Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

¨ физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

¨ потребность в безопасности (стабильность, порядок);

¨ потребности в любви и принадлежности (семья, дружба);

¨ потребность в уважении (самоуважение, признание);

¨ потребность в самоактуализации (развитие способностей).

А. Н. Леонтьев считает данную попытку построения иерархии неудачной. Он считает, что иерархические отношения между мотивами являются релятивными (относительными) и определяются складывающимися связями деятельности субъекта. При этом смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое место в иерархии мотивов.

- мотивационное поле – особый функциональный орган, благодаря которому задерживается исполнение менее актуальных потребностей, потребности упорядочиваются, активизируются нервные центры, обеспеч удовлетворение самой актуальной потребности; определяется программа действия.

Концепции мотивации

Существует огромное количество концепций мотивации. Условно их можно свести к трем основным направлениям.

Теория биологических побуждений. Нарушение в балансе организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает индивидуума к его удовлетворению.

Теория оптимальной активации. Организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, позволяющий ему функционировать наиболее эффективно.

Когнитивные теории рассматривают мотивацию как механизм выбора определенной формы поведения. Чтобы сделать выбор, надо обратиться к процессу мышления.

Направленность

Несмотря на существование разных подходов к личности, везде в качестве ведущей характеристики выделяется её направленность. Она выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад. Под направленностью личности понимается совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от складывающихся ситуаций.

Направленность личности проявляется как иерархическая система потребностей мотивов и целей личности в следующих формах: влечение (потребность) - желание – мысли о возможности что-то иметь или что-то сделать. - Сильные желания перерастают в постоянное тяготение к объекту, т.е. становятся стремлением. - Интерес в структуре направленности личности наиболее исследован – эмоционально окрашенное, повышенное внимание к какому-либо объекту или явлению. Виды: по связи с потребностью: непосредственные и опосредованные, по длительности сохранения: устойчивые и неустойчивые, по содержанию и объектов: интеллектуальные, эстетические, политические и др.; широкие и узкие. Функции интересов: это познават форма направленности на предметы. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы. - Если интерес вкл волевой компонент, он становится склонностью (художники с детства). Идеал – конкретизируемая в образе цель склонности, благодаря чему человек может воспринимать и изменять окр мир.- Убеждение – высшая форма направленности личности, побуждающая её поступать в соответствии с её взглядами, принципами, идеалами. - Установка – неосознаваемая личностью готовность действовать опр образом, что ведет к построению или изменению способа и характера поведения, восприятия и общения. Позиции личности. - Образуя упорядоченную систему взглядов, убеждения человека выступают как его мировоззрение. Это система взглядов человека на окр мир и его место в нем.

Виды направленности: на себя, на общение, на дело.

Психологические основы воспитания и формирования направленности личности *.

Деятельность

Понятие деятельности. Психологическая структура и содержание деятельности человека. Внутренняя деятельность, внешняя деятельность, их взаимосвязь. Интериоризация и экстериоризация. Деятельность и психические процессы.

Операционно-технические аспекты деятельности: действия и цели, операции, психофизиологические функции. Неосознаваемые механизмы сознательных действий.

Потребностно-мотивационные аспекты деятельности. Базовые потребности и мотивы человека. Функции мотивов. Классификация мотивов. Иерархия мотивов. Осознанная и неосознанная мотивация. Патологические изменения мотивации.

Основные виды деятельности. Игра. Учение. Труд. Освоение деятельности. Умения, навыки, привычки.

Поведение – взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью.

Деятельность – осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде.

Оба этих определения далеко не бесспорны, но являются вполне приемлемыми в качестве рабочих.

Во всех аспектах человеческой деятельности и поведения проявляется, с одной стороны, основа, унаследованная от предшествующих поколений, а с другой – всё множество непрерывных взаимодействий физической и социальной среды. Соотношение врожденного и приобретенного и, далее, биологического и социального – важная часть анализа данной проблемы.

Человеческая деятельность является главным источником культуры и цивилизации и вместе с тем основной разрушительной силой.

Целесообразно выделение внешней и внутренней деятельности. Принципиальная общность строения внешней и внутренней деятельности определяется тем, что обе они опосредствуют связи человека с миром.

Основными формами деятельности являются:

¨ познание;

¨ общение;

¨ труд.

Основными видами (уровнями) деятельности являются:

¨ игра;

¨ учение;

¨ труд.

Основы теории деятельности

Понятие деятельности является основополагающим для концепции, разработанной А. Н. Леонтьевым. Это понятие, в силу его связи с марксистской теорией, наиболее характерно для советской психологии. Его рассмотрение имеет смысл, так как почти вся советская психология (в разной степени) оказалась построенной на этом понятии (или при его активном участии).

Истоки теории деятельности:

¨ объективная рефлексология Бехтерева;

¨ реактология Корнилова;

¨ бихевиоризм Уотсона;

¨ культурно-историческая концепция Выготского.

Особенно велико влияние культурно-исторической концепции Выготского. Развитие высших психических функций (по Выготскому) включает в себя создание особых внешних средств, являющихся как бы психологическими орудиями, позволяющими добиваться значительно более высоких результатов и качественно перестраивать перво-начальные элементарные психические функции (деятельность – это культурное поведение, связанное с изготовлением и употреблением орудий).

Принцип единства сознания и деятельности (впервые сформулирован Рубинштейном в 1933 г.): психическое отражение, сознание связано с активной деятельностью, исходит из нее, в ней осуществляется, ею определяется. Согласно этому принципу, сознание вторично, оно проистекает из деятельности. Этот принцип развивался в трудах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, а также в трудах других представителей теории деятельности.

Интересным представляется факт, что в поздних работах и Рубинштейн, и Леонтьев отказались (явно или неявно) от этих позиций. Ими развиваются представления о возможности самостоятельного развития и функционирования сознания, его спонтанности.

Можно констатировать, что, являясь основополагающим объяснительным принципом советской психологии, теория деятельности сдерживала ее развитие. Вместе с тем, рассматривая деятельность как предмет психологического исследования, теория деятельности внесла значительный вклад в развитие науки.

Любое человеческое действие является вместе с тем и психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружению.

А. Н. Леонтьев: "То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка – это развитие его деятельности, как внешней, так и внутренней" [15].

Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели. Деятельность входит в предмет психологии, но не особой своей частью, а "функцией полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности" [16].

Внутренняя деятельность формируется из внешней. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий план сознания, это процесс, в котором внутренний план формируется.

Основным отличием одной деятельности от другой является предмет деятельности (это главное). Леонтьев считает, что предмет, направляющий деятельность, есть её мотив. Немотивированная деятельность – деятельность со скрытым мотивом. Действия – процессы, подчиненные представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть представлению о созидательной цели.

Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к тому, что происходит расщепление функций мотива: выделяются функции побуждения и направления.

Достижение цели, то есть осуществление действия, происходит в определенных условиях. Цель, переформулированная применительно к определенным условиям, есть задача. Способ осуществления действия называется операцией. Операции направляются на решение задач.

Основным предметом исследования в психологической теории деятельности явилось действие, его структура и функции.

Начало психологической интерпретации действия было положено в трудах Л. С. Выготского. Затем в середине 30-х годов его ученики и последователи А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев и др. предприняли цикл исследований сенсорных, перцептивных, мимических и умственных действий, уделив при этом особое внимание их генетической связи с предметно-практическими действиями. С. Л. Рубинштейн также считал действия основной клеточкой или ячейкой психологии. По его мнению:

1. В действии психологический анализ может вскрыть зачатки всех элементов психологии.

2. Действие обладает порождающими свойствами.

А. В. Запорожец сформулировал положение, что способ действия является живым отображением предмета.

Для возникновения ощущения необходимо элементарное сенсорное действие. Это положение доказывалось в исследованиях В. И. Аспина, В. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. Б. Познанской.

Для возникновения образа восприятия необходимо осуществление сложного перцептивного действия, включающего в свой состав систему предметных операций (что существенно для формирования предметности восприятия.

Действие – основа мышления, необходимое условие формиро-вания смыслов, их расширения и углубления.

В действии лежит начало рефлексии. Действие трансформируется в поступок и становится главным формообразующим фактором и одновременно единицей анализа личности.

Операция, действие, деятельность взаимообратимы. На это указывал А. Н. Леонтьев. Превращение операции в действия, а затем в деятельность замечательно проследил А. В. Запорожец. См.: Запорожец А. В. Избранные психологические труды. – Т. 1, М., 1989.

Основное, чисто внешнее отличие живой материи от неживой, высших форм от низших, более развитых существ от менее развитых заключается в том, что названные первыми гораздо более подвижны и активны, чем вторые. Человек способен создавать себе условия и обитать в любой точке земного шара. Активность же растений ограничена обменом веществами с окружающей средой; активность человека, кроме всех видов и форм, характерных для животных, содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

(В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется и в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности. Он создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу.)

Отличия активности животных от деятельности человека:

1. Деятельность носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового, по сравнению с тем, что дано природой не производит и не создает.

2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используют их или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковых не существует.

3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешней условиях жизни.

4. Человеческая деятельность в её разнообразных формах и средствах реализации является продуктом истории. Активность животных выступает как результат биологической эволюции.

5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она задана в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится и к нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.

Деятельность отличается и от поведения:

Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно, деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична.

Структура деятельности

Понятие структура деятельности разрабатывалась в отечественной теории деятельности Выготским Л.С., Леонтьевым А.Н.

Согласно теории Леонтьева, деятельность человека имеет сложную иерархическую структуру и состоит из нескольких уровней:

1 уровень особенных деятельностей (особых видов деятельностей);

2 уровень – действий;

3 уровень операций;

4 уровень психофизиологических функций.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 278.