Как уже было отмечено, позиции страны в мировой экономике и системе мирохозяйственных связей определяются рядом факторов, среди которых наиболее значимы уровень развития и динамика движения национальной экономики, степень ее открытости и включенности в международное разделение труда, а также развитость и структура ее внешнеэкономических контактов, способность национальной экономики соответствовать постоянно меняющимся условиям международной хозяйственной жизни. В новых условиях необходимо обеспечить органичное расширение российского участия в системе международных экономических отношений и более полное использование возможностей международного разделения труда для решения как внутриэкономических задач страны, так и проблем совершенствования ее внешнеэкономических связей.
Перспективы такой эволюции обусловлены вполне объективным характером повышения уровня взаимосвязи и взаимозависимости между национальными хозяйственными системами и процессами в сфере международных экономических связей.
По мнению многих экспертов, основой создания жизнеспособной экономики переходного периода в России следует считать ее открытость, имея в виду “оздоравливающий эффект” конкуренции из-за рубежа. Именно в этих условиях мировой рынок прямо и косвенно влияет на формирование цен на отечественную продукцию, а у российских производителей остается такой выход, как повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение ее производства при снижении всех видов затрат. Следует учитывать, что переход к экономике открытого типа должен быть поэтапно осуществляемым процессом с тем, чтобы конкуренция извне не превратилась из созидательного фактора в силу, способную разрушить отечественную экономику.
Среди негативных тенденций в развитии экспортно-импортных контактов современной России в последнее время выделяется сокращение российского присутствия на многих важных региональных и мировых товарных рынках. Так, РФ ослабляет свои позиции на рынках развивающихся, некогда социалистических стран (бывших членов СЭВ), в регионе СНГ; а, кроме того, отечественные товаропроизводители потеснены иностранными конкурентами с внутреннего рынка России.
Зарубежные конкуренты стремятся ослабить позиции РФ также на таком специфическом рынке, как рынок вооружений. Согласно аналитическим оценкам, емкость мирового рынка вооружений на период до 2010 года должна составлять примерно 40 млрд долларов США ежегодно, причем, как предполагается, в перспективе она будет снижаться. Но если в конце 80-х годов СССР принадлежало до 38% этого рынка, а США - 20%, то, по оценкам американских аналитиков, к 2010 году на долю США будет приходиться уже до 60%, а России - лишь 5-6% его объема. Тем не менее в настоящее время ГК “Росвооружение” поставляет профильную продукцию в 64 страны мира, а более 4/5 ее экспорта приходится на Китай, Индию, Иран, ОАЭ, Вьетнам, Грецию и Алжир. [9]
Ныне, несмотря на сужение мирового рынка вооружений и ужесточение конкурентной борьбы, Россия старается не сдавать свои позиции и, по данным западных экспертов, занимает здесь четвертую позицию после США, Великобритании и Франции.
Вместе с тем РФ предпринимает шаги к расширению и диверсификации своих экспортно-импортных связей.
Так, наряду с попытками проведения структурной перестройки, прежде всего, в промышленной сфере страна активизирует и свою внешнеэкономическую деятельность.
С середины 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), точнее, формально унаследовала данный статус от бывшего СССР. В июне 1993 г. Генеральному директору ГАТТ было направлено официальное заявление правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полномочного участника. Передача в ГАТТ в феврале 1994 г. Меморандума о внешнеторговом режиме РФ стала первым практическим шагом в процессе присоединения России к ГАТТ/ВТО.
Соглашения ВТО обеспечивают баланс прав и обязательств стран-участниц, предусматривают усиление системы арбитражного рассмотрения торговых споров. Понятно, что без участия в многосторонней системе регулирования торговли Россия будет неизбежно подвергаться дискриминационным односторонним мерам и, прежде всего, со стороны своих западных партнеров.
Планируемое присоединение Российской Федерации к ВТО сможет оказать положительное воздействие на ход экономических реформ, структурную перестройку экономики, ориентированную на дальнейшее включение страны в международное разделение труда.
Как известно, немаловажным фактором развития экономики России и включения ее в мирохозяйственные связи могли бы стать иностранные инвестиции.
На современном этапе российская экономика представляет известный интерес как объект для приложения капитала, несмотря на противоречивость и сложность социально-экономического положения России.
С точки зрения долгосрочной перспективы РФ может иметь известную привлекательность для инвесторов из-за рубежа. Это предопределяется масштабами сферы приложения иностранных капиталовложений в России и позитивными сдвигами в ходе рыночных реформ, в стабилизации политической обстановки. Существенную роль играют и такие факторы, как присоединение РФ в 1992 году к крупнейшим международным финансовым организациям - Международному валютному фонду, Мировому банку, Международной финансовой корпорации. Россия заняла место СССР в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР), созданном в 1991 году для содействия реформам, проводимым странами Восточной Европы. Ожидается и вступление РФ в члены Всемирной торговой организации, что также повышает степень доверия к России как одному из наиболее перспективных участников международного экономического сотрудничества.
Тем не менее ряд проблем в этой области остаются весьма сложными. Так, все еще непростой для российской экономики является проблема внешней задолженности, заметно ограничивающая потенции развития внешнеэкономических связей. Решение проблемы имеет три аспекта: российская задолженность промышленно развитым странам, коммерческим банкам и ряду стран Восточной Европы, долги республик бывшего СССР и задолженность со стороны развивающихся стран самой России. К середине 90-х годов внешний долг России составлял 130 млрд. долларов, из которых 36 млрд. долларов приходилось на государственный долг странам, входящим в состав Парижского клуба, 26 млрд. долларов — долги частным банкам, которыми занимается Лондонский клуб. Прочая часть суммы — это долги бывшим социалистическим странам, а также странам, не являющимся членами Парижского клуба, российские долги поставщикам.
Но все же соотношение между собственным долгом России и задолженностью других стран по отношению к ней, российская собственность за рубежом, положительный платежный баланс позволяют в целом рассматривать РФ как страну с достаточно стабильным положением в мировом сообществе.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 257.