ГЛАВА 2 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ЕАИС В ТАМОЖЕНЫХ ОРГАНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Интеграционные процессы, наблюдающиеся в современном международном обмене, потребовали адекватной корпоративной реакции со стороны таможенных служб, в том числе Республики Беларусь. Создание новых концепций в таможенном деле тесно связано с переходом от информационных систем таможен к Единой автоматизированной информационной системе (ЕАИС) таможенных органов (рис. 1). Это проявляется, с одной стороны, в возникновении нового типа таможенной службы — «таможня для участников ВЭД», а с другой — в усилении взаимодействия таможенных служб не только в национальном таможенном пространстве, но и в информационном пространстве стран таможенных союзов, а также в рамках региональных экономических союзов [1; с. 160].

Основная цель создания ЕАИС — резко повысить эффективность работы таможенных органов путем широкого применения автоматизированных информационных таможенных технологий, базирующихся на современных программно-технических средствах, и построить единую, распределенную по всей таможенной территории сеть [1; с. 84].

Информационное обеспечение управления в интегрированной таможенной системе
Программные комплексы ЕАИС должны отражать основные направления деятельности таможенных органов и составлять содержание функциональных АРМов, что, в конечном счете, определило назначение ЕАИС:

обеспечение подразделений ГТК РБ и правительственных органов данными таможенной статистики внешней торговли;

совершенствование системы организационно-экономического управления таможенными органами;

автоматизация оформления всех типов таможенных документов;

повышение эффективности таможенного контроля;

информационная поддержка и обобщение данных по взиманию и контролю начисления таможенных платежей, борьбе с контрабандой грузов и другим основным таможенным операциям.

На современном этапе развития интеграционных процессов формирование ЕАИС должно строиться на современных принципах:

1) Комплексная достаточность, то есть удовлетворение информационных потребностей внешних и внутренних пользователей системы. В соответствии с данным принципом информация, генерируемая системой, должна охватывать все основные направления интегрированной таможенной деятельности.

2) Наглядность представления информации о таможенной деятельности, получаемой в виде интегрированных таблиц, графиков, отражающих динамику запрашиваемых показателей с целью анализа для принятия деловых решений и регулирования, а также для выявления складывающихся тенденций и закономерностей.

3) Постоянное хранение в архиве базы данных информации по таможенной статистике, учету и регистрации участников ВЭД в течение всего срока эксплуатации системы, выдача необходимых данных за любой период времени.

4) Предоставление пользователям максимума «сервисных» возможностей при обращении к информационному фонду или базе данных ЕАИС.

5) Открытость системы, то есть возможность наращивания как числа пользователей, так и числа решаемых задач и получения в качестве результата различных сводных форм документов табличного вида и их модификаций [1; с. 86].

Комплексная автоматизированная система на уровне таможни и таможенного поста должна выполнять в автоматическом режиме многие функции управления, контроля и учета деятельности этих органов. Особо важно, чтобы эта система обеспечивала:

неразрывную связь процессов оформления грузов с взиманием таможенных платежей;

оперативность поступления денежных средств в бюджет за счет ускорения процесса оформления грузов и полноты взимания таможенных платежей;

унификацию процесса таможенного оформления грузов;

контроль за деятельностью сотрудников таможенных органов и полный контроль за перемещением грузов через таможенную границу;

информативность при принятии управленческих решений [1; с. 81].

Управление ЕАИС таможенных органов характеризуется, прежде всего, наличием мощного информационного обмена и проблематичностью в принятии решений. Это обусловлено, во-первых, про­явлением синергетических эффектов, характерных для сложных со­циально-экономических систем, а во-вторых, слабой изученностью процессов самоорганизации и управления контрольно-регулирующих систем международного обмена. Причем главная проблема связана с формализацией процесса начальной организации автоматизированной информационной системы, перехода от случайно формирующихся цепей (типа импор­тер — таможенный перевозчик — декларант — таможня — банк — экспор­тер) к устойчивым интегрированным системам. Вторая, не менее важ­ная проблема касается внутреннего управления в таких интегрирован­ных системах, особенно с участием специализированных отделов, выполняющих предварительные и основные таможенные операции. Эта проблема тесно связана с управлением синхронизацией работы таможенных модулей с учетом изменяющейся внешней среды.

Важное место в решении этих проблем отводится созданию ин­формационно-модульного подхода в организации автоматизированных информационных систем. Управление такими системами строится на опе­ративном анализе информационных потоков, поступающих от моду­лей. Подключение внешних информационных комплексов к любому уровню интегрированной системы осуществляется через специально выделенные коммуникационные серверы [1; с. 161].

В процессе прохождения информационных потоков, например, в виде таможенных платежей в реальном времени система должна поддерживать электронные взаимодействия декларанта с банком, используя подсистему «банк — клиент». Кроме того, система, поддерживая электронные взаимодействия таможни с банком, должна обеспечивать передачу платежных поручений клиентов таможни, а также поручений на перечисления средств в бюджет и банковских выписок.

Данный процесс предполагает, с одной стороны, унификацию и единство таможенных документов, а с другой — наличие в сфере международного обмена достаточного для свободного выбора количества модулей или других объектов таможенной инфраструктуры, института уполномоченных представителей с комплексными функциональными возможностями и подписанными условиями в соответствии с меморандумом взаимопонимания [1; с. 161].

При разработке и внедрении автоматизированных информационных систем должен быть предусмотрен комплекс информационных модулей, служащих для поддержки и обеспечения функционирования и администрирования таможенных операций.

В соответствии с представленной схемой информационно-модульная концепция осуществляется путем внедрения в систему готовых, технически и функционально оптимизированных модулей на основе имеющихся интерфейсов подключения и анализа эффективности их применения. Информационные модули таможни можно представить в виде схемы (рис. 3).

По-видимому, целесообразно строить современную информационную архитектуру таможенной системы на базе следующих информационных групп модулей:

группа целевых модулей, основанных на утвержденной в новой редакции Киотской конвенции (1999 г.) базовых и обязательных таможенных операций (например, классификация и кодирование товаров, определение страны происхождения товаров или таможенной стоимости и др.);

группа вспомогательных модулей, которые создают благоприятные условия для упрощения и ускорения таможенного оформления (например, управление персоналом, управление материально-техническим обеспечением, управление документооборотом и т. д.);

группа обеспечивающих модулей, без наличия которых невозможно начинать или осуществлять базовые таможенные операции (например, управление рисками, нормативно-справочная информация, защита информации и т. д.);

группа интегрирующих модулей, с помощью которых происходит интеграция с внутренней и внешней средой (ввод/вывод данных, предварительный контроль информации, мониторинг прохождения таможенного оформления, таможенная логистика и т. д.) [1; с. 44-45].

В качестве необходимых требований по формированию информационных модулей можно считать следующие:

осуществлять последовательную логическую детализацию алгоритма выполнения таможенных операций до степени решений, позволяющих записать их на языке программирования;

на каждом этапе детализации принятия таможенных решений сохранять взаимно однозначное соответствие между алгоритмом и реализующей его программой;

контролировать результаты каждого этапа детализации, подтверждая корректность проведенной детализации [1; с. 109-110].

Реализация автоматизированных информационных систем практически невозможна без анализа внеш­них информационных потоков и организации информационного обес­печения на базе информационно-модульной концепции управления таможенными операциями. Принципы, заложенные в «высокоско­ростном» бизнесе в области международного обмена, требуют пере­осмысления отношения к информации и информационным потокам. Именно в автоматизированных информационных системах должны находить свое воплощение бескон­тактные электронно-информационные таможни и новая электронная инфраструктура.

Сетевая модель автоматизированной информационной системы строится в соответствии с иерархией управления и подчиненности таможенных органов. Это позволяет реализовывать информационно-модульные принципы на любом из уровней иерархии и допускать делегирование функций подсистемы на нижние уровни. Администратор автоматизированной информационной системы может просматривать протоколы выполнения операций, кото­рые содержат информацию о том где, когда и кем была выполнена соответствующая операция и с какими параметрами. Для передачи и приема информации с сервера на сервер в системе имеются возмож­ности конфигурации процесса обмена и формулирования гибких ус­ловий приема и передачи информации.

В результате управление всей ЕАИС с технологией клиент/сервер может быть реа­лизовано на самом верху иерархии или же распределено между адми­нистраторами различных уровней.

Таким образом, создание ЕАИС резко повысит эффективность работы таможенных органов за счет широкой интеграции в международном обмене на базе применения автоматизированных ИТТ, базирующихся на информационно-модульном принципе и современных программно-технических средствах. Структура ЕАИС, несомненно, должна соответствовать действующей организационной структуре таможенных органов, основные компоненты которой обеспечивают автоматизацию существующих органов управления. Но, вместе с тем, она должна модернизироваться и структурироваться в сторону интеграции с новыми международными таможенными технологиями, таможенным сервисом и становиться «таможней для клиентов».



Дата: 2019-12-22, просмотров: 207.