Механизм государственного регулирования занятости населения можно определить как совокупность принципов, методов и инструментов воздействия на процессы формирования и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности ее функционирования, а также на снижение социальных издержек безработицы. Система государственного регулирования должна охватывать все трудоспособное население, занятое и ищущее работу, исходя из общей потребности народного хозяйства в рабочей силе, которая складывается под влиянием структурных сдвигов в экономике, а также механического движения кадров.
Механизм регулирования рынка труда в республике находится в стадии становления. Формируется он на основе Закона «О занятости населения Республики Беларусь», в котором определены следующие основные принципы государственной политики занятости населения:
- обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам республики в реализации права на труд;
- предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
- поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к труду;
- обеспечение мер, направленных на предотвращение массовой безработицы;
- принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;
- обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
- координация сферы занятости с другими направлениями экономической и социальной политики.
В соответствии с этими принципами основными направлениями государственного регулирования рынка труда являются [7, с. 29]:
- оказание помощи в трудоустройстве на основе широкой информированности населения об имеющихся на предприятиях вакансиях;
- развитие профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан, совершенствование системы их профессиональной ориентации;
- стимулирование создания новых рабочих мест;
- содействие самозанятости населения, развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса;
- организация оплачиваемых общественных работ, развитие гибких форм и сезонной занятости;
- бронирование (квотирование) и создание рабочих мест на действующих предприятиях и в организациях для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (трудоустройство инвалидов, молодежи, женщин, имеющих детей и др.);
- обеспечение социальной защиты незанятого населения;
- развитие информационно-справочной сети, укрепление материальной базы служб, обеспечивающих учет спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
Все эти направления находят отражение в соответствующих разделах ежегодно разрабатываемой Государственной программы содействия занятости населения. Однако до настоящего времени государственная служба занятости основные усилия направляла не на расширение и создание рабочих мест, развитие альтернативных форм занятости, а в основном на оказание материальной помощи людям, потерявшим работу (преимущественно выплату пособий по безработице). Однако пассивные меры при всей их полезности и необходимости не могут решить главное - свести безработицу до ее естественного уровня, обеспечить наиболее полную и продуктивную занятость населения. Перенос акцента с пассивной политики занятости на меры активного характера - одна из важных задач государственного регулирования. Эти меры предусматривают, прежде всего, вложение инвестиций в новые рабочие места, особенно в малый и средний бизнес, расширение сети подготовки и переподготовки кадров, предоставление субсидий и льгот по налогам и кредитам безработным, желающим открыть собственное дело и т.д.
Воздействие государства на рынок труда осуществляется административными, законодательными (правовыми) и экономическими методами. В соответствии с ситуацией на рынке труда государство в лице его институтов выбирает и использует методы, с помощью которых осуществляет регулирование.
В Республике Беларусь широко применяются административные методы регулирования рынка труда, на основе которых осуществляется непосредственное управление. К ним можно отнести: прямые административные указания, имеющие обязательный характер; установление жестких правил, регулирующих взаимодействие нижестоящих и вышестоящих звеньев единой государственной системы управления; выработка стандартных процедур административного воздействия на занятость, субординация и т.д. [10, с. 69]
По мере становления в республике рыночных отношений административное регулирование будет сужать сферу своего действия, уступая место экономическому. Так, высвобождение рабочей силы на предприятиях до настоящего времени сдерживается административными методами, что ведет к увеличению масштабов скрытой безработицы. Проведение такой политики позволяет сохранить на предприятиях квалифицированную рабочую силу за счет снижения эффективности труда.
Существенно изменилось при переходе к рыночной экономике правовое регулирование. Прежде всего, это касается методов непосредственно планово-регулирующей деятельности государства в данной сфере.
Использовавшиеся ранее методы директивного планирования, приведшие к чрезмерной «заорганизованности» процессов занятости (плановое распределение рабочей силы по отраслям народного хозяйства в соответствии с заданными объемами производства, лимитирование численности работников по министерствам и ведомствам, жесткая плановая регламентация объемов и пропорций подготовки кадров и т.д.) заменены методами программно-целевого планирования (долгосрочное прогнозирование, индикативное планирование, разработка концепции занятости и т.д.). Однако переход от административно-командных к преимущественно экономическим методам не означает полного отказа государства от непосредственного управления сферой занятости.
В новых условиях задачей государства становится выработка и осуществление такой политики, которая способствовала бы преодолению негативных тенденций в сфере занятости населения, содействовала повышению эффективности и исследования рабочей силы и усилению социальной защиты населения от безработицы.. Это обусловливает необходимость рассмотрения всех разрабатываемых в республике программ по реформированию экономики, инвестированию, реструктуризации производства, развитию малого и среднего бизнеса с точки зрения их влияния на занятость населения и изменение ситуации на рынке труда. Только на основе комплексной взаимоувязки социально-экономических процессов и занятости населения должен строиться механизм государственного регулирования рынка труда.
Система государственного регулирования занятости населения и безработицы на макроуровне включает взаимосвязанные подсистемы законодательного, перспективного и оперативного регулирования. Законодательная подсистема обеспечивает формирование соответствующей правовой основы характера отношений работника и работодателя, а также их отношений с государственными структурами и органами самоуправления различных уровней, определяет формы, методы и средства регулирования данных отношений [4, с. 98].
Основными законодательными и нормативно-методическими документами по регулированию рынка труда являются: Закон «О занятости населения Республики Беларусь», Положение «О порядке образования и использования Государственного фонда содействия занятости населения», Положение «О порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной помощи», Положение «Об организации профессионального обучения безработных», Положение «О порядке организации и условиях проведения общественных работ», Положение «О порядке и условиях оказания финансовой помощи предприятиям и организациям для создания новых рабочих мест», Положение «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий, Закон «О внешней трудовой миграции» и др.
Перспективная подсистема государственного регулирования рынка труда устанавливает тенденции и пропорции его формирования, масштабы регуляторов и соответствующий механизм их реализации. Она предполагает разработку Государственных программ содействия занятости населения на предстоящий год, программу подготовки и переподготовки безработных граждан, прогноз баланса трудовых ресурсов, разработку Государственной программы поддержки малого предпринимательства. Вместе с тем, в целях повышения эффективности обеспечения занятости населения особенно актуальной становится разработка государственной программы по созданию новых рабочих мест. Требуется также разработка Государственных программ по определению перспективной потребности народного хозяйства и его отраслей в кадрах специалистов и квалифицированных рабочих, специальных программ, включающих создание рабочих мест для маргинальных групп населения (молодежи, женщин с детьми, инвалидов и др.), специальных программ по снижению безработицы в регионах с наиболее высоким ее уровнем.
Оперативное регулирование осуществляет корректировку процессов формирования занятости населения и рынка труда и направлено на решение таких проблем, как трудоустройство и социальная поддержка незанятого населения, оказание помощи в профподготовке и переподготовке, общественных работах и др. Оперативная деятельность государства связана с организацией и совершенствованием системы информации о свободных рабочих местах, оказанием помощи незанятому населению в поиске работы, налаживанием работы центров содействия занятости, осуществлением постоянного контроля за состоянием рынка труда, финансированием исследований проблем занятости. Государство также регулирует систему налоговых льгот и субсидий, размеры предоставления банковских ссуд для развития малого бизнеса, создающего дополнительные рабочие места.
Каждая из подсистем использует свои инструментарии для регулирования трудовых отношений и реализуется посредством осуществления совокупности конкретных мероприятий [6, с. 85].
Основополагающим направлением государственной политики на рынке труда является комплекс мер, связанный с экономическими условиями организации рабочих мест: закрытием неэффективных производств, проведением санации предприятий, техническим обновлением действующих и созданием новых рабочих мест.
Реформирование экономики, структурная перестройка производства требуют активного внутри- и межотраслевого перераспределения рабочей силы, изменения системы подготовки и переподготовки кадров с учетом потребностей рыночной экономики, создания социальных амортизаторов для высвобождения работников.
Важным направлением обеспечения занятости населения является создание эффективных рабочих мест. Для реализации этого направления государственной политики в программных документах предусматриваются налогово-кредитные и другие финансовые механизмы, стимулирующие создание новых рабочих мест в соответствии с потребностями структурной перестройки производства. Однако, на наш взгляд, эта система мер должна реализовываться путем разработки Государственной программы по созданию новых рабочих мест. Их созданию должна способствовать и сбалансированная инвестиционная политика, учитывающая необходимость капитальных вложений, как в отрасли экономического прорыва, так и в отрасли традиционной занятости.
При регулировании рынка труда республики важно учитывать такую его особенность, как низкий уровень официально регистрируемой безработицы при значительных размерах скрытой. Эффективное экономическое развитие требует перевода скрытой безработицы в открытую. В республике в условиях ограниченности государственного бюджета, необходимых финансовых средств для обеспечения социальной защиты безработных правительство в своей деятельности должно придерживаться политики постепенного высвобождения излишней рабочей силы, давая возможность людям при поддержке государственной службы занятости через систему подготовки и переподготовки кадров овладеть новыми профессиями. Перераспределение высвобождаемых работников должно осуществляться, прежде всего, в сферу услуг на основе ускоренного развития частных и малых предприятий, что является одним из наиболее приемлемых методов обеспечения невысокого уровня безработицы в переходный период к рыночной экономике. Дополнительные рабочие места могут быть также созданы за счет реструктуризации большого числа убыточных промышленных предприятий, развития сети малых производств по переработке сельскохозяйственной продукции. Все эти меры позволят не только сохранить невысокий уровень безработицы в Беларуси, но и значительно сократить размеры скрытой безработицы.
Важнейшим направлением государственной политики занятости населения является содействие развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Как показывает мировой опыт, среди основных мер можно выделить следующие [6, с. 89]:
· совершенствование нормативно-правовых и организационных условий для содействия развитию малого и среднего бизнеса;
· введение заявительного принципа регистрации новых малых предприятий с освобождением их деятельности от налогообложения на срок не менее 2-х лет;
· развитие финансово-кредитного механизма содействия занятости граждан в сфере малого предпринимательства (системы налоговых льгот и кредитов);
· стимулирование самозанятости, содействие развитию народных промыслов и услуг населению;
· расширение системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательских структур;
· упрощение процедуры образования субъектов малого предпринимательства и бизнеса, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности;
· введение льготного налогообложения и кредитования высвобождаемых работников, создающих собственное дело.
· организация бизнес-клубов по обучению безработных основам предпринимательской деятельности, оказанию им правовой, финансовой и организационной поддержки.
Опыт зарубежных стран свидетельствует, что государственное регулирование рынка труда должно включать разработку специальных программ и мер, поощряющих предприятия в приеме людей без профессионального опыта работы, а также с пониженной работоспособностью в целях вовлечения их в общественно полезную деятельность. Введение лишь пособий по безработице для этих категорий населения ослабляет их интерес к труду и занятости. Установленные квоты рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите крайне низки и как правило, не соблюдаются. Требуется разработка дополнительных мер защиты от безработицы маргинальных групп населения. В частности, регулировать растущий приток на работу женщин, занятых уходом за малолетними детьми, на рынок труда предлагается путем направления их в непроизводственную сферу, а также при помощи расширения частичной занятости [13, с. 24].
Особое внимание уделяется молодежи, особенно выпускникам школ, не поступившим в учебные заведения, поскольку они не располагают профессией и трудовыми навыками и перспективы их трудоустройства крайне низки. Для них следует создавать рабочие места с последующей учебой на производстве, субсидируемые службой занятости. В целях повышения возможности трудоустройства молодежи предусматривается:
· разработать перечень профессий и специальностей, по которым будет осуществляться подготовка специалистов в учебных заведениях с учетом перспективного спроса на рабочую силу;
· разработать меры по стимулированию работодателей, принимающих на работу выпускников учебных заведений и создающих рабочие места для молодежи;
· осуществлять широкое информирование выпускников общеобразовательных школ о возможности дальнейшего обучения, получения профессии для последующего трудоустройства.
Всем гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, должна быть предоставлена возможность пройти профессиональную подготовку и переподготовку в соответствии с их потребностями, которые следует оценить с социальной, психологической и экономической точек зрения. В этих условиях в развитых странах разрабатываются специальные программы для обеспечения занятости маргинальных категорий населения, которые включают такие меры, как адаптация рабочих мест, субсидирование занятости, помощь в трудоустройстве с последующей подготовкой на рабочем месте в сочетании с их социальной поддержкой. Одним из способов их трудоустройства является организация института общественных работ в городском хозяйстве, расширение практики выполнения услуг частного характера и работы по договорам с индивидуальными нанимателями, расширение границ использования граждан, нуждающихся в работе на условиях частичной и временной занятости. Названные меры необходимо реализовать в Беларуси.
Создание действенной системы государственного регулирования рынка труда предусматривает комплекс мер, направленных на сведение безработицы до ее естественного уровня, сокращение длительной безработицы, формирование структуры свободных рабочих мест в соответствии с потребностями, предъявляемыми со стороны безработных.
С этой целью государственная служба занятости проводит следующую работу [15, с. 13]:
· информирует население о возможностях трудоустройства и наличии свободных рабочих мест на предприятиях республики;
· осуществляет подбор рабочего места и работников по запросу работодателей;
· проводит «ярмарки вакансий» и «ярмарки специалистов»;
· организует общественные работы с учетом половозрастного и профессионально-квалификационного состава безработных.
Для регулирования процессами рынка труда и занятости населения рекомендуется использование признанных международной практикой таких мер, как совершенствование системы пенсионного законодательства, создание ассоциаций поддержки мелкого трудового предпринимательства (финансовая помощь, консультации), широкое развитие надомничества, частичной занятости, контрактной миграции.
Одним из направлений государственного регулирования рынка труда должно стать формирование миграционной политики в направлении поощрения территориальной мобильности рабочей силы, защиты внутреннего рынка труда, содействие экономически и социально целесообразной трудовой миграции. Следует предусмотреть меры по развитию внешней миграции, созданию за рубежом агентств по трудоустройству граждан, установление на государственном уровне прямых контактов с государствами СНГ и дальнего зарубежья по оргнабору и другим формам направления желающих на сезонные сельскохозяйственные, строительные и иные временные работы.
Таким образом, регулирование занятости населения и безработицы должно стать органической составной частью социальной политики, суть которой сводится к двум основополагающим принципам [13, с. 20]:
· перенос центра тяжести социальной политики с борьбы с негативными явлениями на деятельность по созданию условий, препятствующих их возникновению и распространению. Предпринимаемые меры должны побудить безработных к активному поиску работы;
· проводимые на рынке труда мероприятия должны быть нацелены на инвестирование в человеческий капитал. Такой подход позволит создать благоприятные условия для высокого и стабильного уровня занятости населения путем стимулирования как спроса на рабочую силу, так и ее предложения. Это выражается в переносе акцента с оказания материальной помощи безработным на предотвращение безработицы и удержание ее в пределах социально допустимого уровня.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 267.