Для социологического анализа социальных институтов большое значение имеет их типологизация. В зависимости от способов регламентации деятельности людей социальные институты подразделяют на формальные и неформальные.
Формальные социальные институты объединяются общим признаком – взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных установлений, положений, правил, норм. Регулярность их деятельности обеспечивается строгой регламентацией социальных статусов, ролей, функций, распределением ответственности между участниками. Для этих целей формальные социальные институты имеют учреждения, в пределах которых организуется определенная, профессионально ориентированная деятельность людей, осуществляется управление социальными действиями.
Неформальные социальные институты хотя и регулируются в своей деятельности определенными нормами и правилами, однако не обладают жесткой регламентацией, а нормативно-ценностные взаимоотношения в них не оформлены четко в виде предписаний, установок и т.п. Примером неформальных социальных институтов может служить дружба, любовь. Им присущи многие признаки социальных институтов, такие как: наличие определенных норм, правил, требований, ресурсов (доверие, симпатия, преданность, верность и др.), но регламентация таких отношений не носит формального характера, а социальный контроль осуществляется с помощью неформальных санкций – нравственных норм, традиций, обычаев и т.п.
В зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты подразделяются на политические, экономические, социальные, социокультурные, религиозные и другие.
Политические институты (государство, политические партии, профсоюзные и другие организации) создаются в целях завоевания, удержания и укрепления власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры. Главными средствами деятельности политических институтов являются митинги, демонстрации, выборы, массовые акции протеста и др.
Экономические институты (собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа, учреждения торговли и сферы услуг, союзы предпринимателей и т.д.) представляют собой систему объединений и учреждений (организаций), обеспечивающих относительно устойчивую экономическую деятельность, экономические отношения людей, связанных с производством, обменом, распределением товаров, с их отношением к собственности, к экономическим механизмам хозяйственного взаимодействия (финансы, кредит и т.п.), соединяя вместе с тем экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
Институты культуры и социализации представляют в своей совокупности более или менее устойчивые и регламентированные способы взаимодействия людей по поводу создания и распространения ценностей культуры, а также систему учреждений культуры (театры, кино, библиотеки, концертные залы), ориентированную на социализацию личности, овладение ею культурными ценностями общества. Сюда входят творческие объединения и союзы (писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей), а также организации и учреждения, тиражирующие, распространяющие и пропагандирующие определенные ценностно-нормативные образцы культурного поведения людей.
В качестве специфических социальных институтов выделяют:
· институт образования – систему объединений людей и учреждений, ориентированную на овладение знаниями, умениями и навыками, в том числе и в сфере профессиональной деятельности;
· институт религии – совокупность социальных объединений, учреждений и организаций, ориентированных на поддержание, распространение и укрепление религиозной веры, на усиление ее роли в жизни отдельных личностей, общностей и общества в целом;
· институт здравоохранения – систему общностей, организаций и учреждений, целью деятельности которых является поддержание, сохранение и укрепление здоровья людей. Сюда входят объединения врачей, больницы, поликлиники, санатории и т.д.
Система действующих в обществе социальных институтов включает каждого индивида и различные общности в ту или иную сферу деятельности. Чем многообразнее социальные институты, чем масштабнее их деятельность, тем большими возможностями развития людей обладает общество.
3. Функции социальных институтов
Если рассматривать деятельность социального института в самом общем виде, то можно считать, что важнейшей его функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан и существует. Для осуществления таких целей каждый институт в отношении своих участников выполняет функции, которые призваны обеспечить успех совместной деятельности людей
Основными функциями социальных институтов являются следующие:
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый социальный институт создается в ответ на возникновение определенной общественной потребности. Его целью является выработка определенных стандартов поведения у своих членов, установление определенного порядка их деятельности. Тем самым социальный институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества, и возможность воспроизводства структурных компонентов данной системы и существующих в ней отношений.
2. Регулятивная функция социального института состоит в обеспечении регулирования взаимоотношений между членами общества путем выработки ценностей, норм и образцов поведения.
3. Интегративная функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимной ответственности членов социальных групп, общностей, происходящих под воздействием институциональных норм, санкций и систем ролей.
4. Коммуникативная функция осуществляется на основе личного взаимодействия и обмена информацией. Она заключается в том, что информация, произведенная в одном социальном институте, распространяется как внутри его, так и за его пределами, во взаимодействии между различными институтами и организациями.
5. Транслирующая функция проявляется в передаче социального опыта.
Наряду с прямыми результатам и деятельности социальных институтов, выражающимися в их явных функциях, существуют и другие результаты. Они описываются при помощи скрытых, или латентных функций, и представляют собой косвенные, побочные результаты функционирования социальных институтов. С помощью изучения латентных функций можно более глубоко и всесторонне представить себе подлинную картину и многообразие деятельности социальных институтов.
В обществе не существует социальных институтов, которые действовали бы в изоляции от других социальных институтов. Так, институт образования зависит как от развития института производства, культуры, так и от деятельности государства, от существующей в нем системы права. Изменения в одних социальных институтах приводят к изменениям в других. Так, к примеру, одним из следствий трансформации политических систем постсоветских обществ, что, в свою очередь, в значительной степени было предопределено кризисным состоянием экономики всего СССР, стала реформа системы образования, существенные изменения в развитии и функционировании религии и т.п.
Вопросы для повторения
1. Назовите основные этапы процесса институциализации.
2. По каким критериям можно классифицировать социальные институты?
3. Приведите примеры формальных и неформальных институтов.
4. Какие скрытые функции могут выполнять социальные институты?
5. Каковы особенности развития в современном белорусском обществе таких социальных институтов, как институт образования и институт здравоохранения?
Краткий словарь терминов
Бюрократия (от франц. bureau – бюро, канцелярия + греч. kratos – власть, господство) – организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию, и которые различаются формально правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность.
Институционализация – процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения фундаментальных общественных потребностей.
Образование – совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом в учебных заведениях или путем самообразования. В более широком смысле, это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, главной целью которого является формирование свободной, образованной, имеющей целостное представление об окружающем материальном и духовном мире творческой и моральной личности. Образование как социальный институт включает в себя различного уровня и профиля государственные и негосударственные учебно-воспитательные организации и заведения, дошкольные и внешкольные учреждения, различные формы самообразования и другие звенья социальной системы общества.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 270.