1. Основание для классификации отраслей психологии — конкретная деятельность человека. Отрасли психологии:
― психология труда (инженерная, авиационная, космическая психологии и др.);
― педагогическая (психология обучения и воспитания, психология учителя);
― медицинская (нейропсихология, психофармакология, психотерапия, психопрофилактика и психогигиена);
― военная (психологи человека в экстремальной, боевой ситуации, психология взаимоотношений, психология пропаганды и контрпропаганды);
― юридическая (судебная, криминальная, исправительно-трудовая психология, психология убеждения и принуждения и др);
― психология спорта (психология подготовки спортсмена, психологическая устойчивость и мобилизационная готовность спортсмена);
2. Основание для классификации отраслей психологии — развитие.
Отрасли психологии:
― возрастная психология (психология младенца, дошкольника, младшего школьника, подростка, юности, зрелого и старческого возраста);
― психология аномального развития (тифлопсихология, сурдопсихология, алигофренопсихология);
― сравнительная психология (зоопсихология, этология);
3. Основание для классификации отраслей психологии — отношение человека к обществу Отрасли психологии:
― психология больших групп (психология наций и народностей, психология массовой коммуникации, психология религии);
― психология малых групп (психология совместимости, семейная психология, психология лидера и руководителя);
― социальная психология личности (психология самочувствия человека в группе, психология направленности личности, устойчивости, самооценки и др).
Методы современной психологии:
Метод – путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности.
1. методы объяснительной психологии:
- наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения,
- эксперимент - способ получения информации о наличии причинно-следственных связей между параметрами психологического объекта и воздействующими на него некоторыми управляемыми и контролируемыми факторами,
- тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений;
- анализ продуктов деятельности для выводов о психологических особенностях субъекта,
- опрос в двух формах: анкетирования (письменно с использованием анкеты) и беседы (интервью) – получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с респондентом,
- математическое моделирование, статистический анализ;
2. методы описательной психологии:
- интроспекция - самонаблюдение,
- самоотчет - словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдения,
- включенной наблюдение,
- эмпатическое слушание – основан на переживании исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник через отождествление с ним,
- идентификация – способность человека мысленно поставить себя на место другого, как бы воплотиться в другом,
- беседа как диалог,
- биографический метод основан на изучении психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии;
- интерпретация внутреннего мира другого человека – основана на использовании субъектом совокупности внутренних психологических средств, своего психологического опыта;
- интуиция – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения,
- герменевтика – искусство и теория истолкования различного рода текстов;
3. методы практической психологии, или психотерапевтической практики (гипноз, психоанализ, бихевиоральная терапия, гештальттерапия, клиент-центрированная терапия, рациональная терапия, логотерапия, транзактный анализ, Т – группы, психодрамма, группы встреч, танцевальная терапия, арт-терапия, психосинтез, другие)*.
Список литературы
Основная литература:
1. Введение в психологию/ Под общ. Ред. А.В. Петровского. – М., 1997.-С. 407-413.
2. Общая психология. / Сост. Е.И. Рогов. – М., 1995.- С.328-331.
3. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.,1995.- Гл. 1, 3.
Дополнительная литература:
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.Курс лекций.-М.,1996.-С.9-21.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999. – Гл.1-3.
Основные понятия: психология, предмет, школы психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, когнитивная психология), психика, сознание, бессознательное, поведение, личность, отрасль психологии, объяснительная, описательная, практическая психология, метод, наблюдение, эксперимент, тест, анкетирование, опрос.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 276.