ГЛАВА 3 СРЕДСТВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЕАИС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основной составляющей ЕАИС таможенных органов Республики Беларусь является информационно-техническая инфраструктура таможенных органов, в первую очередь такая ее часть как телекоммуникационная сеть. Для ее развития Приказом ГТК от 15 декабря 2001г. № 515-ОД утверждена Концепция создания ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) таможенных органов Республики Беларусь на 2002-2006 годы [9].

Концепция принята в целях внедрения передовых технологий в таможенных органах Республики Беларусь и выработки единой стратегии в создании и развитии сетей передачи данных и телефонии. Концепция представляет собой совокупность положений по созданию, совершенствованию и развитию информационно-технической инфраструктуры таможенных органов.

Концепция направлена на поэтапное создание на базе государственной сети связи Республики Беларусь интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органов Республики Беларусь для обеспечения процессов эффективного функционирования информационно-вычислительных сетей таможен, средств автоматизации процедур таможенного оформления и контроля, взимания таможенных платежей, а также системы сбора, обработки, передачи и представления информации о различных показателях ВЭД руководству ГТК Республики Беларусь, предоставления различных услуг связи сотрудникам таможенных органов.

ВИТС таможенных органов Республики Беларусь строится как самостоятельная ведомственная сеть с максимальным использованием ресурсов государственной сети связи Министерства связи Республики Беларусь [9; с. 12].

Технические возможности ВИТС должны позволить достичь следующих преимуществ:

значительная экономия средств, так как при этом таможенные органы не будут нуждаться во многих услугах связи, предоставляемых РО «Белтелеком»;

обеспечение жесткого контроля ГТК Республики Беларусь за каналами связи, а также всем трафиком передаваемой и принимаемой информации;

обеспечение выполнения мероприятий по информационной безопасности на всех уровнях таможенной инфраструктуры как с точки зрения достоверности данных, так и обнаружения фактов несанкционированного доступа;

объединение ЛВС с предоставлением ряда других услуг современных информационных технологий.

При этом предполагается также перевести транспортную среду на цифровые потоки, каналы (магистральные направления), коммутируемые и не коммутируемые (региональные направления). Достижение этих целей становится технически возможным и экономически выгодным при использовании современных телекоммуникационных технологий.

Использование современных технологий передачи, хранения, обработки разнородной информации и доступ к распределенным базам данных позволит в условиях быстроменяющихся внешних воздействий наиболее оптимальным образом управлять организацией таможенного дела.

Одним из наиболее важных вопросов при создании ВИТС является организация современной телекоммуникационной инфраструктуры, которая позволяет обеспечить обмен разнородной информацией между структурными подразделениями ГТК Республики Беларусь. Речь идет о создании в максимальной степени универсальной транспортной среды, которая предоставляет различные услуги связи в интересах широкого круга пользователей и позволяет интегрировать различные виды связи (телефонная, факсимильная, передачи данных, аудио- и видео-, конференцсвязь) на базе единых технологий, схемных решений и наборов, типовых программно-аппаратных средств.

Среди существующих сетей передачи данных, приемлемых для использования в ВИТС таможенных органов, самой современной является сеть ISDN. Цифровая сеть с интеграцией услуг (ISDN) основывается на новых технологиях и создается, отчасти, на базе оборудования и каналов существующей сети общего пользования, а также коммутируемых каналов и оборудования наложенной цифровой сети [9; с. 11].

К неоспоримым преимуществам сети ISDN относятся:

1) увеличение, по сравнению с модемами, порога скорости передачи данных до 64 Кбит/с по обычной телефонной линии (один канал). С помощью протоколов объединения каналов можно достичь скорости 128 Кбит/с. При наличии в оконечном оборудовании функций компрессии скорость может быть и выше;

2) задержка от отправки вызова до установления связи в несколько раз меньше, чем в телефонной сети общего пользования;

3) возможность комбинирования сигналов от нескольких источников для передачи по одной линии, причем для всех источников интерфейс один;

4) отдельный канал сигнализации, позволяющий ускорить процесс установления соединения, но при этом никак не влияющий на уже установленное соединение.

Технология ISDN привлекательна тем, что она позволяет предоставить по одной физической двухпроводной линии связи комплекс услуг: от высокоскоростной телефонной связи до видеотелефонной связи или передачи данных с высокой скоростью.

В основу структуры ВИТС легла существующая структура таможенных органов Республики Беларусь: центральный аппарат ГТК Республики Беларусь, таможни, пункты таможенного оформления. Информационные потоки циркулируют между соседними «по вертикали» подразделениями таможенных органов, а также иногда есть необходимость обмена информацией между таможнями. Учитывая структуру таможенных органов и их размещение на территории республики, ВИТС целесообразно разделить на 3 уровня:

1) Главный узел, который является организационно-техническим объединением телекоммуникационного, коммутирующего оборудования и оборудования, обеспечивающего работу вычислительного центра, центральной ЭАТС, а также линий связи и привязки к государственной сети связи, предприятиям связи.

2) Узлы связи таможен — вспомогательные узлы связи, имеющие в своем составе: аппаратуру уплотнения, ЭАТС, коммутационное оборудование, линии связи и привязки к предприятиям связи.

3) Пункты таможенного оформления (пограничные) — по возможности аппаратуру уплотнения, линии связи к предприятиям связи, терминальное (оконечное) оборудование [9; с. 15].

Топологическая структура ВИТС зависит как от расположения таможенных органов, так и от размещения информационно-вычислительных ресурсов, обеспечивающих в полном объеме все потребности пользователей сети.

В ВИТС можно выделить 2 подсети:

межрегиональная сеть — объединяющая Главный узел связи и узлы связи таможен — являющаяся скоростной высоконадежной транспортной средой, предоставляющей все свои ресурсы для обмена разнородной информацией;

региональные сети — объединяющие по регионам таможни и ПТО (пограничные, внутренние) и обеспечивающие обмен информацией таможен с ПТО, при этом они одновременно являются, при необходимости, сетями доступа к ресурсам межрегиональной сети.

В ходе реализации первого этапа создания ВИТС разработан системный проект ВИТС уровня «Главный узел — Узлы связи таможен» и построен Центральный узел связи МЦТ. В ВИТС включены таможни, характеризующиеся высокими показателями оперативной работы и доходности, а также разработаны Программы оснащения таможенных органов телекоммуникационным оборудованием на период 2002-2006г.г.

Второй этап построения ВИТС обеспечивает выполнение требований систем управления таможенных органов по видам, времени доставки информации и электронному документообороту на основных направлениях таможни — ППТО. В ходе реализации второго этапа осуществляется проведение системного проектирования ВИТС от таможен до ППТО, обеспечение оборудованием и проведение строительно-монтажных работ по подключению региональных сетей связи от таможен до ППТО включительно.

На втором этапе построения ВИТС необходимо выделить одну капиталоемкую задачу — это расширение региональных цифровых телекоммуникационных сетей. Этот процесс во многом зависит от развития государственной цифровой сети SDН (сети синхронной цифровой иерархии) в соответствии с планами Министерства связи Республики Беларусь.

Результатом реализации первого и второго этапов построения ВИТС является создание в таможенных органах Республики Беларусь разветвленной ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети, обеспечивающей перспективные требования по передаче всех видов информации, системы документооборота, технологических процессов обработки электронных документов, а также организации контроля и управления этими процессами [9; с. 19].

Хотелось бы также отметить, что в настоящее время высшим руководством страны был взят курс на установление тесного контакта между ГТК и Государственным комитетом пограничных войск (ГКПВ) в сфере использования и развития систем коммуникаций на приграничных пунктах пропуска. В частности, в конце 2004 года принята Государственная программа создания совместной интегрированной телекоммуникационной сети ГТК и ГКПВ на 2004-2006 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2004 № 1397 [10].

Для развития приграничной инфраструктуры Республики Беларусь также разработана и реализуется Комплексная программа развития приграничной инфраструктуры Республики Беларусь, одобренная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 1999 г. № 515. Этой Программой предусматривается комплексное развитие приграничной инфраструктуры, в том числе средств и систем телекоммуникаций. Часть объектов ее включена в реализуемую Программу первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь на период 2002-2004 годов, утвержденную постановлением Совета Министров Союзного государства от 25 января 2002 г. № 2. По этим программам ГТК является государственным заказчиком в части развития автодорожных пунктов пропуска.

В рамках указанных и иных государственных программ проводятся работы и по модернизации телекоммуникационной инфраструктуры пунктов пропуска. Однако основные объемы капиталовложений по этим программам приходятся на капитальное строительство зданий и сооружений, которое является длительным по времени процессом. Вместе с тем необходимо ускорить темпы модернизации телекоммуникационной инфраструктуры для внедрения современных технологий пропуска физических лиц, товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь.

Поэтому целью Государственной программы создания совместной интегрированной телекоммуникационной сети ГТК и ГКПВ является опережающее развитие телекоммуникационной инфраструктуры, в первую очередь приграничной, для обеспечения возможности ускорения внедрения процедур и технологий организации пропуска товаров, транспортных средств и физических лиц через Государственную границу Республики Беларусь на уровне общеевропейских требований, основанных на использовании современных средств информационных технологий [10].

В рамках реализации программы за 2004 г. было проложено оптическое волокно на пункты пропуска «Каменный Лог», «Брузги», в первую очередь «Козловичи», в Минскую центральную и Минскую региональную таможни, таможню «Минск-2» и в Представительство таможенной службы Российской Федерации в Республике Беларусь. В 2005 г. предстоит выйти на границу с Украиной, ПТО «Берестовица» Гродненской региональной таможни и на все остальные пункты пропуска. Это огромный объем работы. Если в прошлом году на выполнение программы было затрачено 1 млрд. 300 млн. рублей, то в этом году расходы составят 2 млрд. 500 млн. рублей. Но хотя переход на волоконно-оптическую связь требует больших денежных вложений, он обеспечит передачу и обработку информации в режиме реального времени.

Таким образом, в результате реализации программы будут созданы современные, соответствующие международным стандартам технологии организации пропуска и учета товаров, транспортных средств и физических лиц. Внедрение этих технологий позволит:

сократить время прохождения товаров и транспортных средств через Государственную границу Республики Беларусь за счет внедрения элементов электронного декларирования и построения системы таможенного контроля на основе оценки рисков, как это делается в Российской Федерации;

повысить эффективность контроля доставки товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем и следующих транзитом по территории Республики Беларусь;

организовать учет физических лиц, пересекающих Государственную границу Республики Беларусь и контроль над их пребыванием на территории республики и, в перспективе, на территории СНГ, повысить оперативность поступления информации заинтересованным органам [10].

Модернизация технологий организации пропуска и учета товаров, транспортных средств и физических лиц, пересекающих Государственную границу Республики Беларусь, позволит создать благоприятные условия для развития транзитных перевозок товаров и пассажиров, что, в свою очередь, увеличит поступления финансовых средств в республиканский бюджет.

Таким образом, ЕАИС таможенных органов Республики Беларусь имеет в своей основе надежную программно-технологическую платформу в виде ВИТС, которая исходит из последних достижений в области информационных технологий, новых средств вычислительной техники и инструментальных программных средств, и при создании которой отдан приоритет опережающему развитию приграничной телекоммуникационной инфраструктуры для ускорения внедрения процедур и технологий организации пропуска товаров, транспортных средств и физических лиц через Государственную границу Республики Беларусь.



Дата: 2019-12-22, просмотров: 188.