за пределы колебаний, установленные механизмом обменных курсов, действующим в европейской валютной системе.

Критерии конвергенции были достаточно жесткими, и не все государства смогли их выполнить. Для многих государств ЕС оказалось сложно выполнить показатель бюджетного дефицита и государственного долга. В результате из 15 стран - членов ЕС 11 стран вошли в ЭВС: Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Италия, Испания, Португалия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Финляндия. Можно отметить, что Великобритания выполнила критерии конвергенции, но не захотела войти в ЭВС по ряду причин.

Третий этап начался с 1 января 1999 г. Это завершающий этап создания ЭВС. На этом этапе зафиксированы паритеты валют стран-участниц и их обменные курсы по отношению к евро. Сумма контрактов, выраженная в национальных валютах, конвертируется в евро для обеспечения непрерывности их действия. Валютная корзина экю перестала существовать, законным платежным средством стало евро. С 1 января 2002 г. выпущены в обращение банкноты и монеты евро, которые параллельно стали законным платежным средством. С 1 июля 2002 г. банкноты и монеты национальных валют постепенно изымались из обращения, и евро стало единственным законным платежным средством.

Создание ЭВС дает странам-участницам экономические выгоды. Введение евро должно по замыслу способствовать экономическому росту в европейских странах. Европейская комиссия провела специальный анализ и дала опенку преимуществам введения евро. Комиссия отметила следующие положительные факторы:

- снижение затрат за счет отмены программного контроля и других формальностей;

- увеличение занятости;

-  минимизация расходов предприятий по обменным операциям;

- невозможность для западноевропейских стран проводить девальвацию своих валют в целях повышения конкурентоспобности своих товаров;

-  минимизация валютных рисков;

- в перспективе - статус резервной валюты. Что касается России, то она заинтересована в укреплении МВС. От введения евро Россия может получить выгоды. Для юссийского бизнеса введение евро означает ликвидацию барьера в отношении со странами ЕС, упрощение расчетов в торговых операциях, уменьшение валютных рисков и ускорение денежного обращения.

Усиление конкуренции внутри ЭВС снизит цены на импорт в Россию; учитывая это, ЦБ РФ планирует сформировать часть резервов в евро.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 233.