Результаты взаимодействия всех элементов в системе управления прямо связаны с поставленными целями.
Цели исследования тесно связаны с целеполаганием, т. е. с их установлением. Целеполагание – одна из важнейших, первостепенных и ответственных функций исследования системы управления.
При этом следует иметь в виду, что основные функции целеполагания обусловливают необходимость:
· определять и формулировать цели, что позволяет представить желаемые конечные результаты исследования;
· концентрировать усилия по поиску путей проведения исследовательских работ;
· определять критерии оценки достижения целей;
· обеспечивать возможность оценки достижения целей и служить базой для сравнения желаемых результатов с достигнутыми.
Выполнение этих функций во многом зависит не только от опыта и знаний исследователей и заказчиков, но и от инструмента, с помощью которого осуществляется установление целей.
Эффективным инструментом установления целей системы управления, как показывает опыт, выступает метод структуризации, более известный как метод «дерева» целей. Он позволяет выявить количественные и качественные взаимосвязи и отношения между целями, увязать их разные уровни с конкретными средствами и сроками достижения.
«Дерево» состоит из целей нескольких уровней: генеральная цель, цели 1-го уровня (главные цели), цели 2-го уровня, цели 3-го уровня и так до необходимого уровня декомпозиции. Достижение генеральной цели предполагает реализацию главных целей, а реализация каждой из главных целей – достижение соответственно своих конкретных целей 2-го уровня и т. д.
Вместе с тем этот метод может использоваться при решении ряда других задач в области управления, а также в других областях, в том числе при прогнозировании в науке и технике, разработке сложных программ создания крупных сложных проектов и т. п.
Понятие «дерева» целей имеет ряд определений:
· граф, схема, показывающая деление общих (генеральных) целей плана или программы на подцели, последний – на подцели следующего уровня и т. д.;
· граф, т. е. схема, выражающая соподчинение и взаимосвязи элементов;
· графы, показывающие, как генеральная цель проекта разбивается на подцели следующего уровня и т. д. («дерево» - это связанный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязь, элементов – целей и подцелей);
· «дерево», выражающее отношение между вершинами – этапами или проблемами достижения некоторой цели;
· интерпретация целей в виде «дерева» задач, т. е. связанного незамкнутого графа, не имеющего циклов;
· специальный вид «дерева», в котором одна или несколько вершин соответствуют целям, а остальные вершины – подцелям этих целей, а дуги показывают, как декомпозируются цели в подцели;
· схема, выражающая соподчинение и внутренние взаимосвязи целей;
· упорядочение, взаимная согласованность и распределение целей и подцелей по степени важности.
Структурированные цели системы чаще представляют графически в виде «дерева» целей, отображающего связи между ними и средства их достижения. Построенное на основе дедуктивной логики с использованием эвристических процедур «дерева» состоит из целей нескольких уровней: генеральная цель – главная цель нулевого уровня, цели 1-го уровня, подцели 2-го уровня, субподцели 3-го уровня и так до требуемого уровня. При этом в понятие целей на различных уровнях «дерева» вкладывается различное содержание.
Для достижения генеральной цели необходимо реализовать главные цели (эти цели выступают по отношению вышележащей цели как средства); для достижения каждой из главных целей необходимо реализовать более конкретные цели 2-го уровня и т. д. обычно для построения «дерева» целей используются процедуры классификации, декомпозиции и ранжирования [8, с.167].
Дата: 2019-12-22, просмотров: 245.