Модель стилей А.Л. Журавлева.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А.Л. Журавлевым в 1976 году была предложена модель стиля с точки зрения его целостности. Им были выявлены три основных компонента стиля руководства, обозначенные следующим образом: «Д» - директивность, «К» - коллегиальность, «П» - пассивное невмешательство с тенденцией перехода к попустительству. Модель, предложенная А.Л. Журавлевым, включает разную степень выраженности компонентов. Она состоит из семи, различающихся между собой стилей руководства. Это крайние стили: директивный, коллегиальный и попустительский и промежуточные стили руководства.

Описанные модели руководства по своему типу являются одномерными (линейными). В их основе лежит степень свободы личности. Существуют также двумерные модели. Наиболее известная из них – «управленческая решетка» или «решетка менеджмента».

3. «Решетка менеджмента», разработанная Р. Блейком и Дж. Моутон.

В этой модели стили руководства различаются по двум параметрам: степени ориентации учителя на достижение производственных целей и степени ориентациина человеческие отношения, на людей, на создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе. С точки зрения этой теории, успешность деятельности любого учителя (в том числе и учителя) определяется тем, в какой мере он ориентирован на интересы образовательного процесса и интересы членов обучаемого коллектива. Каждый параметр модели имеет двадцать градаций и каждой клетке полученной решетки соответствует определенный стиль руководства. Таким образом, в данной классификации выделяется 5 стилей руководства:

1. Максимальная ориентация на задачу, минимальная – на людей

2. Максимальная ориентация на оба фактора

3. Минимальная ориентация на задачу и максимальная – на людей

4. Минимальная ориентация на оба фактора

5. Средняя степень заинтересованности в указанных факторах

4.

Многочисленные исследования стилей руководства по выделенным характеристикам показали, что в целом учителя, ориентированное на интересы подчиненных, вызывают более высокий уровень их удовлетворенности. Однако далеко не всегда эта ориентация учителя приводит к большей продуктивности руководимого им коллектива.

Каждому конкретному руководителю не может быть присущ только какой-либо один стиль. Опытный учитель способен использовать тот или иной стиль в зависимости от обстоятельств: содержания решаемых задач, конкретного состава руководимой группы и др.

Стиль руководства оказывает большое влияние на деятельность подчиненных, и эффективность работы организации.

     Эффективная организация и эффективный учитель.

Оценка эффективности организации связана с действием многих факторов и поэтому решение этой проблемы требует комплексного подхода. Но я рассматриваю эффективность организации в аспекте влияния личностиучителя.

Эффективность работы учителя зависит как от него самого, так и от его подчиненных. Ниже приводятся факторы, снижающие эффективность работы учителя и зависящие от него самого:

не планирует работу;

выполняет сначала приятную и знакомую работу;

не умеет использовать в интересах учебы своих учеников;

направляет работу учеников непосредственно, вместо того чтобы руководить путем постановки целей и задач, опираясь на самоуправление;

не хочет или не умеет разговаривать откровенно со своими учениками;

не верит в способности своих учеников;

не определяет порядок срочности и важности своих работ и не составляет плана рационального использования рабочего времени.

На рисунке изображена модель эффективного учителя.

 

 

 

 


Рис.5 Модель эффективного учителя

Завершая первую главу моей работы, хотелось бы отметить, что все вышеизложенное составляет тот минимум теоретических знаний, которым любой учитель должен владеть и уметь применять его на практике, чтобы управленческая деятельность всегда была эффективной.


Дата: 2019-12-22, просмотров: 260.