Приоритетные направления исследований и разработок.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ведущая роль в государственной научно-технической политике отведена определению приоритетных направлений исследований и разработок. Осуществление приоритетных направлений исследований и разработок происходит в качестве масштабных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий. Эти технологии способствуют значительным изменениям в технологическом базисе экономики, а также развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, международного сотрудничества [30].

Перечнем критических технологий описаны конкретные приоритетные направления развития науки и техники. Эти технологии, по сути, являются межотраслевыми их значимость для дальнейшего продвижения в различных сферах науки и техники достаточно высока. При отборе критических технологий учитывают их влияние на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации и т.п. Правительственная комиссия по научно-технической политике подготавливает и утверждает приоритетные направления развития науки и техники, а также перечень критических технологий на уровне федерации.

Для принятия в Правительстве РФ, действующие государственные научно-технические программы предлагаются как: самостоятельные программы федерального уровня; подпрограммы в составе федеральных научно-технических программ, сформированных на базе нескольких государственных научно-технических программ; подпрограмм в составе федеральной целевой программы.

Целью вложения средств в выполнение программ является развитие исследований в области физики высоких энергий, ядерной физики, управляемого термоядерного синтеза, высокотемпературной сверхпроводимости, космоса, Мирового океана, а также генетики. Более того, выделяются программы создания технологий, машин и производств будущего, перспективных информационных технологий; разработку новейших методов биоинженерии. А также, государственные научно-технические программы направлены на разработку и создание новых лекарственных средств; развитие медицины и здравоохранения; решение ряда социальных проблем.

Государственный научный центр – это особый вид объекта науки на федеральном уровне. Статус государственного научного центра может получить научное предприятие, организация, высшее учебное заведение, имеющие уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры. Статус присваивается Постановлением Правительства РФ. Такие организации пользуются особой поддержкой, если результаты их научных исследований получили международное признание. Следует учесть, что присвоение организации статуса Государственного научного центра не означает изменения ее организационно-правовой формы.

Государственные научные центры не обременены уплатой налога на добавленную стоимость при приобретении оборудования, материалов, услуг сторонних организаций, покупных изделий, необходимых для реализации замысла программ, финансируемых из средств федерального бюджета; импортных таможенных пошлин и др.

К началу 1996 г. в России насчитывалось более 60 государственных научных центров. Правительством РФ принимается ряд целевых программ, одним из видов которых, является федеральная научно-техническая программа.

Федеральная научно-техническая программа содержит увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс научных исследований и разработок, а также мероприятий по их осуществлению.

Целями федеральных научно-технических программ являются: получение новых знаний в области фундаментальной и прикладной науки; решение научно-технических проблем; создание конкурентоспособной техники, технологии, материалов, обеспечивающих общее повышение уровня знаний и практическую реализацию качественно новых научных идей и технологий, развитие научно-технического и экспортного потенциала России.

При этом необходимо соблюдение следующих условий:

- существенная значимость для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада;

- принципиальная новизна и взаимосвязанность программных мероприятий (проектов), необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.

В качестве государственного заказчика выступает Комитет по науке и технологиям РФ.

Руководство программой осуществляет научный совет. Научный совет отвечает за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий по достижению программных целей. Научный совет организует конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.

В современном российском государстве функционирует 41 научно-техническая программа. Среди государственных научно-технических программ можно выделить: создание экологически чистых и ресурсосберегающих технологий в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; высокоэффективных процессов производства для агропромышленного комплекса; технологий и оборудования для строительства и транспорта. Ряд крупных проектов по приоритетным направлениям развития науки и техники осуществляется целевым назначением Комитетом по науке и технологиям РФ из средств федерального бюджета.

В Российской Федерации продвижение науки и техники: информационных технологий и электроники, производственных технологий (лазерных, робототехники, гибких производственных систем и др.); создание новых материалов и химических продуктов, технология живых систем (например, биотехнология), транспорт, топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование являются приоритетными направлениями развития. В рамках этих направлений выделяются 77 критических технологий.

Вышеперечисленные направления являются неотъемлемой частью реализации государственных научно-технических программ, программ государственных научных центров, важнейших народнохозяйственных программ и проектов, международных и региональных программ и проектов.

Государственная научно-техническая программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем развития науки и техники.

Программы федерального уровня должны соответствовать следующим требованиям:

- программа и входящие в ее состав проекты отвечает приоритетным направлениям развития науки и техники и списку критических технологий;

- решение обозначенной проблемы окажет положительное влияние на развитие для экономики, экспорта, социальной сферы, техники и науки;

- необходимость поддержки государства - очевидна, т.к. решить проблему в допустимые сроки за счет применения существующего рыночного механизма не представляется возможным;

- обязательная новизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов;

- реальность влияния на структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение эффективности производства;

- достаточность (полнота и взаимосвязанность) системы программных мероприятий для решения поставленных задач;

- возможность решения проблемы, исходя из возможностей имеющегося задела, наличия кадров, материально-технической базы и других необходимых ресурсов.

На выбор программы оказывают большое влияние социально-экономические приоритеты, прогнозы, направления структурной политики, обязательства международного уровня.

Наиболее часто, федеральные научно-технические программы планируются на среднесрочный (пятилетний период) в рамках федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

 

Глава 2. Разработка и управление исследовательским проектом на примере создания информационной системы «Фонд молодых специалистов»

 

На сегодняшний день наблюдается активное развитие информационных технологий, следствием которого стало коренное изменение методов подбора персонала. Общепринятые способы поиска (личные контакты, объявления в специализированных журналах и газетах, самостоятельный поиск и т.д.) на данный момент теряют свою эффективность. Главной причиной этой тенденции является повсеместное использование интернет-технологий, прочно вошедших в деловую практику и позволивших взглянуть на процесс подбора персонала под новым ракурсом. Такие преимущества, как широкая доступность, высокая эффективность, оперативность и удобство применения, делают информационные сервисы в сфере Интернет наиболее популярными и актуальными для решения кадровых вопросов.

В данный момент в сети Интернет расположено множество сайтов, которые располагают огромными базами резюме и вакансий. Существует достаточное количество авторитетных ресурсов, ориентированных на помощь в решении кадровых вопросов, которыми успешно пользуются многие HR-менеджеры. Удобные системы поиска позволяют сделать запрос и получить подборку желаемых результатов.

С целью разработки информационной системы «Фонд молодых специалистов», основываясь на выводах, приведенных выше, был осуществлен SWOT-анализ авторитетных веб-сайтов по решению кадровых вопросов. В этот список вошли следующие сайты: job.ru, rabota.ru, career.ru, rhr.ru, joblist.ru, gojobs.ru, superjob.ru.

Результаты анализа позволили составить матрицу SWOT, которая представлена ниже в таблице 2.

 

                                                                                                  Таблица 2

                                 Результаты SWOT-анализа кадровых веб-сайтов

  Возможности: 1. Наличие фильтров резюме по местоположению, специальности, желаемому размеру заработной платы и т.д. 2. Поиск вакансий в глобальной сети Интернет; 3. Получения доступа к обширной базе резюме; 4. Отсутствие ограничений на сроки хранения резюме; 5. Возможность обучения; 6. Возможность ссылаться на сайты потенциальных работодателей; 7. Возможность трудоустройства соискателя, не обладающего опытом работы; 8. Возможность личного интервью с HR-менеджером, психологом, юристом; 9. Возможность обратиться к трудовому законодательству; 10. Возможность тестирования в режиме on-line. Угрозы: 1. Низкая популярность веб-ресурса; 2. Слабая активность касательно вопросов трудоустройства; 3. Возникновение новых конкурентов.
Сильные стороны: 1. Обширная база кадровых агентств и резюме; 2.Интерфейс, ориентированный на удобство пользователя; 3. Готовые к заполнению шаблоны; 4. Наличие «зарплатомера»; 5. Рекламные объявления популярных организаций; 6. Наличие вакансий для низкоквалифицированных работников на неполный рабочий день; 7.Наличие блока информационных сообщений; 8.Наличие исследовательского и аналитического центров; 9. Наличие вакансий для неопытных молодых специалистов.   ПОЛЕ «СИВ»   Предоставление соискателям и работодателям полного спектра качественных услуг. Повышение количества посетителей веб-ресурса. Широкие перспективы не только для поиска работы, но и для саморазвития.   ПОЛЕ «СИУ»   Возникновение новых конкурентов – гибкость политики, усиление роли маркетинга. Привлечение молодых специалистов для трудоустройства.
Слабые стороны: 1.Низкое качество предлагаемых услуг; 2. Отсутствие регламентов, правил, инструкций; 3. Дизайн. ПОЛЕ «СЛВ»:   Необходимость повышения качества предлагаемых услуг. Разработка необходимой документации, регламентов, правил и инструкций. Оформление. ПОЛЕ «СЛУ»   Недоверие посетителей вызвано низким уровнем качества предлагаемых услуг и неудовлетворительным дизайном веб-ресурса.

 

SWOT-анализ позволил выявить недостатки описанных выше кадровых веб-ресурсов, к которым относятся отсутствие регламентированных правил и инструкций для пользователей, низкое качество предлагаемых услуг по подбору персонала, возникновение новых конкурентов, низкая популярность веб-ресурса, слабая активность.

Ряд аспектов, выявленных в результате SWOT-анализа, в будущем могут быть использованы в информационной системе «Фонд молодых специалистов» как преимущества перед остальными веб-ресурсами по трудоустройству.

Начальная фаза жизненного цикла информационной системы «Фонд молодых специалистов» включает в себя следующие этапы:

· постановка целей, желаемых результатов;

· формулирование путей их достижения.

На этом же этапе происходит формирование логики управления проектом и его развития.

Результат развития проекта заключается в образовании и отлаженном функционировании системы «Фонд молодых специалистов». С основными целями проекта можно ознакомиться на рис. 2.

 

 

Рис.2. Основные цели проекта «Фонд молодых специалистов».

 

На данной схеме мы показали основную цель, которую необходимо реализовать в ходе развития проекта, а также ряд подцелей, которые необходимо достичь для реализации генеральной цели. При постановке целей и подцелей учитывались следующие аспекты:

· Конкретизация;

· Соизмеримость;

· Согласование;

· Достижимость;

· Ограничение по времени.

 

Без учета этих аспектов при постановке и достижении целей проект не может быть реализован.

Резюме проекта

Проект «Фонд молодых специалистов» направлен на организацию благоприятных условий и возможностей для трудоустройства молодых специалистов, не имеющих опыта работы.

Цель данного проекта: создание единого информационного ресурса для оказания помощи в трудоустройстве молодым специалистам.

Ориентировочная стоимость проекта: 200 000 рублей

Сроки реализации проекта: 6 месяцев.

Наиболее популярная схема определения эффективности IT-проекта – треугольник «сроки-цена-качество». Все «стороны»-аспекты данного треугольника соразмерны между собой и играют одинаково важные роли при разработке проекта. Все эти части взаимосвязаны, и при недостаточном внимании к одной из них появляется риск возникновения проблем в двух других [41].

К базовым рычагам управления проектом можно отнести:

а) Ресурсы:

1) Технико-материальные (специализированные помещения, технические средства управления и т.д.);

2) кадровые (необходимый для реализации проекта персонал);

3) интеллектуальные (специальные знания, опыт работы в сфере IT);

4) финансовые.

б) Технологии: применение возможностей программы Microsoft Share Point.

К дополнительным рычагам управления можно отнести:

а) Внешние и внутренние контакты, взаимодействие;

б) Распределенная между участниками проекта ответственность за его реализацию;

в) Эффективная кадровая политика.

Результатом реализации данного проекта станет информационная система «Фонд молодых специалистов», которая позволит:

а) Разместить резюме соискателя, в том числе и посредством электронных сервисов;

б) Получить упорядоченный список вакансий;

в) Получить информацию о потенциальных работодателях;

г) Получить консультационные услуги психолога, кадрового менеджера, юриста;

д) Воспользоваться образовательными услугами (курсы повышения квалификации и т.д.);

е) Разместить вакансию потенциального работодателя;

ж) Получить доступ к обширной базе соискателей и работодателей;

з) Оперативно принимать решения по запросам работодателей и соискателей;

и) Составить карьерограмму;

к) Организовать тестирование;

л) Осуществить индикацию;

м) Организовать аукцион вакансий;

н) Получить помощь в карьерном росте.

Веб-ресурс также предусматривает размещение тематических статей, рейтингов, аналитических выкладок и т.п.

Основным связующим звеном в работе проекта являются его участники, роли и функции которых представлены на таблице 3.

 

                                                                                                Таблица 3

Участники информационной системы «Фонд молодых специалистов»

Роли Функции
Заказчик, работодатели Формирование заявки на проведение аукциона, размещение вакансий
Соискатели Размещение своих резюме
Администратор Осуществление контроля за технической стороной системы
Менеджер системы Обработка информации, поступающей в систему

 

Пополнение базы вакансий и резюме системы «Фонд молодых специалистов» планируется организовать за счет учебных заведений и сторонних электронных ресурсов.

Информационная система «Фонд молодых специалистов» будет иметь свой сайт youngjob.ru в Интернете. На основании проведенного анализа аналогичных веб-ресурсов по трудоустройству была определена оптимальная структура сайта «Фонд молодых специалистов»:

а) Поиск работы для соискателей:

1) поиск вакансий,

2) разместить резюме,

3) изменить резюме,

4) шаблоны резюме,

5) тарифы на услугу,

6) зарплатомер.

б) Поиск сотрудников для работодателей:

1) поиск резюме,

2) разместить вакансии,

3) изменить вакансии,

4) аукцион рабочих мест,

5) платные услуги.

в) Публикации.

г) Новости.

д) Реклама на сайте:

1) прайс,

2) требования к рекламным материалам,

3) платные услуги,

4) аудитория сайта.

е) Опросы и исследования:

1) социологические опросы,

2) маркетинговые исследования,

3) обзоры зарплат,

4) заказать,

5) платные услуги,

6) архив.

ж) Полезная информация:

1) тесты,

2) гороскопы.

з) Мой профиль:

1) логин,

2) зачем регистрироваться,

3) регистрация соискателей,

4) регистрация работодателей.

и) Личный кабинет: консультации юриста, психолога, кадровика, бизнес-тренега.

к) Обучение:

1) тренинги и семинары,

2) обучение,

3) календарь бизнес-обучения.

л) Контакты.

м) Работа в регионе.

н) Портал:

1) о портале,

2) наши сервисы,

3) условия перепечатки материалов сайта,

4) статистика сайта.

о) Правила и инструкции:

1) по размещению вакансий,

2) правила размещения резюме.

п) Партнерство:

1) партнерские программы,

2) специализированные предложения для СМИ, служб занятости вузов.

р) Справочная информация:

1) трудовой кодекс,

2) должностные инструкции,

3) классификаторы профессий,

4) словарь терминов.

Рассмотрим подробнее каждый раздел. Первый раздел «Поиск работы для соискателей» представляет из себя поисковую систему, в которой базовыми критериями поиска являются: расположение, специальность, размер заработной платы, тип рабочего дня, образование, опыт работы. При заполнении всех необходимых полей система выдаст список результатов, которые точно совпадают с введенными критериями. При частичном заполнении количество вакансий увеличится за счет расширения критериев поиска.

На сайте предусмотрена анкета для соискателя. Зарплатометр – это программный сервис, который способен определить среднюю заработную плату по запрашиваемой вакансии в зависимости от ряда критериев.

Второй раздел «Поиск сотрудников для работодателя» отведен специально под нужды работодателей – здесь будет находиться соответствующая анкета и поисковая система по базе резюме.

Третий, четвертый и пятый раздел предполагается посвятить тематическим статьям, новостным и аналитическим материалам, рекламным сообщениям.

Шестой раздел «Опросы и исследования» отведен для call-центра, в нем можно будет размещать информацию о предоставляемых call-центром услуги, а также из стоимость.

В седьмом разделе «Полезная информация» будут находиться специализированные тесты, гороскопы и другая информация для широкого круга пользователей. Также здесь будут находиться сервисы для подбора наилучшей профессии для конкретного пользователя.

Восьмой раздел «Мой профиль» отведен для ввода, хранения и изменения регистрационных данных пользователя в системе.

Девятый и десятый раздел посвящен специализированным услугам и возможностям, которые предоставляет данная система. В этот список входят: консультации кадровых специалистов (посредством телефонных переговоров, электронной почты, Web-камеры и других сервисов), организация и проведение различных мероприятий как для соискателей, так и для работодателей.

В одиннадцатом, двенадцатом и тринадцатом разделах будет расположена информация о системе «Фонд молодых специалистов», ее организаторах и исполнителях, их контактные данные.

Четырнадцатый раздел «Правила и инструкции» будет содержать в себе правила пользования данной системой и инструкции по ее применению.

Пятнадцатый и шестнадцатый разделы предназначены для зарегистрированных пользователей, в них будут содержаться справочные материалы и публикации в СМИ.

Основным преимуществом системы «Фонд молодых специалистов» является возможность организации и проведения аукционов рабочих мест. Суть его заключается в следующем: в Интернете будет осуществлен поиск работников в режиме on-line. Схема осуществления аукциона рабочих мест представлена на рис.3.

Рис.3. Схема аукциона рабочих мест

 

Первый этап включает в себя регистрацию на сайте youngjob.ru. Для этого необходимо заполнить специальную анкету, которая представлена в виде таблицы.

Для публикации объявления на сайте необходимо подписать договор о присоединении к системе аукцион youngjob.ru, в котором прописаны права, обязанности и ответственность сторон. Следующий этап – заполнение заявки. После этого осуществляется переход в раздел «Поиск сотрудников для работодателей» аукциона и заполнение регистрационной карточки создателя аукциона.

После прохождения процесса регистрации организатор может предлагать работу. Существует два способа поиска исполнителя:

· Публикация своего проекта на аукционе для всех потенциальных исполнителей (открытый аукцион) и выбор из числа желающих выполнить предлагаемую работу.

· Выбор специалиста (аукцион с приглашением), разместившего на сайте своё портфолио, и предложение работы именно ему с помощью поисковой системы на сайте youngjob.ru.

Заказчик имеет возможность установить свои условия рассылки предложений, например, не менее 10-15 приглашений. В свою очередь, рассылка может осуществляться как самим работодателем, так и организаторами аукциона youngjob.ru.

В случае, если работодатель отказывается заключать контракт с победителем аукциона, на него ложится обязательство выплаты неустойки. Часть денег предназначается для победителя, другая часть отходит организаторам аукциона youngjob.ru. Если же правила нарушает победитель, то представители аукциона youngjob.ru имеют право взыскать неустойку с него.

Заключить контракт с победителем аукциона необходимо в течение 3-5 дней (максимальное количество дней в соответствии с ГК РФ составляет 20 дней). Контракт необходимо выслать по указанному адресу с уведомлением.

Существует три субъекта: работодатель (заказчик), соискатель и Система «Фонд молодых специалистов». Работодатель оказывает воздействие на соискателя по следующим требованиям: опыт работы, образование, навыки, умения, знания и другие.

Работодатель подает заявку в «Фонд молодых специалистов» с помощью электронной почты или визита в офис. Между работодателем и представителями «Фонд молодых специалистов» заключается договор (контракт), в котором указаны вакансии, требования к соискателю и «Фонд молодых специалистов», права и обязанности обеих сторон, сроки и оплата работы.

Технология работы в рамках проекта по решению кадровых вопросов состоит из следующих этапов:

Оформление и подача заявки

а) подготовка к встрече с Заказчиком: сегментирование и анализ рынка, на котором работает Клиент, предварительный анализ базы данных информационной системы «Фонд молодых специалистов» по кандидатам, подготовка аналитической выкладки по качеству и количеству кандидатов, актуальным тенденциям на рынке труда, возможным каналам поиска.

б) Подробное собеседование с потенциальной компанией-работодателем, в ходе которого вся полученная информация будет зафиксирована в Заявке по требованиям к будущему сотруднику, условиям найма, корпоративной культуре и другим важным аспектам трудоустройства.

Результат: определение задач и критериев поиска.

Сроки: 1 рабочий день.

Поиск кандидатов

Поиск кандидатов планируется организовать следующим образом: первым этапом будет составление и публикация объявления по вакансии, затем необходимо наметить подходящие каналы поиска кандидатов в зависимости от типа и структуры предоставленной вакансии (будут использоваться СМИ, Интернет, собственная база данных кандидатов, рекомендации других кандидатов и партнеров проекта, самостоятельный прямой поиск, информация от различных учебных заведений, курсы повышения квалификации).

Результат: поток кандидатов на вакансию.

Сроки: от 1 дня до 2 недель.

Отбор кандидатов

Упорядочивание информации об успешном кандидате, полученной в результате специального отбора: интервью, кейсовые задания, деловая игра, оценка профессиональных и личностных качеств кандидатов (по желанию Заказчика). Предоставление информации о потенциальных работниках Заказчику.

Результат: на рассмотрение Заказчику (потенциальному работодателю) предоставляется не менее пяти кандидатов, идеально соответствующих всем требованиям объявления на вакансию.

Сроки: 1 неделя.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 205.