Предлагаемый тест дает возможность оценить целый ряд факторов, на основании которых экспертами может быть составлено мнение об эффективности работы конкретного учителя. В большей степени он пригоден для оценки учителей среднего звена управления.
При заполнении теста привожу следующую инструкцию: «Перед вами тест, составленный по типу полярных профилей. Он содержит 30 факторов, оцениваемых по 7-балльной шкале. Оценивая конкретного учителя, просим вас возле каждого из факторов отметить балл, который, по вашему мнению, подходит для данного учителя».
| № | Факторы | 7 6 5 4 3 2 1 | Факторы | 
| 1 | Наличие стратегического мышления | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие стратегического мышления | 
| 2 | Наличие управленческих способностей | 7 6 5 4 3 2 1 | Недостаток управленческих способностей | 
| 3 | Четкое понимание и принятие организационных целей | 7 6 5 4 3 2 1 | Недостаточное понимание целей организации | 
| 4 | Высокий уровень социальной ответственности за решаемые задачи | 7 6 5 4 3 2 1 | Низкий уровень осознания социальной ответственности за решаемые задачи | 
| 5 | Умение принимать управленческие решения | 7 6 5 4 3 2 1 | Неумение принимать управленческие решения | 
| 6 | Наличие креативности как творческого импульса | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие креативности как творческого импульса | 
| 7 | Наличие самоконтроля | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие самоконтроля | 
| 8 | Умение правильно организовать деятельность подчиненных | 7 6 5 4 3 2 1 | Неумение организовать деятельность подчиненных | 
| 9 | Стремление к инновациям | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие стремления к инновациям | 
| 10 | Высокий уровень профессионализма | 7 6 5 4 3 2 1 | Недостаточно высокий уровень профессионализма | 
| 11 | Стремление к получению новой информации | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие стремления к получению новой информации | 
| 12 | Применение эффективных стратегий в решении управленческих задач | 7 6 5 4 3 2 1 | Применение недостаточно эффективных стратегий в решении управленческих задач | 
| 13 | Способность идти на риск | 7 6 5 4 3 2 1 | Неспособность идти на риск | 
| 14 | Проявление внимания к исполнителям | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие внимания к исполнителям | 
| 15 | Умение положительно мотивировать работников | 7 6 5 4 3 2 1 | Неумение положительно мотивировать работников | 
| 16 | Наличие навыков делового общения | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие навыков делового общения | 
| 17 | Умение создать нормальный психологический климат в малых группах | 7 6 5 4 3 2 1 | Неумение создать нормальный психологический климат в малых группах | 
| 18 | Учет мнений исполнителей | 7 6 5 4 3 2 1 | Неучет мнений исполнителей | 
| 19 | Умение культурно вести себя | 7 6 5 4 3 2 1 | Неумение культурно вести себя | 
| 20 | Умение правильно осуществлять контроль за действиями ученикова | 7 6 5 4 3 2 1 | Неумение правильно осуществлять контроль за действиями ученикова | 
| 21 | Умение влиять на других людей | 7 6 5 4 3 2 1 | Неумение влиять на других людей | 
| 22 | Наличие положительных социальных установок | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие достаточного количества социальных положительных установок | 
| 23 | Правильное отношение к критике в свой адрес | 7 6 5 4 3 2 1 | Неправильное отношение к критике в свой адрес | 
| 24 | Стремление к личностному росту | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие стремления заниматься своим личностным ростом | 
| 25 | Применение эффективных стилей руководства людьми | 7 6 5 4 3 2 1 | Применение неэффективных стилей руководства людьми | 
| 26 | Последовательность в достижении целей | 7 6 5 4 3 2 1 | Непоследовательность в достижении целей | 
| 27 | Гуманное отношение к работникам | 7 6 5 4 3 2 1 | Безразличное отношение к работникам | 
| 28 | Наличие эмпатии | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие эмпатии | 
| 29 | Умение управлять группой | 7 6 5 4 3 2 1 | Неумение управлять группой | 
| 30 | Умение пользоваться авторитетом и властью | 7 6 5 4 3 2 1 | Неумение пользоваться авторитетом и властью | 
Оценка результатов:
| 30 – 48 баллов | учитель не пригоден к управленческой учебе; | 
| 49 - 60 баллов | учитель имеет мало оснований быть полезным данной организации; | 
| 61 – 90 баллов | эффективность работы учителя слишком мала; | 
| 91 – 120 баллов | учитель недостаточно эффективен; | 
| 121 – 150 баллов | эффективность учителя еще не достаточна; | 
| 151 – 179 баллов | есть все возможности повысить свою эффективность; | 
| 180 – 210 баллов | эффективный учитель | 
Заключение
Итак, проанализировав литературу (см. список литературы), я установила, что эффективность работы любой организации, в том числе и общеобразовательной школы, зависит от стиля управления коллективом. В стиле управления проявляются личностные качества учителя. Следовательно, повышая эффективность работы класса, необходимо обратиться к личности учителя. Развивая и совершенствуя личностные качества учителей, изменяя стиль руководства, можно повысить эффективность работы обучаемого коллектива.
Литература
1. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. – Харьков, 1998.
2. Бодалев А.А. О качествах личности, нужных для успешного общения // Личность и общение: Избранные труды. – М., 1983.
3. Велков И.Г. Личность учителя и стиль управления. – М., 1993.
4. Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления // Прикладные проблемы социальной психологии. – М., 1983.
5. Кабаченко Т.С. Психология управления. – М., 2000.
6. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. – М., 1988.
7. Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю. - Л., 1986.
8. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого.- М., 1998.
9. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении учеником. М., 2001.
10. Секреты умелого учителя / Составитель И.В.Липсиц. – М., 1991.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 342.