Факторы формирования прибыли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Как отмечалось ранее, главным источником формирования прибыли является основная деятельность организации, для осуществления которой она была создана. Характер этой деятельности определяется специфической отраслевой особенностью организации. Основу этой деятельности составляет производственно-коммерческая деятельность, которая дополняется инвестиционной и финансовой.

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг (прибыль от продаж) определяется как разница между выручкой от реализации товаров, работ и услуг (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью реализованных товаров, работ и услуг, а также коммерческими и управленческими расходами, /9, с. 412/.

Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от реализации, являются:

1) цена реализации продукции;

2) себестоимость реализованной продукции;

3) величина коммерческих и управленческих расходов;

4) объем реализованной продукции;

5) структура и ассортимент реализованной продукции.

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли.

Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к

соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямопропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок.

Из всех рассмотренных факторов в наибольшей степени от организации зависит динамика себестоимости продукции и коммерческих и управленческих расходов. Существенные ограничения со стороны рынка оказывает изменение объема и структуры реализуемой продукции. Еще меньше от организации зависят изменения цен на материальные ресурсы.

В ходе дальнейшего анализа необходимо более тщательно изучить действие каждого из перечисленных факторов. Подобный анализ возможен при наличии данных бухгалтерского управленческого учета.

Так, изменение уровня цен на реализованную продукцию зависит от ценовой политики. Ценовая политика влияет на прибыль и финансовое положение организации, она формирует имидж у потребителей и стимулирует (или тормозит) продвижение товаров и услуг на рынки, /5, с. 278/.

 

Показатели рентабельности

 

Несмотря на широкие информационные возможности различных показателей экономического эффекта (прибыли), они не всегда позволяют дать объективную оценку эффективности деятельности организации, поскольку условия получения результата могут быть несопоставимыми. Кроме того, абсолютные показатели экономического эффекта не отвечают требованию пространственной сопоставимости при проведении рейтингового ранжирования организаций ввиду различных условий их достижения у разных экономических субъектов. Поэтому для оценки эффективности деятельности организации целесообразно использовать показатели рентабельности — относительные показатели, позволяющие соизмерять полученный экономический эффект с показателями условий хозяйствования: стоимостью активов, размерами источников финансирования деятельности, суммами доходов либо расходов. Аналитический показатель рентабельности может представлять собой коэффициент (относительную величину) или рассчитывается в процентах, /15, с. 420/.

В аналитической практике отсутствует единый универсальный показатель рентабельности, поскольку обширный круг пользователей аналитической информации рассчитывает большое число показателей рентабельности, отвечающих интересам различных пользователей. Основной причиной вариантности определения показателей рентабельности является различный подход к определению показателя, характеризующего экономический эффект (прибыль), и актива (капитала, дохода, расхода), задействованного в генерировании этого эффекта, /11, с. 671/.

Общая рентабельность определяется по формуле:

Роб /Ф·100%, (1)

 

где Пб – общая сумма балансовой прибыли; Ф - среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств.

Общая рентабельность (рентабельность всех ресурсов) показывает, сколько чистой прибыли (чистый экономический эффект) приходится на рубль всего вложенного в организацию капитала, /13, с. 159/.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 239.