Методы сбора эмпирических данных в социологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В социологии при сборе первичных данных используют, чаще всего, четыре основных метода: социологический опрос, анализ документов, социологическое наблюдение, социологический эксперимент. Каждый из этих методов имеет, в свою очередь, ряд разновидностей.

А) Метод социологического опроса и его разновидности: анкетирование и интервьюирование

В социологии самым популярным, наиболее часто используемым методом сбора эмпирической информации является метод опроса. Вопросы сегодня задают на только социологи. Этим методом активно пользуются и другие специалисты: журналисты, врачи, следователи, учителя. Чем же отличается социологический опрос от других видов опросов?

Первая отличительная черта – количество опрошенных. Названные выше специалисты имеют дело, как правило, с одним или несколькими людьми. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Суть социологического опроса в том, чтобы на основании нескольких сотен мнений опрошенных людей судить о тысячах и миллионах. Социолог, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения, если их обработать статистически, взаимопогашаются. В результате социолог получает усредненную картину реальности. Вот почему в социологической анкете не требуют указывать свою фамилию, имя, отчество, адрес. Она анонимная.

Вторая отличительная черта социологического опроса – достоверность и объективность получаемой информации. Опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели журналист. Такую информацию можно назвать даже объективной, если строго соблюдены все научно-методические требования. Хотя получена она на основе субъективных мнений.

Третья отличительная черта – цель опроса. Врач, журналист или следователь вовсе не стремятся к обобщенной информации, они выясняют лишь то, что отличает одного человека от другого.

В зависимости от источника информации различают опросы массовые и специализированные. В первом случае источником информации выступают представители больших социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных). Участников массовых опросов называют респондентами. В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица (знатоки, эксперты), обладающие необходимыми для исследователя профессиональными и теоретическими знаниями либо жизненным опытом, которые позволяют им делать авторитетные заключения. Называются такие опросы экспертными.

 

Одним из наиболее распространенных видов социологического опроса является анкетный опрос. Это наиболее оперативный и дешевый вид опроса (в сравнении с другими методами), его результаты легче поддаются количественной обработке. К преимуществам анкетирования относится, также, возможность охватить различные области социальной практики, лучше исследовать проблемы, которые имеют большую социальную значимость, выявить информацию о мотивах поведения, интересах, суждениях людей.

По степени охвата респондентов анкетирование разделяется на сплошное и выборочное; по месту проведения – на работе, по месту жительства, в местах проведения досуга и отдыха; по способу общения исследователя с респондентами – на почтовое, прессовое и раздаточное. Почтовое анкетирование осуществляется путем распространения анкет и получения их обратно с помощью почтовой пересылки. Недостатком данного метода является низкий процент возврата анкет. При прессовом опросе анкеты публикуются в печати. Здесь также процент возврата анкет является низким. В раздаточном анкетировании анкеты раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондентов.

Анкета – размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Опрашиваемые рассматриваются в качестве объекта исследования. Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к ней применим аппарат статистики.

По содержанию вопросы, формулируемые в анкете, подразделяются на следующие типы:

· вопросы о фактах. Их целью является получение информации о социальных явлениях и процессах в экономической, социальной, политической сферах жизнедеятельности общества, о ситуациях на производстве, в учебных заведениях и т.п., о роде деятельности респондента

· вопросы о мнениях. Их целью является выяснение мнения опрашиваемых относительно социальных, экономических и политических событий, существующих в стране, в регионе, на предприятии и т.п.

· вопросы о знаниях ориентированы на выяснение того, что и в какой мере знает респондент об интересующей исследователя проблеме, ситуации и т.п.

· вопросы об оценках имеют целью узнать оценку респондентами тех или иных явлений, процессов, событий

· вопросы о мотивах ориентированы на выяснение субъективных представлений респондентов о мотивах их поступков или оценок

По своей логической направленности вопросы в социологической анкете делятся на несколько типов:

· основные – это вопросы, на основании ответов на которые исследователь получает большую часть интересующей его информации об исследуемом социальном объекте. Такие вопросы составляют самую существенную по объему и по значимости часть анкеты, поэтому ответы на них служат основным материалом для выводов;

· контрольные вопросы используются для проверки правильности, непротиворечивости и искренности ответов респондентов;

· вопросы-фильтры применяются в тех случаях, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от определенной ее части.

По характеру ответов или технике заполнения анкеты выделяют следующие типы вопросов:

· закрытые вопросы. Ответы на такие вопросы респондент выбирает из предложенных ему в анкете. Закрытый вопрос – это вопрос с подсказками, отвечающий выбирает наиболее приемлемый для него вариант ответа;

· открытый вопрос дает респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, отражающий неповторимую индивидуальность знаний, оценок, мнений, убеждений опрашиваемого;

· полузакрытые (или полуоткрытые) вопросы – это такой тип вопросительных суждений, когда в перечне возможных ответов есть и такая позиция: «другое…», «что еще…», «укажите собственное мнение…», то есть соединяются вместе признаки открытого и закрытого вопроса;

· дихотомические (альтернативные) вопросы предполагают ответы опрашиваемых по принципу «да» / «нет», носят взаимоисключающий характер.

Выделяют также прямые и косвенные вопросы. Прямые вопросы позволяют выяснить позицию или отношение респондента к какой-либо проблеме, событию, факту и т.п. Косвенные вопросы задаются в тех случаях, когда респондента не вполне удобно спрашивать прямо или имеется предположение, что на прямые вопросы не будут даны искренние ответы.

Важнейшее значение в социологическом опросе имеет конструкция анкеты, порядок расположения в ней вопросов. Все вопросы формулируются таким образом, чтобы исключить возможность навязывания респонденту мнения исследователя, они должны быть однозначно воспринимаемы всеми, не допускать различного толкования.

Социологическое интервью – метод получения интересующей исследователя информации в процессе непосредственного целенаправленного общения социолога с респондентом в форме вопросно-ответного диалога. В отличие от анкетного опроса, где достоверность информации зависит в основном от качества составленного вопросника, в процессе интервьюирования она определяется эффективностью взаимодействия интервьюера и респондента.

Сфера применения данного метода чрезвычайно широка и разнообразна: метод интервью используется в журналистике, социологии, психологии, педагогике, статистике и т.п. Специфика социологического интервью состоит в том, что его целью является получение информации об особенностях социальных явлений и процессов, о функционирующих в обществе социальных общностях. Данный метод дает возможность учесть уровень культуры и образования опрашиваемого, гибко менять формулировки вопросов с учетом личности респондента, ставить дополнительные, уточняющие, контрольные и другие вопросы. Его недостатки – гораздо большие затраты времени и средств, чем требуется для проведения анкетирования, сложность использования машинного способа обработки получаемой информации, невозможность опроса большого количества людей.

Интервью классифицируется по различным основаниям. В зависимости от места проведения различают интервью по месту работы и по месту жительства респондента; в зависимости от числа респондентов – индивидуальные и групповые; в зависимости от способа общения – личные и телефонные; от частоты проведения – однократные и многократные.

По степени формализованности различают интервью свободное (нестандартизированное) и стандартизированное (формализованное). Свободное интервью – это, как правило, длительная (иногда, до 2 – 3-ех часов) беседа интервьюера с ответственными работниками системы государственного и местного управления, известными деятелями науки, культуры, образования, бизнеса, политики, которая проводится по общей программе исследования без строгой детализации вопросов. Определяется только тема, а направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки зависят от индивидуальных особенностей интервьюера и от конкретной ситуации интервью.

Формализованное (стандартизированное) интервью – самая распространенная разновидность интервьюирования. По своему содержанию оно мало чем отличается от анкетного опроса и представляет собой беседу интервьюера с опрашиваемыми по жестко фиксированному вопроснику. Вопросы четко формулируются и задаются в строгой последовательности. Такое интервью сводит к минимуму возможные индивидуальные отклонения от предварительно разработанного стандартного плана беседы.

Важное значение в процессе интервьюирования имеет фиксирование ответов опрашиваемых. Существует несколько основных способов такого фиксирования: запись во время беседы; запись по памяти, ответы регистрируются после проведения интервью; механическая звукозапись. Интервьюирование часто применяется в едином процессе социологического исследования вместе с анкетированием. Именно эти методы дают подавляющее большинство эмпирической информации, которой располагает социология.

 

Б) Социологическое наблюдение

Социологическое наблюдение – метод сбора первичной социологической информации путем визуального и слухового восприятия значимых с точки зрения целей исследования сведений, касающихся изучаемого объекта.

Для социологического наблюдения характерна связь наблюдателя с изучаемым объектом. Наблюдатель воспринимает изучаемый социальный объект сквозь призму своего интеллекта, эмоций, симпатий и антипатий. Все это накладывает определенный отпечаток как на сам процесс наблюдения, так и на оценку его результатов и их интерпретацию.

В социологии, в отличие от других наук, обычно сложно провести повторное наблюдение, так как социальные явления и процессы подвергаются воздействию огромного числа факторов, под влиянием которых постоянно видоизменяются. Вместе с тем, только хорошо организованное, неоднократное наблюдение может дать исследователю достоверную информацию. По этой причине наблюдение, как метод сбора первичной социологической информации, редко выступает в качестве основного инструмента социологического исследования. Чаще всего оно используется в системе с другими методами.

В зависимости от целей и задач осуществляемого наблюдения, положения и роли наблюдателя в изучаемой ситуации, по степени формализации, по условиям организации выделяют несколько видов наблюдения.

По степени охвата исследуемого объекта различают метод сплошного и несплошного наблюдения. В ходе сплошного наблюдения социальный объект охватывается полностью. Однако на практике такой вид наблюдения применяется редко. Чаще используются метод несплошного наблюдения, в процессе которого наблюдение осуществляется за социальным явлением на отдельно взятом объекте, когда изучается большая часть объекта или его важнейшие элементы, либо когда объектом является определенная выборочная совокупность.

По степени формализованности наблюдения подразделяются на структурализованные (проводимые по заранее разработанному плану) и неструктурализованные (когда отсутствует детальный план действий, определены лишь самые общие черты объекта).

По положению наблюдателя в исследуемой ситуации наблюдения подразделяются на включенные – социолог непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, действует совместно с наблюдаемыми, и невключенные – социолог наблюдает за объектом исследования со стороны, не участвуя в деятельности группы и не вступая в прямые контакты с ее членами.

По месту проведения и условиям организации наблюдения делятся на: полевые – проводятся в естественной обстановке, объект исследования находится в реальных жизненных условиях, и лабораторные – объект изучения находится в искусственно созданных условиях, исследуемая ситуация может быть специально смоделирована.

По регулярности проведения наблюдения бывают систематические – в ходе такого наблюдения осуществляется постоянная фиксация действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода, и случайные – наблюдения заранее не запланированных явлений, действий, ситуаций.

Результаты наблюдения в значительной степени зависят от наблюдателя, его умения воспринимать наблюдаемую ситуацию, ее сущность и глубину.

 

В) Социологический эксперимент

Социологический эксперимент позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении изучаемого объекта в результате воздействия на него новых факторов. Такая процедура осуществляется путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий, что приводит к изменению ситуации либо к созданию новой, ранее не существовавшей.

Социологический эксперимент обладает определенной структурой. Ее основные компоненты:

· экспериментатор (исследователь или группа исследователей, которые разрабатывают теоретическую модель эксперимента и осуществляют его на практике);

· экспериментальный фактор (условие или группа условий, которые вводятся в исследовательскую ситуацию социологом);

· экспериментальная ситуация (такая ситуация, которая преднамеренно создается исследователем в соответствии с программой эксперимента);

· экспериментальный объект (группа лиц или социальная общность, находящаяся в экспериментальных условиях).

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии подразделяют на полевые и лабораторные. В полевом исследовании воздействие экспериментального фактора на изучаемый социальный объект происходит в реальных условиях. Лабораторный эксперимент – это такая разновидность экспериментального исследования, при которой экспериментальный фактор вводится в действие в созданной исследователем искусственной ситуации.

По специфике используемых в исследовании факторов эксперименты подразделяются на однофакторные и многофакторные. Примером однофакторного эксперимента является изучение в ученической или студенческой группе распределения отношений привязанности, симпатии и антипатии между ее членами. Примером многофакторного эксперимента является хоторнский эксперимент на заключительном этапе его проведения.

По специфике решаемых в процессе проведения исследования задач выделяются проективные и ретроспективные эксперименты. Проективный эксперимент ориентирован на воплощение в реальность определенной картины будущего, исследователь проектирует наступление определенных следствий. Ретроспективный эксперимент направлен в прошлое, совершая его, исследователь анализирует информацию о событиях прошлого, проверяет гипотезы.

Эксперимент в социологическом исследовании часто бывает органически связан с другими методами сбора информации. Но если наблюдение используется в первую очередь для формулирования гипотез, то эксперимент ориентирован на проверку сформулированных гипотез. Значимость эксперимента в социологическом исследовании определяется тем, что он дает возможность подтвердить или опровергнуть выдвигаемые гипотезы, позволяет получать новые знания, практически значимые результаты, дает возможность изучить не только известные, явные функции социального объекта, но и латентные, скрытые от внимания специалистов функции, открывает для исследователей новое социальное пространство.

   

Г) Анализ документов

Анализ документов – это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений. Круг документов, содержащих в себе интересующую социолога информацию, чрезвычайно широк и информативен. Поэтому практически любое социологическое исследование начинается с анализа существующих по исследуемой проблеме документальных источников. Для того, чтобы огромный и разнообразный массив документации можно было успешно и эффективно использовать, документы следует классифицировать.

По общей значимости документы делятся на официальные (законы, указы, декларации, распоряжения и т.д.) и неофициальные (личные заявления, письма, дневники и прочее).

По форме изложения документы подразделяются на статистические (статьи, отчеты, сборники статистических материалов, содержащие экономические и социальные показатели развития страны, динамику рождаемости, смертности и др.) и вербальные (информация воплощена в словесно выражаемой форме – письма, книги, пресса).

По способу фиксации информации выделяются следующие разновидности документов:

1) письменные документы (информация в них изложена в форме буквенного изображения (рукописи, книги, сообщения, прессы и т.п.));

2) иконографические (воспринимаемые визуально – иконы, картины, фото и кинодокументы);

3) фонетические (ориентированы на слуховое восприятие – грампластинки, магнитофонные записи, лазерные диски и др.)

По критерию авторства документы делятся на индивидуальные, созданные одним автором, и коллективные, созданные несколькими авторами.

Многообразие документов, их содержания и направленности порождает и разнообразие их использования в социологии. Это определяется не только целями и задачами исследования, но и особенностями изучаемого объекта. Многообразие видов документов по-разному используется в социологическом исследовании. Существуют два основных метода анализа документов:

1. Традиционный. Он представляет собой совокупность определенных логических процедур, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала. Традиционный анализ позволяет преобразовать первоначальную информацию, содержащуюся в документе, в такую ее форму, которая интересует исследователя

2. Формализованный или контент-анализ. Процедура формализованного анализа документа заключается в выделении в изучаемом тексте определенных, интересующих исследователя элементов содержания (слов, упоминаний о фактах, дат и т.п.), классификации выделенных элементов в соответствии со схемой исследования, их последующем подсчете и количественном анализе.

      Как и всякое иное методическое средство, анализ документов может дать ожидаемый эффект только тогда, когда он соответствует целям и задачам изучения определенного социального процесса, проводится квалифицированно, с соблюдением всех правил и соответствующих процедур, дополняясь в случае необходимости применением других методов конкретного социологического исследования.

 

5. Анализ и обобщение социологической информации

Полученная в результате проведения эмпирических исследований первичная социологическая информация сама по себе не дает возможности сделать выводы об изучаемых явлениях и процессах и о тенденциях их развития. Чтобы добиться такого результата, необходимо первичную информацию проанализировать, обобщить, научно осмыслить и проинтерпретировать. Такая работа начинается с контроля за качеством заполнения респондентами анкет, бланков интервью, карточек наблюдения и т.п. После отбраковки негодных для анализа документов производится кодировка инструментария. Кодировка позволяет каждому вопросу и ответу присвоить определенный код, по которому производится компьютерная обработка информации.

Следующий шаг – измерение полученных в эмпирическом исследовании материалов. Измерительная часть инструментария называется шкалой. С помощью шкалы каждому объекту ставится в соответствие определенное число, называемое шкальным значением объекта. В социологии применяются разные типы шкал:

1. Номинальная шкала – шкала наименований, состоящая из перечня качественных объектов характеристики респондентов (пол, национальность, образование, установки, оценки)

2. Ранговая шкала представляет собой ранжированное распределение ответов в порядке убывания или увеличения интенсивности исследуемого признака. Такая шкала применяется при значительном разбросе мнений, которые можно сгруппировать в определенном порядке

3. Интервальная шкала – такой тип шкалы, в которой определяется величина разностей между упорядоченными проявлениями изучаемого объекта. Она обычно имеет вид столбца, который начинается с минимально выраженного признака и возрастает до максимально выраженного

Наряду со шкалированием в социологическом исследовании при анализе и обобщении его результатов используется группировка, т.е. выделение определенных групп признаков, важных для понимания сущности исследуемых явлений. Группировка может быть осуществлена по номинальному признаку, количественному либо ранговому. Чаще всего в социологическом исследовании применяется комбинированная группировка.

Обработка полученных данных производится при помощи статистики. Статистический анализ применяется преимущественно для исследования связей между выделенными переменными. Полученные в процессе математической обработки эмпирического материала статистические данные получают графическую интерпретацию. Она осуществляется посредством построения статистических таблиц, диаграмм, гистограмм и других графических изображений.

Полученные в процессе прикладного социологического исследования данные в процессе анализа, обобщения и осмысления включаются в определенный социальный контекст. В научном отчете по результатам социологического исследования в систематизированном виде формулируются и оцениваются выявленные особенности изучаемых явлений и процессов. Если исследование носит преимущественно теоретический характер, то в отчете основное внимание уделяется научной постановке проблемы, формированию исследовательских задач, принципов исследования и т.п. В отчете по итогам прикладного исследования основное внимание уделяется решению задач, выдвинутых практикой. К отчету дается приложение, в котором содержатся статистические таблицы, диаграммы, графики, описывается используемый инструментарий.

Анализ и обобщение результатов социологического исследования дают возможность осуществления социологического прогнозирования. Прогнозирование – это научное исследование перспектив развития исследуемого объекта и составление на этой основе сценария наиболее вероятного его изменения в будущем. Социальное прогнозирование может осуществляться во всех сферах жизнедеятельности общества: экономической, социальной, политической и социокультурной. Значение прогнозирования заключается в том, что обоснованный и достоверный прогноз дает возможность субъекту управления осуществить осознанный выбор из представленных социологами альтернатив развития и улучшить качество принимаемых управленческих решений и действий.

 

Вопросы для повторения темы

1. В чем заключается специфика прикладного социологического исследования?

2. Какова структура программы социологического исследования?

3. Какие функции выполняет программа исследования?

4. Как формируется выборочная совокупность и чем она отличается от генеральной?

5. Какие типы выборок используются при проведении прикладного исследования?

6. Анкетный опрос и интервью как методы сбора первичной социологической информации, достоинства и недостатки этих методов?

 

Краткий словарь терминов

Анализ документов – метод сбора социологической информации, основанный на изучении документальных источников с целью формализации полученных данных.

Аналитическая записка – итоговый аналитический документ социологического исследования, предназначенный для передачи заказчику; отчет о ходе и результате социологического исследования.

Анкета – вид социологического инструментария, система вопросов, логично связанных между собой, а также с задачами и целями исследования.

Анкетный опрос – один из основных видов опроса, применяемый в социологических исследованиях для сбора информации путем письменных ответов респондентов на жестко фиксированные вопросы анкеты.

Выборочная совокупность (выборка) – часть элементов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных методов.

Генеральная совокупность – множество элементов, имеющих общую, четко определенную характеристику, указывающую на их принадлежность к данной системе.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений, истинность которого недоказуема при современном состоянии знаний.

Институт Гэллапа – наиболее известное подразделение огромной компании «Организация Гэллапа», мировой лидер в опросах и анализе общественного мнения и поведения.

Интервью – метод сбора данных социологического исследования, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования.

Метод экспертных оценок – метод получения социологической информации путем опроса экспертов; используется при определении проблем, целей, объектов исследования, как средство обеспечения надежности социологической информации.

Мониторинг социологический – система постоянного, непрерывного, регулярного социологического слежения за изменением социальной ситуации с целью получения оперативной и сопоставимой информации для принятия управленческих решений.

Опрос – метод сбора первичной вербальной информации, применяемый в социологических, психологических, экономических, демографических и других социальных исследованиях, целью которого является получение информации о явлениях индивидуального и общественного сознания или об объективных фактах, событиях, процессах.

Программа исследования – документ, содержащий теоретико-методологическое обоснование и процедурные предпосылки исследования, постановку целей и задач, формулирование гипотез, обоснование применяемой методики и техники сбора и анализа данных, формы представления результатов.

Репрезентативность – свойство выборочной совокупности воспроизводить основные параметры, значимые элементы и свойства изучаемой социологами генеральной совокупности.

Респондент – лицо, которое участвует в социальном исследовании в качестве носителя и источника первичной эмпирической информации об изучаемых социальных явлениях и процессах.

Социологический анализ – изучение сложного объекта (общества, региона, отрасли, предприятия и др.) как единого социального организма, жизнедеятельность которого осуществляется путем взаимодействия различных его сфер (экономической, социальной, политической).


    Учебная литература по социологии  

 

1. Бабосов Е.М. Общая социология. Мн., 2001г.

2. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Мн., 2000г.

3. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. М., 1999г.

4. Гидденс Э. Социология. М., 1999г.

5. История социологии / Под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. Мн., 1997г.

6. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. М., 2001г.

7. Кравченко А.И. Социология. М., 1999г.

8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. М., 2001г.

9. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 1998г.

10. Современная западная социология: классические традиции и поиски новой парадигмы. М., 1990г.

11. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992г.

12. Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Осипова Г.В. М., 1998г.

13. Социология. Курс лекций. Ростов-на-Дону, 1999г.

14. Социология. Учебное пособие. Мн., 1998г, 2000г.

15. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991г.

16. Тощенко Ж.Т. Социология. М., 1999г.

17. Фролов С.С. Основы социологии. М., 1997г.

18. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1965г.

19. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987г.

 


Итоговые вопросы по дисциплине

 

1. Понятие социологии как науки. Специфика объекта и предмета исследования социологии

2. Задачи и функции социологии

3. Социально–исторические и научно-теоретические предпосылки возникновения социологии

4. Позитивистская концепция О.Конта

5. Социологический эволюционизм Г.Спенсера

6. Классический этап в развитии социологии. Социологическая концепция марксизма

7. «Понимающая социология» М.Вебера

8. Эмпирическая социология. Основные концепции и направления развития современной зарубежной социологии

9. Развитие социологии в Беларуси

10. Определение общества в социологии. Признаки и системообразующие качества общества

11. Типы обществ и их классификация

12. Эволюция общества. Социальный прогресс и социальная модернизация

13. Социальная структура общества, ее элементы

14. Социальная стратификация. Исторические формы и концепции стратификации

15. Социальная мобильность. Типы социальной мобильности. Скорость и интенсивность мобильности

16. Социальные общности, их многообразие и роль в обществе

17. Социальные организации: признаки, типология, процессы управления в организациях

18. Социальные институты. Понятие и этапы институционализации

19. Функции социального института. Классификация социальных институтов

20. Сущность и основные теории социального действия

21. Социальное взаимодействие. Социологические теории взаимодействия

22. Предмет и основные проблемы социологии личности

23. Социализация личности: этапы и факторы.

24. Социальный статус. Виды статусов

25. Социальная роль. Ролевой набор. Ролевой конфликт

26. Девиантное поведение, социальная норма, социальный контроль

27. Социальный конфликт: стадии протекания и параметры

28. Семья как социальный институт и как малая социальная группа. Типы семьи

29. Структура и функции семьи

30. Предмет социологии медицины и здравоохранения. Социальная ценность здоровья

31. Понятие здорового образа жизни. Социальные факторы формирования здорового образа жизни  

32. Актуальные социально-демографические проблемы современного белорусского общества, пути их разрешения

33. Понятие социологического исследования. Типы исследований: теоретические и эмпирические, фундаментальные и прикладные, оперативные, стратегические, прогностические

34. Прикладное социологическое исследование и его этапы

35. Виды прикладных социологических исследований

36. Программа социологического исследования и принципы ее разработки

37. Генеральная и выборочная совокупности. Типы выборок

38. Важнейшие методы сбора социологической информации: анализ документов, метод наблюдения, социологический эксперимент

39. Опрос как метод сбора социологической информации. Анкетирование и интервьюирование как разновидности метода опроса

40. Требования к анкете и правила ее составления

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 237.