Глава 1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Рынок труда в Республике Беларусь начал формироваться в сложных социально-экономических условиях, характеризуемых существенным спадом производства, снижением покупательского спроса и уровня жизни населения. Общим направлением проводимых в Беларуси реформ стал переход от централизованного управления к системе хозяйствования с рыночными механизмами регулирования. Рынок предъявляет и требует совершенно иного, нежели сложилось в белорусской практике, уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных.

В условиях переходного периода достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы лишь с помощью рыночных механизмов, через рынок труда и конкуренцию, невозможно. Сами по себе рыночные механизмы не способны обеспечить формирование рациональной структуры занятости, удержание безработицы в пределах допустимого уровня. Административные формы и методы регулирования социально-трудовой сферы оказались неадекватными формированию рыночных отношений, которые находятся на стадии становления. В условиях, когда еще не действуют многие рыночные регуляторы, существенная роль в обеспечении занятости принадлежит государству.

Политика занятости населения на макроуровне включает методы и инструменты воздействия государства, направленные на эффективное использование рабочей силы, повышение качества рабочих мест, рост профессионального и образовательного уровня наемной рабочей силы и обеспечение правовых и социальных гарантий занятости в сфере труда.

Занятость представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема занятости часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований.

Целью курсовой работы является исследование сущности, функций и особенностей рынка труда в условиях переходной экономики Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- исследовать сущность и функции рынка труда;

- рассмотреть основные принципы и методы управления рынком труда;

- рассмотреть мировой опыт формирования и государственного регулирования рынка труда;

- рассмотреть особенности рынка труда в Республике Беларусь и факторов, определяющих его динамику;

 - исследовать правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь;

- исследовать направления совершенствования политики занятости и регулирования рынка труда в Республике Беларусь в переходный период.

 

 

Глава 1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

Рисунок 1.1 - Активные формы регулирования занятости в развитых странах

В некоторых государствах за каждого принятого ученика предприятия получают единовременные выплаты. В ряде стран (Франция, Бельгия, Италия) предприятиям, организовавшим ученичество молодежи, снижается размер взносов в систему социального обеспечения, а в ряде случаев они полностью освобождаются от этих взносов. Разрабатываются специальные программы обучения молодежи. В США принят закон о совместной подготовке рабочей силы, во Франции – закон о непрерывном образовании, в Италии – закон о занятости молодежи. Во многих странах осуществляется и внутрифирменная подготовка специалистов (из контингента молодежи, не имеющей достаточного образовательного уровня для поступления в традиционные высшие учебные заведения, готовятся категории узкоспециализированных инженеров).

Другим направлением государственного регулирования рынка труда являются законодательные и финансовые меры, направленные на ограничение роста безработицы.

Прямое стимулирование занятости включает в себя:

- программы общественных работ;

- создание рабочих мест для молодежи. Например, в США многие фирмы заключают контракты с будущими выпускниками колледжей и университетов. Это позволяет учащимся целенаправленно готовить к будущей трудовой Деятельности, а предприятиям получать специалистов именно с той подготовкой, которая им необходима. Во Франции учащиеся еще до окончания школы могут через агентство занятости подыскать себе рабочее место. Наибольшее распространение эта форма стимулирования занятости получила в странах с низким уровнем безработицы;

- специальные программы трудоустройства для работающих женщин с низкой квалификацией (наибольшее распространение получили в США);

- полное или частичное субсидирование рабочих мест на частных предприятиях или снижение для них социальных налогов. Так, в Германии при приеме на работу долговременных безработных предприятиям полагаются субсидии. Во Франции за каждого принятого неквалифицированного рабочего выплачиваются единовременные дотации, а за каждого дополнительного принятого работника в возрасте 16-26 лет предоставляются налоговые льготы;

- организация на предприятии курсов профподготовки, частично субсидируемых государством. В случае найма и обучения молодежи 16-18 лет без полного среднего образования государственные органы Великобритании, Италии, Швеции покрывают 80% издержек предприятий;

- рост государственных капиталовложений в экономику с целью существенной структурной перестройки ее отраслей. Данная мера особо характерна для Японии. В этой стране в послевоенный период происходила крупная перестройка экономики: сначала шло преимущественное развитие текстильной промышленности, затем – судостроительной, сталелитейной, автомобилестроительной, электронной, сферы услуг. Благодаря внутрифирменной мобильности эта перестройка не сопровождалась значительным высвобождением рабочей силы.

Меры косвенного воздействия на рост занятости включают в себя: инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей через дешевый кредит для частных капиталовложений, через механизм государственной банковской системы, а также за счет изменений в системе налогообложения. Наибольшее распространение эти меры получили в Австрии [20, с. 11].

Меры по сокращению предложения на рынке труда включают в себя:

- ограничение женщинам доступа на рынок труда (Швейцария);

- увеличение продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков (Германия);

- увеличение продолжительности отпуска по уходу за ребенком (Бельгия);

- снижение границы пенсионного возраста (Бельгия, Германия);

- использование гибких режимов рабочего времени. В Бельгии с 1979 г. действует закон о 38-часовой рабочей неделе; используется принцип сокращения рабочего времени на 5% и заработной платы на 3 % для увеличения занятости на 3%. В Германии предприниматели по согласованию с профсоюзами (без участия государства) могут устанавливать 40, 39 или 35-часовую рабочую неделю. В ряде стран используется увеличение занятости путем введения неполной рабочей недели с сохранением всех социальных прав.

Конверсия оборонных предприятий. Реорганизация оборонных заводов в гражданские ведет к росту рабочих мест.

Содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса (Франция, Великобритания, США, Швеция и другие страны). Финансовая помощь мелкому предпринимательству включается в специальные программы занятости. В Англии, например, при поддержке муниципальных властей безработные могут основать собственное дело либо в виде микрофирмы, либо предприятий третьего сектора. Микрофирмы – это традиционные частные мелкие предприятия, обслуживающие местный рынок, предприятия третьего сектора – предприятия кооперативного типа, созданные лицами местной общины с помощью либо фондов взаимопонимания, либо пожертвований неправительственных организаций. Нередко организации мелкого бизнеса становятся подсобными предприятиями крупной фирмы. Мелкие предприниматели имеют льготные кредиты. Широко распространено страхование малого бизнеса.

Среди стран, применяющих активную политику занятости, Швеция характеризуется наименьшим уровнем безработицы. Швеция принимает те же программы содействия полной занятости, что и другие страны: обучение рабочей силы, мобильность, мероприятия по созданию новых рабочих мест, субсидии по занятости, общественные работы и меры по созданию рабочих мест для молодежи. Но в отличие от других стран масштабы названных программ гораздо шире. На различные программы по развитию рынка рабочей силы Швеция тратит почти 1,8% валового национального продукта, что в 7 раз больше, чем в США, и в 9 раз больше, чем в Японии.

Всю совокупность мероприятий по активному регулированию рынка труда можно объединить в две укрупненные группы: повышающие и снижающие уровень занятости.

В зависимости от политики государства и компаний на рынке труда затраты на отдельные виды активной политики занятости различаются по странам (таблица 1.1) [21, с. 3].

Пассивная политика занятости предусматривает два подхода к организации материальной помощи безработным: создание систем социального страхования и вспомоществования.

Первые системы помощи безработным были созданы еще в конце XIX и начале XX века. В Великобритании и Италии в системе страхования по безработице предусматривается выплата единых пособий, что не характерно для систем вспомоществования. В тоже время созданы системы вспомоществования по безработице, предполагающие выплату пособия пропорционально прежним заработкам безработного, хотя и в меньших размерах, чем пособие из фондов страхования по безработице (Австрия, Нидерланды, Германия). В некоторых странах (Финляндия) пособия из фондов страхования и из фондов вспомоществования могут выплачиваться одновременно. В ряде государств (Франция) пособия вспомоществования выплачиваются после окончания других выплат.

Таблица 1.1 - Удельный вес затрат на активную политику занятости, %

Страны Служба занятости Профподготовка Субсидии Создание рабочих мест Прочее
Австралия 27 23 8 18 24
Австрия 35 32 5 8 19
Великобритания 40 25 0 2 34
Германия 21 37 5 23 26
Голландия 16 15 1 8 59
Испания 13 49 17 7 15
Канада 34 57 0 4 5
Норвегия 13 17 7 10 53
США 35 20 5 5 35
Франция 14 38 4 11 33
Швеция 9 26 9 18 38
Швейцария 21 17 2 17 43
Япония 27 27 45 0 0

 

Системы страхования по безработице действуют более чем в 80% развитых стран с рыночной экономикой.

Размер пособия по безработице колеблется от 40 до 80% от заработка (во Франции – 40%, в США – 50%, в Канаде – 60%, в Японии – 60-80%). В ряде стран устанавливаются твердые размеры пособий. Продолжительность выплаты пособия зависит от накопленного страхового фонда и в большинстве промышленно развитых стран колеблется от 6 месяцев до одного года. Так, в США минимальный срок не превышает 7,5 месяца, в Японии – 11 месяцев. Особенно тщательно разработаны условия выплаты пособий в Германии. В частности, чтобы получать в течение четырех месяцев пособие, нужно иметь как минимум трехлетний трудовой стаж и в течение года делать отчисления в личный фонд по безработице.

Наряду с государственным страхованием в ряде стран существует и частное. Так, в США частное, или «производственное», страхование производится непосредственно в организациях и финансируется бизнесом.

Рассмотренные зарубежные модели рынков труда не являются статичными, неизменяемыми и зависят от многих обстоятельств внутреннего и внешнего порядка, прежде всего уровня социально-экономического развития страны, степени развитости рыночных отношений и частной формы собственности, уровня вмешательства государства в регулирование социально-трудовых процессов. 

Таким образом, каждая из моделей рынка труда имеет свою специфику и особенности, но их исследование представляет интерес с точки зрения возможности использования зарубежного опыта регулирования рынка труда применительно к условиям развития Республики Беларусь и, в частности, для разработки предложений по повышению эффективности политики занятости населения в нашей стране [21, с. 5].

 

 

В Республике Беларусь

 

 

Взаимоотношения государства и граждан в сфере трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 24.11.1992 г.

В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь, принятой 15.03.1994 г., гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом. [1].

Согласно ст. 1 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» под занятостью следует понимать не запрещённую законодательством деятельность граждан, приносящую им заработок (доход).

Принуждение к труду в административном порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Гражданам, которые не в состоянии на равных условиях с другими конкурировать на рынке труда, государство гарантирует занятость путём создания дополнительных рабочих мест. [2].

В соответствии со ст. 2 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. [2].

В соответствии со ст. 9 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости. [2].

В состав государственной службы занятости входят 148 структурных подразделений, в том числе Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, 6 управлений областных служб, Минский городской центр занятости населения с 9 районными отделениями, 25 региональных, 13 городских и 93 районных центра занятости.

Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для трудоустройства; запрашивать у нанимателей сведения о наличии вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.

Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения осуществляет Государственный фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений.

Государство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или в возобновлении её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:

а) предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволенным с военной службы без права на пенсию;

б) выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение этого периода в общий и непрерывный трудовой стаж;

в) выплату в установленном порядке пособия по безработице;

г) оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;

д) возмещение расходов и получение иных компенсаций, при необходимости переезда на другое место жительства в другую местность для работы по направлению службы занятости.

В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

1. обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;

2. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

3. поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

4. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

5. принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;

6. обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;

7. координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;

8. участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;

9. международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь.[2]

Государственные программы занятости предусматривают в области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

1)  содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;

2)  развитие системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной ориентации населения, создания новых рабочих мест с учетом демографической ситуации;

3)  обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;

4)  повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании рабочих мест и использовании гибких форм занятости;

5)  совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.[2].

Решение стоящих перед государством задач в области занятости населения требует длительного времени, поэтому обеспечение полной занятости выступает в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние занятости, которое предусматривается достичь, решая проблемы конкретного периода времени.

Стратегическая цель определяет следующие тактические задачи:

1)  на 2006 – 2010 гг. – содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;

2)  после 2010г. – достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что конечной целью рынка труда является:

во-первых, удовлетворение профессионально-экономических интересов экономически активного населения, включая социальную защиту и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами;

во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

Так как рынок труда еще только формируется, его функционирование невозможно без государственного регулирования. Главные, социально значимые цели регулирования рынка труда - это снижение уровня безработицы, поддержание оптимального соотношения между спросом и предложением рабочей силы (а значит, и косвенное установление ее цены). Для достижения всех этих целей требуется создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда. Ее основными элементами на государственном уровне является: определение минимально необходимых норм и нормативов функционирования рынка труда, его общих границ. Государство обеспечивает унификацию системы социального и трудового законодательства, определяет объем прав работодателей и работников в сфере найма, возможность их участия в управлении производством, пределы компетенции местных органов управления рынком труда и т.д.

Помимо использования нормативов прямого действия, государство осуществляет косвенное регулирование рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер общеэкономического характера, то есть можно говорить о решающей роли государства в формировании рынка труда.

Категория занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни как отдельных граждан, так и общества в целом. Существует множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в три основных типа: фрикционную, структурную, циклическую.

В развитых странах безработица является результатом высоких темпов развития НТП и несовпадения спроса и предложения на рынке труда. В Беларуси основными типами безработицы являются структурная, скрытая и женская. Уровень безработицы в последнее время неуклонно растет.

В развитых странах мира государственная политика занятости функционирует по двум направлениям: содействие в трудоустройстве и переобучение, создание гибкого рынка труда. Среди перспективных путей снижения безработицы наиболее интересными являются: сокращение рабочей недели, работизация, расширение сферы услуг и надомного производства.

В Беларуси в силу специфики сложившейся ситуации, традиционные методы сокращения безработицы не могут дать тот же эффект. Основными методами должны стать стимулирование деловой активности, технологическое перевооружение и обеспечение самозанятости населения.

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Рынок труда в Республике Беларусь начал формироваться в сложных социально-экономических условиях, характеризуемых существенным спадом производства, снижением покупательского спроса и уровня жизни населения. Общим направлением проводимых в Беларуси реформ стал переход от централизованного управления к системе хозяйствования с рыночными механизмами регулирования. Рынок предъявляет и требует совершенно иного, нежели сложилось в белорусской практике, уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных.

В условиях переходного периода достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы лишь с помощью рыночных механизмов, через рынок труда и конкуренцию, невозможно. Сами по себе рыночные механизмы не способны обеспечить формирование рациональной структуры занятости, удержание безработицы в пределах допустимого уровня. Административные формы и методы регулирования социально-трудовой сферы оказались неадекватными формированию рыночных отношений, которые находятся на стадии становления. В условиях, когда еще не действуют многие рыночные регуляторы, существенная роль в обеспечении занятости принадлежит государству.

Политика занятости населения на макроуровне включает методы и инструменты воздействия государства, направленные на эффективное использование рабочей силы, повышение качества рабочих мест, рост профессионального и образовательного уровня наемной рабочей силы и обеспечение правовых и социальных гарантий занятости в сфере труда.

Занятость представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема занятости часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований.

Целью курсовой работы является исследование сущности, функций и особенностей рынка труда в условиях переходной экономики Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- исследовать сущность и функции рынка труда;

- рассмотреть основные принципы и методы управления рынком труда;

- рассмотреть мировой опыт формирования и государственного регулирования рынка труда;

- рассмотреть особенности рынка труда в Республике Беларусь и факторов, определяющих его динамику;

 - исследовать правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь;

- исследовать направления совершенствования политики занятости и регулирования рынка труда в Республике Беларусь в переходный период.

 

 

Глава 1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

Дата: 2019-12-22, просмотров: 254.