В десятку наиболее важных качеств личности учителя включают следующее:
- высокая культура, безупречная нравственность;
- умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.);
- общий уровень развития;
- целеустремленность;
- знание науки об управлении;
- индивидуально-психологические свойства;
- умение устанавливать доверительные отношения с учениками, поддерживать нормальный психологический климат в коллективе;
- целеустремленность;
- оптимистичность;
- самоорганизованность;
Как известно, все личностные качества проявляются в стиле поведения.
Между личностными качествами учителей, их стилей руководства и эффективностью их учебе можно установить прямую зависимость.
2.2.Содержание работы по развитию личностных качеств учителей и повышению эффективности управления детским коллективом.
Привожу общую программу развития личностных качеств учителей, на основе которой были составлены индивидуальные программы.
Программа развития личностных качеств учителей образовательного учреждения .
№ п/п | Название качества личности учителя | Содержание работы по развитию качества |
1 | 2 | 3 |
I Общечеловеческие качества | ||
1 | Трудолюбие | Беседа, упражнение |
2 | Принципиальность, честность | Дискуссия |
3 | Обязательность, верность слову | Беседа, деловая игра, упражнение |
4 | Самокритичность, умение критиковать и воспринимать критику | Беседа «Как критиковать?» |
5 | Гуманность | Беседа, дискуссия, семинар |
6 | Тактичность | Знакомство с литературой, семинар |
7 | Справедливость | Беседа |
8 | Целеустремленность | Знакомство с литературой, лекция «Успеха добивается тот, кто идет за ним сам» |
9 | Альтруизм | Беседа |
10 | Высокая культура, безупречная нравственность | Упражнение «Этический кодекс учителя» |
11 | Энергичность | |
12 | Работоспособность | Упражнение «Аутогенная и дыхательная медитация» |
13 | Выдержанность | Тест «Насколько вы терпимы?» |
14 | Любовь к своему делу | Тест «Удовлетворенность работой» |
15 | Оптимистичность | Тест «Уверенность в себе», тренинг уверенности |
16 | Требовательность к себе и другим | |
17 | Чувство юмора | |
18 | Внешняя привлекательность (опрятность, стиль одежды и т.д.) | Беседа |
II . Психофизиологические качества | ||
19 | Крепкое здоровье | Тест «Соответствует ли здоровье ребенка профессии учителя?» |
20 | Стрессоустойчивость | Тест «Степень подверженности стрессу, профилактика стресса |
21 | Общий уровень развития как показатель сообразительности, разносторонности общих умственных способностей | |
22 | Интеллектуальные свойства (наблюдательность, мышление, внимание, память и др.). | Опросник «Стиль мышления», тренировка наблюдательности, упражнения для развития внимания: «Корректура», «Пальцы», «Снежный ком», мышления: «Количественные отношения», «Сходство и различие», «Поиск аналогов», «Выражение мысли другими словами» |
23 | Индивидуально-психологические свойства (темперамент, направленность личности) | Ориентировочная анкета В. Смейкла, М. Кучера для определения направленности личности, тест «Темперамент личности» |
III Деловые качества и организаторские способности | Тест «Уровень деловитости» | |
24 | Инициативность | Тест, позволяющий оценить ответственное поведение членов группы Розановой В.А., тест «Ответственный ли Вы человек?» |
25 | Самостоятельность в решении вопросов (умения и стремлении взять на себя ответственность) | |
26 | Самоорганизованность | Тест «Организованный ли Вы человек?», упражнение «Рациональное использование времени» |
27 | Дисциплинированность | Самоконтроль |
28 | Исполнительность | |
29 | Умение четко определить цель и поставить задачу | Упражнение «Целеполагание» |
30 | Способность менять стиль поведения в зависимости от условий | Упражнение «Ситуационное использование стилей руководства» |
31 | Умение расставить кадры и организовать их взаимодействие. Способность мобилизовать коллектив и повести его за собой | |
32 | Умение контролировать деятельность подчиненных, самоконтроль | Тест «Уровень субъективного контроля», тест «Умеете ли вы контролировать себя?» |
33 | Способность и стремление оперативно принимать решения | |
34 | Способность и стремление анализировать и объективно оценивать результаты, умение стимулировать подчиненных | Упражнение «Оценка ученикова» |
35 | Творческий подход к порученному делу | |
36 | Умение поддерживать инициативу, стремление использовать все новое, прогрессивное | |
37 | Умение поддерживать свой авторитет | Упражнение «Изучение влияния авторитета» |
IV Коммуникативные качества | ||
38 | Умение устанавливать деловые отношения с вышестоящими и смежными учителями | Деловая игра «Партнер» |
39 | Умение устанавливать доверительные отношения с учениками, поддерживать нормальный психологический климат в коллективе | Тест «Доверяют ли Вам окружающие?», оценка психологического климата в педагогическом коллективе, игра «Рассмешить партнера», «Просьба» и др., семинар «Влияние психологического климата в коллективе на эффективность учебе школы» |
40 | Умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.) | Упражнение «Развитие навыка общения в жизненных ситуациях», ролевое упражнение «Развитие навыков ведения переговоров, тест «Умеете ли Вы слушать?», упражнения по развитию речи |
41 | Умение выступать публично | Упражнения |
V Профессиональныезнания | ||
42 | Знание науки об управлении (основы менеджмента, управление учениковом и др.) | Беседа, семинар, дискуссия |
43 | Применение на практике современных организационно-управленческих принципов и методов | Беседы, семинары, практические упражнения |
44 | Умение работать с документацией |
Практическая часть.
Тест для определения стиля руководства коллективом.
1. Распределение полномочий между учителями и учениками:
а) централизует руководство, требует, чтобы обо всех деталях докладывали именно ему;
б) учитель пассивен в выполнении управленческих функций;
в) четко распределяет функции между собой, своими заместителями и учениками;
г) ожидает указаний сверху или даже требует их;
д) централизует руководство только в трудных ситуациях.
2. Действия учителя в критических (напряженных) ситуациях:
а) в критических ситуациях учитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства;
б) критические ситуации не изменяют его способов руководства;
в) в критические ситуации он не обходится без помощи вышестоящих учителей;
г) сталкиваясь с трудностями, учитель начинает более тесно взаимодействовать с учениками;
д) в критических ситуациях учитель плохо справляется со своими обязанностями;
3. Контакты учителя с учениками:
а) недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало;
б) регулярно общается с учениками, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть;
в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с учениками, держится от них на расстоянии;
г) старается общаться с учениками, но при этом испытывает трудности в общении;
д) общается в основном с активом коллектива.
4. Продуктивность работы коллектива в отсутствии учителя:
а) в отсутствии учителя исполнители работают хуже;
б) коллектив снижает продуктивность, если учитель временно покидает его;
в) исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше;
г) продуктивность работы повышается в отсутствии учителя;
д) в отсутствии учителя коллектив работает с переменным успехом.
5. Отношения учителя к советам и возражениям со стороны исполнителей:
а) сам обращается за советом к подчиненным;
б) не допускает, чтобы руководимые ему советовали и тем более возражали;
в) подчиненные не только советуют, но могут давать указания руководителю;
г) учитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют этого;
д) если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.
6. Контроль учебе подчиненных:
а) контролирует работу от случая к случаю;
б) всегда очень строго контролирует работу руководимых и коллектива в целом;
в) контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит исполнителей;
г) контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;
д) нередко вмешивается в работу исполнителей.
7. Соотношение решений производственных и социально-психологических задач в процессе руководства коллективом:
а) его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу;
б) решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе;
в) в работе не заинтересован, подходит к делу формально;
г) большое внимание уделяет налаживанию взаимоотношений в коллективе, а не выполнению производственных заданий;
д) когда нужно, защищает интересы свих подчиненных.
8. Характер приказов учителя:
а) приказывает так, что хочется выполнить;
б) приказывать учитель не умеет;
в) просьба учителя не отличается от приказа;
г) приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;
д) его приказы вызывают у руководимых недовольство.
9. Отношение учителя к критике со стороны подчиненных:
а) на критику учитель обычно не обижается, прислушивается к ней;
б) критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;
в) не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это;
г) принимает критику только со стороны вышестоящих учителей;
д) не реагирует на критику.
10. Поведение учителя при недостатке знаний:
а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;
б) если чего-то не знает, то не боится показать и обращается за помощью к другим;
в) можно сказать, что учитель не стремится пополнить свои недостатки в знаниях;
г) когда чего-то не знает, то скрывает это и старается самостоятельно восполнить недостатки в знаниях;
д) если учитель не знает, как решить вопрос или выполнить работу, то поручает это своим подчиненным.
11. Распределение ответственности между учителями и учениками:
а) складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия, хочет уменьшить свою ответственность;
б) ответственность распределяет между собой и своими учениками;
в) всю ответственность возлагает только на себя;
г) нередко подчеркивает ответственность вышестоящих учителей, старается свою ответственность переложить на них;
д) бывает, что учитель, являясь ответственным за какое-то дело, пытается переложить его на своих замов или нижестоящих учителей.
12. Отношение учителя к своим заместителям и помощникам:
а) старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами;
б) он добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;
в) руководителю безразлично, кто у него работает заместителем (помощником);
г) осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за положение;
д) не желает иметь рядом очень квалифицированных специалистов.
13. Эмоциональная удовлетворенность исполнителя в отсутствии учителя:
а) исполнители довольны, когда отсутствует учитель, они чувствуют некоторое облегчение;
б) с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;
в) отсутствие учителя не замечается исполнителями;
г) вначале исполнители довольны, что отсутствует учитель, а потом скучают;
д) сначала отсутствие учителя чувствуется исполнителями, а затем быстро забывается.
14. Преобладающие меры воздействия на подчиненных:
а) для выполнения какой-то работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных;
б) всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит;
в) часто обращается к подчиненным с поручениями, просьбами, советами;
г) часто делает руководимым замечания и выговоры;
д) его замечания всегда справедливы.
15. Характер обращения учителя с учениками:
а) всегда обращается к подчиненным вежливо и доброжелательно;
б) по отношению к подчиненным бывает нетактичен и даже грубым;
в) в обращении к подчиненным часто проявляет равнодушие;
г) создается впечатление, что вежливость учителя не искренняя;
д) характер обращения к подчиненным у него часто меняется.
16. Участие членов коллектива в управлении:
а) учитель привлекает к управлению членов коллектива;
б) нередко учитель перекладывает свои функции на других;
в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может меняться;
г) бывает, что управленческие функции фактически принимает на себя не учитель.
17. Поддержание руководителем трудовой дисциплины:
а) учитель стремится к формальной дисциплине и идеальному подчинению;
б) не может влиять на дисциплину;
в) учитель умеет поддерживать дисциплину и порядок;
г) дисциплины выглядит хорошей, так как подчиненные боятся учителя;
д) учитель недостаточно пресекает нарушения дисциплины.
18. Характер общения учителя с исполнителями:
а) общается с учениками только по деловым вопросам;
б) заговаривая с учениками о деле, учитель спрашивает о личном, о семье;
в) часто общается по личным вопросам, не касаясь дела;
г) инициатива общения исходит от исполнителей, учитель редко заговаривает сам;
д) нередко учителя трудно понять в общении с ним.
19. Характер принятия решения по руководству коллективом:
а) учитель единолично вырабатывает решения или отменяет их;
б) редко берется за выполнение сложного дела, а скорее уходит от него;
в) старается решать вопросы вместе с учениками, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы;
г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее предусмотреть их решение;
д) берется за решение в основном мелких вопросов.
20. Взаимоотношение между людьми в коллективе:
а) в руководимом коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное доверие;
б) старается, чтобы у подчиненных на работе было хорошее настроение;
в) в его коллективе наблюдается повышенная текучесть кадров, люди нередко уходят из коллектива и не жалеют об этом;
г) люди, которыми он руководит, относятся друг к другу чутко, по-дружески;
д) в присутствии учителя исполнителям постоянно приходится работать в напряжении.
21. Предоставление самостоятельности подчиненным:
а) способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно;
б) иногда учитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства;
в) исполнители работают больше по указаниям учителя, нежели самостоятельно;
г) исполнители предоставлены сами себе;
д) предоставляет подчиненным самостоятельность лишь время от времени.
22. Отношение учителя к советам других:
а) регулярно советуется с исполнителями, особенно с опытными работниками;
б) советуется с работниками только в сложной ситуации;
в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими учителями, но не с рядовыми исполнителями;
г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;
д) советуется только с вышестоящими учителями.
23. Соотношение инициативы учителя и подчиненных:
а) инициатива подчиненных руководителем не принимается;
б) считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят);
в) учитель поддерживает инициативу подчиненных;
г) он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны;
д) инициативы не проявляют ни он сам, ни его подчиненные.
24. Характер требовательности учителя:
а) его любимый лозунг: «Давай, давай!»;
б) от требователен, но одновременно и справедлив;
в) о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым;
г) пожалуй, он не очень требовательный человек;
д) учитель требователен и к себе и к другим.
25. Отношения учителя к нововведениям:
а) наверное, он консервативен, потому что боится нового;
б) охотно поддерживает целесообразные нововведения;
в) поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом меняет характер общения с людьми;
г) у него лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфере (в быту, на отдыхе, в межличностных отношениях);
д) нововведения проходят мимо учителя.
26. Привлечение членов коллектива к выработке решений:
а) в своей работе широко опирается на общественные организации;
б) многие вопросы решаются коллективом на общественном собрании;
в) некоторые важные дела решаются фактически без участия учителя, его функции выполняют другие;
г) большинство вопросов решает за коллектив сам учитель;
д) учитель способствует внедрению различных форм самоуправления в коллективе.
27. Отношение учителя к самому себе:
а) руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;
б) никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполнителями;
в) считает себя незаменимым в коллективе;
г) увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оценивают;
д) учитель излишне критичен по отношению к исполнителям.
Ключ
Подсчитайте сумму баллов по каждому из трех стилей руководства (Д – директивный, К – коллегиальный, П - попустительский) в соответствии с данной таблицей.
Цифра в таблице означает балл данного ответа, буква – стиль руководства.
Вариант | А | б | в | г | Д |
1 | Д-3 | П-2 | К-3 | П-3 | К-2 |
2 | Д-3 | К-2 | П-1 | К-3 | П-3 |
3 | П-1 | К-2 | Д-2 | К-1; П-2 | К-2 |
4 | Д-1 | К-2 | П-2 | П-1 | К-2 |
5 | К-3 | Д-2 | П-2 | П-2;К-1 | К-2 |
6 | П-3 | Д-3 | К-3 | Д-3 | Д-2 |
7 | Д-1 | К-1 | П-2 | П-1;К-1 | К-1 |
8 | К-3 | П-3 | Д-2 | П-2 | Д-3 |
9 | К-2 | П-2 | Д-2 | Д-2;П-2 | П-2 |
10 | Д-2 | К-2 | П-1 | Д-2;К-2 | К-1;К-2 |
11 | П-2 | К-2 | Д-2 | Д-1;П-2 | Д-2;П-1 |
13 | Д-2 | К-2 | П-2 | К-1 | Д-1;П-2 |
14 | П-3 | Д-3 | К-3 | Д-2 | К-3 |
15 | |||||
16 | К-2 | Д-1;П-1 | Д-1;П-2 | П-3 | - |
17 | Д-2 | П-2 | К-2 | Д-2 | П-3 |
18 | Д-3 | К-3 | П-2;К-1 | П-2;Д-1 | П-1 |
19 | Д-3 | П-2 | К-3 | П-3 | П-3 |
20 | Д-1 | К-1 | П-1 | К-2 | Д-2 |
21 | К-2 | Д-2 | Д-2 | П-2 | Д-2 |
22 | К-2 | Д-1;К-2 | Д-2;К-1 | К-2 | Д-2 |
23 | Д-2 | П-2 | К-2 | П-2 | П-3 |
24 | Д-3 | К-3 | Д-2 | П-3 | К-2 |
25 | П-1 | К-1 | Д-2 | К-2 | П-2 |
26 | К-2 | К-3 | П-3 | Д-3 | К-3 |
27 | П-1 | К-2 | Д-1 | К-2 | Д-3 |
Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для дальнейшего анализа: разделите на 10 и округлите до целого значения.
Результат выражается тремя цифрами, каждая из которых до 10 баллов. Во-первых, определите, доминирующий стиль руководства. За количественный показатель доминирования того или иного типа принята разница в 3 балла и более. Возможные соотношения трех крайних типов в стиле руководства:
1) Д-1-1 – директивный стиль (например: 10-2-4; 6-3-4; 9-5-4 и т.д.)
2) 1-К-1 – коллегиальный стиль (например: 4-9-4; 3-8-4; 5-10-4);
3) 1-1-Л – либеральный стиль (например: 3-2-10; 4-3-9 и т.д.)
4) Д-К-1 – директивно-коллегиальный (например: 7-8-4; 6-7-3 и т.д.)
5) 1-К-Л – коллегиально-либеральный (например: 4-7-9; 4-7-7; 3-6-7 и т.д.)
6) Д-1-Л – директивно-либеральный (например: 8-1-6; 8-3-8; 7-2-9);
7) Д-К-Л – смешанный (например: 2-3-3; 3-3-3 и т.д.)
При этом результаты смешанного типа соответствуют разным характеристикам руководства:
а) одинаково низкая выраженность стилей (2-3-3; 3-3-3 и т.д.) характерна для неопытных учителей;
б) одинаково средняя выраженность стилей (5-6-6; 6-6-4 и т.д.) характеризует оперативно меняющегося учителя;
в) одинаково высокая выраженность стилей (10-8-8; 9-9-8 и т.д.) характеризует противоречивый, непредсказуемый типы.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 269.