Корпоративные связи с органами государственной власти и лоббирование в России на современном этапе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Корпоративные связи с органами государственной власти и лоббирование в России на современном этапе

 

(06.05.2008)



Содержание

 

 

Введение . 3

Особенности развития GR в современной России . 4

Важнейшие «точки доступа» . 17

Актуальные направления отраслевого лоббизма . 28

Нефтегазовая отрасль . 28

Металлургическая отрасль . 34

Транспортная отрасль . 36

Лесопромышленная отрасль . 40

Алкогольная отрасль . 42

Страховая отрасль . 44

Телекоммуникационная отрасль . 45

Табачная отрасль . 45

Лучшие отраслевые лоббисты .. 46

GR -департаменты крупных компаний и ключевые фигуры профессиональных ассоциаций . 50

Нефтегазовая отрасль . 50

Металлургическая отрасль . 55

Лесопромышленная отрасль . 59

Алкогольная отрасль . 59

Страховая отрасль . 61

Телекоммуникационная отрасль . 62

Табачная отрасль . 65


Введение

Целью настоящей работы является анализ состояния дел в области корпоративных связей с органами государственной власти и лоббирования накануне вступления в должность нового Президента и премьер-министра России, а также масштабных изменений в администрации Президента и Правительстве РФ.

Структурно работа разбита на пять разделов. В первом разделе рассматриваются организационные особенности GR-подразделений крупных российских компаний и эффективные методы их работы, а также выделяется ряд специфических особенностей развития связей с органами государственной власти в России на современном этапе.

Второй раздел освещает технологию принятия решений в высших органах власти России, существующую на конец президентского срока Владимира Путина. В разделе проведен анализ взаимодействия Правительства, Государственной Думы и администрации Президента, названы ключевые персоналии и подразделения, ответственные за прохождение или торможение инициатив, дан прогноз изменения «центров силы» после инаугурации Дмитрия Медведева.

Третий раздел посвящен наиболее заметным отраслевым лоббистским кампаниям и игрокам на поле корпоративного лоббизма.

В разделе «Лучшие отраслевые лоббисты» содержится рейтинг 50 наиболее влиятельных предпринимателей и инвесторов по итогам первого квартала 2008 года, а также рейтинг 25 ведущих лоббистов-«профессионалов».

В последнем разделе содержится справочная информация о руководителях GR-подразделений некоторых компаний и отраслевых объединений по состоянию на начало мая 2008 года.


Важнейшие «точки доступа»

Подготавливая лоббистские кампании, крупные компании, прежде всего, ориентируются на поставленную цель. Она определяет стратегию дальнейших действий, в том числе и «точки доступа» – конкретных чиновников и структурные подразделения профильных органов власти, с которыми предполагается вести диалог. Выбор соответствующей «точки доступа» определяется как предметом лоббирования, так и компетенцией и кругом полномочий того или иного органа государственной власти.

Формально ключевым объектом воздействия лоббистов должна являться Государственная Дума. Это площадка, на которой специалисты по GR могут легально через механизмы парламентских слушаний, общественных обсуждений в комитетах и т.д. продвигать свои интересы. Она обладает наиболее широким и открытым спектром возможностей для представительства интересов по сравнению с другими органами государственной власти. Поэтому профессиональные лоббисты должны уделять особое внимание Госдуме.

Следует учитывать то обстоятельство, что законы как конечные результаты процесса принятия политических решений могут в корне поменять правила игры в той или иной отрасли экономики, что отличает данные нормативно-правовые акты от постановлений Правительства, лишь регулирующих частные случаи. Поэтому процесс принятия федеральных законов, направленных на изменение существующих правил игры в той или иной сфере экономики, часто является объектом давления целого ряда лоббистов. Последнее, как правило, обусловлено «ценой вопроса», нередко исчисляемой в миллиардах долларов.

Однако с получением абсолютного парламентского большинства «Единой Россией» принципиальные вопросы стали решаться в администрации Президента России (АП) и профильных министерствах. Парламент сейчас обеспечивает должное законодательное оформление принятых решений, имея возможность вносить в них лишь незначительные изменения. Многие крупные компании используют представителей в Госдуме лишь как канал получения информации о грядущих изменениях в их отраслях, а для продавливания своих интересов используют GR-подразделения, взаимодействующие с работниками профильных министерств и АП.

За последние годы администрация Президента замкнула на себя большой круг решаемых задач в области политического и экономического развития страны. Среди наиболее влиятельных представителей администрации – ее руководитель Сергей Собянин и заместитель руководителя - помощник Президента РФ Игорь Сечин. Последний лично контролирует доступ к главе государства и составляет график его работы, что делает его позицию уникальной при лоббировании интересов.

Стоит также отметить роль помощника Президента Игоря Шувалова, осуществляющего общее руководство деятельностью Экспертного управления администрации и Полномочных представителей главы государства в Федеральном Собрании: Александра Котенкова, осуществляющего взаимодействие с Советом Федерации, и Александра Косопкина, обеспечивающего представление интересов Президента в нижней палате парламента.

В то же время практически каждое подразделение АП способно в различной степени оказывать влияние на процесс принятий решения за счет «торможения» или «ускорения» его согласования между профильными государственными структурами. Особо заметна в этом роль Секретариата Руководителя администрации Президента, который осуществляет контроль над подготовкой в АП проектов указов и распоряжений главы государства, а также проектов распоряжений его аппарата.

На уровне федеральной исполнительной власти на прохождение законодательной инициативы основное влияние оказывает возглавляемый Сергеем Нарышкиным Аппарат Правительства РФ. Данная структура дает заключения на вносимые в федеральное правительство законопроекты и сама осуществляет законопроектную деятельность. В последнее время, когда активизировалась надзорная и контрольная деятельность природоохранных ведомств, актуальным становится диалог с чиновниками данных органов исполнительной власти. Кроме того, интерес для лоббистов представляет и взаимодействие с сотрудниками секретариатов руководителей соответствующих служб и агентств.

Еще одной «точкой доступа» для лоббистов в структуре Аппарата Правительства РФ является Департамент отраслевого развития, руководство которым осуществляет Ольга Пушкарева. Правовой департамент Правительства (Гарри Минх), наравне с Полномочным представителями Правительства Российской Федерации в Совете Федерации (Андрей Яцкин) и Государственной Думе (Андрей Логинов) оказывают существенное влияние на прохождение законопроектов.

Следует отметить, что все законопроекты федеральных органов исполнительной власти в обязательном порядке согласовываются с министерствами юстиции, финансов, экономического развития и торговли. Конкретно законопроектной деятельностью в Министерстве юстиции занимается Департамент законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных актов (директор – Сергей Шумский), в котором профильным для лоббистов подразделением является Отдел координации законопроектной деятельности и взаимодействия с Федеральным Собранием Российской Федерации (руководитель – Андрей Семенов). Взаимодействием с Федеральным Собранием в Минюсте занимается статс-секретарь - заместитель министра юстиции Анатолий Бондар.

В Министерстве экономического развития и торговли законопроектную деятельность курирует глава Департамента правового обеспечения Николай Попов и бывший советник аппарата Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению статс-секретарь – замминистра Анна Попова.

Законопроектную деятельность в Министерстве финансов курирует Директор Правового департамента Надежда Захарова, а взаимодействие с Федеральным Собранием статс-секретарь - заместитель министра финансов Сергей Шаталов.

Разберем стандартную процедуру принятия законодательных актов в современной России подробнее. Еще до инициирования законопроекта профессиональный лоббист должен согласовать свою инициативу с Правительством Российской Федерации, получив его заключение. Субъект права законодательной инициативы направляет разработанный им законопроект на имя председателя Правительства с просьбой предоставить заключение в соответствии с требованием Конституции, а также закона «О Правительстве Российской Федерации».

После поступления законопроекта в Аппарат Правительства, он расписывается в профильный департамент, который уже его направляет в профильные министерства. В какие профильные министерства направляется законопроект, зависит от его специфики. Однако все законопроекты в обязательном порядке согласовываются с Минюстом, с Минфином и с Минэкономразвития. Это три министерства, которые в обязательном порядке должны участвовать в этом процессе и прислать свои заключения.

На согласование законопроектов установлены определенные строки. Согласно ФКЗ «О Правительстве», Правительству дается месяц на подготовку заключения. В соответствии с этим расписываются и сроки согласования с министерствами: в двухдневный срок документ должен уйти из Правительства в министерства, министерства-соисполнители должны в пятнадцатидневный срок дать свои замечания, а головной исполнитель в двадцатидневный срок должен представить в Аппарат Правительства проект заключения.

На данном этапе позиции министерств в отношении законопроекта могут разойтись. Однако регламент Правительства предполагает проведение ряда согласительных процедур. До того как отправить несогласованное заключение обратно в Правительство министерства должны попробовать согласовать свои позиции и отразить это в сопроводительных документах, представив таблицу разногласий. В противном случае неурегулированные разногласия потом уже будут решаться на уровне Аппарата Правительства. После того как проект заключения на законопроект подготовлен, он отправляется обратно в профильный отраслевой департамент аппарата Правительства.

Далее в аппарате Правительства проходит следующая работа: если документ согласован и по нему нет никаких разногласий, профильный департамент направляет его в правовой департамент Аппарата Правительства (глава Г. Минх). Проект заключения может содержать позицию отраслевого департамента, однако, если позиция по законопроекту очевидная, например, все министерства против, этого не происходит. Правовой департамент Аппарата Правительства уже готовит его к заседанию Комиссии Правительства по законодательной деятельности (глава Александр Жуков). На Комиссии проект заключения обсуждается. Если никаких разногласий с проектом заключения нет, Комиссия утверждает позицию Правительства с формулировкой «поддерживается» или «не поддерживается».

Комиссия Правительства по законодательной деятельности состоит из Председателя комиссии А. Жукова, его заместителя Г. Минха, полномочных представителей Правительства в палатах федерального собрания, статс-секретарей федеральных органов исполнительной власти. Заседает Комиссия, как правило, раз в неделю. На Комиссии обсуждается каждый проект заключения или отзыва на законопроект, инициируемый субъектом права законодательной инициативы, обсуждаются все законопроекты, которые стоят на текущую неделю в Государственной Думе и в Совете Федерации, а также возможные поправки к законопроектам.

В неделю через эту комиссию проходит порядка 50-60 законопроектов. Большинство законопроектов проходят очень быстро. Обсуждаются только проблемные законопроекты, где есть разногласия. В таких случаях, проект Заключения, где есть разногласия, предварительно, перед вынесением на заседание Комиссии обсуждается в профильном и правовом департаменте правительства, которые формируют свои позиции. В итоге все эти документы выносятся на заседания Комиссии, где уже принимается решение по существу. Главное слово здесь закреплено за председателем Комиссии. В отдельных случаях, когда есть существенные разногласия, председатель Комиссии назначает отдельное совещание. В первую очередь это касается сложных, специфических законопроектов.

Дальше оформляется заключение Правительства. Одна копия идет в Государственную Думу, другая - субъекту права законодательной инициативы. Позиция Правительства в сегодняшнем законодательном процессе чрезвычайна важна. Законопроект, после заключения Правительства, в Государственную Думу поступает уже с неким клеймом, с которым в дальнейшем все будут считаться. Дальше субъект права законодательной инициативы вносит законопроект, который вместе с заключением Правительства попадает в профильный Комитет, потом идет рассылка через Совет Государственной Думы. К рассмотрению законопроекта в первом чтении Комитет вырабатывает свою позицию.

Все законопроекты после их внесения в Государственную Думу при рассылке попадают в администрацию Президента, и там также вырабатывается позиция. Ключевыми институтами согласований в администрации являются Государственно-правовое управление (ГПУ, руководитель – Лариса Брычева), Экспертное управление (руководитель – Аркадий Дворкович) и Управление по внутренней политике (руководитель – Олег Говорун). ГПУ Президента готовит свое заключение на законопроект. При этом Экспертное Управление также может иметь свою позицию. Значение заключения ГПУ президента очень велико. Можно привести мало примеров, когда законопроекты с отрицательным заключением из ГПУ становились законами.

Управление внутренней политики - основное структурное подразделение администрации Президента, которое осуществляет взаимодействие с Государственной Думой, они обеспечивают деятельность официальных представителей Президента в палатах Федерального Собрания, а также отстаивают позицию ГПУ в Государственной Думе и, прежде всего, на Президиуме фракции «Единая Россия», где определяется, какие на текущей неделе законопроекты поддерживать, а какие нет. На заседании президиума присутствуют члены президиума фракции, представители Комитетов Госдумы, представители Правительства и администрации Президента. Решения на Президиуме фракции принимаются на основании позиции трех групп институционального влияния: ГПУ администрации Президента, Правительства и профильного Комитета Госдумы.

На этом этапе важную роль играет председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник. Он является основным докладчиком по законопроектам на текущую неделю на президиуме фракции «Единая Россия». В качестве заместителя Председателя фракции В. Резник отвечает за законодательство. Он предварительно взаимодействует с правовым управлением аппарата Госдумы и часто озвучивает ее позицию. Чаще всего позиция правового управления Аппарата Госдумы принимается во внимание, когда, например, все три обозначенных выше института воздействия согласны с законопроектом, а правовое управление Аппарата Госдумы нашло какие-то обстоятельства, которые делают дальнейшее прохождение законопроекта затруднительным.

После того как законопроект принят в первом чтении, дальнейшая его судьба и содержание определяется на заседании профильного Комитета. Так как эти заседания проходят в открытом режиме, влияние лоббистов, конечно, заметно. Особенно их роль возрастает в процессе внесения поправок ко второму чтению. Как правило, у законопроектов, в особенности экономической тематики, есть как сторонники, так и оппоненты. Лоббисты привлекают на свою сторону депутатов из профильного комитета, идут дискуссии, затем - голосование.

Однако решающим фактором в принятии того или иного решения в отношении спорного законопроекта является позиция ГПУ, которое готовит заключение Президента на принятый в первом чтении законопроект. Именно это заключение определяет магистральное направление вносимых в дальнейшем поправок. Роль Правительства на данном этапе также значительна, хотя прямого участия в работе комитета Госдумы оно не принимает (в нем работает статс-секретарь или официальный представитель Правительства). Правительство оказывает влияние на законопроект через Комиссию по законодательной деятельности, когда готовятся и обсуждаются поправки, или через президиум фракции «Единая Россия».

По практике последних лет, если лоббируемая поправка не попала в таблицу поправок, рекомендуемых к принятию во втором чтении, найти поддержку у парламентариев на заседании Госдумы крайне сложно. Как видим, на современном этапе развития государственной власти в России уменьшается число центров принятия решений, они становятся более персонифицированными. Основные рычаги принятия политических решений сосредоточены вне стен Государственной Думы. Ключевым органом для крупных компаний является администрация Президента.

Для специалистов по связям с органами государственной власти такая ситуация означает сужение пространства, которое можно использовать для эффективного лоббирования. Это, в свою очередь, существенно увеличивает цену ошибки в выборе стратегии. Современному GR-специалисту перед началом лоббистской кампании, чтобы она не прошла впустую, требуется провести тщательный анализ позиций и настроений людей, принимающих решения в администрации Президента. Учитывая закрытость этой организации, сбор такой информации более дорог по сравнению с Госдумой или даже Правительством.

Однако при грамотно проведенном анализе затраты на проведение самой кампании будут существенно ниже, так как «обрабатывать» придется меньшее число людей, а результаты «обработки» станут более предсказуемыми. Поэтому в последние годы четко прослеживается тенденция появления новых GR-подразделений в компаниях, где их еще не было, и расширения старых там, где они уже были. Впрочем, некоторые компании предпочитают не создавать специализированных подразделений, а используют для лоббирования своих интересов внешних лоббистов, таких как депутаты Госдумы, у которых есть больше путей выхода и влияния на администрацию Президента и Правительство по сравнению со штатными GR-специалистами.

Со вступлением в должность Президента Д. Медведева и переходом В. Путина на должность Председателя Правительства, на наш взгляд, произойдет неизбежное, возможно временное, перемещение центра принятия решений из Кремля в Белый дом.

Для стратегического контроля над губернаторами будет использован обнародованный в конце апреля указ Владимира Путина, вносящий изменения в его прошлогодний указ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ». Согласно ему, ежегодные отчеты о своей деятельности губернаторы должны будут направлять не в президентскую администрацию, а в Правительство, которое затем будет переправлять в Кремль сводный доклад. Хотя давать окончательную оценку работе глав регионов по-прежнему будет Президент, решающую роль в их судьбе отныне станет играть премьер, который может своими рекомендациями либо утопить губернатора, либо, наоборот, продлить его пребывание у власти.

Один из будущих первых вице-премьеров будет контролировать целевое использование бюджетных средств. Структура и состав ведомств, которые дадут ему в помощь, до сих пор обсуждаются. Преобладает версия, согласно которой, из многочисленных служб и надзоров, появившихся в результате административной реформы 2004 года, будут составлены несколько блоков: условно это потребительский надзор (в сфере благополучия человека), экологический и технологический надзоры.

Технической перенастройкой рычагов управления страной с Президента на премьера развитие взаимоотношений Путина и Медведева, впрочем, не ограничится. В ближайший месяц Правительство внесет поправки в конституционный закон «О правительстве РФ», в частности, в статью 32 главы 5, которая некогда появилась там с подачи Бориса Ельцина и позволяла Президенту, по сути, в нарушение Конституции через голову премьера руководить силовиками и МИДом. После ее отмены вполне в духе Конституции глава кабинета министров, заменив Президента, сможет переключить на себя управление страной, в том числе и в сфере военной и внешней политики. Конституцию при желании можно толковать и так, что президент, если он лишен амбиций, превращается в английскую королеву и не вмешивается в текущие государственные дела, за исключением чрезвычайных случаев.

Нефтегазовая отрасль

Топливно-энергетическому лобби удалось сохранить и усилить свои позиции в Думе V созыва. Интересы крупных компаний по-прежнему будут лоббировать сохранившие должности глав комитетов Павел Крашенинников (Комитет по гражданскому и уголовному законодательству), Виктор Плескачевский (Комитет по собственности), Владислав Резник (Комитет по финансовому рынку), Владимир Плигин (Комитет по госстроительству) и другие. Обращает на себя внимание выделение Комитета по энергетике. Еще ранее прежний Комитет по энергетике, транспорту и связи был, в свою очередь, выделен из Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике (из него вышли Комитет по энергетике, транспорту и связи и Комитет по промышленности). С одной стороны, это связано с ростом значения энергетического сектора в экономике России – каждый год энергопотребление в стране прибавляет 5% и главному регулированию подлежит именно электроэнергетика. Развитие энергетики не должно тормозить рост промышленности и реализацию жилищных программ. С другой стороны, деление комитетов вызвано столкновением интересов лоббистских компаний отечественного энергорынка. Не исключено, что в дальнейшем Комитет по энергетике может распасться еще на несколько комитетов – в соответствии с источником энергосырья.

Расклад сил в Госдуме нового созыва сложился в пользу «Газпрома», сумевшего расставить своих людей на значимых должностях. На посту председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии сохранила позиции Наталья Комарова. В Комитете по энергетике председателем избран Юрий Липатов, а Валерий Язев получил пост вице-спикера Госдумы. Все это должно позволить активнее продвигать нерешенные вопросы, среди которых важное место занимает газификация регионов России. «Газпром» направляет все больше денег на эту программу. Только в 2007 г. на программу газификации «Газпром» израсходовал 20,2 млрд. рублей, построив 7 тыс. км сетей и подведя газ к 545 населенным пунктам.

Инициативы, затрагивающие интересы «Газпрома» будут оформляться в законодательные акты в максимально сжатые сроки. Единственное место, где гипотетически у газовой монополии могут возникнуть проблемы – Правительство, возглавляемое Владимиром Путиным. Другие производители газа, как, например, «Нортгаз», «Роспан» и «НОВАТЭК», так или иначе зависят от газового монополиста. Так, контрольный пакет акций «Нортагаза» и блокирующий «НОВАТЭКа» (лоббист в Госдуме – заместитель председателя Комитета ГД по энергетике Леонид Симановский) принадлежит «Газпрому», который диктует свою политику компаниям. «Роспан» (дочерняя компания ТНК-BP, 100% акций которой принадлежит материнской корпорации) также находится под косвенным контролем газового монополиста, который в качестве владельца контролирует доступ к Единой системе газоснабжения.

Сейчас приоритетным направлением в работе российского парламента станет принятие одобренных Президентом и Правительством законов, обеспечивающих интересы контролируемых государством компаний. Вслед за ним будут рассматриваться законопроекты, учитывающие интересы частных компаний и, наконец, иностранных игроков. Вместе с тем в ближайшее время ожидается коррекция политического и экономического курса руководства страны, что может принести определенные дивиденды и иностранным нефтегазовым корпорациям. Следует также учитывать и то обстоятельство, что центр добычи углеводородов постепенно смещается в труднодоступные регионы Восточной Сибири, Дальнего Востока и шельфа северных морей, где практически полностью отсутствует необходимая инфраструктура. Все эти факторы, а также необходимость внедрения новых технологий разработки месторождений, в т.ч. на шельфе, и производства сжиженного природного газа (СПГ), должно ускорить процесс допуска иностранных инвесторов к российским недрам. Параметры партнерства российских и зарубежных компаний должны быть закреплены законодательно.

В настоящее время большинство крупных нефтяных компаний осуществляют инвестиции в модернизацию своих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и в скором времени смогут выпускать продукцию, соответствующую техническому регламенту «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам», по которому будут планомерно ужесточаться стандарты качества топлива. Таким способом с рынка производства нефтепродуктов вытесняются мини-НПЗ, в большинстве случаев не способные производить топливо требуемого качества. Можно ожидать, что в качестве увеличения конкурентного преимущества крупными компаниями может быть пролоббирована пониженная ставка акцизов на производство качественных нефтепродуктов, разработана система понижающего коэффициента к действующей ставке НДПИ для нефти, направляемой на переработку на российские НПЗ.

В сфере интересов нефтяных компаний находится и введение в текст закона механизма расчета экспортной пошлины на нефтепродукты, заменившего бы действующую практику выпуска постановлений Правительства. Стоит также ожидать лоббирования подконтрольными государству компаниями нерыночных форм погашения корпоративных долгов. Не исключено, что деньги будут выделяться из средств госкорпораций, профицита федерального бюджета и фонда национального благосостояния. Подобные идеи озвучили 30 января 2008 года на сессии экономического форума «Россия» президент Сбербанка Герман Греф и главный финансист «Роснефти» Антон Кожинов.

В нефтяной отрасли сложилась неоднозначная ситуация. Государственная (по структуре акционерного капитала) компания «Роснефть» обладает сопоставимым с «Газпромом» административным ресурсом. Однако «Роснефть» имеет огромные долги, возникшие в результате получения ею займов для покупки активов «ЮКОСа», что сдерживает компанию от крупных покупок и делает ее лоббистскую активность в Государственной Думе менее агрессивной. Первоочередная задача «Роснефти» в настоящий момент - не изменение законодательства, а встраивание приобретенных активов в общую технологическую цепочку компании и лоббирование реструктуризации задолженности. Решение данных вопросов находится в ведении Правительства РФ. Поэтому можно сделать вывод, что госкомпания будет поддерживать лишь те законопроекты, которые выгодны ей в средне- и долгосрочной перспективе или не потребуют дополнительных затрат в текущий период времени.

Иначе складывается положение «Газпром нефти». Находясь под покровительством материнской компании и обладая достаточным количеством свободных финансовых средств, она вполне может сосредоточить усилия как на экономико-технологической, так и на политической деятельности. И если с политическим покровительством компания проблем не испытывает, то технологическая составляющая бизнеса находится не в лучшем состоянии. Лишь в этом году «Газпром нефть» смогла остановить падение добычи нефти и удержать его на прошлогоднем уровне. Это связано, по мнению экспертов, с политикой предыдущих собственников компании (до этого она принадлежала Роману Абрамовичу), которые использовали агрессивные методы добычи, приведшие к ускоренной выработке месторождений. Благодаря огромному опыту международной лоббистской деятельности «Газпрома», нефтяному подразделению газового монополиста оказывается поддержка в приобретении активов за рубежом. Впрочем, как видно чуть дальше, не только за рубежом.

Достаточно ограниченные возможности для самостоятельного лоббирования своих интересов имеет «ЛУКОЙЛ», хотя компания и имеет в Госдуме нового созыва несколько представителей[11]. Частную нефтяную компанию (20% которой к тому же принадлежит американской корпорации ConocoPhillips) вынуждают заключить альянс с одной из государственных, чтобы в будущем обеспечить политическое прикрытие ее экономическим инициативам. Такое соглашение было заключено между «ЛУКОЙЛом» и «Газпром нефтью» в конце 2007 года. Компании создали совместное предприятие ООО «Нефтегазовая компания «Развитие регионов», которое будет заниматься реализацией различных нефтегазовых проектов. В частности, в сферу деятельности СП будут входить приобретение прав пользования недрами, геологическое изучение участков недр, разведка и добыча углеводородов, обустройство месторождений, реализация инфраструктурных проектов, а также транспортировка и реализация добытого углеводородного сырья.

Нефтяная компания «Сургутнефтегаз» всегда отличалась осторожной стратегией развития своего бизнеса. Имея значительный запас свободных денежных средств, компания не участвует в громких сделках слияний и поглощений: либо из соображений политкорректности, либо попросту из-за недостаточно высокой экономической привлекательности активов. То же самое можно сказать и о лоббистской деятельности в Государственной Думе. В большинстве случаев компания придерживается оборонительной тактики при давлении со стороны других игроков нефтегазового комплекса. Сейчас ей будет труднее это делать, так как в новую Госдуму не попал влиятельный лоббист Геннадий Селезнев, отстаивавший интересы «Сургутнефтегаза» в прошлые четыре года. Впрочем, имея в составе акционеров личного друга Владимира Путина Геннадия Тимченко, компания может существовать достаточно спокойно и без своих представителей в Госдуме.

ТНК-BP обладает одной из самых развитых систем профессионального продвижения интересов. Лоббирование организовано на уровне федеральной исполнительной и законодательной власти (этим занимаются около 15 человек в центральном офисе компании), а также в регионах. Особый интерес компании представляют субъекты, в которых находятся основные производственные активы. В них активную лоббистскую деятельность ведут благотворительные фонды, оставшиеся от компании «СИДАНКО», купленной ТНК в 2001 году. В Госдуме компания также имеет большое количество лояльных депутатов, деятельность которых координирует специальное подразделение по законодательной работе. К ним относятся Вячеслав Тимченко, Евгений Богомольный, Александр Фурман, Виктор Плескачевский, Александр Шибалкин. Все перечисленные лица, за исключением последнего, вновь стали депутатами в Госдуме пятого созыва. Однако довольно независимая позиция компании не вписывается в текущие тенденции формирования отношений с иностранными инвесторами в стратегических отраслях российской экономики, а ее экономические интересы часто противоречат интересам «Газпрома». Например, монополии уже год не удается согласовать стоимость Ковыктинского газового месторождения, которое согласились продать нефтяники. Все этим факторы порождают известные претензии органов исполнительной власти к ТНК-BP.

Касаясь остальных крупных компаний, следует отметить, что региональные вертикально интегрированные компании (Татнефть, Башнефть) в своей деятельности замкнуты на уровень администраций субъектов Федерации, поэтому их лоббистская деятельность в Центре практически незаметна. Славнефть и Русснефть также сосредоточены на решении других задач. К этой же группе можно отнести иностранные компании, не имеющие в настоящий момент действенных рычагов воздействия на принятие политических и экономических решений.

Металлургическая отрасль

Наиболее любопытной лоббистской кампанией в металлургической отрасли России в последнее время является попытка ряда крупнейших ломозаготовителей (МАИР, глава - Виктор Макушин), а также ряда металлургических компаний (НЛМК, «Мечел», «Уральская сталь») внести изменения в пункт 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, в части отмены налога на добавленную стоимость по операциям по реализации лома и отходов черных металлов. Сразу после появления этого налога в июне 2007 года была организована лоббистская кампания по его отмене. Депутат Госдумы Виктор Черепков направил несколько депутатских запросов в Генеральную прокуратуру, Минфин и ФНС, а также выступил с резкой критикой закона в ряде СМИ. А 4 сентября 2007 года соответствующий законопроект был внесен в Госдуму депутатом Петром Шелищем.

Рассмотрение законопроекта уже включено в примерную программу решением Совета Государственной Думы на май 2008 года, однако у его дальнейшего прохождения есть влиятельный противник - председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников (которого связывают давние отношения с владельцем «ММК» Виктором Рашниковым, и новым президентом России Дмитрием Медведевым). Также против внесения поправок выступает и «Северсталь», совместно с ММК лоббировавшая появление этого налога через законопроекты Павла Крашенинникова и Татьяны Поповой. Однако сказать сейчас, кто победит в этой борьбе сложно, так как она с переменным успехом идет с 1999 года.

Уверенные позиции сохраняет Олег Дерипаска и подконтрольный ему «Российский алюминий». Последняя громкая лоббистская победа Дерипаски в сфере металлургии относится к 2003 году, когда в Госдуме разгорелась борьба вокруг одной из статей Таможенного кодекса, регламентирующей таможенный режим ввоза продукции на переработку (толлинг). До 80% продукции «Русала» в то время выпускалось по толлинговым схемам. Цена вопроса составляла более 100 млн. долларов налогов в год. Поправка о запрете толлинга, предложенная депутатами Владиславом Резником и Сергеем Шторгиным, тогда провалилась. А вот поправка Валерия Драганова, Алексея Мельникова и Надежды Азаровой, сохраняющая режим толлинга, набрала подавляющее большинство голосов. В Госдуме пятого созыва Валерий Драганов является Первым заместителем Председателя Комитета по энергетике. Там он продолжает лоббировать интересы родной компании «Российский алюминий», в которой последнее время занимал пост Директора по связям с государственными органами. В то же время, структуры Олега Дерипаски сознательно сокращают свое представительство в Госдуме, используя для лоббирования своих интересов другие каналы. Даже не пытались попасть в новую Думу депутаты четвертого созыва Евгений Иванов (бывший заместитель генерального директора ОАО «Русский алюминий») и Владимир Эренбург (бывший первый заместитель генерального директора ООО Группа «Сибирский алюминий»).

Внушительным лоббистским потенциалом обладает компания «Газметалл» Алишера Усманова, которого связывают тесные личные отношения с Дмитрием Медведевым и партнерские отношения с «Газпромом». В нынешней Госдуме интересы Усманова представляет заместитель председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Борис Зубицкий. А весной прошлого года Усманову удалось добиться вступления в силу законопроекта «О внесении изменений в статьи 224, 275 и 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Внесенные поправки позволяют «Газметаллу» сэкономить в ходе концентрации металлургических активов до 700 млн. рублей.

Транспортная отрасль

В транспортной отрасли по уровню влияния на власть вне конкуренции находится ОАО «Российские железные дороги». Приступив к реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года, ОАО «РЖД» регулярно анонсирует крупные инвестиционные проекты, направленные на обновление парка подвижного состава компании и ее дочерних организаций, а также на модернизацию и расширение сети железных дорог, что интенсифицирует борьбу за заказы от ОАО «РЖД» на соответствующих рынках. Компания ориентируется на масштабное участие в подавляющем большинстве промышленных и инфраструктурных программ, инициированных при участии прочих государственных корпораций или институтов развития (как например, «Урал промышленный – Урал полярный», строительство объектов транспортной инфраструктуры в Сочи и др.)

Руководство ОАО «РЖД» последовательно придерживается тактики постепенного наращивания экономических ресурсов компании и собственного политического веса, не ввязываясь в конфликты групп влияния, но приобретая все больше выгодных союзников. Для обеспечения интересов монополиста используются как личный лоббистский потенциал президента компании Владимира Якунина[12], так и возможности целого пула связанных с ней политиков.

Одним из ведущих представителей «партии РЖД» является первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Владимир Клименко[13]. Его влияние и ресурс в Госдуме сейчас используются для пересмотра консервативной тарифной политики государства в железнодорожной сфере. Показательно, что не в конце прошлого года руководство ОАО «РЖД» «рекомендовало» сотрудникам медиа-ресурсов, контролируемых компанией, активизировать обсуждение проблемы тарифного регулирования, делая акцент на том, что цены на услуги у других участников транспортного рынка давно уже дерегулированы.

Заметно активизируется взаимодействие между ОАО «РЖД» и Правительством Москвы в сфере развития транспортных коммуникаций города. Так, в рамках создания Малого кольца Московской железной дороги уже запущены работы по возведению новых транспортно-пересадочных узлов. Кроме того, ОАО «РЖД» планирует построить в Москве три новых вокзальных комплекса, которые помимо пересадочных узлов будут включать в себя также парковки, гостиницы, офисы и торговые площади.

Важно, что совместные градостроительные и транспортные инициативы ОАО «РЖД» и Правительства Москвы неизменно получают одобрение и поддержку на самом высоком уровне и потому их количество и масштаб, возможно, в самое ближайшее время, будут значительно расширены. Немаловажную роль в этом процессе играет нарастающее сотрудничество корпорации «Миракс» (курируемой первым заместителем мэра в правительстве Москвы Владимиром Ресиным) с ОАО «РЖД» и, в частности, Дирекцией железнодорожных вокзалов (ДЖВ). Показательно, что из большого числа инвестпроектов, предложенных начальнику ДЖВ Сергею Абрамову, предложения «Миракс» по реконструкции и застройке площадей Курского вокзала получили одобрение в первую очередь.

Ориентируясь на предстоящую смену Правительства, руководство «РЖД», похоже, сделало ставку на активизацию лоббистской деятельности во властных структурах, выступая за внесение ряда поправок в нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность железнодорожного транспорта. С точки зрения руководства железнодорожного монополиста на данном этапе крайне важно «вбросить» в информационное и политическое поле предложения и требования компании по изменению правого режима ее функционирования, чтобы затем, в условиях новой конфигурации административной системы, иметь определенный концептуальный «задел» на продолжение дискуссии.

Так, ОАО «РЖД» предлагает в законе «О железнодорожном транспорте в РФ» учесть, что действия железнодорожных перевозчиков и их конкуренция между собой должны происходить в равных условиях государственного регулирования их деятельности. Последнее, при экономическом и лоббистском потенциале ОАО «РЖД», фактически будет означать установление режима «зеленого света» для любых начинай компании, в частности, в области правоотношений с ее контрагентами и клиентами.

В рамках дальнейшей коммерциализации деятельности ОАО «РЖД», в компании подготовлен пакет изменений в закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», основная идея которого заключается в предоставлении ОАО «РЖД» большей свободы действий относительно собственного имущества, в т.ч. недвижимого.

Перед ОАО «РЖД» стоят очень сложные задачи в области регионального GR. Главная точка напряженности - пассажирские перевозки. Во всем мире они являются убыточными и субсидируются. Переговоры и подготовка договоров, на основании которых регионы возмещают железнодорожникам убытки от пассажирских перевозок, - одна из основных задач отделов GR. Внимание уделяется и вопросу льготных перевозок. Одной из главных задач по выстраиванию взаимоотношений ОАО «РЖД» с органами власти регионов является возмещение потерь в доходах компании от регулирования субъектами тарифов на пригородные перевозки. Все эти вопросы решаются за столом переговоров между местными властями и линейными менеджерами ОАО «РЖД». Если регион не имеет возможности расплатиться деньгами, ищутся другие формы компенсации: снижение для ОАО «РЖД» тарифа на электроэнергию, или списание былых долгов компании, или совместное участие в строительстве и реконструкции вокзалов. Сейчас ОАО «РЖД» подготовило законопроект «Об общих принципах транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении», где предлагает законодательно разделить пригородные пассажирские перевозки на социальные и коммерческие, что позволит за счет федерального и регионального социального заказа сократить убыточность пригородного комплекса компании. Показательно, что субъекты Федерации, за редким исключением (например, Красноярский край и Челябинская область), сознательно тормозят процесс создания региональных пригородных компаний.

Все более жестко ОАО «РЖД» навязывает свое участие в крупных государственных инфраструктурных проектах. Резонансным в экспертной среде посчитали решение монополии с 1-го апреля повысить все тарифы на грузоперевозки на 1% (компания уже заручилась одобрением Правительства РФ) для финансирования строительства объектов к Олимпиаде 2014 г. в Сочи[14].

 

Лесопромышленная отрасль

В последние пару лет российская политическая элита озаботилась проблемами развития отечественной лесопереработки, поэтому среди лоббистов от ЛПК развернулась настоящая борьба за правительственное внимание. В марте 2006 года Владимир Путин предложил перестать «жевать сопли» и перестать «гнать кругляк за границу». Год спустя вышло правительственное постановление № 75, предписывающее поэтапно повышать пошлины на «круглый» лес с тогдашних 5% до 80% к началу 2009 года. Также с марта 2008-го количество таможенных пунктов, занимающихся экспортным оформлением древесины, сократилось в пять раз — до 128. Постановление о повышении экспортных пошлин лоббировали крупные лесопромышленные компании. Среди крупных игроков, которым выгодно повышение пошлин, называются «Илим Палп», Архангельский ЦБК, «Монди бизнес пейпа Сыктывкарский ЛПК», «Инвестлеспром» и другие компании.

Дальнейшее развитие ситуации власть и бизнес представляют себе по-разному. Премьер-министр Виктор Зубков видит решение проблем лесной отрасли в западных инвесторах, а российские лесовики – в налоговых послаблениях, а также в масштабных государственных инвестициях в инфраструктуру лесодобывающих регионов. В частности, лоббисты предлагают за счет Инвестфонда закупать за рубежом современное оборудование для глубокой переработки леса. Собственные средства при нынешних налоговых условиях лесники вкладывать не собираются.

Минпромэнерго уже отобрало четыре конкретных проекта, которым обещана господдержка в рамках развития ЛПК. Это строительство завода по выработке лущеного шпона в Хабаровском крае компанией «Римбунан Хиджау» с объемом инвестиций 580 млн. евро, аналогичный завод компании Midway United Ltd (50%-ной долей в СП владеет «МС Менеджмент», который принадлежит бывшим акционерам Evraz Group) в Красноярском крае с инвестициями в размере 132 млн. евро, а также проект завода по выпуску клееного бруса в Ленинградской области с инвестициями в объеме 100 млн. евро и предприятие по производству изделий из древесины в Тверской области за 175 млн. евро.

Интерес к отрасли сверху был подогрет и лоббизмом снизу. Общенациональный лоббист лесников - губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев – заявил, что в ответ на заградительные экспортные пошлины, введенные Россией, китайские власти начали предоставлять налоговые льготы и другие преференции своим компаниям, ввозящим в КНР необработанную древесину. Т.е. защитительные меры Правительства РФ были сведены таким образом на нет. В. Ишаев призвал правительство ввести государственные преференции для предприятий отрасли. Под этим подразумеваются налоговые льготы для предприятий, занимающихся глубокой переработкой древесины. Пока их потенциала хватает на переработку лишь 30% леса, вырубаемого в Хабаровском крае. Все остальное по-прежнему уходит в Китай в виде кругляка.

Интересно, что лоббисты от леспрома готовы вывести проблему на международный уровень, фактически объявив о том, что Китай навязал России лесную торговую войну. Вряд ли политизация проблемы получит одобрение в федеральных властных структурах. Однако в целом активизация лоббистов от ЛПК может увенчаться серьезными успехами в ближайшие месяцы.

Алкогольная отрасль

Среди производителей алкогольной продукции существует четкое деление на пивоваров и «водочников». Влияние пивного лобби снижается четвертый год подряд. Основным предметом лоббирования пивной отрасли можно считать регулирование акцизной и рекламной политики, а также противодействие ограничениям на продажу и распространение. Специалисты департаментов по связям с государственными органами власти крупнейших компаний отрасли (Baltic Beverages Holding, САН ИнБев, Efes, SABMiller, Heineken) расходятся в определении главной цели их лоббизма на ближайшее время. Для САН ИнБев это акцизная политика, в то время как в Baltic Beverages Holding считают, что в данном направлении существенных успехов ждать не стоит. Компания, прежде всего, рассчитывает на законопроект члена Совета Федерации Виталия Мутко, в котором предлагается при проведении официальных международных спортивных соревнований разрешить размещение рекламы пива и напитков, изготовляемых на его основе. В конце апреля этот законопроект уже был одобрен Правительством.

Стоит заметить, что быстрая консолидация российской пивоваренной отрасли (что только предстоит их главным конкурентам - производителям водки) оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на эффективность пивного лоббирования. С одной стороны, объединенные в единый для отрасли Союз производителей пиво-безалкогольной продукции (глава – Вячеслав Мамонтов) компании могут скоординировано действовать, оказывая влияние на органы государственной власти. С другой стороны, межнациональный состав их акционеров требует иной раз длительной процедуры согласований в таком «деликатном» вопросе как лоббирование.

Водочные же лоббисты неплохо отстаивают свои интересы. С 1 января 2008 года согласно закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», все производители спирта в России должны были полностью перерабатывать или утилизировать барду, основного отхода спиртового производства. По оценкам экспертов, лишь половина предприятий отрасли могли успеть переоснастить производственные мощности. 10 ноября 2007 года в Государственную Думу был внесен, а 14 ноября уже принят в третьем чтении законопроект, согласно которому предусматривается вступление в силу положений, касающихся барды, было перенесено на 1 января 2009 года. Пока еще не принят законопроект Владимира Пекарева, согласно которому с целью борьбы с недобросовестными производителями водки устанавливается минимальная розничная цена на водку, однако в случае его прохождения, водочники нанесут серьезный удар по теневому рынку спиртного. Вообще инициативы водочных лоббистов направлены, в основном, на борьбу с нелегальным рынком.

Страховая отрасль

В апреле Государственная дума приступила к рассмотрению новых поправок к Закону о банкротстве, выгодных, прежде всего, крупным страховым компаниям. Согласно новым поправкам, если страховая компания в течение 14 дней не может выплатить клиенту сумму от 100 тыс. руб. и больше, это считается признаком банкротства. Специально для этого МЭРТ и Минфин предусмотрели в законопроекте последующий механизм поглощения такой компании страховыми гигантами: страховой портфель компании-банкрота будет продаваться на торгах и в качестве покупателя сможет выступить финансово устойчивый страховщик.

Для небольших страховых компаний это уточнение и есть первый шаг к банкротству, поскольку изменения в законодательстве в первую очередь коснутся сроков страховых выплат. Раньше у страховщика было в запасе от одного до трёх месяцев, чтобы выполнить свои страховые обязательства.

Крупные страховые компании под различными предлогами пытаются ограничить деятельность мелких и лоббируют различные законодательные ограничения, несмотря на то, что правовое управление Президента РФ заявило, что лицензирование является единственным условием доступа на этот рынок.

Что касается принятия Закона о банкротстве, то, по мнению представителей профильных комитетов Госдумы, поправки могут быть приняты уже в нынешнюю весеннюю сессию. Наиболее активно интересы крупных страховщиков в Госдуме продвигает член Комитета по финансовому рынку и президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль. Кроме того, интересы страховщиков отстаивают и другие депутаты, наиболее влиятельный из которых председатель Комитета по финансовому рынку и бывший председатель правления акционерного страхового общества «Русь» Владислав Резник (о нем уже неоднократно говорилось выше).

Табачная отрасль

Для табачного лобби ключевыми вопросами их лоббизма являются: принятие технического регламента, закрепляющего их статус, акцизная политика государства, вопросы сдерживания ограничения курения, противодействие Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), рекламная политика в области курения.

Стоит констатировать, что со всеми обозначенными вопросами, кроме противодействия ВОЗ, табачное лобби хорошо справляется. Акцизная политика государства привела к уничтожению российского производителя недорогих сигарет (среди оставшихся лидеров Донской табак, Балканская Звезда и пр.). В 2007 году новые ставки акцизов на 2008 - 2010 годы оказались крайне либеральными (в отличие, например, от пивной отрасли). Табачное лобби подготовило крайне либеральные поправки к рассматриваемому Госдумой федеральному закону «Об ограничении курения табака». Технический регламент на табачную продукцию, принятый в первом чтении в июне 2007, оказался на столько либеральным, что вызвал гнев Роспотребнадзора. По мнению ведомства, документ защищает интересы производителей, но никак не сохраняет здоровье россиян.

Лучшие отраслевые лоббисты

На нынешний момент наиболее заметными и эффективными лоббистами по-прежнему остаются первые лица компаний и госслужащие. В то же время, в различных рейтингах ведущих лоббистов нарастает число представителей различных предпринимательских ассоциаций. Сейчас наибольшую известность имеют рейтинги «Независимой газеты».

Рейтинг 50 наиболее влиятельных предпринимателей и инвесторов по итогам первого квартала 2008 года среди 125 претендентов определяли 61 эксперт. Была использована шкала, при которой средняя оценка, данная экспертами, означает: от 0 до 1 балла – «минимальное влияние», от 1 до 2 баллов – «слабое влияние», от 2 до 3 баллов – «среднее влияние», от 3 до 4 баллов – «сильное влияние», от 4 до 5 баллов – «очень сильное влияние». В правой колонке таблицы приводятся баллы, полученные предпринимателями в результате опроса по итогам четвертого квартала 2007 года.

Очень сильное влияние

1 Миллер А.Б. (“Газпром”) 4,33 4,35 2 Якунин В.И. (“Российские железные дороги”) 4,25 4,23 3 Дерипаска О.В. (“Базовый элемент”, ОК РУСАЛ) 4,19 4,13 4-5 Чемезов С.В. (“Рособоронэкспорт”) 4,11 4,18 4-5 Абрамович Р.А. (губернатор Чукотского АО, портфельный инвестор) 4,11 4,16 6 Чубайс А.Б. (РАО “ЕЭС России”) 4,09 4,16 7 Алекперов В.Ю. (“ЛУКОЙЛ”) 4,07 4,07 8 Ковальчук Ю.В. (банк “Россия”) 4,05 3,87 9 Пугачев С.В. (Совет Федерации, “Объединенная промышленная корпорация”) 4,01 4,03

Cильное влияние

10 Фридман М.М. (консорциум “Альфа-групп”) 3,88 4,07 11 Греф Г.О. (Сбербанк РФ) 3,76 3,57 12 Бородин А.Ф. (Банк Москвы) 3,73 3,72 13 Потанин В.O. (“Интеррос”) 3,65 3,61 14 Усманов А.Б. (“Газпроминвестхолдинг”, “Газметалл”) 3,53 3,48 15 Окулов В.М. (“Аэрофлот – Российские авиалинии”) 3,52 3,51 16-17 Богданов В.Л. (“Сургутнефтегаз”) 3,45 3,48 16-17 Костин А.Л. (Внешторгбанк) 3,45 3,52 18 Авен П.О. (Альфа-банк) 3,43 3,77 19 Богданчиков С.М. (“Роснефть”) 3,35 3,39 20 Столяренко В.М. (АКБ “ЕВРОФИНАНС МОСНАРБАНК”) 3,33 3,36 21 Вексельберг В.Ф. (портфельный инвестор) 3,30 3,27 22 Хан Г.Б. (ТНК-ВР) 3,27 3,18 23 Евтушенков В.П. (АФК “Система”) 3,23 3,27 24 Тимченко Г.Н. (компания “Gunvor”) 3,21 3,01 25 Токарев Н.П. (“Транснефть”) 3,17 3,04 26 Дмитриев В.А. (Внешэкономбанк) 3,14 3,12 27 Керимов С.А. (Совет Федерации, компания “ГНК”) 3,12 3,07 28 Рашников В.Ф. (Магнитогорский металлургический комбинат) 3,10 3,03 29 Выборнов С.А. (АК “АЛРОСА”) 3,07 2,56 30 Прохоров М.Д. (группа “Онэксим”) 3,03 3,06

Среднее влияние

31-32 Цветков Н.А. (финансовая корпорация “УРАЛСИБ”) 2,97 2,98 31-32 Акимов А.И. (Газпромбанк) 2,97 3,04 33 Гурьев А.Г. (Совет Федерации, “ФосАгро”, Российский союз химиков) 2,95 2,97 34 Таранцев А.П. (группа компаний “Русское золото”) 2,94 2,96 35-36 Задорнов М.М. (ВТБ 24) 2,91 2,98 35-36 Алешин Б.С. (Группа АвтоВАЗ) 2,91 2,61 37 Черной Л.С. (портфельный инвестор) 2,87 2,90 38 Варданян Р.К. (“Тройка Диалог”) 2,84 2,89 39 Мордашов А.А. (“Северсталь”, “Северсталь-групп”) 2,58 2,54 40 Абрамов А.Г. (портфельный инвестор, “Евраз груп”) 2,57 2,59 41 Батурина Е.Н. (“Интеко”) 2,55 2,04 42 Лисин В.С. (Новолипецкий металлургический комбинат) 2,43 2,40 43 Ашурбейли И.Р. (НПО “Алмаз”) 2,35 2,37 44 Изосимов А.В. (“Вымпелком”) 2,26 2,28 45-46 Йордан Б.А. (инвестиционный фонд “Спутник”) 2,21 2,23 45-46 Трушин Ю.В. (Россельхозбанк) 2,21 2,03 47 Березкин Г.В. (группа ЕСН) 2,18 2,21 48-50 Дюков А.В. (“Газпром нефть”) 2,16 2,15 48-50 Якобашвили Д.М. (“Вимм-Билль-Данн”) 2,16 2,18 48-50 Махмудов И.К. (“УГМК-холдинг”) 2,16 2,15

Источник: «Независимая газета»

Составленный изданием по аналогичному принципу рейтинг лоббистов-«профессионалов» от 23 апреля 2008 года имеет следующий вид:

Очень сильная эффективность

1 Сурков В.Ю. (администрация президента) 4,53 4,49
2 Кудрин А.Л. (Министерство финансов, федеральное правительство) 4,42 4,39
3-4 Шувалов И.И. (помощник президента) 4,28 4,21
3-4 Козак Д.Н. (Министерство регионального развития) 4,28 4,37
5 Шохин А.Н. (Российский союз промышленников и предпринимателей, Координационный совет предпринимательских союзов России) 4,16 4,20
6 Тосунян Г.А. (Ассоциация российских банков) 4,05 4,10

Сильная эффективность

7 Христенко В.Б. (Министерство промышленности и энергетики) 3,98 3,95
8 Набиуллина Э.С. (Министерство экономического развития и торговли) 3,84 3,72
9 Ресин В.И. (правительство Москвы) 3,83 3,88
10 Трутнев Ю.П. (Министерство природных ресурсов) 3,73 3,71
11 Гордеев А.В. (Министерство сельского хозяйства) 3,71 3,90
12 Язев В.А. (Госдума, Российское газовое общество) 3,66 3,69
13-14 Торшин А.П. (Совет Федерации) 3,65 3,69
13-14 Авен П.О. (Альфа-банк) 3,65 3,71
15-16 Рейман Л.Д. (Министерство информационных технологий и связи) 3,63 3,59
15-16 Примаков Е.М. (Торгово-промышленная палата РФ) 3,63 3,65
17 Гурьев А.Г. (Совет Федерации, Российский союз химиков) 3,60 3,63
18 Хан Г.Б. (ТНК-ВР) 3,56 3,54
19 Артемьев И.Ю. (Федеральная антимонопольная служба) 3,44 3,37
20 Федун Л.А. (“ЛУКОЙЛ”) 3,43 3,54
21 Черной Л.С. (портфельный инвестор) 3,21 3,23
22 Титов Б.Ю. (“Деловая Россия”) 3,02 2,95

Средняя эффективность

23 Борисов С.Р. (“ОПОРа России”) 2,97 2,93
24 Коваль А.П. (Госдума, Всероссийский союз страховщиков) 2,82 2,79
25 Шмаков М.В. (Федерация независимых профсоюзов) 2,78 2,82

Источник: «Независимая газета»

Нефтегазовая отрасль

ОАО «Газпром» (ОАО «Газпром нефть») - крупнейшая газовая компания в мире. Основные направления деятельности - геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов.

Металлургическая отрасль

Союз экспортеров металлопродукции России - независимая, некоммерческая, неправительственная организация, объединяющая на основе добровольного членства основных российских производителей и экспортеров металлопродукции.

Ключевая фигура:

•     Афонин Серафим Захарович, Президент.

Союз золотопромышленников России - профессиональная ассоциация, отстаивающая интересы участников союза в государственных, общественных и иных институтах РФ.

Ключевая фигура:

•     Брайко Валерий Николаевич, Председатель.

Фонд развития трубной промышленности - ассоциация, основной целью которой является содействие развитию металлургической промышленности РФ, представление интересов металлургических предприятий в государственных органах РФ.

Ключевая фигура:

•     Дейнеко Александр Дмитриевич, Директор.

Всероссийская Ассоциация Металлостроителей - создана для объединения усилий российских предприятий и организаций металлостроительной индустрии и смежных с ней отраслей экономики страны в развитии цивилизованного строительного рынка.

Ключевая фигура:

•     Елисеев Юрий Николаевич, Президент.

Комитет ТПП РФ по металлургии - занимается содействием выработке основ и реализации мероприятий по преобразованию металлургической промышленности России в динамично развивающуюся, высокотехнологичную, эффективную и конкурентоспособную отрасль, интегрированную в мировую экономику.

Ключевая фигура:

•     Козицын Андрей Анатольевич, Председатель.

Международный союз металлургов - общественная организация, объединяющая на добровольной основе инженеров, научных работников, специалистов, организаторов производства и социальной сферы металлургической и горнорудной промышленности

Ключевая фигура:

•     Колпаков Серафим Васильевич, Президент.

Российский Союз Поставщиков Металлопродукции - некоммерческая организация, учрежденная металлоторговыми компаниями из различных регионов России, работающими в различных сферах товарных рынков: прокат черных металлов, трубы, металлоизделия, сырье и прокат цветных металлов, лом и отходы черных и цветных металлов.

Ключевая фигура:

•     Романов Александр Григорьевич, Президент.

ОАО «ГМК Норильский Никель» - крупнейший в мире производитель палладия и никеля, один из ведущих производителей платины, а также один из крупнейших производителей меди. Компания создана в 1935 году.

Лесопромышленная отрасль

Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России - добровольная, общественная, некоммерческая организация. Создана в 1997 году.

Ключевая фигура

•     Зверев Валентин Иванович - президент, Генеральный директор ОАО МК «Шатура».

Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России - основан учредительным съездом 8 декабря 1992 года, новая редакция Устава Союза зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 15 сентября 1995 года после принятия федерального закона «Об общественных объединениях».

Ключевая фигура

•     Тацюн Мирон Васильевич, Президент Союза - вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕН.

Российская Ассоциация организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (РАО «Бумпром») – некоммерческая организация, стратегическая цель создания которой заключается в гармонизации интересов отраслевого бизнес-сообщества и власти, общества и науки. Ассоциация учреждена в 1999 году.

Ключевая фигура

•     Беляков Александр Семенович, президент РАО «Бумпром».

 

Алкогольная отрасль

Союз российских пивоваров создан 15 сентября 1999 года и объединил ведущих производителей пива в России.

Ключевые фигуры

•     Мамонтов Вячеслав Иванович, Председатель Исполнительного Комитета;

•     Троицкий Александр Николаевич, Руководитель Департамента правового и аналитического обеспечения.

ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» - пивоваренная компания, владеет 11 пивоваренными заводами в России. У компании более 30 пивных и 10 непивных брендов. Она экспортирует продукцию в 45 стран мира, осуществляет продажу в 98% торговых точек России.

Страховая отрасль

Ассоциация профессиональных страховых брокеров и консультантов - некоммерческая организация, целью которой является создание условий для развития бизнеса российских страховых брокеров, выработка единых подходов к вопросам регулирования деятельности страховых брокеров, и формирование профессиональных стандартов работы страховых посредников.

Ключевая фигура

•     Бирюков Владимир Евгениевич, председатель правления, генеральный директор ООО «АФМ Страховые консультанты и брокеры».

Ассоциация страховщиков топливно-энергетического комплекса является профессиональным объединением страховщиков федерального уровня, осуществляющим общеметодическую координацию страховой деятельности в области страхования топливно-энергетического комплекса.

Ключевые фигуры

•     Зернов Андрей Алексеевич - Генеральный директор ОАО СК «Энергогарант».

•     Цховребов Юрий Валентинович - Председатель совета директоров ОАО «КапиталЪ Страхование».

•     Чхаидзе Владимир Иосифович - Исполнительный директор ЗСАО «Геополис».

•     Лескин Евгений Георгиевич - Генеральный директор ОАО «Страховое общество газовой промышленности».

•     Гелиев Анатолий Борисович - Президент ЗАО «СК «Транснефть».

•     Урюпин Вячеслав Алексеевич - Генеральный директор ООО «СО «Сургутнефтегаз».

•     Пятаков Олег Анатольевич - Председатель правления ОАО «Страховая компания «Прогресс-Гарант».

•     Жук Игорь Николаевич - Генеральный директор ООО СК «Согласие».

Всероссийский Союз Страховщиков (ВСС) является единым союзом профессиональных участников страхового рынка на федеральном уровне. Он призван координировать деятельность своих членов, представлять и защищать их общие интересы в отношениях с российскими и зарубежными организациями и органами власти.

Ключевые фигуры

•     Коваль Александр Павлович - Президент ВСС

•     Беляров Александр Владимирович - Исполнительный директор ВСС

Российский Союз Автостраховщиков (РСА) является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования.

Ключевая фигура

•     Кигим Андрей Степанович - Президент РСА, Председатель Правления РСА.

 

Табачная отрасль

Ассоциация производителей табачной продукции «Табакпром» образована 27 февраля 1997 года с целью обеспечения защиты законных прав и представления общих интересов Членов Ассоциации на территории Российской Федерации и за рубежом.

Ключевые фигуры:

•     Желнин Вадим Алексеевич, Генеральный директор.

•     Филиппов Сергей Леонидович, Заместитель генерального директора.

Совет по вопросам развития табачной промышленности - организация, объединяющая сторонников специфических ставок акциза. Образована в мае 2004 года.

Ключевая фигура:

•     Школкина Надежда Васильевна, Генеральный директор.

«British American Tobacco» занимает порядка 15% мирового табачного рынка и лидирует более чем в 50 странах. Ей принадлежат 64 фабрики по производству сигарет в 57 странах мира и 7 фабрик по производству сигар и других табачных продуктов.

Корпоративные связи с органами государственной власти и лоббирование в России на современном этапе

 

(06.05.2008)



Содержание

 

 

Введение . 3

Дата: 2019-12-22, просмотров: 208.