Третьей составляющей понятия “результативность” являются показатели прибыльности или рентабельности. Рентабельность работы предприятия, а также влияние факторов на изменение этих показателей, рассчитывают на основе данных “Отчета о прибылях и убытках”.
Рентабельность продаж (РП) – это отношение суммы прибыли от реализации к объему реализованной продукции:
ВР – С/С – КР – УР ПР
РП = ´ 100 % = ´ 100 % ,
ВР ВР
где ВР- выручка от реализации;
С/С – себестоимость реализации (руб.);
КР – коммерческие расходы (руб.);
УР – управленческие расходы (руб).
Из этой факторной модели следует, что на рентабельность влияют все показатели – факторы, определяющие ее. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты:
1.Влияние изменения выручки от реализации на РП:
ВР1 – С/С0 – КР0 – УР0 ВР0 – С/С0 – КР0 – УР0
DРПВР = - ´ 100 %,
ВР1 ВР0
где С/С1 и С/С0 – отчетная и базисная себестоимость (руб.);
КР1 и КР0 – отчетные и базисные коммерческие расходы (руб.);
УР1 и УР0 - управленческие расходы в отчетном и базисном периоде.
2.Влияние изменения себестоимости реализации на РП:
ВР1 – С/С1 – КР0 – УР0 ВР1 – С/С0 – КР0 – УР0
DРПС/С = - ´ 100 %,
ВР1 ВР0
3.Влияние изменения коммерческих расходов на РП:
ВР1 – С/С1 – КР1 – УР0 ВР1 – С/С1 – КР0 – УР0
DРПКР = - ´ 100 %,
ВР1 ВР0
4.Влияние изменения управленческих расходов на РП:
ВР1 – С/С1 – КР1 – УР1 ВР1 – С/С1 – КР1 – УР0
DРПУР= - ´ 100 %,
ВР1 ВР0
Совокупное влияние факторов составляет:
DРП = ± DРПВР ± DРПС/С ± DРПКР ± DРПУР;
Кроме проанализированных коэффициентов рентабельности, различают рентабельность всего капитала, собственных средств, производственных фондов, финансовых вложений, перманентных средств. Следует отметить, что в странах с развитыми рыночными отношениями обычно ежегодно торговой палатой, промышленными ассоциациями или правительством публикуется информация о «нормальных» значениях показателей рентабельности. Сопоставление своих показателей с их допустимыми величинами позволяет сделать вывод о состоянии финансового положения предприятия. В России эта практика пока отсутствует, поэтому единственной базой для сравнения является информация о величине показателей в предыдущие годы.
Рентабельность продаж (РП) отражает удельный вес прибыли в каждом рубле выручки от реализации. В зарубежной практике этот показатель называется маржей прибыли (коммерческой маржей).
Анализ финансовых результатов от обычных видов
Деятельности
Для анализа экономической деятельности необходимо рассчитать следующие показатели в предыдущем и отчетном периодах:
1.Абсолютное отклонение прибыли от реализации услуг:
D П = П1 – П0 = -94 – (-1733) = 1639.
2.Темп роста.
Темп роста = 100% - П1 / П0 ´ 100 % =100% - (-94/-1733) ´100% = =94,58 %
3. Рентабельность продаж:
ВР – С/С – КР – УР ПР
РП 0 = ´ 100 % = ´ 100 % = -1733 / 33457 ´
ВР ВР
´ 100% = -5,18%
РП 1= - 94 / 42441 ´ 100% = - 0,22%
Для расчета влияния каждого фактора на изменение рентабельности продаж воспользуемся методом цепных подстановок:
· Влияние изменения выручки от реализации на РП:
ВР1 – С/С0 – КР0 – УР0 ВР0 – С/С0 – КР0 – УР0
DРПВР = - ´ 100 % =
ВР1 ВР0
= (0,1708 – ( - 0,0518)) ´ 100 % = 22,26 %
· Влияние изменения себестоимости реализации на РП:
ВР1 – С/С1 – КР0 – УР0 ВР1 – С/С0 – КР0 – УР0
DРПС/С = - ´ 100 % =
ВР1 ВР0
= ( - 0,0022 – 0,2167) ´ 100 % = - 21,89 %
· Влияние изменения коммерческих расходов на РП:
ВР1 – С/С1 – КР1 – УР0 ВР1 – С/С1 – КР0 – УР0
DРПКР = - ´ 100 % =
ВР1 ВР0
= ( -0,0022 – (- 0,0028)) ´ 100 % = 0,06 %
· Влияние изменения управленческих расходов на РП:
ВР1 – С/С1 – КР1 – УР1 ВР1 – С/С1 – КР1 – УР0
DРПУР= - ´ 100 % =
ВР1 ВР0
= ( - 0,0022 – ( - 0,0028)) ´ 100 % = 0,06 %
· Совокупное влияние факторов составляет:
DРП = ± DРПВР ± DРПС/С ± DРПКР ± DРПУР = 22,26% - 21,89 % + 0,06 % + 0,06 % = 0,49 %
Таким образом, на основе полученных показателей, можно говорить об уменьшении убытка от реализации услуг в данном отчетном периоде, что, в первую очередь, связано с увеличением объема выручки.
Убыток от реализации услуг в 2001 году уменьшился на 1639 тыс. руб. (или на 94,58%).
3.3. Сравнительный анализ определения выручки
Дата: 2019-12-22, просмотров: 290.