Любое социологическое исследование начинается с разработки программы. Программа представляет собой изложение общей концепции исследовательского проекта. Это научный документ, в котором содержатся методологические и процедурные основы исследования социального объекта, своего рода план и правила осуществления последовательной деятельности. Программа выражает, что надо делать, с помощью чего и как это выполнить. От научной обоснованности этого документа в значительной степени зависят результаты исследования. В процессе составления программы решаются проблемы выбора объекта, разработки конкретной методики сбора, обработки и анализа данных, апробируется надёжность эмпирической информации. Разработка обстоятельно аргументированной программы требует не менее половины интеллектуальных затрат исследования.
В структуру программы социологического исследования входят следующие элементы:
1. Обоснование проблемы, определение предмета и объекта исследования
2. Определение цели и задач исследования
3. Логический анализ основных понятий, их интерпретация и операционализация
4. Формулировка рабочей гипотезы
5. Определение стратегического плана исследования
6. Составление плана выборки
7. Описание методов сбора данных
8. Описание схемы анализа данных
Такая структура программы социологического исследования выверена практикой и помогает избежать ошибок в процессе исследования и анализа его результатов. В разработке теоретической части программы участвуют социологи, представители административных и общественных структур тех учреждений, где предполагается проведение социологического исследования. На основе программы составляется организационно-технический план исследования.
Основные требования к программе: необходимость, ясность и чёткость, логическая последовательность её структуры, гибкость. Подготовка программы – очень сложное дело, требующее значительных затрат времени и усилий. На её разработку уходит времени больше, чем на само исследование. Тщательно продуманная программа социологического исследования является непременным условием его осуществления на высоком научном уровне.
В соответствии со своим назначением программа социологического исследования выполняет следующие функции:
· Методологическая – определяются цели, проблемы, задачи исследования и т.д.
· Методическая – разрабатывается общий логический план исследования, методы и способы сбора информации, проводится сравнительный анализ полученных результатов
· Организационная – описывает, как осуществляется разделение труда в процессе проведения исследования, как осуществляется , контроль за процессом исследования.
3. Генеральная и выборочная совокупности. Понятие репрезентативности.
Большинство социологических исследований осуществляется следующим образом: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта. Такое исследование именуется выборочным. Оно является более экономичным и не менее надежным, чем сплошное обследование, хотя требует более совершенной методики и техники. Его основа – выборочная совокупность, которая представляет собой точную, но уменьшенную копию генеральной совокупности.
Генеральной совокупностью является все население или та его часть, которую социолог намерен изучить, это множество тех людей, сведения о которых получает социолог в процессе проведения социологического исследования. В зависимости от того, насколько широкой будет тема исследования, настолько же широкой будет и генеральная совокупность. Пример: социолог хочет узнать мнения людей об обстановке в стране. В качестве генеральной совокупности будут выступать люди, которых эта тема затрагивает, которые сформировали свое мнение. Исключаются дети, инвалиды, умственно отсталые, дипломатические работники. Оставшиеся и составляют генеральную совокупность.
Выборочная совокупность – уменьшенная копия генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования. Иначе говоря, это множество людей, которых социолог опрашивает.
Кого именно относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность – это решается математическими методами. Если социолог намеревается взглянуть на Афганскую войну глазами ее участников, то в генеральную совокупность войдут все воины-афганцы, но опрашивать ему придется небольшую часть – выборочную совокупность. Для того, чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социолог придерживается правила: любой воин-афганец, независимо от места жительства, места работы, состояния здоровья и других обстоятельств, возможно, затрудняющих их поиск, должен иметь одинаковую вероятность попасть в выборочную совокупность.
Если в генеральной совокупности, к примеру, 30% молодежи, 50% людей среднего возраста и 20% пожилых, то и в выборочной совокупности должны соблюдаться те же самые процентные пропорции трех возрастов. К возрастному критерию могут быть добавлены классовый, демографический, национальный, религиозный и другие критерии. Таким образом, структура выборки – это процентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокупность.
Если тип выборки говорит о том, как попадают люди в выборочную совокупность, то объем выборки сообщает, какое количество попало в нее. Объем выборки – количество единиц выборочной совокупности. Поскольку выборочная совокупность (или выборка, что одно и то же) – это часть генеральной совокупности, отобранной с помощью специальных методов, – поэтому ее объем всегда меньше объема генеральной.
Свойство выборочной совокупности представлять генеральную совокупность называется репрезентативностью. Расхождение структуры двух совокупностей ведет к ошибке репрезентативности. Иными словами, ошибкой репрезентативности называется расхождение между двумя совокупностями – генеральной, на которую направлен теоретический интерес социолога, и выборочной, на которую направлен его практический интерес и которая выступает одновременно и как объект обследования, и как средство получения информации о генеральной совокупности.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 284.