Телекоммуникационная отрасль России последних 7 лет по характеру взаимоотношений между бизнесом и властью напоминает нефтегазовую отрасль, где в значительной мере превалируют государственные компании «Газпром» и «Роснефть». В телекоммуникационной отрасли такой привилегированной компанией является «Мегафон», которую большинство экспертов связывает с министром информационных технологий и связи Леонидом Рейманом. Другими ключевыми субъектами давления в отрасли являются: холдинг «Алтимо», контролирующий в России крупный пакет акций «Вымпелкома», и АФК «Система», владеющий компанией «МТС». В 2002-2003 гг. лоббисты «Алтимо» сделали попытку уравновесить позиции трех групп на рынке через принятие своей версии профильного для отрасли ФЗ «О связи», согласно которому влияние Министерства заметно снижалось, однако потерпели неудачу.
Табачная отрасль
Для табачного лобби ключевыми вопросами их лоббизма являются: принятие технического регламента, закрепляющего их статус, акцизная политика государства, вопросы сдерживания ограничения курения, противодействие Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), рекламная политика в области курения.
Стоит констатировать, что со всеми обозначенными вопросами, кроме противодействия ВОЗ, табачное лобби хорошо справляется. Акцизная политика государства привела к уничтожению российского производителя недорогих сигарет (среди оставшихся лидеров Донской табак, Балканская Звезда и пр.). В 2007 году новые ставки акцизов на 2008 - 2010 годы оказались крайне либеральными (в отличие, например, от пивной отрасли). Табачное лобби подготовило крайне либеральные поправки к рассматриваемому Госдумой федеральному закону «Об ограничении курения табака». Технический регламент на табачную продукцию, принятый в первом чтении в июне 2007, оказался на столько либеральным, что вызвал гнев Роспотребнадзора. По мнению ведомства, документ защищает интересы производителей, но никак не сохраняет здоровье россиян.
Лучшие отраслевые лоббисты
На нынешний момент наиболее заметными и эффективными лоббистами по-прежнему остаются первые лица компаний и госслужащие. В то же время, в различных рейтингах ведущих лоббистов нарастает число представителей различных предпринимательских ассоциаций. Сейчас наибольшую известность имеют рейтинги «Независимой газеты».
Рейтинг 50 наиболее влиятельных предпринимателей и инвесторов по итогам первого квартала 2008 года среди 125 претендентов определяли 61 эксперт. Была использована шкала, при которой средняя оценка, данная экспертами, означает: от 0 до 1 балла – «минимальное влияние», от 1 до 2 баллов – «слабое влияние», от 2 до 3 баллов – «среднее влияние», от 3 до 4 баллов – «сильное влияние», от 4 до 5 баллов – «очень сильное влияние». В правой колонке таблицы приводятся баллы, полученные предпринимателями в результате опроса по итогам четвертого квартала 2007 года.
Наиболее влиятельных предпринимателей и инвесторов
Очень сильное влияние
Cильное влияние
Среднее влияние
Источник: «Независимая газета»
Составленный изданием по аналогичному принципу рейтинг лоббистов-«профессионалов» от 23 апреля 2008 года имеет следующий вид:
Дата: 2019-12-22, просмотров: 202. |