Тема 2.1. Психика. Сознание. Бессознательное
Требования к знаниям:
1. основных понятий, применяемых в психологии;
2. сферы использования категориального аппарата и основ психологии;
3. методов психологической диагностики самосознания личности;
4. собственных особенностей Я - концепции и самооценки.
Требования к умениям:
1. подбирать адекватные конкретному социальному исследованию методы сбора данных;
2. интерпретировать полученные результаты в соответствии с задачами исследования.
Содержание учебного материала
Предметом современной психологии является психика. Психика – свойство высокоорганизованной материи отражать своими состояниями определенную деятельность: в форме ощущений, восприятий, мысли, чувств, волевых процессов и др явлений психики.
Мозг и психика*.
Категории психических явлений — психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые), психические состояния, психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности).
Свойства психики основываются на том, что психике присущи идеальные характеристики, субъективные, психика активна, избирательна.
Основными функциями психики являются отражение и регулирование.
Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. "Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения"[4]. Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой. Человек – активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов. Поэтому следует различать активное и реактивное отражение, активное и реактивное регулирование.
Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Формы и уровни отражения: психическое (взаимодействие, сопровождающееся обменом информации), физиологическое (взаимодействие, сопровождающееся обменом вещества и энергии, ведет к изменениям физиологического функционирования организма, но не поведения), физическое (любое внешнее изменение объекта: ветер и скала).
Эволюционное развитие психики
Раздражимость (способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия) и чувствительность (способность организмов отражать воздействие биологически нейтральное, но связанное с биотическими свойствами среды) — объективные признаки возникновения психики.
Стадии и уровни развития психики в животном мире (стадия элементарной сенсорной психики и стадия перцептивной психики) – гипотеза Леонтьева – Фабри*.
Главные особенности психической «деятельности» животных, отличающие ее от психики человека *.
Венцом развития психики является сознание. Предпосылки возникновения сознания:
- биологические:
1. анатомо-физиологические особенности (прямохождение, высвобождение руки, относительно большой объем головного мозга);
2. усложнение строения нс и специфичность органов чувств;
- социальные:
1. появление труда;
2. совместная трудовая деят-ть;
3. появление речи.
Определение сознания сталкивается с большим количеством трудностей, связанных с очень разными подходами к этой проблеме. Проблема сознания является одной из глобальнейших и сложнейших проблем в психологии.
Основные подходы к проблеме
"Сознание, – писал В. Вундт, – заключается лишь в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психические состояния". Сознание психологически представляет собой, с этой точки зрения, как бы внутреннее свечение, которое бывает ярким или помраченным, или даже угасает совсем, как, например, при глубоком обмороке (Ледд). Поэтому оно может иметь только чисто формальные свойства; их и выражают так называемые психологические законы сознания: единства, непрерывности, узости и т.д. По мнению У. Джеймса, сознание есть "хозяин психических функций", то есть фактически сознание отождествляется с субъектом. Сознание – это особое психическое пространство, "сцена" (К. Ясперс). Сознание может быть условием психологии, но не ее предметом (Наторп). Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, оно не поддается определению и выводимо только из самого себя. Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество – качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их презентированности (представленности) субъекту (Стаут). Качество это не раскрываемо, оно может только быть или не быть.
Общая черта всех выше приведенных взглядов – это акцент на психологической бескачественности сознания.
Несколько иная точка зрения у представителей французской социологической школы (Дюркгейм, Хальбвакс и др.). Психологическая бескачественность сознания здесь сохраняется, но сознание понимается как плоскость, на которую проецируются понятия, концепты, составляющие содержание общественного сознания. Этим сознание отождествляется со знанием: сознание – это "со-знание", продукт общения знаний.
Представляет интерес система взглядов Л. С. Выготского на сознание. Он пишет о том, что сознание – это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. "Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик" [5]. "Сознание есть как бы контакт с самим собой" [6]. Сознание есть со-знание, но лишь в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится. Поэтому сознание не постулат и не условие психологии, а ее проблема – предмет конкретно-научного психологического исследования. При этом процесс интериоризации (то есть вращивания внешней деятельности во внутреннюю) состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний "план сознания"; это процесс, в котором этот внутренний план формируется. Элементами сознания, его "клеточками", по Выготскому, являются словесные значения.
Взгляды на проблему сознания А. Н. Леонтьева во многом продолжают линию Выготского. Леонтьев считает, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия и состояния. Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Порождаются внутренние действия и операции, протекающие в уме, в "плане сознания". Сознание-образ становится также сознанием-реальностью, то есть преобразуется в модель, в которой можно мысленно действовать.
По мнению Б. Г. Ананьева, "как сознание психическая деятельность есть динамическое соотношение чувственных и логических знаний, их система, работающая как единое целое и определяющая каждое отдельное знание. Эта работающая система есть состояние бодрствования человека, или, другими словами, специфически человеческая характеристика бодрствования и есть сознание" [7]. По Ананьеву, со-знание выступает как составная часть эффекта действия. Первоначальные факты сознания – это восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояние бодрствования становится сплошным "потоком сознания", переключаемого с одного вида деятельности на другой. "Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире" [8].
По мнению Л. М. Веккера, сознание в широком смысле охватывает высшие уровни интеграции когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов. В более узком смысле сознание представляет собой итог интеграции когнитивных и эмоциональных процессов[9].
Совершенно иной взгляд на сознание характерен для представителей восточных учений. Вот выдержка из работы основоположника интегральной йоги Шри Ауробиндо: "Ментальное сознание – диапазон чисто человеческий, он отнюдь не охватывает всех возможных диапазонов сознания, точно так же как человеческое зрение не может охватить все цветовые оттенки, а человеческих слух – все уровни звука, ибо есть множество звуков и цветов, которые находятся выше или ниже доступного человеку диапазона, которые человек не может видеть или слышать. Точно так же есть планы сознания выше и ниже человеческого плана; обыкновенный человек не имеет с ними контакта, и они кажутся ему лишенными сознания – супраментальный или глобально-ментальный и субментальный планы. ...То, что мы называем "несознанием" – это просто иное сознание. ...На самом деле, когда мы спим или когда нас оглушили, или когда мы находимся под влиянием наркотиков, или когда мы "мертвы", или находимся в любом другом состоянии – в это время мы не более бессознательны, чем при глубокой внутренней сосредоточенности на какой-то мысли, когда мы не замечаем ни нашего физического "Я", ни того, что нас окружает... По мере того как мы продвигаемся вперед и пробуждаемся к осознанию души в себе и в предметах, нам становится ясно, что сознание присутствует и в растениях, и в металле, и в атоме, и в электричестве – в любом предмете физической природы; мы обнаружим даже, что оно ни в каком отношении не является низшей или более ограниченной формой по сравнению с ментальной; наоборот, во многих "неживых" формах оно является более интенсивным, быстрым, живым, хотя и менее развитым в направлении к поверхности" [10].
Сознание – высшая, собственно человеческая форма обобщенного отражения объективных, устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира. Выступает как процесс формирования у человека внутренней модели внешнего мира. Благодаря этому процессу достигается познание и преобразование окр действительности.
К основным функциям сознания относятся следующие: отражательная; порождающая (творческая, или креативная); регулятивно-оценочная; рефлексивная; духовная;
Свойства сознания: когнитивное; эмоционально-волевое; целеполагающее; самосознание.
С. Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания:
¨ построение отношений;
¨ познание;
¨ переживание.
Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента. Однако степень выраженности каждого из этих компонентов весьма различна. Поэтому каждый акт сознания можно рассматривать как точку в системе координат этих трех важнейших психологических категорий.
Структура сознания человека (по А.Н.Леонтьеву — В.П.Зинченко):
Бытийно-деятельностный слой — биодинамическая ткань действия (мир производственной практической деятельности) и чувственная ткань образа (мир представлений, культурных символов).
Рефлексивно-созерцательный слой — значение (мир идей, научных знаний) и личностный смысл (мир переживаний, эмоций)
Основные виды сознания: общественное и индивидуальное сознание.
Сознание и самосознание
Самосознание, по мнению И. М. Сеченова, это отражение акта собственного сознания. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.
Осознание себя в качестве некоего устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.
Самосознание формируется в процессе взаимодействия с другими людьми и связано с оцениванием себя, зависящим от успешности деятельности человека.
1. Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, человек может заняться либо самосовершенствованием, либо при помощи защитных механизмов устранить из сознания эти неприятные сведения (самоконтроль).
2. Целеполагания, прогнозирования;
3. Возможность самосовершенствования;
4. Реализация индивидуального смысла жизни.
Самосознание человека — самооценка, уровень притязаний, «Образ — Я». Характеристики измерения «Образа — Я».
Этапы развития самосознания у человека *.
Сознание и бессознательное
В зоне ясного сознания находят свое отражение лишь очень немногие сигналы из внутренней и внешней среды. Осознаются в данный момент времени те объекты, которые создают препятствия для нормального продолжения регулирования поведения или в силу других причин являются значимыми для человека. Возникшие затруднения или значимые раздражители привлекают внимание и, таким образом, осознаются. После нахождения нового способа регулирования или решения затруднительной ситуации управление снова передается подсознанию.
Таким образом, к сфере подсознания относятся так называемые вторичные автоматизмы (ходьба, бег, профессиональные навыки и т.д.). В сферу подсознания входят также психические явления, имеющие субъективный компонент, еще не ставший сознанием (психика младенцев, просоночное состояние взрослого, послеобморочное состояние и т.д.). Наиболее интересна та часть сферы подсознания, которая разработана в учении З. Фрейда. Фрейд считает, что бессознательное – это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.
Бессознательное в психике человека: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, «надсознательные» процессы *
Список литературы
Основная литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.-С.22.35, 67-98.
2. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.,1995.- Гл. 5.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.- Гл.5,6,20.
Дополнительная литература:
4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.- Т.1.- М., 1983.
5. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989. – С.382-424.
Основные понятия: психика, психические процессы, психические состояния, психические свойства, раздражимость, чувствительность, стадия элементарной сенсорной психики и стадия перцептивной психики, сознание, биодинамическая ткань действия, чувственная ткань образа, значение, личностный смысл, бессознательное, неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, «надсознательные» процессы, самосознание, образ Я, самооценка, уровень притязаний.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 277.