Актуальные направления отраслевого лоббизма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нефтегазовая отрасль

Топливно-энергетическому лобби удалось сохранить и усилить свои позиции в Думе V созыва. Интересы крупных компаний по-прежнему будут лоббировать сохранившие должности глав комитетов Павел Крашенинников (Комитет по гражданскому и уголовному законодательству), Виктор Плескачевский (Комитет по собственности), Владислав Резник (Комитет по финансовому рынку), Владимир Плигин (Комитет по госстроительству) и другие. Обращает на себя внимание выделение Комитета по энергетике. Еще ранее прежний Комитет по энергетике, транспорту и связи был, в свою очередь, выделен из Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике (из него вышли Комитет по энергетике, транспорту и связи и Комитет по промышленности). С одной стороны, это связано с ростом значения энергетического сектора в экономике России – каждый год энергопотребление в стране прибавляет 5% и главному регулированию подлежит именно электроэнергетика. Развитие энергетики не должно тормозить рост промышленности и реализацию жилищных программ. С другой стороны, деление комитетов вызвано столкновением интересов лоббистских компаний отечественного энергорынка. Не исключено, что в дальнейшем Комитет по энергетике может распасться еще на несколько комитетов – в соответствии с источником энергосырья.

Расклад сил в Госдуме нового созыва сложился в пользу «Газпрома», сумевшего расставить своих людей на значимых должностях. На посту председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии сохранила позиции Наталья Комарова. В Комитете по энергетике председателем избран Юрий Липатов, а Валерий Язев получил пост вице-спикера Госдумы. Все это должно позволить активнее продвигать нерешенные вопросы, среди которых важное место занимает газификация регионов России. «Газпром» направляет все больше денег на эту программу. Только в 2007 г. на программу газификации «Газпром» израсходовал 20,2 млрд. рублей, построив 7 тыс. км сетей и подведя газ к 545 населенным пунктам.

Инициативы, затрагивающие интересы «Газпрома» будут оформляться в законодательные акты в максимально сжатые сроки. Единственное место, где гипотетически у газовой монополии могут возникнуть проблемы – Правительство, возглавляемое Владимиром Путиным. Другие производители газа, как, например, «Нортгаз», «Роспан» и «НОВАТЭК», так или иначе зависят от газового монополиста. Так, контрольный пакет акций «Нортагаза» и блокирующий «НОВАТЭКа» (лоббист в Госдуме – заместитель председателя Комитета ГД по энергетике Леонид Симановский) принадлежит «Газпрому», который диктует свою политику компаниям. «Роспан» (дочерняя компания ТНК-BP, 100% акций которой принадлежит материнской корпорации) также находится под косвенным контролем газового монополиста, который в качестве владельца контролирует доступ к Единой системе газоснабжения.

Сейчас приоритетным направлением в работе российского парламента станет принятие одобренных Президентом и Правительством законов, обеспечивающих интересы контролируемых государством компаний. Вслед за ним будут рассматриваться законопроекты, учитывающие интересы частных компаний и, наконец, иностранных игроков. Вместе с тем в ближайшее время ожидается коррекция политического и экономического курса руководства страны, что может принести определенные дивиденды и иностранным нефтегазовым корпорациям. Следует также учитывать и то обстоятельство, что центр добычи углеводородов постепенно смещается в труднодоступные регионы Восточной Сибири, Дальнего Востока и шельфа северных морей, где практически полностью отсутствует необходимая инфраструктура. Все эти факторы, а также необходимость внедрения новых технологий разработки месторождений, в т.ч. на шельфе, и производства сжиженного природного газа (СПГ), должно ускорить процесс допуска иностранных инвесторов к российским недрам. Параметры партнерства российских и зарубежных компаний должны быть закреплены законодательно.

В настоящее время большинство крупных нефтяных компаний осуществляют инвестиции в модернизацию своих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и в скором времени смогут выпускать продукцию, соответствующую техническому регламенту «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам», по которому будут планомерно ужесточаться стандарты качества топлива. Таким способом с рынка производства нефтепродуктов вытесняются мини-НПЗ, в большинстве случаев не способные производить топливо требуемого качества. Можно ожидать, что в качестве увеличения конкурентного преимущества крупными компаниями может быть пролоббирована пониженная ставка акцизов на производство качественных нефтепродуктов, разработана система понижающего коэффициента к действующей ставке НДПИ для нефти, направляемой на переработку на российские НПЗ.

В сфере интересов нефтяных компаний находится и введение в текст закона механизма расчета экспортной пошлины на нефтепродукты, заменившего бы действующую практику выпуска постановлений Правительства. Стоит также ожидать лоббирования подконтрольными государству компаниями нерыночных форм погашения корпоративных долгов. Не исключено, что деньги будут выделяться из средств госкорпораций, профицита федерального бюджета и фонда национального благосостояния. Подобные идеи озвучили 30 января 2008 года на сессии экономического форума «Россия» президент Сбербанка Герман Греф и главный финансист «Роснефти» Антон Кожинов.

В нефтяной отрасли сложилась неоднозначная ситуация. Государственная (по структуре акционерного капитала) компания «Роснефть» обладает сопоставимым с «Газпромом» административным ресурсом. Однако «Роснефть» имеет огромные долги, возникшие в результате получения ею займов для покупки активов «ЮКОСа», что сдерживает компанию от крупных покупок и делает ее лоббистскую активность в Государственной Думе менее агрессивной. Первоочередная задача «Роснефти» в настоящий момент - не изменение законодательства, а встраивание приобретенных активов в общую технологическую цепочку компании и лоббирование реструктуризации задолженности. Решение данных вопросов находится в ведении Правительства РФ. Поэтому можно сделать вывод, что госкомпания будет поддерживать лишь те законопроекты, которые выгодны ей в средне- и долгосрочной перспективе или не потребуют дополнительных затрат в текущий период времени.

Иначе складывается положение «Газпром нефти». Находясь под покровительством материнской компании и обладая достаточным количеством свободных финансовых средств, она вполне может сосредоточить усилия как на экономико-технологической, так и на политической деятельности. И если с политическим покровительством компания проблем не испытывает, то технологическая составляющая бизнеса находится не в лучшем состоянии. Лишь в этом году «Газпром нефть» смогла остановить падение добычи нефти и удержать его на прошлогоднем уровне. Это связано, по мнению экспертов, с политикой предыдущих собственников компании (до этого она принадлежала Роману Абрамовичу), которые использовали агрессивные методы добычи, приведшие к ускоренной выработке месторождений. Благодаря огромному опыту международной лоббистской деятельности «Газпрома», нефтяному подразделению газового монополиста оказывается поддержка в приобретении активов за рубежом. Впрочем, как видно чуть дальше, не только за рубежом.

Достаточно ограниченные возможности для самостоятельного лоббирования своих интересов имеет «ЛУКОЙЛ», хотя компания и имеет в Госдуме нового созыва несколько представителей[11]. Частную нефтяную компанию (20% которой к тому же принадлежит американской корпорации ConocoPhillips) вынуждают заключить альянс с одной из государственных, чтобы в будущем обеспечить политическое прикрытие ее экономическим инициативам. Такое соглашение было заключено между «ЛУКОЙЛом» и «Газпром нефтью» в конце 2007 года. Компании создали совместное предприятие ООО «Нефтегазовая компания «Развитие регионов», которое будет заниматься реализацией различных нефтегазовых проектов. В частности, в сферу деятельности СП будут входить приобретение прав пользования недрами, геологическое изучение участков недр, разведка и добыча углеводородов, обустройство месторождений, реализация инфраструктурных проектов, а также транспортировка и реализация добытого углеводородного сырья.

Нефтяная компания «Сургутнефтегаз» всегда отличалась осторожной стратегией развития своего бизнеса. Имея значительный запас свободных денежных средств, компания не участвует в громких сделках слияний и поглощений: либо из соображений политкорректности, либо попросту из-за недостаточно высокой экономической привлекательности активов. То же самое можно сказать и о лоббистской деятельности в Государственной Думе. В большинстве случаев компания придерживается оборонительной тактики при давлении со стороны других игроков нефтегазового комплекса. Сейчас ей будет труднее это делать, так как в новую Госдуму не попал влиятельный лоббист Геннадий Селезнев, отстаивавший интересы «Сургутнефтегаза» в прошлые четыре года. Впрочем, имея в составе акционеров личного друга Владимира Путина Геннадия Тимченко, компания может существовать достаточно спокойно и без своих представителей в Госдуме.

ТНК-BP обладает одной из самых развитых систем профессионального продвижения интересов. Лоббирование организовано на уровне федеральной исполнительной и законодательной власти (этим занимаются около 15 человек в центральном офисе компании), а также в регионах. Особый интерес компании представляют субъекты, в которых находятся основные производственные активы. В них активную лоббистскую деятельность ведут благотворительные фонды, оставшиеся от компании «СИДАНКО», купленной ТНК в 2001 году. В Госдуме компания также имеет большое количество лояльных депутатов, деятельность которых координирует специальное подразделение по законодательной работе. К ним относятся Вячеслав Тимченко, Евгений Богомольный, Александр Фурман, Виктор Плескачевский, Александр Шибалкин. Все перечисленные лица, за исключением последнего, вновь стали депутатами в Госдуме пятого созыва. Однако довольно независимая позиция компании не вписывается в текущие тенденции формирования отношений с иностранными инвесторами в стратегических отраслях российской экономики, а ее экономические интересы часто противоречат интересам «Газпрома». Например, монополии уже год не удается согласовать стоимость Ковыктинского газового месторождения, которое согласились продать нефтяники. Все этим факторы порождают известные претензии органов исполнительной власти к ТНК-BP.

Касаясь остальных крупных компаний, следует отметить, что региональные вертикально интегрированные компании (Татнефть, Башнефть) в своей деятельности замкнуты на уровень администраций субъектов Федерации, поэтому их лоббистская деятельность в Центре практически незаметна. Славнефть и Русснефть также сосредоточены на решении других задач. К этой же группе можно отнести иностранные компании, не имеющие в настоящий момент действенных рычагов воздействия на принятие политических и экономических решений.

Металлургическая отрасль

Наиболее любопытной лоббистской кампанией в металлургической отрасли России в последнее время является попытка ряда крупнейших ломозаготовителей (МАИР, глава - Виктор Макушин), а также ряда металлургических компаний (НЛМК, «Мечел», «Уральская сталь») внести изменения в пункт 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, в части отмены налога на добавленную стоимость по операциям по реализации лома и отходов черных металлов. Сразу после появления этого налога в июне 2007 года была организована лоббистская кампания по его отмене. Депутат Госдумы Виктор Черепков направил несколько депутатских запросов в Генеральную прокуратуру, Минфин и ФНС, а также выступил с резкой критикой закона в ряде СМИ. А 4 сентября 2007 года соответствующий законопроект был внесен в Госдуму депутатом Петром Шелищем.

Рассмотрение законопроекта уже включено в примерную программу решением Совета Государственной Думы на май 2008 года, однако у его дальнейшего прохождения есть влиятельный противник - председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников (которого связывают давние отношения с владельцем «ММК» Виктором Рашниковым, и новым президентом России Дмитрием Медведевым). Также против внесения поправок выступает и «Северсталь», совместно с ММК лоббировавшая появление этого налога через законопроекты Павла Крашенинникова и Татьяны Поповой. Однако сказать сейчас, кто победит в этой борьбе сложно, так как она с переменным успехом идет с 1999 года.

Уверенные позиции сохраняет Олег Дерипаска и подконтрольный ему «Российский алюминий». Последняя громкая лоббистская победа Дерипаски в сфере металлургии относится к 2003 году, когда в Госдуме разгорелась борьба вокруг одной из статей Таможенного кодекса, регламентирующей таможенный режим ввоза продукции на переработку (толлинг). До 80% продукции «Русала» в то время выпускалось по толлинговым схемам. Цена вопроса составляла более 100 млн. долларов налогов в год. Поправка о запрете толлинга, предложенная депутатами Владиславом Резником и Сергеем Шторгиным, тогда провалилась. А вот поправка Валерия Драганова, Алексея Мельникова и Надежды Азаровой, сохраняющая режим толлинга, набрала подавляющее большинство голосов. В Госдуме пятого созыва Валерий Драганов является Первым заместителем Председателя Комитета по энергетике. Там он продолжает лоббировать интересы родной компании «Российский алюминий», в которой последнее время занимал пост Директора по связям с государственными органами. В то же время, структуры Олега Дерипаски сознательно сокращают свое представительство в Госдуме, используя для лоббирования своих интересов другие каналы. Даже не пытались попасть в новую Думу депутаты четвертого созыва Евгений Иванов (бывший заместитель генерального директора ОАО «Русский алюминий») и Владимир Эренбург (бывший первый заместитель генерального директора ООО Группа «Сибирский алюминий»).

Внушительным лоббистским потенциалом обладает компания «Газметалл» Алишера Усманова, которого связывают тесные личные отношения с Дмитрием Медведевым и партнерские отношения с «Газпромом». В нынешней Госдуме интересы Усманова представляет заместитель председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Борис Зубицкий. А весной прошлого года Усманову удалось добиться вступления в силу законопроекта «О внесении изменений в статьи 224, 275 и 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Внесенные поправки позволяют «Газметаллу» сэкономить в ходе концентрации металлургических активов до 700 млн. рублей.

Транспортная отрасль

В транспортной отрасли по уровню влияния на власть вне конкуренции находится ОАО «Российские железные дороги». Приступив к реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года, ОАО «РЖД» регулярно анонсирует крупные инвестиционные проекты, направленные на обновление парка подвижного состава компании и ее дочерних организаций, а также на модернизацию и расширение сети железных дорог, что интенсифицирует борьбу за заказы от ОАО «РЖД» на соответствующих рынках. Компания ориентируется на масштабное участие в подавляющем большинстве промышленных и инфраструктурных программ, инициированных при участии прочих государственных корпораций или институтов развития (как например, «Урал промышленный – Урал полярный», строительство объектов транспортной инфраструктуры в Сочи и др.)

Руководство ОАО «РЖД» последовательно придерживается тактики постепенного наращивания экономических ресурсов компании и собственного политического веса, не ввязываясь в конфликты групп влияния, но приобретая все больше выгодных союзников. Для обеспечения интересов монополиста используются как личный лоббистский потенциал президента компании Владимира Якунина[12], так и возможности целого пула связанных с ней политиков.

Одним из ведущих представителей «партии РЖД» является первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Владимир Клименко[13]. Его влияние и ресурс в Госдуме сейчас используются для пересмотра консервативной тарифной политики государства в железнодорожной сфере. Показательно, что не в конце прошлого года руководство ОАО «РЖД» «рекомендовало» сотрудникам медиа-ресурсов, контролируемых компанией, активизировать обсуждение проблемы тарифного регулирования, делая акцент на том, что цены на услуги у других участников транспортного рынка давно уже дерегулированы.

Заметно активизируется взаимодействие между ОАО «РЖД» и Правительством Москвы в сфере развития транспортных коммуникаций города. Так, в рамках создания Малого кольца Московской железной дороги уже запущены работы по возведению новых транспортно-пересадочных узлов. Кроме того, ОАО «РЖД» планирует построить в Москве три новых вокзальных комплекса, которые помимо пересадочных узлов будут включать в себя также парковки, гостиницы, офисы и торговые площади.

Важно, что совместные градостроительные и транспортные инициативы ОАО «РЖД» и Правительства Москвы неизменно получают одобрение и поддержку на самом высоком уровне и потому их количество и масштаб, возможно, в самое ближайшее время, будут значительно расширены. Немаловажную роль в этом процессе играет нарастающее сотрудничество корпорации «Миракс» (курируемой первым заместителем мэра в правительстве Москвы Владимиром Ресиным) с ОАО «РЖД» и, в частности, Дирекцией железнодорожных вокзалов (ДЖВ). Показательно, что из большого числа инвестпроектов, предложенных начальнику ДЖВ Сергею Абрамову, предложения «Миракс» по реконструкции и застройке площадей Курского вокзала получили одобрение в первую очередь.

Ориентируясь на предстоящую смену Правительства, руководство «РЖД», похоже, сделало ставку на активизацию лоббистской деятельности во властных структурах, выступая за внесение ряда поправок в нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность железнодорожного транспорта. С точки зрения руководства железнодорожного монополиста на данном этапе крайне важно «вбросить» в информационное и политическое поле предложения и требования компании по изменению правого режима ее функционирования, чтобы затем, в условиях новой конфигурации административной системы, иметь определенный концептуальный «задел» на продолжение дискуссии.

Так, ОАО «РЖД» предлагает в законе «О железнодорожном транспорте в РФ» учесть, что действия железнодорожных перевозчиков и их конкуренция между собой должны происходить в равных условиях государственного регулирования их деятельности. Последнее, при экономическом и лоббистском потенциале ОАО «РЖД», фактически будет означать установление режима «зеленого света» для любых начинай компании, в частности, в области правоотношений с ее контрагентами и клиентами.

В рамках дальнейшей коммерциализации деятельности ОАО «РЖД», в компании подготовлен пакет изменений в закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», основная идея которого заключается в предоставлении ОАО «РЖД» большей свободы действий относительно собственного имущества, в т.ч. недвижимого.

Перед ОАО «РЖД» стоят очень сложные задачи в области регионального GR. Главная точка напряженности - пассажирские перевозки. Во всем мире они являются убыточными и субсидируются. Переговоры и подготовка договоров, на основании которых регионы возмещают железнодорожникам убытки от пассажирских перевозок, - одна из основных задач отделов GR. Внимание уделяется и вопросу льготных перевозок. Одной из главных задач по выстраиванию взаимоотношений ОАО «РЖД» с органами власти регионов является возмещение потерь в доходах компании от регулирования субъектами тарифов на пригородные перевозки. Все эти вопросы решаются за столом переговоров между местными властями и линейными менеджерами ОАО «РЖД». Если регион не имеет возможности расплатиться деньгами, ищутся другие формы компенсации: снижение для ОАО «РЖД» тарифа на электроэнергию, или списание былых долгов компании, или совместное участие в строительстве и реконструкции вокзалов. Сейчас ОАО «РЖД» подготовило законопроект «Об общих принципах транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении», где предлагает законодательно разделить пригородные пассажирские перевозки на социальные и коммерческие, что позволит за счет федерального и регионального социального заказа сократить убыточность пригородного комплекса компании. Показательно, что субъекты Федерации, за редким исключением (например, Красноярский край и Челябинская область), сознательно тормозят процесс создания региональных пригородных компаний.

Все более жестко ОАО «РЖД» навязывает свое участие в крупных государственных инфраструктурных проектах. Резонансным в экспертной среде посчитали решение монополии с 1-го апреля повысить все тарифы на грузоперевозки на 1% (компания уже заручилась одобрением Правительства РФ) для финансирования строительства объектов к Олимпиаде 2014 г. в Сочи[14].

 

Лесопромышленная отрасль

В последние пару лет российская политическая элита озаботилась проблемами развития отечественной лесопереработки, поэтому среди лоббистов от ЛПК развернулась настоящая борьба за правительственное внимание. В марте 2006 года Владимир Путин предложил перестать «жевать сопли» и перестать «гнать кругляк за границу». Год спустя вышло правительственное постановление № 75, предписывающее поэтапно повышать пошлины на «круглый» лес с тогдашних 5% до 80% к началу 2009 года. Также с марта 2008-го количество таможенных пунктов, занимающихся экспортным оформлением древесины, сократилось в пять раз — до 128. Постановление о повышении экспортных пошлин лоббировали крупные лесопромышленные компании. Среди крупных игроков, которым выгодно повышение пошлин, называются «Илим Палп», Архангельский ЦБК, «Монди бизнес пейпа Сыктывкарский ЛПК», «Инвестлеспром» и другие компании.

Дальнейшее развитие ситуации власть и бизнес представляют себе по-разному. Премьер-министр Виктор Зубков видит решение проблем лесной отрасли в западных инвесторах, а российские лесовики – в налоговых послаблениях, а также в масштабных государственных инвестициях в инфраструктуру лесодобывающих регионов. В частности, лоббисты предлагают за счет Инвестфонда закупать за рубежом современное оборудование для глубокой переработки леса. Собственные средства при нынешних налоговых условиях лесники вкладывать не собираются.

Минпромэнерго уже отобрало четыре конкретных проекта, которым обещана господдержка в рамках развития ЛПК. Это строительство завода по выработке лущеного шпона в Хабаровском крае компанией «Римбунан Хиджау» с объемом инвестиций 580 млн. евро, аналогичный завод компании Midway United Ltd (50%-ной долей в СП владеет «МС Менеджмент», который принадлежит бывшим акционерам Evraz Group) в Красноярском крае с инвестициями в размере 132 млн. евро, а также проект завода по выпуску клееного бруса в Ленинградской области с инвестициями в объеме 100 млн. евро и предприятие по производству изделий из древесины в Тверской области за 175 млн. евро.

Интерес к отрасли сверху был подогрет и лоббизмом снизу. Общенациональный лоббист лесников - губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев – заявил, что в ответ на заградительные экспортные пошлины, введенные Россией, китайские власти начали предоставлять налоговые льготы и другие преференции своим компаниям, ввозящим в КНР необработанную древесину. Т.е. защитительные меры Правительства РФ были сведены таким образом на нет. В. Ишаев призвал правительство ввести государственные преференции для предприятий отрасли. Под этим подразумеваются налоговые льготы для предприятий, занимающихся глубокой переработкой древесины. Пока их потенциала хватает на переработку лишь 30% леса, вырубаемого в Хабаровском крае. Все остальное по-прежнему уходит в Китай в виде кругляка.

Интересно, что лоббисты от леспрома готовы вывести проблему на международный уровень, фактически объявив о том, что Китай навязал России лесную торговую войну. Вряд ли политизация проблемы получит одобрение в федеральных властных структурах. Однако в целом активизация лоббистов от ЛПК может увенчаться серьезными успехами в ближайшие месяцы.

Алкогольная отрасль

Среди производителей алкогольной продукции существует четкое деление на пивоваров и «водочников». Влияние пивного лобби снижается четвертый год подряд. Основным предметом лоббирования пивной отрасли можно считать регулирование акцизной и рекламной политики, а также противодействие ограничениям на продажу и распространение. Специалисты департаментов по связям с государственными органами власти крупнейших компаний отрасли (Baltic Beverages Holding, САН ИнБев, Efes, SABMiller, Heineken) расходятся в определении главной цели их лоббизма на ближайшее время. Для САН ИнБев это акцизная политика, в то время как в Baltic Beverages Holding считают, что в данном направлении существенных успехов ждать не стоит. Компания, прежде всего, рассчитывает на законопроект члена Совета Федерации Виталия Мутко, в котором предлагается при проведении официальных международных спортивных соревнований разрешить размещение рекламы пива и напитков, изготовляемых на его основе. В конце апреля этот законопроект уже был одобрен Правительством.

Стоит заметить, что быстрая консолидация российской пивоваренной отрасли (что только предстоит их главным конкурентам - производителям водки) оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на эффективность пивного лоббирования. С одной стороны, объединенные в единый для отрасли Союз производителей пиво-безалкогольной продукции (глава – Вячеслав Мамонтов) компании могут скоординировано действовать, оказывая влияние на органы государственной власти. С другой стороны, межнациональный состав их акционеров требует иной раз длительной процедуры согласований в таком «деликатном» вопросе как лоббирование.

Водочные же лоббисты неплохо отстаивают свои интересы. С 1 января 2008 года согласно закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», все производители спирта в России должны были полностью перерабатывать или утилизировать барду, основного отхода спиртового производства. По оценкам экспертов, лишь половина предприятий отрасли могли успеть переоснастить производственные мощности. 10 ноября 2007 года в Государственную Думу был внесен, а 14 ноября уже принят в третьем чтении законопроект, согласно которому предусматривается вступление в силу положений, касающихся барды, было перенесено на 1 января 2009 года. Пока еще не принят законопроект Владимира Пекарева, согласно которому с целью борьбы с недобросовестными производителями водки устанавливается минимальная розничная цена на водку, однако в случае его прохождения, водочники нанесут серьезный удар по теневому рынку спиртного. Вообще инициативы водочных лоббистов направлены, в основном, на борьбу с нелегальным рынком.

Страховая отрасль

В апреле Государственная дума приступила к рассмотрению новых поправок к Закону о банкротстве, выгодных, прежде всего, крупным страховым компаниям. Согласно новым поправкам, если страховая компания в течение 14 дней не может выплатить клиенту сумму от 100 тыс. руб. и больше, это считается признаком банкротства. Специально для этого МЭРТ и Минфин предусмотрели в законопроекте последующий механизм поглощения такой компании страховыми гигантами: страховой портфель компании-банкрота будет продаваться на торгах и в качестве покупателя сможет выступить финансово устойчивый страховщик.

Для небольших страховых компаний это уточнение и есть первый шаг к банкротству, поскольку изменения в законодательстве в первую очередь коснутся сроков страховых выплат. Раньше у страховщика было в запасе от одного до трёх месяцев, чтобы выполнить свои страховые обязательства.

Крупные страховые компании под различными предлогами пытаются ограничить деятельность мелких и лоббируют различные законодательные ограничения, несмотря на то, что правовое управление Президента РФ заявило, что лицензирование является единственным условием доступа на этот рынок.

Что касается принятия Закона о банкротстве, то, по мнению представителей профильных комитетов Госдумы, поправки могут быть приняты уже в нынешнюю весеннюю сессию. Наиболее активно интересы крупных страховщиков в Госдуме продвигает член Комитета по финансовому рынку и президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль. Кроме того, интересы страховщиков отстаивают и другие депутаты, наиболее влиятельный из которых председатель Комитета по финансовому рынку и бывший председатель правления акционерного страхового общества «Русь» Владислав Резник (о нем уже неоднократно говорилось выше).

Дата: 2019-12-22, просмотров: 197.