Сущность анализа финансовых результатов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать экономическое состояние как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, которое возможно лишь при объективном анализе финансовых результатов.

Цель данной работы заключается в изучении теоретических аспектов статистического анализа финансовых результатов деятельности предприятия, проведении анализа по имеющимся данным. Объектом исследования является предприятие ОАО «Дальсвязь», которое предоставляет различные услуги связи на Дальнем Востоке, в том числе и в Амурской области.

В процессе подготовки работы использовались данные бухгалтерского баланса и отсчета о прибылях и убытках ОАО «Дальсвязь» за 2001 – 2010 годы.


1. Теоретические основы анализа финансовых результатов

 


Сущность анализа финансовых результатов

 

В условиях рыночных отношений целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. В соответствии с законодательством Российской Федерации предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность предприятий, направленную на получение прибыли.

Финансовый результат - это обобщающий показатель анализа и оценки эффективности деятельности предпринимательской организации. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности, /14, с. 360/.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками предпринимательской деятельности, /12, с.228/.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает:

• исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период;

• исследование структуры соответствующих показателей и их изменений; 

• изучение динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов;

• выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественная оценка, /7, с. 523/.

 



Определение прибыли

 

Прибыль, представляя собой одну из основных экономических категорий рыночного хозяйства, характеризует конечные финансовые результаты деятельности организации. В показателе прибыли отражаются эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Прибыль как конечный финансовый результат деятельности любой организации представляет собой положительную разницу между общей суммой доходов и расходами на производство и реализацию продукции с учетом других хозяйственных операций. Убыток, напротив, — отрицательная разница между доходами и расходами по всем хозяйственным операциям организации в целом, /1, с. 159/.

За счет заработанной прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию организации, выплачиваются дивиденды собственникам бизнеса (акционерам). При этом в процессе хозяйственной деятельности организация не только может лишиться ожидаемой прибыли, но и потерять свой капитал частично или полностью. Таким образом, прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательской деятельности, /6, с. 279/.

Формирование общего финансового результата можно представить следующим образом:

Прибыль от продаж + Сальдо прочих доходов и расходов.

В соответствии с отчетом о прибылях и убытках (ф. № 2) в общую сумму доходов включаются: выручка; проценты к получению; доходы от участия в других организациях; прочие доходы; отложенные налоговые обязательства.

К общей сумме расходов относятся: себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг; коммерческие расходы; управленческие расходы; проценты к уплате; прочие расходы; отложенные налоговые активы и текущий налог на прибыль, /8, с. 102/.

На рисунке 1 представлена модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на формировании прибыли.

 

Оборот – выручка от реализации (без НДС, акцизов и др.)

строка 010

  (—)

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг

строка 020

 

 

 

Валовый доход от реализации продукции (оборота)

строки 010-020

  (—)

Расходы периода

строки 030+040

   

 

Результат от финансовых и прочих операций

строки 060-070+080+090-100

  (+)

Прибыль от реализации продукции

строка 050

 
   

 

Результат от прочих внереализационных доходов и расходов

строки 120-130

  (+)

Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности

строки 050+060-070+080+090-100+120-130

 
   

 

Налог на прибыль

строка 150

(—)

Прибыль отчетного периода (балансовая прибыль)

строка 140

 
   

 

Отвлеченные средства

строка 160

 

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

строки 140-150

 

 

 

Нераспределенная прибыль отчетного периода

строки 140-150-160

 
               

Рисунок 1 – Модель хозяйственного механизма предприятия

 

На рисунке 1 представлен механизм формирования различных источников прибыли, /2, с. 56/.

 

Классификация прибыли

1 По источникам формирования в соответствии с Налоговым кодексом РФ прибыль подразделяют на прибыль от реализации продукции, работ и услуг основной (уставной) деятельности, в рамках которой в целях повышения степени аналитичности анализа можно выделять прибыль от основной деятельности организации и прибыль от прочей реализации. Прибыль от реализации продукции, работ и услуг является основным видом прибыли у организации. Ее формирование непосредственно связано с отраслевой спецификой деятельности предприятия.

Прибыль от прочей реализации представляет собой доход организации от реализации различных видов имущества, включая ценные бумаги и имущественные права. Этот показатель отражает финансовый результат деятельности, не являющейся основной для организации, которая ведется не регулярно и не занимает, как правило, высокого удельного веса в общем объеме производства. Кроме того, сюда относится прибыль от внереализационных операций. Она образуется как доход от долевого участия в других организациях в виде распределенной прибыли на сумму пая, купли-продажи иностранной валюты, доходы по заемным обязательствам, штрафы, пени и полученные неустойки.

2По видам деятельности выделяют прибыль от производственной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Прибыль от производственной деятельности является результатом производственно-сбытовой, основной для данной организации текущей деятельности по ее уставу. Из зарубежной экономической литературы в нашу терминологию анализа хозяйственной деятельности организации вошло понятие «операционная прибыль», под которой понимается, по существу, прибыль от производственной деятельности.

Результат инвестиционной деятельности частично отражается в прибыли от прочей реализации в виде доходов от участия в совместной деятельности, от владения ценными бумагами и депозитными вкладами, частично от реализации имущества по окончании реализации инвестиционного проекта. Кроме того, результаты инвестиций отражаются на производственной прибыли, когда инвестиции осуществляются в реальные активы по расширению, обновлению и модернизации основного или вспомогательного производства.

Под прибылью от финансовой деятельности понимается косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на более выгодных, чем среднерыночные, условиях. Кроме того, в процессе финансовой деятельности может быть получена и прямая прибыль от реализации финансовых проектов вложения собственного капитала в иные организации.

3По составу элементов, формирующих прибыль, различают валовую прибыль, прибыль от продажи, прибыль от прочей реализации, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности и чистую прибыль.

Валовая прибыль — положительная разница между суммой выручки-нетто и себестоимостью продаж.

Прибыль от продаж представляет собой сумму дохода организации за вычетом всех операционных расходов. Данному понятию отвечает понятие «прибыль от продаж» по отчету о прибылях и убытках (форма № 2).

Прибыль от прочей реализации состоит из прибыли от операционной деятельности — это положительная разница (сальдо) между суммой доходов от операционной деятельности (включая проценты к получению, доходы от участия в других организациях и прочие операционные доходы) и суммой расходов на операционную деятельность. В состав этих расходов включаются проценты к уплате и прочие операционные расходы, а также прибыль от внереализационных операций, представляющая собой положительное сальдо внереализационных доходов и расходов. К доходам относятся штрафы, пени, неустойки в пользу предприятия по хозяйственным договорам, стоимость безвозмездно полученных активов, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, кредиторская и депонентская задолженность с истекшим сроком исковой давности, положительные курсовые разницы и прочие внереализационных доходы, Внереализационные расходы представлены штрафами, пенями и неустойками, выплаченными предприятием по хозяйственным договорам, убытками прошлых лет, признанными в отчетном году, дебиторской задолженностью с истекшим сроком исковой давности, отрицательными курсовыми разницами и прочими внереализационными расходами.

Прибыль до налогообложения равняется сумме прибыли от продаж и прибыли от прочей реализации.

Прибыль от обычной деятельности представляет собой разницу между величиной прибыли до налогообложения и налоговыми отчислениями из прибыли, включающими налог на прибыль и экономические санкции из прибыли.

Чистая прибыль — совокупная (общая бухгалтерская прибыль организации) прибыль, уменьшенная на сумму налога на прибыль и аналогичных платежей из нее.

4По характеру налогообложения выделяют налогооблагаемую и не облагаемую налогом прибыль.

5 По характеру инфляционной очистки прибыли различают реальную и номинальную прибыль. Первый показатель характеризует размер номинально полученной суммы прибыли за анализируемый период, скорректированной в соответствующем порядке на индекс инфляции; второй — такой корректировки не предполагает.

6 По периоду формирования выделяют прибыль предшествующего и отчетного периодов, а также планируемую прибыль.

7 По регулярности формирования прибыль делится на регулярно формируемую и так называемую «чрезвычайную» прибыль. В рыночной экономике данный вид прибыли характеризует необычный для данной организации источник ее формирования или очень редкий характер ее получения.

8 По характеру использования в составе прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, выделяют капитализированную и потребленную части. Капитализированная прибыль представляет собой ту ее часть, которая направлена на финансирование прироста активов, а потребленная прибыль — ту ее часть, которая израсходована на выплату собственникам, персоналу или социальные программы организации, /6, с. 280/.

 

Анализ прибыли организации

 

Анализ прибыли начинают с исследования ее динамики как по общей сумме, так и в размере составляющих ее элементов. Это так называемый горизонтальный (временной) анализ. В этом случае каждая позиции отчетности сравнивается с аналогичным показателем базового периода. Затем проводят вертикальный (структурный) анализ, который выявляет структурные изменения в составе прибыли и влияние каждой позиции отчетности на результат в целом.

Начнем с изложения методики горизонтального анализа. При общей оценке динамики прибыли сравнивают ее сумму, полученную в отчетном периоде, с прибылью за соответствующий базовый период и находят абсолютное отклонение. Затем определяют относительное отклонение. Это могут быть темпы роста или темпы прироста, /10, с. 147/.

Вертикальный анализ проводится на основе оценки влияния показателей, которые включаются в аддитивную модель прибыли.

Анализ каждого слагаемого аддитивной модели позволяет оценить поступления и направления использования финансовых ресурсов. Так, рост операционных доходов, связанных с реализацией основных средств, сдачей имущества в аренду, характерен для предприятий, находящихся в кризисном финансовом состоянии, /3, с. 309/.

На сумму прибыли организации влияют внешние и внутренние факторы. К внешним относят факторы, не зависящие от деятельности организации, но влияющие на финансовые результаты: состояние рынка, нормы амортизации, Цены и тарифы на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей, нарушение дисциплины со стороны деловых партнеров и т.п.

Внутренние факторы определяют показатели деятельности организации и ее финансовые результаты. Внутренние факторы подразделяются на:

факторы первого порядка или составляющие элементы прибыли: величина прибыли от продаж, наличие прочих доходов и расходов или прочих доходов и расходов, сумма налога на прибыль и отложенных налоговых активов и обязательств;

факторы второго порядка непосредственно определяют размер прибыли от продаж: объем реализованной продукции; цена, структура, себестоимость продукции; наличие других затрат; качество продукции; политика ценообразования на предприятии и т.п.                                                       

При изучении прибыли основное внимание обращается на анализ влияния внутренних факторов на прибыль, так как он позволяет определить внутренние резервы роста прибыли.

Для расчета влияния внутренних факторов первого порядка просчитываются все доходы и расходы предприятия в базисном и отчетном периодах и определяется влияние изменения каждого вида доходов и расходов на изменение различных видов прибыли, /8, с. 103/.

 

Показатели рентабельности

 

Несмотря на широкие информационные возможности различных показателей экономического эффекта (прибыли), они не всегда позволяют дать объективную оценку эффективности деятельности организации, поскольку условия получения результата могут быть несопоставимыми. Кроме того, абсолютные показатели экономического эффекта не отвечают требованию пространственной сопоставимости при проведении рейтингового ранжирования организаций ввиду различных условий их достижения у разных экономических субъектов. Поэтому для оценки эффективности деятельности организации целесообразно использовать показатели рентабельности — относительные показатели, позволяющие соизмерять полученный экономический эффект с показателями условий хозяйствования: стоимостью активов, размерами источников финансирования деятельности, суммами доходов либо расходов. Аналитический показатель рентабельности может представлять собой коэффициент (относительную величину) или рассчитывается в процентах, /15, с. 420/.

В аналитической практике отсутствует единый универсальный показатель рентабельности, поскольку обширный круг пользователей аналитической информации рассчитывает большое число показателей рентабельности, отвечающих интересам различных пользователей. Основной причиной вариантности определения показателей рентабельности является различный подход к определению показателя, характеризующего экономический эффект (прибыль), и актива (капитала, дохода, расхода), задействованного в генерировании этого эффекта, /11, с. 671/.

Общая рентабельность определяется по формуле:

Роб /Ф·100%, (1)

 

где Пб – общая сумма балансовой прибыли; Ф - среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств.

Общая рентабельность (рентабельность всех ресурсов) показывает, сколько чистой прибыли (чистый экономический эффект) приходится на рубль всего вложенного в организацию капитала, /13, с. 159/.

 

Доходы

 

 

 

 

Выручка

10290802

97,443

11203165

95,863

Проценты к получению

89489

0,847

75649

0,647

Доходы от участия в других организациях

719

0,007

1931

0,016

Прочие доходы

179855

1,703

406035

3,474

Итого доходов

10560865

100

11686780

100

Расходы

 

 

 

 

Себестоимость продукции, работ, услуг

7707640

78,758

8299113

76,472

Проценты к уплате

369143

3,772

509342

4,693

Прочие расходы

1196588

12,227

1430061

13,177

Отложенные налоговые обязательства

88278

0,902

60898

0,561

Текущий налог на прибыль

424855

4,341

553038

5,096

Итого расходов

9786504

100

10852452

100

 

Анализирую таблицу 4, мы наблюдаем, что и в 2009, и в 2010 годах большая часть всех доходов формировалась за счет результата от основной деятельности – выручки (97% от общей суммы доходов в 2009 году и 96% в 2010 году). Проценты к получению составляли чуть менее 1% от всех расходов в 2009 и 2010 годах. На долю доходов от участия в других организациях приходиться 0,007% в 2009 году и 0,02% в 2010 году. Прочие доходы в 2009 году составляли 1, 7% от общей величины доходов, а в 2010 – 3,5%.

Как в 2009, так и в 2010 годах основной частью расходов являлась себестоимость продукции, работ, услуг (в 2009 году – 78,7%, в 2010 – 17,5%).

Значительную долю составляют и прочие расходы – 12,2% в 2009 году и 13,2% в 2010 году. Текущий налог на прибыль составлял 4,3% и 5,1% от общей суммы расходов в 2009 и 2010 годах соответственно. Проценты к уплате составляют 3,7% и 4,7% от общей суммы в 2009 и 2010 годах.

На рисунке 4 наглядно представлена структура доходов ОАО «Дальсвязь» в 2010 году.

 

Рисунок 2 – Диаграмма, отражающая структуру доходов ОАО «Дальсвязь»

 

Рисунок 2 наглядно показывает преобладание выручки в структуре доходов организации. Прочие доходы, проценты к получению, доходы от участия в других организациях составляют лишь незначительную часть доходов.

На рисунке 5 представлена структура расходов организации в 2010 году.

Себестоимость продукции, работ и услуг заметно преобладает в структуре расходов ОАО «Дальсвязь». Однако, весомую долю занимают прочие расходы, проценты к уплате и текущий налог на прибыль.

 


Рисунок 3 – Диаграмма, отражающая структуру расходов ОАО «Дальсвязь»

 


Среднее

5447427,2

1671,7

1073765,2

686936,6

445465,4

Медиана

4788372,5

661,5

761082

311070

197947

Дисперсия

20407070844332,4

10381552,1

1041000437006,6

397783596401,8

169624823163,4

Размах вариации

10609340

10613

2790647

1569877

1109548

Среднее линейное отклонение

4110950,4

1857,5

818738,2

574730,7

369742,5

Коэффициент вариации

82,9

192,7

95,0

91,8

92,4

 

Исходя из данных таблицы 5, среднее значение прибыли от продаж за период с 2001 по 2010 год составляет 1073765,2 тысяч рублей. Среднее значение чистой прибыли организации за аналогичный период составляет 445465,4 тысяч рублей.

Медиана показывает, что в первой половине периода значение прибыли от продаж меньше 761082 тысяч рублей, а во второй половине – больше этой суммы.

Размах вариации для показателя прибыли от продаж составляет 2790647 тысяч рублей. Среднее линейное отклонение для показателя прибыли от продаж показывает абсолютную меру вариации, оно равно 818738,24 тысяч рублей.

Для измерения степени колеблемости отдельных значений прибыли от продаж от среднего посчитаны основные обобщающие показатели вариации: дисперсия, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации. Полученные значения свидетельствуют о большой неоднородности прибыли от продаж в период с 2001 по 2010 годы (большое значение дисперсии - 1041000437006,6, среднего квадратического отклонения - 1020294,3, коэффициента вариации - 95,0).

Исходя из данных таблицы 4, самым неоднородным показателем являются доходы от участия в других организациях. Коэффициент вариации данного показателя составляет 192,7%. Дисперсии всех показателей очень большие – это свидетельствует о большой разнице между показателями прибыли за отдельные года и средним значением прибыли за 10 лет.

 

Заключение

 

В данной работе были изучены теоретические аспекты статистического анализа финансовых результатов деятельности предприятия. Также был проведен анализ прибыли и расходов ОАО «Дальсвязь» за период с 2000 по 2010 год. Рассчитаны различные показатели рентабельности предприятия.

По результатам произведенных расчетов можно сделать вывод, что в отчетном периоде организация достигла высоких результатов в своей деятельности. Прибыль от продаж в 2010 году увеличилась на 320870 тысяч рублей, что составляет 112,42% от уровня 2009 года. В 2010 году 1% увеличения прибыли от продаж составил 25832 тысяч рублей. Среднегодовая прибыль за 10 лет составляет 1073765,2 тысяч рублей. Ежегодно прибыль от продаж ОАО «Дальсвязь» увеличивается на 279064,7 тысяч рублей или на 38, 3%. В 2012 году ожидаемое прогнозное значение прибыли составит около 4092798,6 тысяч рублей.

Было установлено, что в структуре доходов организации преобладает выручка, а в структуре расходов – себестоимость продукции, работ и услуг.

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг существенно влияет на показатель прибыли от продаж, так как коэффициент корреляции очень близок к единице по абсолютному значению. Данная зависимость является линейной.

Было установлено, что совокупное влияние на чистую прибыль таких факторов, как прибыль от продаж, проценты к получению, проценты к уплате, доходы от участия в других организациях, прочие доходы, прочие расходы, и расходы по налогу на прибыль привело к ее увеличению на 112938 тыс. руб.

Показатели рентабельности организации в 2010 году были достаточно высокими, общая рентабельность составила 44%. Однако своего максимального значения большинство показателей достигали в 2007 году.

В целом на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что ОАО «Дальсвязь в период с 2001 – 2010 развивалось достаточно стабильно, прибыль от продаж, как основной показатель финансового результата, возросла более чем в 25 раз. Организация не понесла убытков ни в одном из рассмотренных периодов, темпы роста и прироста прибыли от продаж положительные. Показатели рентабельности в целом удовлетворительные, а значит деятельность ОАО «Дальсвязь» эффективная.

 



Библиографический список

финансовый результат ликвидность прибыль

1 Адамов В.Е. Экономика и статистика фирм: Учеб. / В.Е. Адамов. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 288 с.

2 Бурцева С.А. Статистика финансов: Учеб. /С.А. Бурцева. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 288 с.

3 Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 464 с.

4 Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: практикум / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – М.: Дело и сервис, 2007. – 144 с.

5 Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций. Анализ отчетности: Учеб. / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 326 с.

6 Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Уч. пособие / Под ред. М.А. Вахрушиной. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 463 с.

7 Крылов Э.Н. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости предприятия: Уч. пособие / Э.Н. Крылов, В.М. Власова, И.В. Журакова. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 716 с.

8 Макарьева Б.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: Учеб. / Б.И. Макарьева, Л.В. Андреева. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 437 с.

9 Микроэкономическая статистика: Учеб. / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 542 с.

10 Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. / С.М. Пястолов. – М.: Академия, 2007. – 336 с.

11 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие/ Г.В. Савицкая. – М.: Новое издание, 2005. – 704 с.

12 Скамай Л.Г. Экономический анализ деятельности предприятия: Учеб. / Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 296 с.

13 Экономико-статистический анализ: Учебное пособие / Под. ред. С.Д. Ильенковой, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 216 с.

14 Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 480 с.

15 Экономический анализ: Учеб. / Под ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 527 с.

 

Введение

 

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать экономическое состояние как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, которое возможно лишь при объективном анализе финансовых результатов.

Цель данной работы заключается в изучении теоретических аспектов статистического анализа финансовых результатов деятельности предприятия, проведении анализа по имеющимся данным. Объектом исследования является предприятие ОАО «Дальсвязь», которое предоставляет различные услуги связи на Дальнем Востоке, в том числе и в Амурской области.

В процессе подготовки работы использовались данные бухгалтерского баланса и отсчета о прибылях и убытках ОАО «Дальсвязь» за 2001 – 2010 годы.


1. Теоретические основы анализа финансовых результатов

 


Сущность анализа финансовых результатов

 

В условиях рыночных отношений целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. В соответствии с законодательством Российской Федерации предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность предприятий, направленную на получение прибыли.

Финансовый результат - это обобщающий показатель анализа и оценки эффективности деятельности предпринимательской организации. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности, /14, с. 360/.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками предпринимательской деятельности, /12, с.228/.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает:

• исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период;

• исследование структуры соответствующих показателей и их изменений; 

• изучение динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов;

• выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественная оценка, /7, с. 523/.

 



Определение прибыли

 

Прибыль, представляя собой одну из основных экономических категорий рыночного хозяйства, характеризует конечные финансовые результаты деятельности организации. В показателе прибыли отражаются эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Прибыль как конечный финансовый результат деятельности любой организации представляет собой положительную разницу между общей суммой доходов и расходами на производство и реализацию продукции с учетом других хозяйственных операций. Убыток, напротив, — отрицательная разница между доходами и расходами по всем хозяйственным операциям организации в целом, /1, с. 159/.

За счет заработанной прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию организации, выплачиваются дивиденды собственникам бизнеса (акционерам). При этом в процессе хозяйственной деятельности организация не только может лишиться ожидаемой прибыли, но и потерять свой капитал частично или полностью. Таким образом, прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательской деятельности, /6, с. 279/.

Формирование общего финансового результата можно представить следующим образом:

Прибыль от продаж + Сальдо прочих доходов и расходов.

В соответствии с отчетом о прибылях и убытках (ф. № 2) в общую сумму доходов включаются: выручка; проценты к получению; доходы от участия в других организациях; прочие доходы; отложенные налоговые обязательства.

К общей сумме расходов относятся: себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг; коммерческие расходы; управленческие расходы; проценты к уплате; прочие расходы; отложенные налоговые активы и текущий налог на прибыль, /8, с. 102/.

На рисунке 1 представлена модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на формировании прибыли.

 

Оборот – выручка от реализации (без НДС, акцизов и др.)

строка 010

  (—)

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг

строка 020

 

 

 

Валовый доход от реализации продукции (оборота)

строки 010-020

  (—)

Расходы периода

строки 030+040

   

 

Результат от финансовых и прочих операций

строки 060-070+080+090-100

  (+)

Прибыль от реализации продукции

строка 050

 
   

 

Результат от прочих внереализационных доходов и расходов

строки 120-130

  (+)

Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности

строки 050+060-070+080+090-100+120-130

 
   

 

Налог на прибыль

строка 150

(—)

Прибыль отчетного периода (балансовая прибыль)

строка 140

 
   

 

Отвлеченные средства

строка 160

 

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

строки 140-150

 

 

 

Нераспределенная прибыль отчетного периода

строки 140-150-160

 
               

Рисунок 1 – Модель хозяйственного механизма предприятия

 

На рисунке 1 представлен механизм формирования различных источников прибыли, /2, с. 56/.

 

Классификация прибыли

1 По источникам формирования в соответствии с Налоговым кодексом РФ прибыль подразделяют на прибыль от реализации продукции, работ и услуг основной (уставной) деятельности, в рамках которой в целях повышения степени аналитичности анализа можно выделять прибыль от основной деятельности организации и прибыль от прочей реализации. Прибыль от реализации продукции, работ и услуг является основным видом прибыли у организации. Ее формирование непосредственно связано с отраслевой спецификой деятельности предприятия.

Прибыль от прочей реализации представляет собой доход организации от реализации различных видов имущества, включая ценные бумаги и имущественные права. Этот показатель отражает финансовый результат деятельности, не являющейся основной для организации, которая ведется не регулярно и не занимает, как правило, высокого удельного веса в общем объеме производства. Кроме того, сюда относится прибыль от внереализационных операций. Она образуется как доход от долевого участия в других организациях в виде распределенной прибыли на сумму пая, купли-продажи иностранной валюты, доходы по заемным обязательствам, штрафы, пени и полученные неустойки.

2По видам деятельности выделяют прибыль от производственной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Прибыль от производственной деятельности является результатом производственно-сбытовой, основной для данной организации текущей деятельности по ее уставу. Из зарубежной экономической литературы в нашу терминологию анализа хозяйственной деятельности организации вошло понятие «операционная прибыль», под которой понимается, по существу, прибыль от производственной деятельности.

Результат инвестиционной деятельности частично отражается в прибыли от прочей реализации в виде доходов от участия в совместной деятельности, от владения ценными бумагами и депозитными вкладами, частично от реализации имущества по окончании реализации инвестиционного проекта. Кроме того, результаты инвестиций отражаются на производственной прибыли, когда инвестиции осуществляются в реальные активы по расширению, обновлению и модернизации основного или вспомогательного производства.

Под прибылью от финансовой деятельности понимается косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на более выгодных, чем среднерыночные, условиях. Кроме того, в процессе финансовой деятельности может быть получена и прямая прибыль от реализации финансовых проектов вложения собственного капитала в иные организации.

3По составу элементов, формирующих прибыль, различают валовую прибыль, прибыль от продажи, прибыль от прочей реализации, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности и чистую прибыль.

Валовая прибыль — положительная разница между суммой выручки-нетто и себестоимостью продаж.

Прибыль от продаж представляет собой сумму дохода организации за вычетом всех операционных расходов. Данному понятию отвечает понятие «прибыль от продаж» по отчету о прибылях и убытках (форма № 2).

Прибыль от прочей реализации состоит из прибыли от операционной деятельности — это положительная разница (сальдо) между суммой доходов от операционной деятельности (включая проценты к получению, доходы от участия в других организациях и прочие операционные доходы) и суммой расходов на операционную деятельность. В состав этих расходов включаются проценты к уплате и прочие операционные расходы, а также прибыль от внереализационных операций, представляющая собой положительное сальдо внереализационных доходов и расходов. К доходам относятся штрафы, пени, неустойки в пользу предприятия по хозяйственным договорам, стоимость безвозмездно полученных активов, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, кредиторская и депонентская задолженность с истекшим сроком исковой давности, положительные курсовые разницы и прочие внереализационных доходы, Внереализационные расходы представлены штрафами, пенями и неустойками, выплаченными предприятием по хозяйственным договорам, убытками прошлых лет, признанными в отчетном году, дебиторской задолженностью с истекшим сроком исковой давности, отрицательными курсовыми разницами и прочими внереализационными расходами.

Прибыль до налогообложения равняется сумме прибыли от продаж и прибыли от прочей реализации.

Прибыль от обычной деятельности представляет собой разницу между величиной прибыли до налогообложения и налоговыми отчислениями из прибыли, включающими налог на прибыль и экономические санкции из прибыли.

Чистая прибыль — совокупная (общая бухгалтерская прибыль организации) прибыль, уменьшенная на сумму налога на прибыль и аналогичных платежей из нее.

4По характеру налогообложения выделяют налогооблагаемую и не облагаемую налогом прибыль.

5 По характеру инфляционной очистки прибыли различают реальную и номинальную прибыль. Первый показатель характеризует размер номинально полученной суммы прибыли за анализируемый период, скорректированной в соответствующем порядке на индекс инфляции; второй — такой корректировки не предполагает.

6 По периоду формирования выделяют прибыль предшествующего и отчетного периодов, а также планируемую прибыль.

7 По регулярности формирования прибыль делится на регулярно формируемую и так называемую «чрезвычайную» прибыль. В рыночной экономике данный вид прибыли характеризует необычный для данной организации источник ее формирования или очень редкий характер ее получения.

8 По характеру использования в составе прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, выделяют капитализированную и потребленную части. Капитализированная прибыль представляет собой ту ее часть, которая направлена на финансирование прироста активов, а потребленная прибыль — ту ее часть, которая израсходована на выплату собственникам, персоналу или социальные программы организации, /6, с. 280/.

 

Анализ прибыли организации

 

Анализ прибыли начинают с исследования ее динамики как по общей сумме, так и в размере составляющих ее элементов. Это так называемый горизонтальный (временной) анализ. В этом случае каждая позиции отчетности сравнивается с аналогичным показателем базового периода. Затем проводят вертикальный (структурный) анализ, который выявляет структурные изменения в составе прибыли и влияние каждой позиции отчетности на результат в целом.

Начнем с изложения методики горизонтального анализа. При общей оценке динамики прибыли сравнивают ее сумму, полученную в отчетном периоде, с прибылью за соответствующий базовый период и находят абсолютное отклонение. Затем определяют относительное отклонение. Это могут быть темпы роста или темпы прироста, /10, с. 147/.

Вертикальный анализ проводится на основе оценки влияния показателей, которые включаются в аддитивную модель прибыли.

Анализ каждого слагаемого аддитивной модели позволяет оценить поступления и направления использования финансовых ресурсов. Так, рост операционных доходов, связанных с реализацией основных средств, сдачей имущества в аренду, характерен для предприятий, находящихся в кризисном финансовом состоянии, /3, с. 309/.

На сумму прибыли организации влияют внешние и внутренние факторы. К внешним относят факторы, не зависящие от деятельности организации, но влияющие на финансовые результаты: состояние рынка, нормы амортизации, Цены и тарифы на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей, нарушение дисциплины со стороны деловых партнеров и т.п.

Внутренние факторы определяют показатели деятельности организации и ее финансовые результаты. Внутренние факторы подразделяются на:

факторы первого порядка или составляющие элементы прибыли: величина прибыли от продаж, наличие прочих доходов и расходов или прочих доходов и расходов, сумма налога на прибыль и отложенных налоговых активов и обязательств;

факторы второго порядка непосредственно определяют размер прибыли от продаж: объем реализованной продукции; цена, структура, себестоимость продукции; наличие других затрат; качество продукции; политика ценообразования на предприятии и т.п.                                                       

При изучении прибыли основное внимание обращается на анализ влияния внутренних факторов на прибыль, так как он позволяет определить внутренние резервы роста прибыли.

Для расчета влияния внутренних факторов первого порядка просчитываются все доходы и расходы предприятия в базисном и отчетном периодах и определяется влияние изменения каждого вида доходов и расходов на изменение различных видов прибыли, /8, с. 103/.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 365.