Глава 1 Теоретические основы управления исследовательскими проектами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение____________________________________________________4

Глава 1. Теоретические основы управления исследовательскими проектами________________________________________________________ 6

1.1 Понятие и содержание исследовательского проекта_____________ 6

1.2 Особенности жизненного цикла традиционных и нетрадиционных проектов___________________________________________________ 19

1.3 Приоритетные направления исследований и разработок________ 23

Глава 2. Разработка и управление исследовательским проектом на примере создания информационной системы «Фонд молодых специалистов»___________________________________________________ 28

2.1. Резюме проекта__________________________________________ 32

2.2. Оценка сроков выполнения проекта_________________________ 45

2.3. Анализ рисков проекта____________________________________46

2.4 Анализ инвестиционной привлекательности проекта___________ 51

Заключение________________________________________________ 66

Список использованной литературы__________________________68

Введение

Современный человек обладает более обширными познаниями об устройстве окружающего мира, чем предыдущие поколения, но границы возможностей человека по изменению мира не известны до сих пор. Светлые умы человечества, из века в век, поэтапно задумывая, планируя, контролируя и внедряя, создавали свои проекты от жизненно-необходимых - как охота на мамонта, до удовлетворяющих самые изысканные эстетические потребности – семь чудес света.

Возникновение истории управления проектами можно считать с появления человека разумного, способного обдуманно и целенаправленно воздействовать на окружающий мир, с целью его трансформации.

Ранее понятие «проект» ассоциировалось больше с технической стороной жизнедеятельности человека, чаще всего со строительной сферой (проект здания, завода, вокзала и пр.). В наши дни, проект – это методика организации деятельности, за счет которой, становиться реальным достижение самых колоссальных результатов и реализация самых смелых идей. Проект - это ключевое понятие современной науки управления. Сегодня, практически, любые области жизнедеятельности человека, такие как культура, наука, образование, социальная сфера, медицина и бизнес, обусловлены наличием собственных проектов [1]. Именно поэтому управление проектами важнейший инструмент современного менеджмента, что определяет актуальность выбранной темы настоящей дипломной работы.

Целью дипломной работы является раскрытие сущности проектной деятельности и управления проектами на примере исследовательского проекта создания информационной системы «Фонд молодых специалистов».

Объект исследования – web-ресурс youngjob.ru .

Предмет работы – процесс управления исследовательским проектом.

Сформулированы следующие задачи настоящей дипломной работы:

1. Рассмотреть сущность понятия «проект» и определить его содержание и типологию.

2. Определить особенности и структуру управления проектной деятельностью.

3. Выявить приоритетные направления исследований и разработок.

4. Разработать, проанализировать управление проектом на примере создания информационной системы «Фонд молодых специалистов».

В соответствии с поставленными целями и задачами структура данной дипломной работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной для написания данной дипломной работы литературы.

 

 



Международные проекты.

Любой проект проходит через какие-то фазы, также называемые этапами или стадиями.

Любой проект подразделяется на две основные группы работ: основная деятельность и обеспечение проекта.

Основная деятельность по проекту сводится к следующему:  

- прединвестиционные исследования;

- планирование проекта;

- разработка проектно-сметной документации;

- проведение торгов и заключение контрактов;

- эксплуатация проекта, выпуск продукции;

- строительно-монтажные работы; выполнение пуско-наладочных работ;

- сдача проекта;

- ремонт оборудования и развитие производства;

- демонтаж оборудования (закрытие проекта)

Обеспечение проекта:

- кадровое;

- организационное;

- правовое;

- коммерческое (маркетинговое);

- финансовое; материально-техническое;

- информационное.

Если рассматривать понятие «управления проектами» в широком смысле, то следует сказать, что это - интегрированная система организации, планирования и управления выполнением задач проекта и проекта в целом.

Планирование проекта - это подготовка плана выполнения комплекса взаимосвязанных задач (работ, операций) в рамках определенного сроками времени, до начала его реализации.

Организация проекта – это процесс установления и структурирования ряда взаимосвязанных задач (работ, операций) и ресурсов, отвечающих за успешное выполнение проекта [5].

Понимание управления проектом в узком смысле - это совокупность определенных этапов: планирование, контроль, анализ, принятие решений, составление и сопровождение бюджета проекта, мониторинг, оценка, отчетность, экспертиза, проверка и приемка, бухгалтерский учет, администрирование.

Управление проектом в целом – это, по сути, искусство руководства, умение успешно совместить материальные и человеческие ресурсы на протяжении жизненного цикла проекта, за счет применения комплекса современных методов и техники управления для достижения ожидаемых в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.

Различают следующие схемы управления проектами [16].

«Основная» система». Руководителем (менеджером) проекта представителем («агентом») заказчика может стать любая фирма – участник проекта. Материальной ответственности руководитель (менеджер) за принимаемые решения не несет. Договорных отношений с другими участниками проекта (кроме заказчика) не имеет. В данных условиях менеджер проекта отвечает за координацию и управление ходом разработки и реализации проекта. Преимущество – объективность менеджера, недостаток – все риски по возможности реализации проекта, возложены на заказчика.

Система «расширенного управления». Ответственность Руководителя (менеджера) проекта ограничена пределами фиксированной (сметной) цены. Управление и координация процессов проекта по соглашениям между менеджером и участниками проекта обеспечивается им в границах установленной сметы. В качестве менеджера может выступать подрядная или консалтинговая фирма (иногда – инжиниринговая). В обязанности консалтинговой фирмы входит: управление проектом, координация поставки и работы по инжинирингу. Риск возлагается на подрядчика.

Система «под ключ». В роли руководителя (менеджера) проекта – проектно-строительная фирма, с ней заказчик заключает контракт «под ключ». Стоимость проекта объявляется сразу.

Для успешного управления проектом его необходимо разделить на подсистемы и компоненты по степени важности. Структура проекта представляет собой "дерево", состоящее из ориентированных на конечный продукт проекта компонентов. Эти компоненты представлены: оборудованием, работами, услугами и информацией, полученными в процессе осуществления проекта. Формирование структуры проекта позволяет представить его в виде значительно меньших блоков работ вплоть до выделения самых мелких, поддающихся непосредственному контролю позиций. Именно такие блоки распределяются для управления между отдельными специалистами, ответственными за достижение конкретной цели достигаемой при реализации задач данного блока. Структурой проекта является совокупность связей и отношений между его элементами.

Разделение элементов продукции проекта, стадий жизненного цикла, а также элементов организационной структуры необходимо для структурирования проекта. Процесс создания структуры - это немаловажная часть общего процесса планирования проекта и постановки его целей, а также подготовки сводного (генерального) плана проекта и схемы распределения ответственностей и обязанностей [17]. Отсюда выделены следующие задачи структуризации:

· расчленение проекта на управляемые блоки;

· распределение ответственности за различные компоненты проекта и согласование работ со структурой организации (ресурсами);

· точное определение необходимых затрат – средств, времени и материальных ресурсов;

· подготовка единой базы для планирования, составления смет и отслеживания затрат;

· сопоставление работ по проекту с системой ведения бухгалтерских счетов в компании;

· переход от общих целей к индивидуальным заданиям, выполняемым подразделениями организации;

· определение комплексов работ (подрядов).

Процесс создания структуры проекта – это построение последовательной структуры работ (ИСР), то есть поэтапное  многоуровневое расщепление цели на работы, которые необходимо выполнить для достижения успеха [25].

Основными принципами ИСР являются:

· методом выполнения работ верхнего уровня является завершение работы нижнего уровня;

· каждая родительская работа предполагает наличие нескольких дочерних работ, выполнение которых автоматически обеспечивает достижение родительской работы;

· каждая дочерняя работа принадлежит только одной родительской работе;

· декомпозиция (разбиение) родительской работы на дочерние производится по строго определенному критерию;

· дочерние работы, одного уровня равнозначны;

· при построении иерархической структуры работ на различных уровнях можно и следует применять различные критерии декомпозиции;

· последовательность критериев декомпозиции работ следует выбирать таким образом, чтобы как можно большая часть зависимостей и взаимодействий между работами оказалась на самых нижних уровнях ИСР;

· на верхних уровнях работы должны быть автономны.

Следует учесть, что расщепление работ можно считать успешным только тогда, когда работы нижнего уровня становятся ясны и понятны менеджеру и участникам проекта, должны являться достаточно элементарными. Т.е. конечный результат должен быть очевиден, также должны быть понятны способы его достижения. Более того, обязательным является соблюдение оговоренных сроков выполнения работ на каждом этапе, и каждым исполнителем.

Анализ процесса структуризации в качестве значимой составляющей природы проектной деятельности показал, что:

1. процесс структуризации проекта является достаточно важным, а в некоторых случаях даже необходимым условием, соблюдение которого осуществляет реализацию проекта;

2. структуризация повышает результативность управлению проектом («это управление изменениями, деятельность, направленная на реализацию проекта с максимально возможной эффективностью при заданных ограничениях во времени, денежных средствах (и ресурсах), а также качеству конечных результатов проекта»), а также служит облегчению работы над проектом.

3. структуризация проекта, представляет собой еще и средство, инструментарий, обеспечивающий достижение намеченных целей проекта.

Исследовательский проект – это форма инновационного проекта. Под исследовательским проектом подразумевается выполнение исследований и разработок, для решения актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. В исследовательских проектах предлагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения [27].

Можно выделить: инициативные научные проекты; проекты учреждения информационных систем и баз данных (ИС и БД); издательские проекты; проекты формирования материально-технической базы научных исследований; проекты организации экспедиционных работ и др.

Срок выполнения инициативного проекта, как правило, 1, 2 или 3 года.

Для реализации инициативных проектов, достаточно участие немногочисленного научного коллектива (до 10 человек) или даже отдельных ученых. Обязательным является содержание в инициативном проекте следующего:

- фундаментальная научная проблема, решение которой является целью проекта;

- конкретная фундаментальная задача, обусловленная границами сформулированной проблемы, на решение которой нацелен проект;

- методы и подходы (с оценкой степени новизны), общий план работ на весь период выполнения работы;

- мировой интерес к проведению исследований в данной области наук, наличие свежих разработок для сравнения ожидаемых результатов;

- предполагаемые научные результаты (подробное описание с оценкой степени уникальности);

- имеющийся у коллектива научный задел по предлагаемому проекту, полученные ранее результаты (с оценкой степени оригинальности); разработанные методы (с оценкой степени новизны);

- список основных публикаций, наиболее близко относящихся к предлагаемому проекту;

- перечень и характеристика имеющегося оборудования.

Проект развития материально-технической базы научных исследований включает:

- фундаментальные проблемы - это проблемы, решение которых невозможно без использования дорогостоящего оборудования;

- общий план работ по закупке и введению в эксплуатацию необходимого оборудования;

-  область использования оборудования (подразделение, организация и т.п.);

- перечень оборудования и материалов, имеющегося в наличии, а также обоснование необходимости приобретения дополнений;

- имеющийся задел по предлагаемому проекту;

- наличие соглашения на закупку (или изготовление дорогостоящего оборудования).

Проект создания информационных систем и баз данных отображает:

- сферу знания, где применима создаваемая ИС или БД;

- фундаментальные научные проблемы, для решения которых необходимо создание ИС и БД, а также определенное количество пользователей;

- конкретную фундаментальную задачу, решение которой является целью проекта;

-  единый план работ на весь период осуществления проекта;

- ожидаемые результаты;

- предлагаемые методы и подходы;

- современное состояние имеющихся ИС в данной области науки, сравнение с мировым уровнем, наличие отечественных или зарубежных аналогов;

- имеющийся научный задел по предлагаемому проекту (опыт реализации аналогичных проектов, описание созданных ранее ИС, основные публикации);

- обладание лицензией на программные средства у разработчиков ИС;

- список дорогостоящих программных и аппаратных средств, дополнительная закупка которых необходима для успешного завершения проекта;

- способы предоставления ИС научной общественности (отчуждаемые; требуют наличия лицензионных программных средств у пользователя; телекоммуникационный доступ, другие способы);

- стандартные характеристики создаваемой ИС (требуемый объем оперативной памяти - кбайт); требуемый объем памяти НЖМД (мбайт) для программы и отдельно для БД; предполагаемые аппаратные и операционные платформы, программные средства, необходимые для функционирования ИС);

- функциональные характеристики (тип ИС, количество выходных форм, источник данных в ИС, число полей, число записей или объектов; способы представления документа; организация и режим поиска);

- дополнительные возможности (сеть передачи данных, каналы связи, возможности последующего развития ИС, способы предоставления информации из ИС).

В издательском проекте показывается:

- фундаментальная научная проблема, анализ и обобщение результатов которой является целью проекта;

- определенная фундаментальная задача, ограниченная рамками сформулированной проблемы;

- план-проспект (структура и содержание) издания, объем издания в авторских листах (один авторский лист равен 4000 знаков) с указанием запланированного тиража;

- состояние публикаций в данной области науки, на текущий момент;

- уровень уникальности предлагаемого издания (по содержанию, структуре, уровню анализа и обобщения, методике изложения);

- наличие у автора (авторского коллектива ) научного задела;

- методы, разработанные на основании полученных ранее результатов;

- список публикаций автора (авторского коллектива), наиболее близко относящихся к данному проекту.

Проект проведения экспедиционных работ раскрывает:

- фундаментальную научную проблему, на решение которой он направлен;

- формулировку конкретно решаемой задачи; общий план работ;

- наличие задела по предлагаемому проекту (полученные ранее результаты, обосновывающие необходимость проведения экспедиционных работ);

- перечень имеющегося и необходимого оборудования.

Проекты создания центров коллективного пользования (ЦКП) предполагают:

- сферу знаний, при решении фундаментальных проблем которой необходимо эксплуатация целого комплекса оборудования;

- список используемого оборудования, техническое состояние, основные характеристики;

- наличие опыта по научно-методическому применению комплекса оборудования для фундаментальных исследований;

- основные направления научно-методического развития комплекса, а также перечень необходимого оборудования и материалов, обеспечивающих устойчивую работу комплекса.

Рассмотренные проекты применимы для проведения научных исследований по математике; информатике; механике, физике; астрономии; химии; биологии и медицине; науки о земле; гуманитарных и общественных наук.

Характеристикой исследовательского проекта является:

- наличие заранее сформулированной цели;

- наличие определенного начала и конца;

- уникальность;

- ограничения по времени и средствах;

- сложность;

- необходимость привлечения специалистов разных профилей;

- высокий приоритет.

Проект направлен на реализацию в течение ограниченного времени и при использовании определенных ресурсов четко сформулированной цели, новизна, которой создает необходимость поиска специальных подходов к ее реализации. Таковыми подходами являются:

- образование проектной группы или формирование творческого коллектива;

- управление (для обеспечения выполнения проекта, соответствующего требованиям к качеству, с учетом издержек и в срок).

 

Резюме проекта

Проект «Фонд молодых специалистов» направлен на организацию благоприятных условий и возможностей для трудоустройства молодых специалистов, не имеющих опыта работы.

Цель данного проекта: создание единого информационного ресурса для оказания помощи в трудоустройстве молодым специалистам.

Ориентировочная стоимость проекта: 200 000 рублей

Сроки реализации проекта: 6 месяцев.

Наиболее популярная схема определения эффективности IT-проекта – треугольник «сроки-цена-качество». Все «стороны»-аспекты данного треугольника соразмерны между собой и играют одинаково важные роли при разработке проекта. Все эти части взаимосвязаны, и при недостаточном внимании к одной из них появляется риск возникновения проблем в двух других [41].

К базовым рычагам управления проектом можно отнести:

а) Ресурсы:

1) Технико-материальные (специализированные помещения, технические средства управления и т.д.);

2) кадровые (необходимый для реализации проекта персонал);

3) интеллектуальные (специальные знания, опыт работы в сфере IT);

4) финансовые.

б) Технологии: применение возможностей программы Microsoft Share Point.

К дополнительным рычагам управления можно отнести:

а) Внешние и внутренние контакты, взаимодействие;

б) Распределенная между участниками проекта ответственность за его реализацию;

в) Эффективная кадровая политика.

Результатом реализации данного проекта станет информационная система «Фонд молодых специалистов», которая позволит:

а) Разместить резюме соискателя, в том числе и посредством электронных сервисов;

б) Получить упорядоченный список вакансий;

в) Получить информацию о потенциальных работодателях;

г) Получить консультационные услуги психолога, кадрового менеджера, юриста;

д) Воспользоваться образовательными услугами (курсы повышения квалификации и т.д.);

е) Разместить вакансию потенциального работодателя;

ж) Получить доступ к обширной базе соискателей и работодателей;

з) Оперативно принимать решения по запросам работодателей и соискателей;

и) Составить карьерограмму;

к) Организовать тестирование;

л) Осуществить индикацию;

м) Организовать аукцион вакансий;

н) Получить помощь в карьерном росте.

Веб-ресурс также предусматривает размещение тематических статей, рейтингов, аналитических выкладок и т.п.

Основным связующим звеном в работе проекта являются его участники, роли и функции которых представлены на таблице 3.

 

                                                                                                Таблица 3

Участники информационной системы «Фонд молодых специалистов»

Роли Функции
Заказчик, работодатели Формирование заявки на проведение аукциона, размещение вакансий
Соискатели Размещение своих резюме
Администратор Осуществление контроля за технической стороной системы
Менеджер системы Обработка информации, поступающей в систему

 

Пополнение базы вакансий и резюме системы «Фонд молодых специалистов» планируется организовать за счет учебных заведений и сторонних электронных ресурсов.

Информационная система «Фонд молодых специалистов» будет иметь свой сайт youngjob.ru в Интернете. На основании проведенного анализа аналогичных веб-ресурсов по трудоустройству была определена оптимальная структура сайта «Фонд молодых специалистов»:

а) Поиск работы для соискателей:

1) поиск вакансий,

2) разместить резюме,

3) изменить резюме,

4) шаблоны резюме,

5) тарифы на услугу,

6) зарплатомер.

б) Поиск сотрудников для работодателей:

1) поиск резюме,

2) разместить вакансии,

3) изменить вакансии,

4) аукцион рабочих мест,

5) платные услуги.

в) Публикации.

г) Новости.

д) Реклама на сайте:

1) прайс,

2) требования к рекламным материалам,

3) платные услуги,

4) аудитория сайта.

е) Опросы и исследования:

1) социологические опросы,

2) маркетинговые исследования,

3) обзоры зарплат,

4) заказать,

5) платные услуги,

6) архив.

ж) Полезная информация:

1) тесты,

2) гороскопы.

з) Мой профиль:

1) логин,

2) зачем регистрироваться,

3) регистрация соискателей,

4) регистрация работодателей.

и) Личный кабинет: консультации юриста, психолога, кадровика, бизнес-тренега.

к) Обучение:

1) тренинги и семинары,

2) обучение,

3) календарь бизнес-обучения.

л) Контакты.

м) Работа в регионе.

н) Портал:

1) о портале,

2) наши сервисы,

3) условия перепечатки материалов сайта,

4) статистика сайта.

о) Правила и инструкции:

1) по размещению вакансий,

2) правила размещения резюме.

п) Партнерство:

1) партнерские программы,

2) специализированные предложения для СМИ, служб занятости вузов.

р) Справочная информация:

1) трудовой кодекс,

2) должностные инструкции,

3) классификаторы профессий,

4) словарь терминов.

Рассмотрим подробнее каждый раздел. Первый раздел «Поиск работы для соискателей» представляет из себя поисковую систему, в которой базовыми критериями поиска являются: расположение, специальность, размер заработной платы, тип рабочего дня, образование, опыт работы. При заполнении всех необходимых полей система выдаст список результатов, которые точно совпадают с введенными критериями. При частичном заполнении количество вакансий увеличится за счет расширения критериев поиска.

На сайте предусмотрена анкета для соискателя. Зарплатометр – это программный сервис, который способен определить среднюю заработную плату по запрашиваемой вакансии в зависимости от ряда критериев.

Второй раздел «Поиск сотрудников для работодателя» отведен специально под нужды работодателей – здесь будет находиться соответствующая анкета и поисковая система по базе резюме.

Третий, четвертый и пятый раздел предполагается посвятить тематическим статьям, новостным и аналитическим материалам, рекламным сообщениям.

Шестой раздел «Опросы и исследования» отведен для call-центра, в нем можно будет размещать информацию о предоставляемых call-центром услуги, а также из стоимость.

В седьмом разделе «Полезная информация» будут находиться специализированные тесты, гороскопы и другая информация для широкого круга пользователей. Также здесь будут находиться сервисы для подбора наилучшей профессии для конкретного пользователя.

Восьмой раздел «Мой профиль» отведен для ввода, хранения и изменения регистрационных данных пользователя в системе.

Девятый и десятый раздел посвящен специализированным услугам и возможностям, которые предоставляет данная система. В этот список входят: консультации кадровых специалистов (посредством телефонных переговоров, электронной почты, Web-камеры и других сервисов), организация и проведение различных мероприятий как для соискателей, так и для работодателей.

В одиннадцатом, двенадцатом и тринадцатом разделах будет расположена информация о системе «Фонд молодых специалистов», ее организаторах и исполнителях, их контактные данные.

Четырнадцатый раздел «Правила и инструкции» будет содержать в себе правила пользования данной системой и инструкции по ее применению.

Пятнадцатый и шестнадцатый разделы предназначены для зарегистрированных пользователей, в них будут содержаться справочные материалы и публикации в СМИ.

Основным преимуществом системы «Фонд молодых специалистов» является возможность организации и проведения аукционов рабочих мест. Суть его заключается в следующем: в Интернете будет осуществлен поиск работников в режиме on-line. Схема осуществления аукциона рабочих мест представлена на рис.3.

Рис.3. Схема аукциона рабочих мест

 

Первый этап включает в себя регистрацию на сайте youngjob.ru. Для этого необходимо заполнить специальную анкету, которая представлена в виде таблицы.

Для публикации объявления на сайте необходимо подписать договор о присоединении к системе аукцион youngjob.ru, в котором прописаны права, обязанности и ответственность сторон. Следующий этап – заполнение заявки. После этого осуществляется переход в раздел «Поиск сотрудников для работодателей» аукциона и заполнение регистрационной карточки создателя аукциона.

После прохождения процесса регистрации организатор может предлагать работу. Существует два способа поиска исполнителя:

· Публикация своего проекта на аукционе для всех потенциальных исполнителей (открытый аукцион) и выбор из числа желающих выполнить предлагаемую работу.

· Выбор специалиста (аукцион с приглашением), разместившего на сайте своё портфолио, и предложение работы именно ему с помощью поисковой системы на сайте youngjob.ru.

Заказчик имеет возможность установить свои условия рассылки предложений, например, не менее 10-15 приглашений. В свою очередь, рассылка может осуществляться как самим работодателем, так и организаторами аукциона youngjob.ru.

В случае, если работодатель отказывается заключать контракт с победителем аукциона, на него ложится обязательство выплаты неустойки. Часть денег предназначается для победителя, другая часть отходит организаторам аукциона youngjob.ru. Если же правила нарушает победитель, то представители аукциона youngjob.ru имеют право взыскать неустойку с него.

Заключить контракт с победителем аукциона необходимо в течение 3-5 дней (максимальное количество дней в соответствии с ГК РФ составляет 20 дней). Контракт необходимо выслать по указанному адресу с уведомлением.

Существует три субъекта: работодатель (заказчик), соискатель и Система «Фонд молодых специалистов». Работодатель оказывает воздействие на соискателя по следующим требованиям: опыт работы, образование, навыки, умения, знания и другие.

Работодатель подает заявку в «Фонд молодых специалистов» с помощью электронной почты или визита в офис. Между работодателем и представителями «Фонд молодых специалистов» заключается договор (контракт), в котором указаны вакансии, требования к соискателю и «Фонд молодых специалистов», права и обязанности обеих сторон, сроки и оплата работы.

Технология работы в рамках проекта по решению кадровых вопросов состоит из следующих этапов:

Оформление и подача заявки

а) подготовка к встрече с Заказчиком: сегментирование и анализ рынка, на котором работает Клиент, предварительный анализ базы данных информационной системы «Фонд молодых специалистов» по кандидатам, подготовка аналитической выкладки по качеству и количеству кандидатов, актуальным тенденциям на рынке труда, возможным каналам поиска.

б) Подробное собеседование с потенциальной компанией-работодателем, в ходе которого вся полученная информация будет зафиксирована в Заявке по требованиям к будущему сотруднику, условиям найма, корпоративной культуре и другим важным аспектам трудоустройства.

Результат: определение задач и критериев поиска.

Сроки: 1 рабочий день.

Поиск кандидатов

Поиск кандидатов планируется организовать следующим образом: первым этапом будет составление и публикация объявления по вакансии, затем необходимо наметить подходящие каналы поиска кандидатов в зависимости от типа и структуры предоставленной вакансии (будут использоваться СМИ, Интернет, собственная база данных кандидатов, рекомендации других кандидатов и партнеров проекта, самостоятельный прямой поиск, информация от различных учебных заведений, курсы повышения квалификации).

Результат: поток кандидатов на вакансию.

Сроки: от 1 дня до 2 недель.

Отбор кандидатов

Упорядочивание информации об успешном кандидате, полученной в результате специального отбора: интервью, кейсовые задания, деловая игра, оценка профессиональных и личностных качеств кандидатов (по желанию Заказчика). Предоставление информации о потенциальных работниках Заказчику.

Результат: на рассмотрение Заказчику (потенциальному работодателю) предоставляется не менее пяти кандидатов, идеально соответствующих всем требованиям объявления на вакансию.

Сроки: 1 неделя.

Найм кандидата

Согласование даты выхода кандидата на рабочее место в компании, контроль приступления кандидата к исполнению рабочих обязанностей.

Результат: закрытие вакансии, оптимизация внутрикорпоративных бизнес-процессов Заказчика.

Гарантийные обязательства

В течение трех месяцев организаторы отслеживают процесс адаптации кандидата в компании путем интервьюирования клиента и кандидата и несут ответственность за уход/не прохождение испытательного срока. В данном случае организаторы бесплатно осуществляют замену. Средний срок закрытия вакансии – 30 дней.

Участники проекта «Фонд молодых специалистов» берут на себя обязательства в установленные сроки подобрать подходящую на данную должность кандидатуру, и вместе с соискателем предоставить необходимые документы, а именно: анкету соискателя, в зависимости от договора информацию о проведенных с ним работ, будь то семинары, тесты, обучение. После трудоустройства работника компетентные органы предприятия обязаны прислать документ, подтверждающий факт трудоустройства. В течение испытательного срока работник курируется, при увольнении в обязательном порядке выясняются причины.

Каждый соискатель имеет возможность обратиться к данной системе, опубликовать свое резюме или портфолио, пройти тестирование, обучение, повышение квалификации, получить консультацию специалистов, посетить интересующие его семинары и другие мероприятия.

При обращении к информационной системе «Фонд молодых специалистов» каждому кандидату предоставляются следующие гарантии:

а) Индивидуальный подход.

Предложение той или иной вакансии происходит на основании данных, указанных соискателем в резюме или на основании личного интервью с соискателем.

б) Конфиденциальность.

Любая информация, предоставленная соискателем для использования в системе, разглашается только при условии его согласия.

в) Объективность.

Отсутствие дискриминации кандидатов по признакам пола, возраста, национальной принадлежности, политических и религиозных убеждений.

г) Доверие.

Все интересующие данные компании-работодателя предоставляются по первому требованию, за исключением случаев, если такая информация носит конфиденциальный характер.

д) Долговременность отношений.

Неограниченный срок хранения данных соискателя в базе.

В процессе развития деятельности системы «Фонд молодых специалистов» разработаны необходимые должностные инструкции для повышения эффективности работы участников проекта, разработаны регламенты и правила работы.

Основными способами извлечения прибыли со стороны работодателей является заключение контрактов и составление рейтингов резюме; со стороны соискателей – обучение, тренинги и помощь в карьерном росте, а также предоставление данных по результатам опросов и исследований (таблица 4).

 

                                                                                                     Таблица 4

                                                  Тарифы на услуги по поиску персонала

1. Базовые тарифы Вы можете, не привязываясь к сроку, опубликовать на сайте youngjob.ru определенное количество объявлений о вакансиях и/или просмотреть определенное количество контактов резюме в соответствии с базовыми тарифами. 2. Корпоративные безлимитные тарифы В течение выбранного времени вы можете публиковать неограниченное количество объявлений о вакансиях и просматривать контакты неограниченного количества резюме с сайта youngjob.ru.

 

     а) Базовые тарифы.

Размещение установленного заранее количества объявлений о вакансиях или предоставление доступа к контактной информации предустановленного количества резюме. Стоимость публикации объявлений о вакансиях и стоимость предоставления контактной информации из резюме соискателей будут зависеть от предопределенного Заказчиком тарифного плана. Тарифы данного типа предлагаются специально для организаций, которые открывают не более 3-х вакансий в месяц.

Доступ к сервису на основании данной группы тарифных планов будет предоставляться с момента поступления денег на лицевой счет пользователя до того, как сумма, имеющаяся на счете, будет исчерпана. Минимальный размер предварительной оплаты — 1500 рублей. Подробные данные о тарификации представлены в таблице 5.

 

                                                                                                   

 

                                                                                                    Таблица 5

                                                   Стоимость услуг размещения вакансий

Размер единовременной оплаты Количество вакансий Стоимость размещения 1 объявления о вакансии Стоимость контактной информации 1 резюме, размещенного на сайте

1500 руб.

1

1 500 руб.

300 руб.

3 000 руб.

2

2 500 руб.

100 руб.

9 000 руб.

5

2 000 руб.

100 руб.

 

     б) Корпоративные безлимитные тарифы.

Размещение неустановленного количества объявлений о вакансиях + предоставление неограниченного доступа к контактной информации в резюме соискателей в рамках периода (от 1 месяца до 1 года), за который поступила оплата на лицевой счет Заказчика. Тарифы предназначены специально для организаций, которым необходимо разместить более 5 объявлений о вакансиях в течение месяца. Если предприятие заинтересовано в поиске и подборе рабочего персонала в пределах одного города, предлагается специальный тариф «Один город». Если целью компании является поиск и подбор сотрудников сразу в нескольких городах, более подходящим будет тариф «Все города».

При оплате любого типа корпоративного безлимитного тарифного плана от предприятия может действовать любое количество HR-менеджеров, компетентных в решении кадровых вопросов. Каждому из менеджеров будет предложено отдельное место для удобной работы, а руководителю отдела по работе с кадрами – административный доступ к регистрационным аккаунтам фирмы.

Доступ к нужным сервисам предоставляется с момента поступления денежных средств на лицевой счет фирмы-Заказчика до окончания календарного месяца (или опционально для других видов тарифного плана).

Регламентированные правила работы с сервисами накладывают ограничения на:

· публикацию информации, нарушающую действующее законодательство;

· публикацию объявлений о вакансиях в сфере сетевого маркетинга, игорного бизнеса, интимных и оккультных услуг, финансовых пирамид, массовых электронных рассылок (спам);

· предложение соискателям из базы веб-ресурса работы по указанным в предыдущем пункте направлениям;

· использование предоставленной контактной информации из резюме, опубликованных в системе youngjob.ru, для организации массовых рассылок по электронной почте (спама).

Кроме того администрация сайта оставляет за собой право отказа в публикации данных в открытом доступе на веб-ресурсе youngjob.ru без указания причин.

При нарушении вышеуказанных правил компанией-Заказчиком доступ к аккаунту блокируется, а оплата за предоставленные услуги не возвращается.

С помощью вышеизложенных методов руководства и организации работы система «Фонд молодых специалистов» является целостной, самостоятельной структурой, предусматривающей все аспекты работы на рынке трудовых ресурсов и способной предоставить квалифицированную помощь в решении кадровых вопросов предприятий и трудоустройстве молодых специалистов.

Анализ рисков проекта

Инновационные исследовательские проекты относят к категории наиболее высокого риска для инвестиций. Большинство коммерческих финансовых организаций и банков не осуществляет вложения в исследования и инновации, рассматривая наличие этого условия в проекте как стоп-фактор. В основном, финансирование этой сферы идет из бюджетных источников, из средств венчурных и специальных фондов. Управлять рисками, связанными с внедрением и продвижением инноваций на рынок, достаточно сложно, особенно принимая во внимание очень высокую долю неопределенности. Тем не менее, анализ инновационных рисков и их систематизация уже может дать инструменты к управлению рисками. На сегодняшний день создано достаточно много классификаций инновационных рисков. Для инвестора имеют значение фактически лишь те риски, которые приводят к финансовым потерям или уменьшению запланированной прибыли или доходов [38]. Далее проведены подсчеты основных рисков создания информационной системы «Фонд молодых специалистов», связанные с созданием и продвижением проекта.

 

                                                                                                    Таблица 7

                        Классификация рисков по вероятности возникновения                                                                                         

                                                                                                         

Виды рисков

Вероятность возникновения (P)

Количественный подход

Качественный

Подход

P (в долях единицы)
Слабовероятные 0, 0 < P ≤ 0, 1 Событие может произойти в исключительных случаях.
Маловероятные 0, 1 < P ≤ 0, 4 Редкое событие, но, как известно, уже имело место.
Вероятные 0, 4 < P ≤ 0, 6 Наличие свидетельств достаточных для предположения возможности события.
Весьма вероятные 0, 6 < P ≤ 0, 9 Событие может произойти.
Почти возможные 0, 9 < P < 1, 0 Событие, как ожидается, произойдёт.

 

                                                                                                                                                    

Виды рисков

Величина потерь

I  (баллы) в % от плановой прибыли
Минимальные 0 – 1 0% < I ≤ 10%
Низкие 1 – 4 10% < I ≤ 40%
Средние 4 – 6 40% < I ≤ 60%
Высокие 6 – 9 60% < I ≤ 90%
Максимальные 9 – 10 90% < I ≤ 100%

                                                                                                     

                                                                                                     Таблица 8

                                            Классификация рисков по величине потерь

 

Общий балл для оценки риска рассчитывался перемножением вероятности наступления рискового события на коэффициент величины ущерба от его наступления:

M = P x I, где: M – степень воздействия рисков, P - вероятность возникновения рисков, в соответствии с классификацией (в долях единицы), I - величина потерь, в соответствии с классификацией (в единицах) [32].

Таким образом, все риски по данному проекту можно обобщить в сводную таблицу 9.

По балльной шкале оценки рисков можно выделить, например, три группы рисков:

- с баллом от 1 до 2 – незначительные риски, специальные меры не принимаются;

- с баллом от 2 до 4 – значительные риски, для них надо разработать комплекс мер по минимизации вероятности их наступления;

- с баллом от 4 и более – существенные риски, вероятность их наступления велика и ущерб от их воздействия критичен для проекта.

                                                                                                     

                                                                                                     Таблица 9

                                                                              Анализ рисков проекта

Простые риски Оценка вероятности наступления Оценка ущерба для проекта Общий балл

А. Научные риски – связанные с научной разработкой идеи

1. Неправильные исходные теоретические расчеты и оценки 0. 2 9 1. 8
2. Отрицательный результат теоретического обоснования идеи 0. 2 8 1. 6
3. Невозможность защитить интеллектуальную собственность 0. 4 8 3. 2

Б. Технические риски – связанные с разработкой технического/технологического решения

5. Невозможность технической реализации идеи 0. 5 9 4. 5
6. Увеличение объёмов разработок 0. 6 2 1. 2
7. Снижение качества разработок 0. 2 8 1. 6
8. Отсутствие необходимой технологической базы 0. 1 9 0. 9

В. Производственные риски – связанные с организацией производства

13. Высокая стоимость технических средств 0. 5 5 2. 5
14. Плохое качество выполнения работ 0. 8 9 7. 2
15. Увеличение стоимости наемного труда 0. 6 4 2. 4

Г. Рыночные риски – связанные с коммерциализацией

16. Неправильная оценка рынка 0. 5 8 4. 0
17. Неправильное позиционирование продукта 0. 4 7 2. 8
18. Сложность входа на рынок 0. 8 6 5. 4
19. Недостаточная востребованность продукта на рынке   0. 3 10 3. 0
20. Ошибочная стратегия работы с потенциальными клиентами 0. 4 8 3. 2
21. Недостаточная эффективность работы с потенциальными клиентами 0. 4 9 3. 6
22. Недооценка конкурентов 0. 5 8 4. 0

Д. Организационные риски – связанные с управлением проектом

23. Увеличение затрат на проект 0. 3 3 0. 9
24. Задержка выполнения этапов 0. 3 1 0. 3
25. Недостаточная квалификация участников проекта 0. 3 10 3. 0

 

 

Таким образом, как можно видеть из таблицы 9, основную массу рисков составляют незначительные риски, для которых специальные меры принимать нет необходимости и при возникновении которых руководитель проекта принимает соответствующее решение по применению мер для их минимизации и устранения.

 

Заключение

Целесообразность использования систем управления проектами в любой организации, фирме, предприятии с каждым годом возрастает. Это связано, в первую очередь, со следующими обстоятельствами:

- постоянное совершенствование продукции;

- непрерывное улучшение технологии и оборудования для выполнения большого комплекса работ;

- уменьшение сроков выпуска новой продукции (производство оборудования, программного обеспечения, книг, строительство различных объектов, создание и внедрение всевозможных систем, процессов и т.д.);

- рост конкуренции;

- широкое внедрение современных компьютерных технологий;

- повышением эффективности работы над проектами.

Все это должно быть определенным образом организовано, спланировано и проконтролировано с минимальными затратами средств и времени при наличии различных ограничений.

Таким образом, основными преимуществами систем управления проектами являются:

- наличие наглядных средств описания комплекса работ проекта, связей между работами и их временными характеристиками;

- наличие средств назначения ресурсов и затрат по отдельным задачам проекта и проекту в целом;

- централизованное хранение информации по графику работ, ресурсам и затратам для каждой задачи проекта;

- удобные графические средства представления проекта (диаграмма Ганта, сетевой график, календарный план и др.);

- возможность представления проекта в виде иерархической структуры задач проекта, позволяющей выбирать для каждого конкретного случая необходимый уровень детализации задач проекта.

В данной работе раскрыта сущность проектной деятельности и управления проектами на примере исследовательского проекта создания информационной системы «Фонд молодых специалистов». На основании предварительного анализа данных и подробного изучения структуры данного проекта, расчетов рентабельности и инвестиционной привлекательности информационной системы «Фонд молодых специалистов» автор наглядно показал в своей работе, на сколько данный проект эффективен и привлекателен со стороны работодателя, соискателя и общества в целом.

 

 

Список использованной литературы

     1.Александрова Т.В., Голубев С.А., Колосова О.В. Управление инновационными проектами. Учебное пособие в 2-х частях. Издание второе, переработанное и расширенное. Часть I. Методология управления инновационными проектами. / Под общ. ред. проф. И.Л.Туккеля - СПб: СПбГТУ, 1999. -100 с.

2.Аньшин В.М. Инновационный менеджмент: Концепции,

многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. Пособие, 3-е изд., перераб., доп. — М.: Дело, 2007

3.Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: учебное пособие. ИД

«Питер»,2001.

4.Барютин Л.С. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - 518 с.

5.Бовин А.А. Управление инновациями в организации : учеб. Пособие

/ А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. — 3-е изд., стер. — М.: Издательство «Омега-Л», 2009.

      6.Богданов В.В. Управление проектами в Microsoft Project: Учебный курс.- СПб.:Питер, 2004.

      7.Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами: научно-практическое издание. – М.: СИНТЕГ-ГЕО, 1997

      8.Вертакова Ю. В., Симоненко Е.С. Управление инновациями : теория и практика : учеб. пособие / Ю. В. Вертакова, Е. С. Симоненко. - М.: Эксмо, 2008

 9.Виленский П.Л., Лифшиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: Учеб. – практ. пособие.-М.: 2003.

    10.Володин В.В. Повышение эффективности межотраслевой диверсификации с использованием проектного управления- М.: Монография 2006 г. Научные издания.

    11.Володин В.В. Управление проектами. – М.: ММИЭИФП, 2003.

    12.Воропаев В.И. Управление проектом в России. – М.: Альянс, 1995.

    14.Губин Е.П., Чистякова Н.О..Коммерциализация инновационного

продукта (проекта): Учебное пособие . – Томск: Издательство ТПУ, 2009 г.

    15.Гунин В.Н., Баранчеев, В.П.,Устинов В.А., Ляпина С.Ю. Управление инновациями.- М.: Издательство «ИНФРА-М»,1999.

    16.Дитхем Г. Управление проектами. В 2 т. – СПб.: Изд. Дом «Бизнес-процесса», 2003.

17.Ефремов В.С. Проектное управление: модели и методы принятия решений. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», № 6, 1998.

     18.Завлин П.П. и др. Инновационный менеджмент: Справочное пособие. – СПб.: 1997.

19.Ильенкова С.Д., Гохберг М.Л., Кузнецов В.И., Ягудин С.Ю. Инновационный менеджмент/ Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, - М.: 2004 – 65с.

     20.Иванов И.А. Инновационный менеджмент: учебник для ВУЗов. – Ростов-на-Дону: Баро-Пресс,2001.

     21.Исикава К. Японские методы управления качеством – М.: Экономика,1988.

22.Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон Управление проектами: Практическое руководство / Пер. с англ. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. – 528 с.

 23.Ковалев С. Проекты совершенствования и развития деятельности предприятия - инициация и планирование - шаг за шагом. Журнал "Консультант директора", № 21, Ноябрь, 2003г.

 24.Ляско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия. – М.: ЭКЗАМЕН, 2005.

 25.Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г.- Управление проектами-М.: Омега-Л, Москва,2006.

      26.Макаркин Н.Р., Шаворина Л.В. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. – Саратов: 1997.

27. Максимова В.Ф. Инвестиционный менеджмент / Московская

финансово-промышленная академия. – М.: 2005

      28.Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 1999.

 29.Медынский В.Г., Инновационный менеджмент- М.: ИНФРА-М, 2007.

 30.Молчанова О.П., Тихонова Е.А., Шленов Ю.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие /Под редакцией д-ра экономических наук, проф. О.П Молчановой. - М.: Вита-Пресс, 2001 г.

 31.Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие – М.: ИНФРА – М, 2002. – 238 с.

      32.Павлюк Ю.Н., Козлов А.А. «Менеджмент в России и за рубежом» ,№4-2002г., «Эффективное управление инновационным проектом».

      33.Поделинская М.А., Бянкин М.В. Стратегическое планирование. - Улан-Уде: ВСГТУ, 2005.

      34.Попов В.Л., Управление инновационными проектами. Издательство: ИНФРА – М: 2007.

 35.Решко Х., Шелле Х. Парадигма управления проектами. Мир управления - М.: « Аланс»,1994.

      36.Разу М.А.Управление проектом. Основы проектного управления.– М.: КНОРУС, 2006, 768 с.

 37.Сергеев В.А. Основы  инновационного проектирования: Учебное пособие / В. А. Сергеев, Е. В. Кипчарская, Д. К. Подымало; под редакцией д-ра технических наук В. А. Сергеева. – Ульяновск : УлГТУ 2010г.

 38.Уткин Э.А. Курс менеджмента: учебник для ВУЗов. – М.:

Издательство «Зерцало»,2000

 39.Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов.6-е издание, – СПб. :Питер 2008г.

 

         

          

            

 

Содержание

Введение____________________________________________________4

Глава 1. Теоретические основы управления исследовательскими проектами________________________________________________________ 6

1.1 Понятие и содержание исследовательского проекта_____________ 6

1.2 Особенности жизненного цикла традиционных и нетрадиционных проектов___________________________________________________ 19

1.3 Приоритетные направления исследований и разработок________ 23

Глава 2. Разработка и управление исследовательским проектом на примере создания информационной системы «Фонд молодых специалистов»___________________________________________________ 28

2.1. Резюме проекта__________________________________________ 32

2.2. Оценка сроков выполнения проекта_________________________ 45

2.3. Анализ рисков проекта____________________________________46

2.4 Анализ инвестиционной привлекательности проекта___________ 51

Заключение________________________________________________ 66

Список использованной литературы__________________________68

Введение

Современный человек обладает более обширными познаниями об устройстве окружающего мира, чем предыдущие поколения, но границы возможностей человека по изменению мира не известны до сих пор. Светлые умы человечества, из века в век, поэтапно задумывая, планируя, контролируя и внедряя, создавали свои проекты от жизненно-необходимых - как охота на мамонта, до удовлетворяющих самые изысканные эстетические потребности – семь чудес света.

Возникновение истории управления проектами можно считать с появления человека разумного, способного обдуманно и целенаправленно воздействовать на окружающий мир, с целью его трансформации.

Ранее понятие «проект» ассоциировалось больше с технической стороной жизнедеятельности человека, чаще всего со строительной сферой (проект здания, завода, вокзала и пр.). В наши дни, проект – это методика организации деятельности, за счет которой, становиться реальным достижение самых колоссальных результатов и реализация самых смелых идей. Проект - это ключевое понятие современной науки управления. Сегодня, практически, любые области жизнедеятельности человека, такие как культура, наука, образование, социальная сфера, медицина и бизнес, обусловлены наличием собственных проектов [1]. Именно поэтому управление проектами важнейший инструмент современного менеджмента, что определяет актуальность выбранной темы настоящей дипломной работы.

Целью дипломной работы является раскрытие сущности проектной деятельности и управления проектами на примере исследовательского проекта создания информационной системы «Фонд молодых специалистов».

Объект исследования – web-ресурс youngjob.ru .

Предмет работы – процесс управления исследовательским проектом.

Сформулированы следующие задачи настоящей дипломной работы:

1. Рассмотреть сущность понятия «проект» и определить его содержание и типологию.

2. Определить особенности и структуру управления проектной деятельностью.

3. Выявить приоритетные направления исследований и разработок.

4. Разработать, проанализировать управление проектом на примере создания информационной системы «Фонд молодых специалистов».

В соответствии с поставленными целями и задачами структура данной дипломной работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной для написания данной дипломной работы литературы.

 

 



Глава 1 Теоретические основы управления исследовательскими проектами

1.1 Понятие и содержание исследовательского проекта

Сущность понятия проект имеет ряд различных определений.

Проект - это совокупность сформулированных внутри него целей, и различных способов для их достижения. К ним относятся: технологические приемы, техническая и организационная документация, материальные, трудовые и иные ресурсы, а так же управленческие решения и мероприятия по выполнению поставленных целей.

Проект (англ. – project) – это то, что когда-либо было запланировано, задумано, к примеру, предприятие любого рода (толковый словарь Webster).

Проект – какая-либо задача, поставленная с установленными исходными данными и требуемыми результатами (целями), чем определяется способ ее решения [1].

Проект состоит из: замысла (проблемы), средств его реализации (решения проблемы) и получаемых в процессе реализации результатов.

Проект - это целенаправленной, ориентированной во времени последовательность, чаще всего, однократная, комплексная, с нерегулярно повторяющимися действиями (мероприятиями или работами) со следующими специфическими признаками:

- однократность и целостность структуры проекта;

- сложность структуры проекта;

- специфичность содержательных и финансовых результатов;

- установление сроков начала и окончания и тем самым, определение временной цели;

- нерегулярность реализации.

В проекте предполагается совокупность взаимосвязанных целей. Конкретное определение и формулирование целей необходимо на всех уровнях, начиная с высшего, с постепенной детализацией на нижних уровнях. Любой проект невозможно завершить при нарушении последовательности взаимосвязанных задач (операций), т.к. одни не могут быть начаты, пока незакончены другие. Взаимосвязи бывают как явными, так и участвующими в более запутанных взаимодействиях. На соблюдение заявленных сроков реализации проекта, направляется существенная доля усилий. Проект считается завершенным, если достигнуты основные цели.

Любой проект реализуется в окружении числа разнообразных субъектов и под влиянием оказываемого ими воздействия.

Проект может возникать, существовать и развиваться в определенной среде, называемой внешней средой. Состав проекта может неоднократно меняться в процессе его реализации и развития: допустимо появление одних элементов (объектов) и удаление из состава других.

Для формирования целостного представления о природе проекта необходимо определить его типы, с целью дальнейшего рассмотрения их особенностей.

Принято выделять следующие основные виды проектов:

1. инвестиционные;

2. масштабные (малые, мегапроекты);

3. бездефектные;

4. мультипроекты;

5. монопроекты;

6. модульные;

7. международные.

В Таблице 1 предложена классификация проектов в соответствии с их признаками и свойствами [5].

 

 

Классификационный признак

Типы проектов

По уровню проекта

Проект

Программа

Система

По масштабу (размеру проекта)

Малый

Средний

Мегапроект

По сложности Простой

Организационно сложный

Технически сложный

Ресурсносложный Комплексносложный
По срокам реализации

Краткосрочный

Среднесрочный

Мегапроект

По требованиям к качеству и способам его обеспечения

Бездефектный

Модульный

Стандартный

По требованиям ограниченности ресурсов

Мультипроект

Монопроект

По характеру проекта (уровню участников)

Международный (совместный)

Отечественный:

Государственный

Территориальный

Местный

По характеру целевой задачи

Антикризисный

Реформирование (реструктуризация)

Маркетинговый

Инновационный

Образовательный

Чрезвычайный

По объекту инвестиционной деятельности

Финансовый инвестиционный

Реальный инвестиционный

По главной причине возникновения проекта

Открывающиеся возможности

Необходимость структурно-функциональных преобразований

Реструктуризация

Реорганизация

Чрезвычайная ситуация

Реинжениринг

               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                               Таблица 1

                                                                      Классификация проектов в соответствии с их признаками и свойствами                                                                    

Инвестиционный проект. Понятие «инвестиционный проект» используется двояко:

- как дело, деятельность, мероприятие, реализующее ряд действий, обеспечивающих достижение обусловленных целей;

- как система организационно правовых расчетно-финансовых документов, которые нужны для исполнения каких либо действий или описывающих такие действия.

Малые проекты. В процессе проектирования и реализации, формирования команды и т.д. малых проектов возможны упрощения.

Мегапроект. Мегапроект - это целевые программы, состоящие из множества взаимосвязанных проектов, связанных общей целью, а также выделенными ресурсами и сроками реализации.

Определяющим признаком бездефектных проектов является повышенное качество (атомные электростанции).

Мультипроекты – это комплекс взаимосвязанных проектов.

Монопроекты – осуществляются в строго определенных ресурсных, временных и др. рамках. Выполняются единой проектной командой, и представляют собой отдельные инвестиционные, специальные и др. проекты.

Международные проекты.

Любой проект проходит через какие-то фазы, также называемые этапами или стадиями.

Любой проект подразделяется на две основные группы работ: основная деятельность и обеспечение проекта.

Основная деятельность по проекту сводится к следующему:  

- прединвестиционные исследования;

- планирование проекта;

- разработка проектно-сметной документации;

- проведение торгов и заключение контрактов;

- эксплуатация проекта, выпуск продукции;

- строительно-монтажные работы; выполнение пуско-наладочных работ;

- сдача проекта;

- ремонт оборудования и развитие производства;

- демонтаж оборудования (закрытие проекта)

Обеспечение проекта:

- кадровое;

- организационное;

- правовое;

- коммерческое (маркетинговое);

- финансовое; материально-техническое;

- информационное.

Если рассматривать понятие «управления проектами» в широком смысле, то следует сказать, что это - интегрированная система организации, планирования и управления выполнением задач проекта и проекта в целом.

Планирование проекта - это подготовка плана выполнения комплекса взаимосвязанных задач (работ, операций) в рамках определенного сроками времени, до начала его реализации.

Организация проекта – это процесс установления и структурирования ряда взаимосвязанных задач (работ, операций) и ресурсов, отвечающих за успешное выполнение проекта [5].

Понимание управления проектом в узком смысле - это совокупность определенных этапов: планирование, контроль, анализ, принятие решений, составление и сопровождение бюджета проекта, мониторинг, оценка, отчетность, экспертиза, проверка и приемка, бухгалтерский учет, администрирование.

Управление проектом в целом – это, по сути, искусство руководства, умение успешно совместить материальные и человеческие ресурсы на протяжении жизненного цикла проекта, за счет применения комплекса современных методов и техники управления для достижения ожидаемых в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.

Различают следующие схемы управления проектами [16].

«Основная» система». Руководителем (менеджером) проекта представителем («агентом») заказчика может стать любая фирма – участник проекта. Материальной ответственности руководитель (менеджер) за принимаемые решения не несет. Договорных отношений с другими участниками проекта (кроме заказчика) не имеет. В данных условиях менеджер проекта отвечает за координацию и управление ходом разработки и реализации проекта. Преимущество – объективность менеджера, недостаток – все риски по возможности реализации проекта, возложены на заказчика.

Система «расширенного управления». Ответственность Руководителя (менеджера) проекта ограничена пределами фиксированной (сметной) цены. Управление и координация процессов проекта по соглашениям между менеджером и участниками проекта обеспечивается им в границах установленной сметы. В качестве менеджера может выступать подрядная или консалтинговая фирма (иногда – инжиниринговая). В обязанности консалтинговой фирмы входит: управление проектом, координация поставки и работы по инжинирингу. Риск возлагается на подрядчика.

Система «под ключ». В роли руководителя (менеджера) проекта – проектно-строительная фирма, с ней заказчик заключает контракт «под ключ». Стоимость проекта объявляется сразу.

Для успешного управления проектом его необходимо разделить на подсистемы и компоненты по степени важности. Структура проекта представляет собой "дерево", состоящее из ориентированных на конечный продукт проекта компонентов. Эти компоненты представлены: оборудованием, работами, услугами и информацией, полученными в процессе осуществления проекта. Формирование структуры проекта позволяет представить его в виде значительно меньших блоков работ вплоть до выделения самых мелких, поддающихся непосредственному контролю позиций. Именно такие блоки распределяются для управления между отдельными специалистами, ответственными за достижение конкретной цели достигаемой при реализации задач данного блока. Структурой проекта является совокупность связей и отношений между его элементами.

Разделение элементов продукции проекта, стадий жизненного цикла, а также элементов организационной структуры необходимо для структурирования проекта. Процесс создания структуры - это немаловажная часть общего процесса планирования проекта и постановки его целей, а также подготовки сводного (генерального) плана проекта и схемы распределения ответственностей и обязанностей [17]. Отсюда выделены следующие задачи структуризации:

· расчленение проекта на управляемые блоки;

· распределение ответственности за различные компоненты проекта и согласование работ со структурой организации (ресурсами);

· точное определение необходимых затрат – средств, времени и материальных ресурсов;

· подготовка единой базы для планирования, составления смет и отслеживания затрат;

· сопоставление работ по проекту с системой ведения бухгалтерских счетов в компании;

· переход от общих целей к индивидуальным заданиям, выполняемым подразделениями организации;

· определение комплексов работ (подрядов).

Процесс создания структуры проекта – это построение последовательной структуры работ (ИСР), то есть поэтапное  многоуровневое расщепление цели на работы, которые необходимо выполнить для достижения успеха [25].

Основными принципами ИСР являются:

· методом выполнения работ верхнего уровня является завершение работы нижнего уровня;

· каждая родительская работа предполагает наличие нескольких дочерних работ, выполнение которых автоматически обеспечивает достижение родительской работы;

· каждая дочерняя работа принадлежит только одной родительской работе;

· декомпозиция (разбиение) родительской работы на дочерние производится по строго определенному критерию;

· дочерние работы, одного уровня равнозначны;

· при построении иерархической структуры работ на различных уровнях можно и следует применять различные критерии декомпозиции;

· последовательность критериев декомпозиции работ следует выбирать таким образом, чтобы как можно большая часть зависимостей и взаимодействий между работами оказалась на самых нижних уровнях ИСР;

· на верхних уровнях работы должны быть автономны.

Следует учесть, что расщепление работ можно считать успешным только тогда, когда работы нижнего уровня становятся ясны и понятны менеджеру и участникам проекта, должны являться достаточно элементарными. Т.е. конечный результат должен быть очевиден, также должны быть понятны способы его достижения. Более того, обязательным является соблюдение оговоренных сроков выполнения работ на каждом этапе, и каждым исполнителем.

Анализ процесса структуризации в качестве значимой составляющей природы проектной деятельности показал, что:

1. процесс структуризации проекта является достаточно важным, а в некоторых случаях даже необходимым условием, соблюдение которого осуществляет реализацию проекта;

2. структуризация повышает результативность управлению проектом («это управление изменениями, деятельность, направленная на реализацию проекта с максимально возможной эффективностью при заданных ограничениях во времени, денежных средствах (и ресурсах), а также качеству конечных результатов проекта»), а также служит облегчению работы над проектом.

3. структуризация проекта, представляет собой еще и средство, инструментарий, обеспечивающий достижение намеченных целей проекта.

Исследовательский проект – это форма инновационного проекта. Под исследовательским проектом подразумевается выполнение исследований и разработок, для решения актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. В исследовательских проектах предлагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения [27].

Можно выделить: инициативные научные проекты; проекты учреждения информационных систем и баз данных (ИС и БД); издательские проекты; проекты формирования материально-технической базы научных исследований; проекты организации экспедиционных работ и др.

Срок выполнения инициативного проекта, как правило, 1, 2 или 3 года.

Для реализации инициативных проектов, достаточно участие немногочисленного научного коллектива (до 10 человек) или даже отдельных ученых. Обязательным является содержание в инициативном проекте следующего:

- фундаментальная научная проблема, решение которой является целью проекта;

- конкретная фундаментальная задача, обусловленная границами сформулированной проблемы, на решение которой нацелен проект;

- методы и подходы (с оценкой степени новизны), общий план работ на весь период выполнения работы;

- мировой интерес к проведению исследований в данной области наук, наличие свежих разработок для сравнения ожидаемых результатов;

- предполагаемые научные результаты (подробное описание с оценкой степени уникальности);

- имеющийся у коллектива научный задел по предлагаемому проекту, полученные ранее результаты (с оценкой степени оригинальности); разработанные методы (с оценкой степени новизны);

- список основных публикаций, наиболее близко относящихся к предлагаемому проекту;

- перечень и характеристика имеющегося оборудования.

Проект развития материально-технической базы научных исследований включает:

- фундаментальные проблемы - это проблемы, решение которых невозможно без использования дорогостоящего оборудования;

- общий план работ по закупке и введению в эксплуатацию необходимого оборудования;

-  область использования оборудования (подразделение, организация и т.п.);

- перечень оборудования и материалов, имеющегося в наличии, а также обоснование необходимости приобретения дополнений;

- имеющийся задел по предлагаемому проекту;

- наличие соглашения на закупку (или изготовление дорогостоящего оборудования).

Проект создания информационных систем и баз данных отображает:

- сферу знания, где применима создаваемая ИС или БД;

- фундаментальные научные проблемы, для решения которых необходимо создание ИС и БД, а также определенное количество пользователей;

- конкретную фундаментальную задачу, решение которой является целью проекта;

-  единый план работ на весь период осуществления проекта;

- ожидаемые результаты;

- предлагаемые методы и подходы;

- современное состояние имеющихся ИС в данной области науки, сравнение с мировым уровнем, наличие отечественных или зарубежных аналогов;

- имеющийся научный задел по предлагаемому проекту (опыт реализации аналогичных проектов, описание созданных ранее ИС, основные публикации);

- обладание лицензией на программные средства у разработчиков ИС;

- список дорогостоящих программных и аппаратных средств, дополнительная закупка которых необходима для успешного завершения проекта;

- способы предоставления ИС научной общественности (отчуждаемые; требуют наличия лицензионных программных средств у пользователя; телекоммуникационный доступ, другие способы);

- стандартные характеристики создаваемой ИС (требуемый объем оперативной памяти - кбайт); требуемый объем памяти НЖМД (мбайт) для программы и отдельно для БД; предполагаемые аппаратные и операционные платформы, программные средства, необходимые для функционирования ИС);

- функциональные характеристики (тип ИС, количество выходных форм, источник данных в ИС, число полей, число записей или объектов; способы представления документа; организация и режим поиска);

- дополнительные возможности (сеть передачи данных, каналы связи, возможности последующего развития ИС, способы предоставления информации из ИС).

В издательском проекте показывается:

- фундаментальная научная проблема, анализ и обобщение результатов которой является целью проекта;

- определенная фундаментальная задача, ограниченная рамками сформулированной проблемы;

- план-проспект (структура и содержание) издания, объем издания в авторских листах (один авторский лист равен 4000 знаков) с указанием запланированного тиража;

- состояние публикаций в данной области науки, на текущий момент;

- уровень уникальности предлагаемого издания (по содержанию, структуре, уровню анализа и обобщения, методике изложения);

- наличие у автора (авторского коллектива ) научного задела;

- методы, разработанные на основании полученных ранее результатов;

- список публикаций автора (авторского коллектива), наиболее близко относящихся к данному проекту.

Проект проведения экспедиционных работ раскрывает:

- фундаментальную научную проблему, на решение которой он направлен;

- формулировку конкретно решаемой задачи; общий план работ;

- наличие задела по предлагаемому проекту (полученные ранее результаты, обосновывающие необходимость проведения экспедиционных работ);

- перечень имеющегося и необходимого оборудования.

Проекты создания центров коллективного пользования (ЦКП) предполагают:

- сферу знаний, при решении фундаментальных проблем которой необходимо эксплуатация целого комплекса оборудования;

- список используемого оборудования, техническое состояние, основные характеристики;

- наличие опыта по научно-методическому применению комплекса оборудования для фундаментальных исследований;

- основные направления научно-методического развития комплекса, а также перечень необходимого оборудования и материалов, обеспечивающих устойчивую работу комплекса.

Рассмотренные проекты применимы для проведения научных исследований по математике; информатике; механике, физике; астрономии; химии; биологии и медицине; науки о земле; гуманитарных и общественных наук.

Характеристикой исследовательского проекта является:

- наличие заранее сформулированной цели;

- наличие определенного начала и конца;

- уникальность;

- ограничения по времени и средствах;

- сложность;

- необходимость привлечения специалистов разных профилей;

- высокий приоритет.

Проект направлен на реализацию в течение ограниченного времени и при использовании определенных ресурсов четко сформулированной цели, новизна, которой создает необходимость поиска специальных подходов к ее реализации. Таковыми подходами являются:

- образование проектной группы или формирование творческого коллектива;

- управление (для обеспечения выполнения проекта, соответствующего требованиям к качеству, с учетом издержек и в срок).

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 219.