Мировой опыт формирования и государственного регулирования рынка труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Любая страна формирует свой рынок труда, который учитывает специфику ее экономики. Обычно модель национального рынка формирует: система подготовки, переподготовки, роста квалификации работников, система заполнения вакантных рабочих мест и способов регулирования трудовых отношений и т.д. В этой связи различают несколько наиболее известных моделей рынка труда [20, с. 9].

Японская модель. Рынок труда Японии ориентирован на внутренний рынок. Здесь характерна система трудовых отношений, основывающаяся на принципе «пожизненного найма», при котором гарантируется занятость постоянного работника на предприятии до достижения им возраста 55-60 лет. Это позволяет фирме проводить полное формирование квалифицированных кадров в тесной связи со структурой рабочих мест, развитием техники и технологии. Заработки работников и размеры социальных выплат им прямо зависят от числа проработанных лет. Работники последовательно проходят повышение квалификации в соответствующих внутрифирменных службах и перемещаются на новые рабочие места строго по плану. Такая политика способствует воспитанию у работников фирмы творческого отношения к выполнению своих обязанностей, повышению их ответственности за качество работы, формирует заботу о престиже фирмы и внутрифирменный патриотизм. Предприниматели при необходимости сокращения производства, как правило, решают эти проблемы не путем увольнения персонала, а сокращением продолжительности рабочего времени или переводом части работников на другие предприятия по соглашению с ними.

Американская модель. Для американского рынка труда характерна децентрализация законодательства о занятости и помощи безработным, которое принимается каждым штатом отдельно. На предприятиях действует жесткое отношение к работникам, которые могут быть уволены при необходимости сокращения объема применяемого труда или сокращения производства, продолжительности рабочего времени. Работники ставятся в известность о предстоящем увольнении не заблаговременно, а накануне самого увольнения. Коллективными договорами охвачена только четверть всех работников. Мало уделяется внимания внутрифирменной подготовке персонала, за исключением подготовки специфических для фирмы работников. Продвижение по службе идет не по линии повышения квалификации, а при переводе работника на другую работу. Политика американских фирм направлена на сокращение издержек на рабочую силу, перемещения работников внутри компании по горизонтали не характерны. Результат такой политики – высокая мобильность рабочей силы, как профессиональная, так и географическая, но также высокий уровень безработицы в стране вне зависимости от стадии экономического цикла. Если в Японии он обычно 2-3%, то в США – 4-5%, и при пожизненной занятости японское правительство не участвует в предоставлении социальных гарантий.

Шведская модель рынка труда характеризуется активной политикой государства в области занятости, в результате чего уровень безработицы в этой стране минимальный. Главное направление политики на рынке труда – предупреждение безработицы, а не содействие уже потерявшим работу. Достижение полной занятости осуществляется путем проведения [20, с. 10]:

· ограничительной фискальной политики, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных фирм для снижения инфляционной конкуренции между фирмами в повышении заработной платы;

· «политики солидарности» в заработной плате, которая преследует цель достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового состояния тех или иных фирм, что побуждает малоприбыльные предприятия сокращать численность работающих, сворачивать или перепрофилировать свою Деятельность, а высоко прибыльные фирмы – ограничивать уровень оплаты труда ниже своих возможностей;

· активной политики на рынке труда по поддержке слабо конкурентоспособных работников.

· поддержки занятости в секторах экономики, которые имеют низкие результаты деятельности, но обеспечивают решение социальных проблем.

В Швеции для обеспечения полной информированности о вакансиях и условиях предполагаемой работы, об изменениях на рынке труда принят Закон об обязательной регистрации вакантных мест в учреждениях по трудоустройству. Это позволяет вести систематический учет вакантных мест, создавать единый банк данных. С целью информирования населения в Швеции создано 88 институтов рынка труда. Они изучают возможности клиентов, дают рекомендации, направляют на курсы. Именно в Швеции первоначально возникла активная политика рынка труда как одна из составляющих шведской модели механизма регулирования рынка труда.

Как показывает анализ, в большинстве зарубежных стран проводится активная политика на рынке труда (рисунок 1.1) [20, с. 10].

 

 

 
1. Кейнсианская политика
2.2. Законодательные и финансовые меры государства  
2.2.1. Прямое стимулирование занятости 2.2.2. Косвенное воздействие на рост занятости 2.2.3. Меры по сокращению предложения на рынке труда 2.2.4. Система пожизненного найма 2.2.5. Конверсия оборонных предприятий 2.2.6. Стимулирование самостоятельной занятости 2.2.7. Содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса  

 

 


3. Гибкая система занятости
                                                                                                                    


Рисунок 1.1 - Активные формы регулирования занятости в развитых странах

В некоторых государствах за каждого принятого ученика предприятия получают единовременные выплаты. В ряде стран (Франция, Бельгия, Италия) предприятиям, организовавшим ученичество молодежи, снижается размер взносов в систему социального обеспечения, а в ряде случаев они полностью освобождаются от этих взносов. Разрабатываются специальные программы обучения молодежи. В США принят закон о совместной подготовке рабочей силы, во Франции – закон о непрерывном образовании, в Италии – закон о занятости молодежи. Во многих странах осуществляется и внутрифирменная подготовка специалистов (из контингента молодежи, не имеющей достаточного образовательного уровня для поступления в традиционные высшие учебные заведения, готовятся категории узкоспециализированных инженеров).

Другим направлением государственного регулирования рынка труда являются законодательные и финансовые меры, направленные на ограничение роста безработицы.

Прямое стимулирование занятости включает в себя:

- программы общественных работ;

- создание рабочих мест для молодежи. Например, в США многие фирмы заключают контракты с будущими выпускниками колледжей и университетов. Это позволяет учащимся целенаправленно готовить к будущей трудовой Деятельности, а предприятиям получать специалистов именно с той подготовкой, которая им необходима. Во Франции учащиеся еще до окончания школы могут через агентство занятости подыскать себе рабочее место. Наибольшее распространение эта форма стимулирования занятости получила в странах с низким уровнем безработицы;

- специальные программы трудоустройства для работающих женщин с низкой квалификацией (наибольшее распространение получили в США);

- полное или частичное субсидирование рабочих мест на частных предприятиях или снижение для них социальных налогов. Так, в Германии при приеме на работу долговременных безработных предприятиям полагаются субсидии. Во Франции за каждого принятого неквалифицированного рабочего выплачиваются единовременные дотации, а за каждого дополнительного принятого работника в возрасте 16-26 лет предоставляются налоговые льготы;

- организация на предприятии курсов профподготовки, частично субсидируемых государством. В случае найма и обучения молодежи 16-18 лет без полного среднего образования государственные органы Великобритании, Италии, Швеции покрывают 80% издержек предприятий;

- рост государственных капиталовложений в экономику с целью существенной структурной перестройки ее отраслей. Данная мера особо характерна для Японии. В этой стране в послевоенный период происходила крупная перестройка экономики: сначала шло преимущественное развитие текстильной промышленности, затем – судостроительной, сталелитейной, автомобилестроительной, электронной, сферы услуг. Благодаря внутрифирменной мобильности эта перестройка не сопровождалась значительным высвобождением рабочей силы.

Меры косвенного воздействия на рост занятости включают в себя: инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей через дешевый кредит для частных капиталовложений, через механизм государственной банковской системы, а также за счет изменений в системе налогообложения. Наибольшее распространение эти меры получили в Австрии [20, с. 11].

Меры по сокращению предложения на рынке труда включают в себя:

- ограничение женщинам доступа на рынок труда (Швейцария);

- увеличение продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков (Германия);

- увеличение продолжительности отпуска по уходу за ребенком (Бельгия);

- снижение границы пенсионного возраста (Бельгия, Германия);

- использование гибких режимов рабочего времени. В Бельгии с 1979 г. действует закон о 38-часовой рабочей неделе; используется принцип сокращения рабочего времени на 5% и заработной платы на 3 % для увеличения занятости на 3%. В Германии предприниматели по согласованию с профсоюзами (без участия государства) могут устанавливать 40, 39 или 35-часовую рабочую неделю. В ряде стран используется увеличение занятости путем введения неполной рабочей недели с сохранением всех социальных прав.

Конверсия оборонных предприятий. Реорганизация оборонных заводов в гражданские ведет к росту рабочих мест.

Содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса (Франция, Великобритания, США, Швеция и другие страны). Финансовая помощь мелкому предпринимательству включается в специальные программы занятости. В Англии, например, при поддержке муниципальных властей безработные могут основать собственное дело либо в виде микрофирмы, либо предприятий третьего сектора. Микрофирмы – это традиционные частные мелкие предприятия, обслуживающие местный рынок, предприятия третьего сектора – предприятия кооперативного типа, созданные лицами местной общины с помощью либо фондов взаимопонимания, либо пожертвований неправительственных организаций. Нередко организации мелкого бизнеса становятся подсобными предприятиями крупной фирмы. Мелкие предприниматели имеют льготные кредиты. Широко распространено страхование малого бизнеса.

Среди стран, применяющих активную политику занятости, Швеция характеризуется наименьшим уровнем безработицы. Швеция принимает те же программы содействия полной занятости, что и другие страны: обучение рабочей силы, мобильность, мероприятия по созданию новых рабочих мест, субсидии по занятости, общественные работы и меры по созданию рабочих мест для молодежи. Но в отличие от других стран масштабы названных программ гораздо шире. На различные программы по развитию рынка рабочей силы Швеция тратит почти 1,8% валового национального продукта, что в 7 раз больше, чем в США, и в 9 раз больше, чем в Японии.

Всю совокупность мероприятий по активному регулированию рынка труда можно объединить в две укрупненные группы: повышающие и снижающие уровень занятости.

В зависимости от политики государства и компаний на рынке труда затраты на отдельные виды активной политики занятости различаются по странам (таблица 1.1) [21, с. 3].

Пассивная политика занятости предусматривает два подхода к организации материальной помощи безработным: создание систем социального страхования и вспомоществования.

Первые системы помощи безработным были созданы еще в конце XIX и начале XX века. В Великобритании и Италии в системе страхования по безработице предусматривается выплата единых пособий, что не характерно для систем вспомоществования. В тоже время созданы системы вспомоществования по безработице, предполагающие выплату пособия пропорционально прежним заработкам безработного, хотя и в меньших размерах, чем пособие из фондов страхования по безработице (Австрия, Нидерланды, Германия). В некоторых странах (Финляндия) пособия из фондов страхования и из фондов вспомоществования могут выплачиваться одновременно. В ряде государств (Франция) пособия вспомоществования выплачиваются после окончания других выплат.

Таблица 1.1 - Удельный вес затрат на активную политику занятости, %

Страны Служба занятости Профподготовка Субсидии Создание рабочих мест Прочее
Австралия 27 23 8 18 24
Австрия 35 32 5 8 19
Великобритания 40 25 0 2 34
Германия 21 37 5 23 26
Голландия 16 15 1 8 59
Испания 13 49 17 7 15
Канада 34 57 0 4 5
Норвегия 13 17 7 10 53
США 35 20 5 5 35
Франция 14 38 4 11 33
Швеция 9 26 9 18 38
Швейцария 21 17 2 17 43
Япония 27 27 45 0 0

 

Системы страхования по безработице действуют более чем в 80% развитых стран с рыночной экономикой.

Размер пособия по безработице колеблется от 40 до 80% от заработка (во Франции – 40%, в США – 50%, в Канаде – 60%, в Японии – 60-80%). В ряде стран устанавливаются твердые размеры пособий. Продолжительность выплаты пособия зависит от накопленного страхового фонда и в большинстве промышленно развитых стран колеблется от 6 месяцев до одного года. Так, в США минимальный срок не превышает 7,5 месяца, в Японии – 11 месяцев. Особенно тщательно разработаны условия выплаты пособий в Германии. В частности, чтобы получать в течение четырех месяцев пособие, нужно иметь как минимум трехлетний трудовой стаж и в течение года делать отчисления в личный фонд по безработице.

Наряду с государственным страхованием в ряде стран существует и частное. Так, в США частное, или «производственное», страхование производится непосредственно в организациях и финансируется бизнесом.

Рассмотренные зарубежные модели рынков труда не являются статичными, неизменяемыми и зависят от многих обстоятельств внутреннего и внешнего порядка, прежде всего уровня социально-экономического развития страны, степени развитости рыночных отношений и частной формы собственности, уровня вмешательства государства в регулирование социально-трудовых процессов. 

Таким образом, каждая из моделей рынка труда имеет свою специфику и особенности, но их исследование представляет интерес с точки зрения возможности использования зарубежного опыта регулирования рынка труда применительно к условиям развития Республики Беларусь и, в частности, для разработки предложений по повышению эффективности политики занятости населения в нашей стране [21, с. 5].

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 252.