III Глобальная цель организации и цель функционирования определенных подразделений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Системный анализ всегда конкретен. Поэтому единого типового «дерева целей» не может быть ни для промышленного предприятия, ни для иного объекта. На построение «дерева целей» влияют в основном два фактора: специфика объекта и особенности той проблемы, для решения которой проводится анализ целей.

   Поэтому даже для одного предприятия может быть построено несколько вариантов «дерева».

Рассмотрим «дерево целей» промышленного предприятия (Рис.2).

Зададимся целью: «Максимальное повышение эффективности деятельности предприятия».

Целевую функцию «Максимального повышения эффективности деятельности предприятия» можно представить в виде двух основных групп подцелей:

Подцель 1. Достижение конечных результатов.

Подцель 2. Экономия ресурсов всех видов.

Каждую из этих групп можно рассматривать, как одну из двух основных подцелей (т. е. подцелей 1-го ранга).

В свою очередь, среди конечных результатов выделяются результаты основной деятельности системы (по производству продукции, услуг, информации) и результаты решения социальных задач. Каждую из этих групп подцелей можно рассматривать как подцель 2-го ранга:

 Подцель 1.1. Удовлетворение потребности в продукции и услугах.

Подцель 1.2. Достижение социальных целей.

  Со своей стороны другая подцель 1-го ранга (экономия ресурсов всех видов) может быть также разбита на две или несколько подцелей 2-го ранга.

Например, на экономию текущих (регулярных) затрат, измеряемых как правило в руб./год и экономию единовременных затрат, измеряемых в рублях, т. е.

Подцель 2.1. Экономия текущих затрат, снижение потерь.

Подцель 2.2. Экономия единовременных затрат.

Развивать «дерево целей» предприятия можно последовательно расчленяя четыре подцели 2-го ранга, представленные на рис.2.

Подцель 1.1. Удовлетворение потребности в продукции и услугах может быть дезагрегирована на три основных подцели: удовлетворения потребности в количестве продукции, в ее качестве и развитии ассортимента и в улучшении временных (динамических) характеристик производства.

Подцель 1.1.1. Удовлетворение потребности в количестве продукции следует дифференцировать далее, выделяя отдельные группы и марки продукции.

Подцель 1.1.2. Удовлетворение потребности в качестве продукции целесообразно сразу же разделить на две подцели: обеспечение качества в пределах, установленных нормативно-техническими документами и повышение качества в соответствии с экономически обоснованной потребностью.

Цели повышения качества продукции следует дифференцировать далее с учетом возможностей и потребностей, выделив, в частности, продукцию с широким диапазоном требований к качеству (в этом случае желательно расширить сортовые различия), продукцию, которую в результате повышения качества можно аттестовать по высшей категории и т. д.

Подцель 1.1.3. Улучшение временных (динамических) характеристик производства представляет собой подцель, выражающую характерный для системного анализа принцип, в соответствии с которым функционирование систем рассматривается не только в статике, но и в динамике, т. е. с учетом фактора времени. В свою очередь, эту подцель можно дифференцировать на две подцели младшего ранга:

Подцель 1.1.3.1. Обеспечение ритмичности поставок продукции.

Подцель1.1.3.2. Ускорение производства на изменение спроса.

Дальнейшее дезагрегирование указанных подцелей зависит от постановки анализируемой проблемы и конкретных условий ее решения.

Работа каждого подразделения должна быть направлена на достижение поставленной перед подразделением цели. «Дерево «целей» - это своего рода

 

Рис. 2 «Дерево целей» промышленного предприятия [ 9, с. 243]

цепочка, состоящая из звеньев, каждое из которых имеет свое место и роль. Подразделения организации и являются звеньями, из которых она состоит.  

Целью функционирования определенного подразделения является достижение определенной подцели в «дереве целей». Каждая подцель имеет особое значение для достижения глобальной цели данного предприятия.

                                                                                                                             

IV Метод экспертных оценок

  Метод экспертных оценок определяется как «процедура», учитывающая субъективное мнение с целью определения количественных соотношений между переменными, когда эти соотношения нельзя установить из теоретических соображений или на основании накопленных статистических данных. Следовательно, задача формулирования целей функционирования организации с помощью экспертных оценок – это задача получения объективного результата на основании индивидуальных субъективных мнений группы экспертов.

  Ценность результата, поученного с помощью метода экспертных оценок, во многом зависит от компетентности вовлеченных в эксперимент специалистов.

   Выдвижение специалистов в состав экспертной группы может производиться коллективами подразделений организации путем открытого или тайного голосования, что позволяет отобрать экспертов, пользующихся общим доверием.

   В случае же приглашения специалистов «со стороны» процедура их отбора существенно усложняется. Применяют четыре основных метода отбора экспертов: на основании самооценки, оценки результатов прошлой деятельности кандидатов в эксперты, определения их компетентности и, наконец, отбор группой каждого кандидата.

Следовательно, большое значение для получения объективного результата имеет формирование групп экспертов, их состав. Даже при наличии разумных критериев компетентности формирование групп экспертов затруднительно, ибо способность к правильному и вероятному прогнозу или оценке цели весьма специфическая черта человека, которая не может быть выведена непосредственно из формальной классификации эксперта, опыта его работы в данной области. Объективность и научность выполняемых исследований требует использования опыта и интуиции специалистов. Объективность и научность означает правильное использование и измерение интуиции опытных специалистов.

    Создание условий для плодотворной деятельности экспертов, производящих выбор целей функционирования, означает необходимость организации максимально эффективной системы контактов между ними, позволяющей:

· создать условия, при которых специалист может активно взаимодействовать с другими экспертами;

· иметь свободный доступ к относящейся к делу информации;

· исключить возможность неправильной интерпретации мнения.

Такой метод является наиболее простым, но имеет ряд недостатков, вызванных чрезмерным влиянием психологических факторов. В последнее время разработаны методы, с помощью которых удается преодолеть эти трудности путем устранения непосредственного общения специалистов друг с другом, либо путем учета квалификации экспертов взвешиванием их мнений. В связи с вышесказанным вопрос применимости того или иного метода целеполагания имеет важное значение.

  Экспертные оценки, применяемы в социологическом исследовании, генерируются на основании сравнения исследуемых объектов либо между собой, либо с определенным эталоном. Сложность структуры социальных объектов обусловливает необходимость проведения предварительного качественного анализа с целью выделения наиболее характерных свойств исследуемого объекта, соответствующих предварительной гипотезе исследования. Этап качественного анализа представляется важным, поскольку от того, насколько удачно выделены свойства (признаки) изучаемого объекта, зависит возможность их измерения.

  Признаки социальных объектов можно приблизительно разделить на два типа: количественные признаки, измеряемые с помощью известных эталонов, и качественные признаки, выделение и измерение которых в экспертном оценивании может быть связано с определенными трудностями, поскольку качественные характеристики объектов не имеют установленных эталонов измерения, их приходится конструировать самим исследователям в соответствии со структурой самого объекта и согласно гипотезе исследования.

  Иногда для проведения экспертного оценивания достаточно выделить определенные характеристики объекта и дать им вербальную качественную оценку. Такого рода экспертную оценку можно получить методом «мозгового штурма» либо во время дискуссии или совещания, когда эксперты должны оценить несколько предложенных гипотез, вариантов развития, сложившуюся социальную ситуацию. Вербальные качественные экспертные оценки используются на начальном этапе исследования при выделении характерных особенностей социального объекта.

   Одна из особенностей процесса генерации качественных оценок – ограничение числа экспертов, участвующих в опросе; вторая особенность – сравнительная ограниченность дальнейшей обработки качественных оценок. Являясь входными данными для аппарата теории группового выбора, качественные оценки вместе с тем исключают использование статистического анализа.

    Для оценивания качественных характеристик необходимо найти способ определения меры интенсивности выражения свойства социального объекта, т. е. получить количественное выражение качественной оценки.

  С этой целью конструируется специальный эталон измерения (шкала), который должен удовлетворять следующим основным требованиям: измерять те свойства и характеристики, которые планируются для измерения, не смешивая их с другими (принцип обоснования измерения); повторные измерения объекта должны давать те же результаты, что и предыдущие (требование устойчивости шкалы); степень выраженности свойства или признака должна быть хорошо различима (требование точности шкалы).

Наиболее часто используются в экспертном оценивании социальных объектов шкала интервалов и шкала порядка.

Шкала интервалов применяется для отображения величины различия между свойствами объектов и представляет собой полностью упорядоченный числовой ряд с измеренными интервалами между пунктами. Основное свойство шкалы интервалов – равенство интервалов. Интервальная шкала может иметь произвольные точки отсчета и масштаб.

Шкала порядка применяется для упорядочения объектов по одному или совокупности признаков по принципу «лучше»; «хуже»; «меньше, чем»; «больше, чем». Упорядоченные элементы ранжированы. Числа в шкале порядка отражают только порядок следования объектов и не дают возможности определить, насколько один объект предпочтительнее другого.

Использование шкалы интервалов и шкалы порядка в качестве эталонов делает возможным балльное оценивание и ранжирование социальных объектов.

Достоверность экспертного оценивания проблем зависит от компетентности, креативности, аналитичности и широты мышления экспертов [3, с. 98].

 

 

Практическая часть

Дата: 2019-12-22, просмотров: 275.