1. Агрессия у детей и подростков/ Учебн. пособие/ Г.Э.Бреслав, А.Н.Волкова, Г.Г. Гаскарова и др.: под ред. Н.М.Платоновой Спб.: Речь, 2005 -335с.
2. Агапова О., Дедков К. Детей-сирот подготовят к рыночным отношениям. – Режим доступа: www.chelyabinsk.rfn.ru
3. Абрамова А.А. Агрессивность при депрессивных расстройствах: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 152 c.
4. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. - 2000. - №6. - С.112.
5. Андрюшина Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков: Дис. ... канд. психол. наук. - Тверь, 2003. - 202 c.
6. Безруких Н.М. Проблемные дети / УРАО. – М.Издательство УРАО, 2000 – 308с. : ил
7. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 510 с.
8. Бойко Н.Б. Проявления агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола // Вопросы психологии. - 1993. - №4. - С.27.
9. Бурминская Т.В. Взаимосвязь особенностей развития личности подростков и форм агрессивных реакций: Дис. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2004. - 199 c.
10. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. Пер. с нем. – М. Педагогика.1991 – 144 с
11. Верокса Н.Е. Развитие ребенка в детстве: Пособие для педагогов интернатного учреждения/ И.Е. Верокса, А.К. Верокса – М. Мозаика- синтез, 2000 – 71 с.
12. Волков Б.С. Дошкольная психология: Психическое развитие ребенка до поступления в школу М: Педагогическое общество Росс, 2000-141 с.
13. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П. Социальная педагогика. Учеб. пособие для ВУЗов - М., ВЛАДОС, 2001-214с.
14. Горшкова Е.А. О детской агрессивности // мир образования – образование в мире-2000-№3.-с.120-125.
15. Гордякова О.В. Влияние агрессивности личности на оценку наружной рекламы с различными формально-динамическими характеристиками: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2003. - 188 c.
16. Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика, 2003, №3;
17. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка//СОЦИС, № 10;
18. Демко Е.В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции агрессивности детей 6-7 лет: Дис. ... канд. пед. наук. - Армавир, 2005. - 172 c.
19. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-71.
20. Зеленкова О.Н. Агрессивный ребенок как ему помочь?// Дошкольная педагогика- 2003-№6. с.39 – 40.
21. Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002. - 149 c.
22. Зотова Л.Э. Психологические факторы агрессивного поведения старшеклассников: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 188 c.
23. Зоуир Абдульрахман Али Рашид. Кросс-культурное изучение агрессивного поведения у подростков России и Йемена: Дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1999. - 148 c.
24. Ишманская М.Л. Агрессивный ребенок: Кто он и как ему помочь?// Дошкольная педагогика – 2005. с.50-54.
25. Кухранова И. Коррекционно психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением// воспитание школьников -2002 - №10.с-31 -32.
26. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П. Социальная педагогика. Учеб. пособие для ВУЗов - М., ВЛАДОС, 2001- 114с.
27. Кудрявцева Л. Типология агрессии у детей и подростков// народное образование – 2005 №8 с. 193 – 195.
28. Кулагина И.Ю, Колюцкий В.И. Возрастная психология: Развитие человека от рождения поздней зрелости. Учебн. пособ. для студентов специальных учебных заведений. – М.: Сфера, 2001-464с.
29. Красноперова Ю.А. Педагогические условия предупреждения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей: Дис. ... канд. пед. наук. - Уфа, 2005. - 215 c.
30. Кудрявцев И.А. Деятельностный подход при экспертном анализе агрессивно-насильственных правонарушений // Психологический журнал. - 1997. - Т.18, № 3. - С.45.
31. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия сдетьми. – СПб.: ОООИздательство «Речь». – 190 с., ил.
32. Назарова И.Б. Дети-сироты. Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация/ под ред. Н.М. Римашевской. - М., РИЦ ИСЭПН, 2002- 118с.
33. Назарова И. Б. Возможности и условия адаптации сирот: В последующей жизни // СОЦИС, 2001, №4;-С.35 -41
34. Назарова И. Возможности и условия адаптации сирот // СОЦИС, 2001, №3- С.115- 21
35. Обухова Л.Ф.Дошкольная психология: теория, факты, проблемы. – 3е изд., стереотип. –М: Триволга,1998 -351 с.
36. Осеева Е.И. Предупреждение агрессивности подростков в педагогическом процессе детского дома: Дис. ... канд. пед. наук. - Хабаровск, 2004. - 220 c.
37. Смирнова Е. Когда малыш агрессивен// Семья и школа-2006-№8 С.12 – 13.
38. Смирнова Е. Агрессивные дети //Дошкольное воспитание – 2003- №4-с.62 -67.
39. Смирнова Е. Психологические особенности и варианты детской агрессивности// Вопросы психологии- 2002-№1 с.17-26.
40. Романов А.А. Игротерапия: Как преодолеть агрессивность у детей. Диагностика и коррекция. Метод.-Вып.39 М.:Шк.Пресс.-2003- 46 с. ил.
41. Фигдор Г. Детская агрессивность// Дошкольное воспитание- 2006- №2- с.92-99.
Приложение №1
Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука
Проективная методика исследования личности. Предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен для обследования как взрослых, так и детей, возможно групповое обследование.
Обследуемому предлагают нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводят детально разработанный опрос. Выбор предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты.
По мнению Дж. Бука, каждый рисунок - это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение.
По рисунку можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровне психосексуального развития и т. д. Помимо использования теста в качестве проективной методики автор демонстрирует возможность определять уровень интеллектуального развития (коэффициент корреляции ранговой с тестами интеллекта составляет 0,41-0,75). Зарубежные исследователи заявляют о необходимости дополнительного изучения валидности методики как инструмента измерения интеллекта и личностных особенностей. Тест используется в России, включен в методику Керна-Йерасека.
Инструкция
Материал:
- белый лист бумаги, сложенный пополам и образующий таким образом 4 страницы размером 15х21. Первая страница предназначена для регистрации даты и записи необходимых данных, касающихся испытуемого, последующие три страницы отведены для рисунков и соответственно, озаглавлены Дом, Дерево, Человек;
- бланк пост-рисуночного опроса;
- несколько простых карандашей № 2 с ластиками (карандаш № 2 выбран, так как оказалось, что он более точно отражают моторный контроль испытуемого, нажим и качество линий и штриховки);
- бланк количественной обработки;
- руководство.
Индивидуальное тестирование
При индивидуальном тестировании исследователь помещает перед испытуемым рисуночную форму, так, чтобы он видел только вторую страницу с надписью «Дом», расположенной вверху с точки зрения испытуемого; после чего произносит инструкцию:
«Возьмите один из этих карандашей. Я хочу, чтобы вы как можно лучше нарисовали дом. Вы можете рисовать дом любого типа, какой Вам захочется. Это полностью предстоит решить вам. Вы можете стирать нарисованное сколько угодно - это нe отразится на вашей оценке. Вы можете обдумывать рисунок столько времени, сколько вам понадобится. только постарайтесь нарисовать дом как можно лучше».
Если испытуемый выражает отказ (люди среднего и пожилого возраста делают это часто), заявляя что он не художник, что когда он ходил в школу, его не обучали рисованию так, как это делают теперь и т. д., исследователь должен убедить испытуемого, что ДДЧ - не тест на художественные способности, что его не интересуют способности испытуемого к рисованию как таковые. Если испытуемый просит линейку или пытается использовать в качестве линейки какой-нибудь предмет, исследователь должен сказать ему, что рисунок должен быть выполнен от руки. Затем следует аналогичные инструкции, касающиеся заданий, связанных с рисунками дерева и человеческой фигуры.
Запись
Пока испытуемый рисует дом, дерево и человека, исследователь должен каждый раз записывать;
1) следующие аспекты, касающиеся времени: (а) количество времени, прошедшее с момента предоставления исследователем инструкции до того момента, когда испытуемый приступил к рисованию; (б) длительность любой паузы, возникающей в процессе рисования (соотнося ее с выполнением той или иной детали); (в) общее время, затраченное испытуемым с того момента, когда ему была дана инструкция и до того, когда он сообщил что полностью закончил рисунок (например, дома);
2) названия деталей рисунков дома, дерева и человека, в том порядке, в котором они были нарисован испытуемым, последовательно пронумеровывая их. Отклонения от последовательности изображения деталей возникающие в работе хорошо приспособленных испытуемых, обычно оказываются значимыми; точная запись такого случая необходима, поскольку упущение из внимания исследователя отклонение испытуемого может помешать достаточно качественно оценить завершенный рисунок в целом;
3) все спонтанные комментарии (по возможности дословно), сделанные испытуемым в процессе рисования дома, дерева и человека и соотнести каждый такой комментарий с последовательностью деталей. Процесс рисования этих объектов может вызвать комментарии на первый взгляд совершенно не соответствующие изображаемым объектам которые, тем не менее, могут предоставить много интересной информации об испытуемом;
4) любую эмоцию (самую незначительную), проявленную испытуемым в процессе выполнения теста и связать это эмоциональное выражение с изображаемой в этот момент деталью. Процесс рисования часто вызывает у испытуемого сильные эмоциональные проявления и они должны быть записаны.
Чтобы вести записи более успешно, исследователь должен сделать так, чтобы ему можно было беспрепятственно наблюдать за процессом рисования. Было замечено, что наиболее удобное для исследователя положение - слева от испытуемого-правши и справа от испытуемого, если он левша. Однако, в некоторых случаях испытуемые могут быть очень тревожными или очень подозрительными и будут скрывать свои рисунки, в таких случаях лучше всего не настаивать на том, чтобы они позволили исследователю наблюдать за процессом рисования.
Чтобы было проще записывать последовательность изображения деталей, спонтанные комментарии и т. п., исследователь может использовать систему записи, приведенную ниже в качестве примера.
Дом
1. Крыша.
2. Окно со стеклами на крыше.
3. Крыша над крыльцом (основная стена) - «Я могу взять инструменты и сделать это гораздо лучше» (напряженный смех).
4. Столбики крыльца.
5. Дверь.
6. Окно, верхнее справа, со стеклами.
7. Окно, нижнее слева, со стеклами.
8. Окно, верхнее в центре, со стеклами.
9. Окна (слева и справа) по бокам от двери, со стеклами.
10. Окно, верхнее слева, со стеклами.
11. Окно верхнее в центре, со стеклами.
12. Материал крыши.
13. Крыша бокового крыльца и столб.
14. «Пожалуй, это все, что можно было нарисовать, кроме гаража».
15. Фундамент.
16. Пауза 18 сек.
17. «Пара деревьев».
18. Дерево слева, затем дерево справа.
19. Дорога от бокового крыльца.
20. Дорожка от переднего подъезда.
21. «Допустим это здесь» - куст.
Время - 5 мин 13 с
Если выполнению задания предшествовала пауза это должно быть записано под пунктом 1, а первая нарисованная деталь в таком случае записывается под номером 2 и т. д.
Связь спонтанных высказываний и/или выражение эмоций с деталями рисунка определяется положением спонтанного высказывания и/или эмоционального проявления в записанном материале. Например, если спонтанное высказывание или эмоция были записаны перед деталью, но под одним пунктом, значит они имели место в то время, когда испытуемый начинал рисовать данную деталь. Если комментарий или эмоция были записаны под одним пунктом с деталью, но после нее, значит это произошло позднее. Если же кроме спонтанного высказывания или эмоции в пункт ничего не записано, значит это произошло после того как предшествующая деталь была закончена, и прежде чем следующая была начата.
Пост-рисуночный опрос
После того, как невербальная фаза ДДЧ завершается, исследователь должен предложить испытуемому возможность охарактеризовать, описать и интерпретировать нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказать связанные с ними ассоциации. Он также должен учитывать тот факт, что процесс рисования дома, дерева и человека часто пробуждает сильные эмоциональные реакции, так что после завершения рисунков испытуемый вполне вероятно вербализует то, что до настоящего времени он не мог выразить. Очевидно, что если испытуемый менее замкнут и враждебен и более разумен, вторая фаза ДДЧ может быть более продуктивной.
Опросник, состоящий из 64 вопросов, имеет «спиралеобразную» структуру, цель которой - избежать формализованных ответов со стороны испытуемого и препятствовать запоминанию ранее сказанного им в связи с конкретным рисунком. Прямые и конкретные вопросы сменяются более косвенными и абстрактными.
ПРО не является жестко ограниченной процедурой, исследователь всегда может продолжить опрос в продуктивном на его взгляд русле. Во всех случаях он должен определить, какое именно значение имеют для испытуемого стимульные слова «Дом», «Дерево» и «Человек».
Бланк Пост-Рисуночного Опроса
Ч1. Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?
Ч2. Сколько ему (ей) лет?
Ч3. Кто он?
Ч4. Это ваш родственник, друг или кто-нибудь другой?
Ч5. О ком вы думали, когда рисовали?
Ч6. Что он делает? (и где он в это время находится?)
Ч7. О чем он думает?
Ч8. Что он чувствует?
Ч9. О чем вас заставляет думать нарисованный человек?
Ч10. Кого вам напоминает этот человек?
Ч11. Этот человек здоров?
Ч12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
Ч13. Этот человек счастлив?
Ч14. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
Ч15. Что вы чувствуете по отношению к этому человеку?
Ч16. Считаете ли вы, что это характерно для большинства людей? Почему?
Ч17. Какая на ваш взгляд погода на рисунке?
Ч18. Кого напоминает вам этот человек? Почему
Ч19. Чего больше всего хочет человек? Почему?
Ч20. Как одет этот человек?
Др1. Что это за дерево?
Др2. Где в действительности находится это дерево?
Др3. Каков приблизительный возраст этого дерева?
Др4. Это дерево живое?
Др5.
А. (Если. испытуемый считает, что дерево живое)
а) Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?
б) Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?
в) Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева?
г) Как вы думаете, когда это произошло?
Б. (Если испытуемый считает, что дерево мертвое)
а) Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева?
б) Как вы думаете, когда это произошло?
Др6. Как вы думаете, на кого это дерево больше похоже на мужчину или на женщину?
Др7. Что именно в рисунке подтверждает вашу точку зрения?
Др8. Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел?
Др9. Это дерево стоит отдельно или в группе деревьев?
Др10. Когда вы смотрите на рисунок дерева, как вам кажется, оно расположено выше вас, ниже вас или находится на одном уровне с вами?
Др11. Как вы думаете, какая погода на этом рисунке?
Др12. Есть ли на рисунке ветер?
Др13. Покажите мне, в каком направлении дует ветер?
Др14. Расскажите подробнее, что это за ветер?
Др15. Если бы на этом рисунке вы нарисовали солнце, где бы оно располагалось?
Др16. Как вы считаете, солнце находится на севере, востоке, юге или западе?
Др17. О чем заставляет вас думать это дерево?
Др18. О чем оно вам напоминает?
Др19. Это дерево здоровое?
Др20. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
Др21. Это дерево сильное?
Др22. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
Др23. Кого вам напоминает это дерево? Почему?
Др24. В чем больше всего нуждается это дерево? Почему?
Др25. Если бы вместо птицы (другого дерева или другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву), был человек, то кто бы это мог быть?
Д1. Сколько этажей у этого дома?
Д2. Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?
ДЗ. Это ваш дом? (если нет, то чей он?)
Д4. Когда вы рисовали этот дом, кого вы представляли себе в качестве его хозяина?
Д5. Вам бы хотелось, чтобы этот дом был вашим? Почему?
Д6. Если бы этот дом был вашим и вы бы могли распоряжаться им, так как вам хочется:
а) Какую комнату вы бы выбрали для себя? Почему?
б) С кем бы вы хотели жить в этом доме? Почему?
Д7. Когда вы смотрите на рисунок дома, он вам кажется расположенным близко или далеко?
Д8. Когда вы смотрите на рисунок дома, вам -кажется, что он расположен выше вас, ниже вас или примерно на одном уровне с вами?
Д9. О чем вас заставляет думать этот дом?
Д10. О чем он вам напоминает?
Д11. Этот дом приветливый, дружелюбный?
Д12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
Д13. Считаете ли вы, что эти качества свойственны большинству домов? Почему?
Д14. Какая, по вашему мнению, погода на этом рисунке?
Д15. О ком вас заставляет думать этот дом? Почему?
Д16. В чем больше всего нуждается этот дом? Почему?
Д17. Куда ведет этот дымоход?
Д18. Куда ведет эта дорожка?
Д19. Если бы вместо дерева (куста, ветряной мельницы или любого другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к самому дому) был человек, то кто бы это мог быть?
По завершении этапа пост-рисуночного опроса, исследователю предстоит выяснить то возможное значение, которое может иметь для испытуемого наличие необычных, отсутствие «обязательных» деталей в pисунках, любых необычных пропорциональных, пространственных или позиционных отношений между нарисованными объектами или их фрагментами.
Например, исследователь должен спросить у испытуемого о значении таких необычных деталей в рисунке дома, как разбитые стекла, дырявая крыша, обвалившийся дымоход и т. д., рубцы, сломанные или мертвые ветви, тени и т. д. - в рисунке дерева. Принято считать, например, что рубцы на стволе дерева сломанные или поврежденные ветви почти неизменно символизируют «душевные раны» - следствие психологических травм, перенесенных испытуемым в прошлом; время, когда произошел травмирующий эпизод (эпизоды) можно определить по расположению рубца на стволе, принимая основание ствола (его ближайшую к земле часть) за период раннего детства, верхушку дерева - за настоящий возраст испытуемого, а расстояний между ними - за промежуточные годы. К примеру, если 30-летний испытуемый нарисовал рубец примерно на высоте одной трети ствола от его основания, то травмирующий эпизод мог предположительно произойти в 9-11-летнем возрасте. Исследователь может спросить: «Что необычного произошло с вами, когда вам было около 10 лет?». Предполагается, что испытуемый может отразить на рисунке только те события, которые он сам расценивает, как травмирующие, хотя с объективной точки зрения травмирующими могут оказаться совсем другие ситуации. Считается, что изображение тени на рисунке имеет большое значение и может представлять собой: 1) символизацию чувства тревоги, переживаемой испытуемым на сознательном уровнe; 2) наличие фактора, который своим постоянным присутствием в психологическом настоящем или в недалеком прошлом, вероятно, препятствует нормальной интеллектуальной работоспособности. Речь идет о сознательном уровне, потому что обычно тени изображаются на земле, которая символизирует реальность. Ухудшение интеллектуальной работоспособности подтверждается рассеянностью; тень предполагает осведомленность испытуемого о существовании другого элемента - солнца, которое обычно забывают нарисовать, это, в свою очередь, и имеет определенное качественное значение. Исследователю необходимо обратить внимание, на какую поверхность падает тень: на воду, землю, снег или лед...
Кроме этого он должен выяснить возможное значение шрамов или увечий в рисунке человека.
Исследователь должен постараться получить от испытуемого объяснение отсутствия обычных деталей - окон, дверей или дымохода в рисунке дома; ветвей в рисунке дерева; глаз, ушей, рта, ступней и т. д. в рисунке человека - в том случае, если предположение об умственной отсталости испытуемого лишено основания.
Если в рисунке отмечены какие-то необычные позиционные отношения объектов, то необходимо определить, чем это вызвано. Например, если нарисованы покосившийся дом, наклонившееся в одну сторону дерево или дерево со скрученным стволом или как будто бы падающий человек, исследователь должен попросить испытуемого объяснить в чем причина такого положения. Как уже говорилось выше, в рисунке дерева каждая сторона имеет свое временное значение (правая - это будущее, левая - прошлое), то же самое, хотя и не настолько определенно, можно сказать и о рисунке Дома. Однако оказалось, что на рисунок человека это правило не распространяется, потому что - если говорить о рисунке человека в профиль - правша обычно рисует фигуру, обращенную лицом влево, а левша - обращенную вправо.
Исследователь должен попытаться установить причины любого необычного положения рук или ног нарисованного человека. Если человек нарисован в абсолютный профиль (т. е. так, что видна только одна его сторона, и нет никаких признаков существования другой), исследователь должен попросить испытуемого oписать: 1) положение невидимой руки, 2) если что-нибудь, есть в этой руке, то что именно, 3) что нарисованный человек этой рукой делает.
Время проведения пост-рисуночного опроса не oграничено. Однако, если обследование затягивается, и его объем превышает объем формальной части (64 вопроса и дополнительный опрос, приведенный выше), то его завершение, вероятно, лучше перенести на следующий сеанс.
Можно порекомендовать исследователю отмечать кружочками номер любого вопроса, ответ на который, как ему кажется, требует дополнительного пояснения в последующей беседе.
Было обнаружено, что иногда очень полезно дать испытуемому высказать свои ассоциации, касающиеся содержания рисунков и ПРО.
В заключении можно сказать, что ПРО преследует 2 цели: 1) создать благоприятные условия для того, чтобы испытуемый, описывая и комментируя рисунки, олицетворяющие жилище, существующий или некогда существовавший предмет и живущего или некогда жившего человека, мог отразить свои чувства, отношения, потребности т. д.; 2) предоставить исследователю возможность прояснить любые непонятные аспекты рисунков.
Групповое тестирование
При прочих равных условиях, методика ДДЧ более продуктивна при индивидуальном тестировании, чем при групповом. Однако очевидно, что за этой методиой закрепилось определенное положение среди групповых тестов. В таком качестве лучше всего ее использовать как отборочный тест для выявления внутри группы испытуемых, отклоняющихся от среднего уровня личностного развития и приспособляемости. Кроме этого методику можно применять для определения степени оздоровления в процессе групповой терапии, но с этой стороны она еще не достаточно изучена.
Инструкции
Перед началом выполнения задания исследователь должен обратиться к испытуемым с просьбой нарисовать как можно лучше дом, дерево и человека в перечисленном порядке и сказать им, что они могут стирать нарисованное сколько захотят, не опасаясь взысканий, что они могут затратить столько времени, сколько им понадобится, и что каждый, как только закончит тот или иной рисунок, должен сообщить об этом исследователю, чтобы он мог записать количество затраченного времени.
В некоторых случаях может понадобиться ввести определенное временное ограничение (желательно не менее 30 минут), в таком случае испытуемые должны быть полностью проинформированы об этом до того, как они начнут рисовать.
Исследователь должен показать испытуемым рисуночную форму и продемонстрировать им каждую страницу для выполнения соответствующего рисунка. После этого они могут приступать к выполнению задания.
Запись
Исследователь должен записывать время, использованное каждым испытуемым на выполнение того или иного рисунка. Пока испытуемые заняты pисованием, исследователь должен, не привлекая внимания ходить, наблюдая за ними, и записывать случаи эмоциональных проявлений, необычной последовательности деталей и т. д. всякий раз, когда заметит что- нибудь подобное. Очевидно, что наблюдение не будет таким полным, как при индивидуальном обследований.
Пост-рисуночный опрос
Исследователь должен выдать каждому испытуемому бланк с ПРО и попросить письменно ответить на вопросы, напечатанные на этом бланке.
Интерпретация
ДОМ
Дом старый, развалившийся - иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.
Дом вдали - чувство отвергнутости (отверженности).
Дом вблизи - открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.
План дома (проекция сверху) вместо самого дома - серьезный конфликт.
Разные постройки - агрессия направлена против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.
Ставни закрыты - субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях.
Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) - отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).
Стены
Задняя стена, расположенная необычно - сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции.
Контур задней стены значительно ярче (толще) по сравнению с другими деталями - субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью.
Стена, отсутствие ее основы - слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).
Стена с акцентированным контуром основы - субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.
Стена с акцентированным горизонтальным измерением - плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект чувствителен к давлению среды.
Стена; боковой контур слишком тонок и неадекватен - предчувствие (угроза) катастрофы.
Стена: контуры линии слишком акцентированы - сознательное стремление сохранить контроль.
Стена: одномерная перспектива - изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.
Прозрачные стены - неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.
Стена с акцентированным вертикальным измерением- субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.
Двери
Их отсутствие - субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).
Двери (одна или несколько), задние или боковые - отступление, отрешенность, избегание.
Двери открыты - первый признак откровенности, достижимости.
Двери открытые. Если дом жилой - это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).
Двери боковые (одна или несколько) - отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность.
Двери очень большие - чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.
Двери очень маленькие - нежелание впускать в свое "Я". Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.
Двери с огромным замком - враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.
Дым
Дым очень густой - значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).
Дым тоненькой струйкой - чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.
Окна
Первый этаж нарисован в конце - отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.
Окна сильно открытые - субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок - отсутствие стремления скрывать свои чувства.
Окна закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).
Окна без стекол - враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже - враждебность, отчужденность.
Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже - пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.
Крыша
Крыша - сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от собственной силы воли.
Крыша, жирный контур, несвойственный рисунку, - фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.
Крыша, тонкий контур края - переживание ослабления контроля фантазии.
Крыша, толстый контур края - чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).
Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом - плохая личностная организация.
Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены - усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.
Комната
Ассоциации могут возникнуть в связи с:
1) человеком, проживающим в комнате,
2) интерперсональными отношениями в комнате,
3) предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым ей).
Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску.
Комната, не поместившаяся на листе- нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.
Субъект выбирает ближайшую комнату - мнительность.
Ванна - выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций.
Труба
Отсутствие трубы - субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.
Труба почти невидима (спрятана)- нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.
Труба нарисована косо по отношению к крыше - норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.
Водосточные трубы - усиленная защита и обычно мнительность.
Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) - усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность).
Дополнения
Прозрачный, "стеклянный" ящик символизирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом.
Деревья часто символизируют различные лица. Если они как будто "прячут" дом, может иметь место сильная потребность зависимости при доминировании родителей.
Кусты иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.
Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе стороны дорожки - незначительная тревога в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.
Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована - показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.
Дорожка очень длинная - уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.
Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома - попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.
Солнце - символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.
Погода (какая погода изображена) - отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.
Цвет
Цвет, обычное его использование:
зеленый - для крыши;
коричневый - для стен;
желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно:
1) среда к нему враждебна,
2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.
Количество используемых цветов:
хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше двух и не более пяти цветов. Субъект, раскрашивающий дом семью-восемью цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет боится эмоционального возбуждения.
Выбор цвета
Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.
Цвет черный - застенчивость, пугливость.
Цвет зеленый - потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.
Цвет оранжевый - комбинация чувствительности и враждебности.
Цвет пурпурный - сильная потребность власти.
Цвет красный - наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.
Цвет, штриховка 3/4 листа - нехватка контроля над выражением эмоций.
Штриховка, выходящая за пределы рисунка, - тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.
Цвет желтый - сильные признаки враждебности.
Общий вид
Помещение рисунка на краю листа - генерализованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:
а) правая сторона - будущее, левая - прошлое,
б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом,
в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона - эмоциональные, правая - интеллектуальные.
Перспектива
Перспектива "над субъектом" (взгляд снизу вверх) - чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.
Перспектива, рисунок изображен вдали - желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспектива, признаки "потери перспективы" (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены - не умеет изображать глубину) - сигнализирует о начинающихся сложностях интегрирования, страх перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желание забыть прошлое (линия слева).
Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по меньшей мере четыре отдельные стены, на которых даже двух нет в том же плане) - чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.
Размещение рисунка
Размещение рисунка над центром листа - чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:
1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;
2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);
3) субъект склонен держаться в стороне.
Размещение рисунка точно в центре листа - незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.
Размещение рисунка ниже центра листа - чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:
1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение;
2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.
Размещение рисунка в левой стороне листа - акцентирование прошлого. Импульсивность.
Размещение рисунка в левом верхнем углу листа - склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.
Размещение рисунка на правой половине листа - субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего.
Рисунок выходит за левый край листа - фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.
Выход за правый край листа - желание "убежать" в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль над ситуацией.
Выход за верхний край листа - фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.
Контуры очень прямые - ригидность.
Контур эскизный, применяемый постоянно - в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем - указание на неспособность к четкой позиции.
"ЧЕЛОВЕК"
Голова
Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения. Голова большая - неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.
Голова маленькая - переживание интеллектуальной неадекватности.
Нечеткая голова - застенчивость, робость. Голова изображается в самом конце - межперсональный конфликт.
Большая голова у фигуры противоположного пола - мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.
Шея
Орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.
Подчеркнута шея - потребность в защитном интеллектуальном контроле.
Чрезмерно крупная шея - осознание телесных импульсов, старание их контролировать.
Длинная тонкая шея - торможение, регрессия.
Толстая короткая шея-уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.
Плечи, их размеры
Признак физической силы или потребности во власти. Плечи чрезмерно крупные-ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.
Плечи мелкие - ощущение малоценности, ничтожности. Плечи слишком угловатые - признак чрезмерной осторожности, защиты.
Плечи покатые - уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.
Плечи широкие - сильные телесные импульсы.
Туловище
Символизирует мужественность.
Туловище угловатое или квадратное - мужественность.
Туловище слишком крупное - наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей.
Туловище ненормально маленькое - чувство унижения, малоценности.
Лицо
Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный контакт с действительностью.
Лицо подчеркнуто - сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.
Подбородок слишком подчеркнут- потребность доминировать.
Подбородок слишком крупный - компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.
Уши слишком подчеркнуты - возможны слуховые галлюцинации. Встречаются у особо чувствительных к критике.
Уши маленькие - стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.
Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы - сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.
Глаза изображены как пустые глазницы - значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.
Глаза выпучены - грубость, черствость.
Глаза маленькие - погруженность в себя.
Подведенные глаза - грубость, черствость.
Длинные ресницы - кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.
Полные губы на лице мужчины - женственность.
Рот клоуна - вынужденная приветливость, неадекватные чувства.
Рот впалый - пассивная значимость.
Нос широкий, выдающийся, с горбинкой - презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.
Ноздри - примитивная агрессия.
Зубы четко нарисованы - агрессивность.
Лицо неясное, тусклое - боязливость, застенчивость.
Выражение лица подобострастное - незащищенность.
Лицо, похожее на маску - осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.
Брови редкие, короткие - презрение, изощренность.
Волосы
Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней).
Волосы сильно заштрихованы -тревога, связанная с мышлением или воображением.
Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову - субъектом управляют враждебные чувства.
Конечности
Руки - орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.
Широкие руки (размах рук) - интенсивное стремление к действию.
Руки шире у ладони или у плеча - недостаточный контроль действий и импульсивность.
Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны - субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.
Руки скрещены на груди - враждебно-мнительная установка.
Руки за спиной - нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.
Руки длинные и мускулистые - субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.
Руки слишком длинные - чрезмерно амбициозные стремления.
Руки расслабленные и гибкие - хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.
Руки напряженные и прижатые к телу - неповоротливость, ригидность.
Руки очень короткие - отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.
Руки слишком крупные - сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.
Отсутствие рук - чувство неадекватности при высоком интеллекте.
Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне - социально-ролевой конфликт.
Руки изображены близко к телу - напряжение. Большие руки и ноги у мужчины - грубость, черствость. Сужающиеся руки и ноги - женственность. Руки длинные - желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.
Руки длинные и слабые-зависимость, нерешительность, потребность в опеке.
Руки, повернутые в стороны, достающие что-то - зависимость, желание любви, привязанности.
Руки вытянуты по бокам - трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.
Руки сильные - агрессивность, энергичность. Руки тонкие, слабые - ощущение недостаточности достигнутого.
Рука как боксерская перчатка - вытесненная агрессия. Руки за спиной или в карманах - чувство вины, неуверенность в себе.
Руки неясно очерчены - нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.
Руки большие - компенсация ощущаемой слабости и вины. Руки отсутствуют в женской фигуре - материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.
Пальцы отделены (обрублены) - вытесненная агрессия, замкнутость.
Большие пальцы - грубость, черствость, агрессия. Пальцев больше пяти - агрессивность, амбиции.
Пальцы без ладоней - грубость, черствость, агрессия. Пальцев меньше пяти - зависимость, бессилие. Пальцы длинные - скрытая агрессия. Пальцы сжаты в кулаки - бунтарство, протест. Кулаки прижаты к телу - вытесненный протест. Кулаки далеко от тела - открытый протест. Пальцы крупные, как гвозди (шипы) - враждебность. Пальцы одномерные, обведены петлей - сознательные усилия против агрессивного чувства.
Ноги непропорционально длинные-сильная потребность независимости и стремление к ней.
Ноги слишком короткие - чувство физической или психологической неловкости.
Рисунок начат со ступней и ног - боязливость. Ступни не изображены - замкнутость, робость. Ноги широко расставлены - откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).
Ноги неодинаковых размеров - амбивалентность в стремлении к независимости.
Ноги отсутствуют - робость, замкнутость. Ноги акцентированы - грубость, черствость. Ступни - признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.
Ступни непропорционально длинные - потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.
Ступни непропорционально мелкие - скованность, зависимость.
Поза
Лицо изображено так, что виден затылок - тенденция к замкнутости.
Голова в профиль, тело анфас - тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.
Человек, сидящий на краешке стула - сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.
Человек, изображенный бегущим - желание убежать, скрыться от кого-либо.
Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой и левой стороне - отсутствие личного равновесия.
Человек без определенных частей тела указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).
Человек в слепом бегстве - возможны панические страхи.
Человек в плавном легком шаге - хорошая приспособляемость.
Человек - абсолютный профиль - серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.
Профиль амбивалентный - определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны - особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.
Неуравновешенная стоячая фигура - напряжение.
Куклы - уступчивость, переживание доминирования окружения.
Робот вместо мужской фигуры - деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.
Фигура из палочек - может означать увиливание и негативизм.
Фигура Бабы-Яги - открытая враждебность к женщинам.
Клоун, карикатура - свойственное подросткам ощущение неполноценности. Враждебность, само презрение.
Фон. Окружение
Тучи - боязливая тревога, опасения, депрессия. Забор для опоры, контур земли - незащищенность. Фигура человека на ветру - потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.
Линия основы (земли) - незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка, придает стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, например, "мальчик катается на тонком льду". Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже - под человеком.
Оружие - агрессивность.
Многоплановые критерии
Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка - сфера конфликта.
Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы - зависимость.
Контур. Нажим. Штриховка. Расположение Мало гнутых линий, много острых углов - агрессивность, плохая адаптация.
Закругленные (округленные) линии - женственность. Комбинация уверенных, ярких и легких контуров - грубость, черствость.
Контур неяркий, неясный - боязливость, робость. Энергичные, уверенные штрихи - настойчивость, безопасность.
Линии неодинаковой яркости - напряжение. Тонкие продленные линии - напряжение. Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, - изоляция.
Эскизный контур - тревога, робость. Разрыв контура - сфера конфликтов. Подчеркнута линия - тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).
Зубчатые, неровные линии - дерзость, враждебность. Уверенные твердые линии - амбиции, рвение.
Яркая линия - грубость.
Сильный нажим - энергичность, настойчивость. Большая напряженность.
Легкие линии - недостаток энергии. Легкий нажим - низкие энергетические ресурсы, скованность.
Линии с нажимом - агрессивность, настойчивость.
Неровный, неодинаковый нажим - импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.
Изменчивый нажим - эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.
Длина штрихов
Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет -удлиняются.
Прямые штрихи - упрямство, настойчивость, упорство. Короткие штрихи - импульсивное поведение. Ритмичная штриховка - чувствительность, сочувствие, раскованность.
Короткие, эскизные штрихи - тревога, неуверенность. Штрихи угловатые, скованные - напряженность, замкнутость.
Горизонтальные штрихи - подчеркивание воображения, женственность, слабость.
Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи-незащищенность, недостаток упорства, настойчивости.
Вертикальные штрихи - упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.
Штриховка справа налево - интраверсия, изоляция. Штриховка слева направо - наличие мотивации. Штриховка от себя - агрессия, экстраверсия. Стирания - тревожность, опасливость. Частые стирания - нерешительность, недовольство собой. Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) - это хороший знак.
Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка - наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта.
Стирание без попытки перерисовать (т.е. поправить) - внутренний конфликт или конфликт собственно этой деталью (или с тем, что она символизирует).
Большой рисунок - экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.
Маленькие фигуры-тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.
Очень маленькая фигура с тонким контуром - скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.
Недостаток симметрии - незащищенность.
Рисунок у самого края листа - зависимость, неуверенность в себе.
Рисунок на весь лист - компенсаторное превознесение себя в воображении.
Детали
Здесь важно их знание, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их воспринимает; относительную значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность.
Детали существенные - отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, чаще показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.
Избыток деталей - "неизбежность телесности" (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.
Лишнее дублирование деталей - субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.
Недостаточная детализация - тенденции к замкнутости.
Особо щепетильная детализация - скованность, педантичность.
Ориентация в задании
Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его - критерии неутерянного контакта с реальностью.
Принятие задания с минимальным протестом -хорошее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования.
Извинения из-за рисунка - недостаточная уверенность.
По ходу рисования уменьшаются темп и продуктивность - быстрое истощение.
Название рисунка - экстраверсия, потребность и поддержка. Мелочность.
Подчеркнута левая половина рисунка - идентификация с женским полом.
Упорно рисует, несмотря на трудности - хороший прогноз, энергичность.
Сопротивление, отказ от рисования - скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.
ДЕРЕВО
Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево - символ стоящего человека).
Корни - коллектив, бессознательное.
Ствол - импульсы, инстинкты, примитивные стадии.
Ветви - пассивность или противостояние жизни.
Интерпретация рисунка дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж). Как уже отмечалось, интерпретация К. Коха была направлена в основном на выявление патологических признаков и особенностей психического развития. На наш взгляд, в интерпретации имеется ряд противоречий, а также наблюдается использование понятий, которые трудно конкретизировать. Например, в интерпретации признака "округленная крона", "недостаток энергии", "дремота", "клевание носом" и тут же "дар наблюдательности", "сильное воображение", "частый выдумщик" или: "недостаточная концентрация" - чего? Какая реальность стоит за этим понятием? Остается неизвестным. К тому же толкование признаков содержит чрезмерное употребление обыденных определений. Например: "пустота", "напыщенность", "высокопарность", "плоский", "пошлый", "мелкий", "недалекий", "жеманство", "притворство", "чопорность", "вычурность", "фальшивость" и тут же - "дар конструктивности", "способности к систематике", "техническая одаренность"; или сочетание "самодисциплина", "самообладание", "воспитанность"-"напыщенность", "чванство", "безучастность", "равнодушие".
Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с нормальными людьми в процессе психологического консультирования вряд ли допустимо произносить подобные эпитеты в их адрес.
Земля приподнимается к правому краю рисунка - задор, энтузиазм.
Земля опускается к правому краю листа - упадок сил, недостаточность стремлений.
Корни
Корни меньше ствола - тяга к спрятанному, закрытому. Корни равны стволу - более сильное любопытство, уже представляющее проблему.
Корни больше ствола - интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.
Корни обозначены чертой - детское поведение в отношении того, что держится в секрете.
Корни в виде двух линий - способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.
Симметрия - стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, моральные проблемы.
Расположение на листе двойственное - отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т.е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция - желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки.
Расположение слева направо - увеличивается направленность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.
Форма листвы
Круглая крона - экзальтированность, эмоциональность. Круги в листве - поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования.
Ветви опущены - потеря мужества, отказ от усилий. Ветви вверх - энтузиазм, порыв, стремление к власти. Ветви в разные стороны - поиск самоутверждения, контактов, самораспыление. Суетливость, чувствительность к окружающему, отсутствие противостояния ему.
Листва-сетка, более или менее густая - большая или меньшая ловкость в избежании проблемных ситуаций.
Листва из кривых линий - восприимчивость, открытое принятие окружающего.
Открытая и закрытая листва на одном рисунке - поиски объективности.
Закрытая листва - охрана своего внутреннего мира детским способом.
Закрытая густая листва - скрытая агрессивность. Детали листвы, не связанные с целым - малозначительные детали принимаются за характеристику явления в целом.
Ветви выходят из одного участка на стволе -детские поиски защиты, норма для ребенка семи лет.
Ветви нарисованы одной линией - бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.
Толстые ветви - хорошее различение действительности. Листья-петельки - предпочитает использовать обаяние. Пальма - стремление к перемене мест. Листва-сетка - уход от неприятных ощущений. Листва как узор - женственность, приветливость, обаяние. Плакучая ива - недостаток энергии, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.
Зачернение, штриховка - напряжение, тревожность.
Ствол
Заштрихованный ствол - внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.
Ствол в форме разломанного купола - желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.
Ствол из одной линии - отказ реально смотреть на вещи.
Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми - может самоутверждаться и действовать свободно.
Листва тонкими линиями-тонкая чувствительность, внушаемость.
Ствол линиями с нажимом - решительность, активность, продуктивность.
Линии ствола прямые-ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.
Линии ствола кривые - активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.
"Вермишель" - тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.
Ветви не связаны со стволом - уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка "убежать" в мечты и игры.
Ствол открыт и связан с листвой - высокий интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить внутренний мир.
Ствол оторван от земли - недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.
Ствол ограничен снизу-ощущение несчастья, поиск поддержки.
Ствол расширяется книзу - поиск надежного положения в своем кругу.
Ствол сужается книзу - ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое "Я" против беспокойного мира.
Общая высота - нижняя четверть листа - зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.
Нижняя половина листа - менее выраженная зависимость и робость.
Три четверти листа - хорошее приспособление к среде. Лист использован целиком - хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.
Высота листа (страница делится на восемь частей):
1/8 - недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка четырех лет,
1/4 - способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия,
3/8 - хорошие контроль и рефлексия,
1/2 - интериоризация, надежды, компенсаторные мечты,
5/8 - интенсивная духовная жизнь,
6/8 - высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов,
7/8 - листва почти на всю страницу - бегство в мечты.
Манера изображения
Острая вершина - защищается от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад; желание действовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах; хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти; поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.
Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) - детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции.
Два дерева - могут символизировать себя и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпретации).
Добавление к дереву различных объектов - трактуется в зависимости от конкретных объектов.
Пейзаж - означает сентиментальность.
Переворачивание листа - независимость, признак интеллекта, рассудительность.
Земля
Земля изображена одной чертой - сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.
Земля изображена несколькими различными чертами - действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа - спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.
Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека - жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте - безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.
Симптомокомплексы агрессивности в тесте
Симптомокомплекс | Симптом | Балл |
Враждебность | ||
1. | Отсутствие окон | 0,2 |
2. | Дверь- замочная скважина | 0,1 |
3. | Очень большое дерево | 0,1 |
4. | Дерево с краю листа | 0,1 |
5. | Обратный профиль дерева, человека | 0,1 |
6. | Ветки двух измерений, как пальцы | 0,1 |
7. | Глаза - пустые глазницы | 0,2 |
8. | Длинные острые пальцы | 0,2 |
9. | Оскал, видны зубы | 0,1 |
10. | Агрессивная позиция человека | 0,1,2 |
11. | Задняя стена дома изображена с другой стороны; необычно | 0,1 |
12. | Двери с огромным замком | 0,2 |
13. | Окна без стекол | 0,1 |
14. | Отсутствие окон на первом этаже дома | 0,1 |
15. | Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову | 0,1,2 |
16. | Руки скрещены на груди | 0,2 |
17. | Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы) | 0,1,2 |
18. | Карикатурное изображение. | 0,1,2 |
19. | Зубчатые неровные линии | 0,1,2 |
20. | Фигура Бабы-Яги (к женщинам) | 0,1 |
21. | Крона - клубок | 0,1,2 |
22. | Другие возможные признаки | 0,1,2 |
Конфликтностъ | ||
1. | Ограничения пространства | 0,1,2 |
2. | Перспектива снизу (взгляд червя) | 0,1,2 |
3. | Перерисовывание объекта | 0,2 |
4. | Отказ рисовать какой-либо объект | 0,2 |
5. | Дерево, как два дерева | 0,2 |
6. | Явное несоответствие качества одного из рисунков | 0,2 |
7. | Противоречивость рисунка и высказывания | 0,1 |
8. | Подчеркнутая талия | 0,1 |
9. | Отсутствие трубы на крыше | 0,1 |
10. | Другие возможные признаки | 0,1 |
Агрессивность | ||
1. | Разные постройки | 0,1,2 |
2. | Ноздри слишком подчеркнуты | 0,1 |
3. | Зубы четко нарисованы | 0,1,2 |
4. | Руки сильные | 0,1,2 |
5. | Рука как боксерская перчатка | 0,2 |
6. | Пальцы отделены | 0,1,2 |
7. | Большие пальцы | 0,2 |
8. | Пальцев больше пяти. | 0,2 |
9. | Пальцы длинные | 0,2 |
10. | Оружие | 0,1,2 |
11. | Мало гнутых линий, много острых углов. | 0,1,2 |
12. | Линии с нажимом | 0,1,2 |
13. | Штриховка от себя | 0,1,2 |
14. | Закрытая густая листва | 0,1,2 |
15. | Штриховка ствола | 0,1 |
16. | Другие возможные признаки | 0,1 |
Негативизм | ||
1. | Разные постройки | 0,1,2 |
2. | Боковая стена, изображенная в одномерной перспективе | 0,1 |
3. | Уши маленькие | 0,1 |
4. | Уши слишком подчеркнуты | 0,1,2 |
5. | Пальцы сжаты в кулак | 0,1,2 |
6. | Кулаки прижаты к телу | 0,2 |
7. | Кулаки далеко от тела | 0,1,2 |
8. | Ноги непропорционально длинные | 0,2 |
9. | Ноги широко расставлены | 0,1 |
думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю
Я ругаюсь только со злости
Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть
Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую
силу, я применяю ее
Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу
Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не
нравятся
У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить
Я не умею поставить человека на место, даже если он того
заслуживает
Я часто думаю, что жил неправильно
Я знаю людей, которые способны довести меня до драки
Я не огорчаюсь из-за мелочей
Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или
оскорбить меня
Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить
угрозы в исполнение
В последнее время я стал занудой
В споре я часто повышаю голос
Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям
Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить
При составлении опросника использовались принципы:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
I. Физическая агрессия:
"да" = 1, "нет"-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7
2. Косвенная агрессия:
"да" - 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" - 0: 26,49
3. Раздражение:
"да"=1, "нет"=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, "нет" = 1, "да" =0: II,35,69
4. Негативизм:
"да" == 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28, "нет" - 1, "да" = 0: 36
5. Обида:
"да"= 1,"нет" - 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58
6. Подозрительность:
"да"=1, "нет"=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74,75
7. Вербальная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" - 1, "да"= 0: 33,66,74,75
8. Чувство вины: "да"-1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Приложение №2
Результаты по методике Басса Дарки у школьников обычной школы
Физическая агрес-сия | Косвен-ная агрес-сия | Раздра-жение | Негативизм | Обида | Подозрительность | Вербальная агрес-сия | |
1 | 14 | 24 | 23 | 25 | 23 | 14 | 20 |
2 | 22 | 14 | 25 | 36 | 26 | 22 | 36 |
3 | 35 | 35 | 36 | 24 | 35 | 35 | 22 |
4 | 46 | 23 | 14 | 25 | 34 | 46 | 35 |
5 | 47 | 36 | 25 | 36 | 36 | 47 | 33 |
6 | 53 | 14 | 29 | 30 | 29 | 53 | 23 |
7 | 23 | 25 | 36 | 23 | 28 | 23 | 22 |
8 | 29 | 19 | 19 | 34 | 35 | 29 | 14 |
9 | 36 | 20 | 25 | 38 | 32 | 36 | 13 |
10 | 47 | 22 | 33 | 37 | 26 | 47 | 25 |
11 | 35 | 23 | 12 | 39 | 25 | 35 | 25 |
12 | 28 | 25 | 20 | 30 | 20 | 28 | 24 |
13 | 36 | 27 | 23 | 32 | 24 | 36 | 26 |
14 | 25 | 32 | 36 | 35 | 25 | 25 | 36 |
15 | 24 | 36 | 14 | 35 | 26 | 24 | 25 |
16 | 23 | 45 | 15 | 26 | 23 | 23 | 27 |
17 | 19 | 33 | 26 | 35 | 25 | 19 | 33 |
18 | 14 | 24 | 35 | 23 | 36 | 14 | 30 |
19 | 16 | 33 | 32 | 23 | 25 | 16 | 21 |
20 | 21 | 36 | 24 | 25 | 23 | 21 | 23 |
Результаты по методике Басса Дарки у школьников из детского дома
Физическая агрессия | Косвенная агрессия | Раздражение | Негативизм | Обида | Подозрительность | Вербальная агрессия | |
1 | 47 | 22 | 14 | 21 | 35 | 47 | 20 |
2 | 35 | 23 | 22 | 23 | 26 | 35 | 36 |
3 | 28 | 25 | 35 | 26 | 34 | 28 | 22 |
4 | 36 | 14 | 35 | 25 | 25 | 36 | 35 |
5 | 25 | 22 | 33 | 26 | 36 | 25 | 23 |
6 | 24 | 35 | 23 | 23 | 30 | 24 | 36 |
7 | 25 | 23 | 22 | 25 | 21 | 25 | 35 |
8 | 36 | 26 | 14 | 36 | 23 | 36 | 23 |
9 | 24 | 35 | 13 | 25 | 26 | 24 | 36 |
10 | 25 | 34 | 25 | 23 | 25 | 25 | 35 |
11 | 36 | 36 | 35 | 28 | 36 | 36 | 25 |
12 | 30 | 29 | 33 | 25 | 26 | 30 | 27 |
13 | 21 | 35 | 23 | 27 | 34 | 21 | 33 |
14 | 23 | 26 | 14 | 25 | 20 | 23 | 30 |
15 | 26 | 34 | 36 | 35 | 36 | 26 | 21 |
16 | 35 | 20 | 25 | 33 | 24 | 35 | 23 |
17 | 34 | 36 | 27 | 23 | 33 | 34 | 36 |
18 | 14 | 24 | 33 | 22 | 25 | 14 | 25 |
19 | 16 | 33 | 30 | 14 | 24 | 16 | 27 |
20 | 21 | 36 | 25 | 36 | 26 | 21 | 33 |
Результаты по методике «Дом – дерево - человек» у школьников из детского дома
Незащищенность | Тревожность | Недоверие к себе | Чувство неполноценности | Враждебность | Фрустрация | Трудности общения | депрессивность | |
1 | 12 | 6 | 4 | 9 | 11 | 7 | 13 | 7 |
2 | 10 | 5 | 2 | 10 | 12 | 6 | 11 | 8 |
3 | 9 | 5 | 5 | 11 | 13 | 5 | 12 | 6 |
4 | 8 | 4 | 6 | 12 | 11 | 6 | 12 | 9 |
5 | 6 | 3 | 3 | 11 | 12 | 7 | 11 | 8 |
6 | 11 | 2 | 2 | 9 | 10 | 4 | 10 | 7 |
7 | 8 | 6 | 2 | 8 | 9 | 5 | 11 | 8 |
8 | 8 | 7 | 3 | 6 | 8 | 6 | 12 | 9 |
9 | 9 | 6 | 3 | 7 | 9 | 6 | 10 | 6 |
10 | 12 | 5 | 4 | 8 | 10 | 5 | 11 | 7 |
11 | 12 | 6 | 5 | 9 | 11 | 4 | 12 | 8 |
12 | 11 | 4 | 5 | 10 | 12 | 5 | 13 | 8 |
13 | 10 | 2 | 4 | 11 | 10 | 6 | 11 | 9 |
14 | 6 | 3 | 2 | 12 | 9 | 4 | 12 | 10 |
15 | 7 | 3 | 3 | 10 | 8 | 5 | 11 | 7 |
16 | 8 | 2 | 5 | 9 | 9 | 7 | 10 | 6 |
17 | 9 | 6 | 4 | 8 | 9 | 5 | 9 | 3 |
18 | 10 | 5 | 2 | 7 | 10 | 6 | 10 | 4 |
19 | 6 | 9 | 8 | 5 | 3 | 6 | 2 | 4 |
20 | 9 | 6 | 5 | 8 | 5 | 6 | 3 | 4 |
Результаты по методике «Дом – дерево - человек» у детей обычной школы
Незащищенность | Тревожность | Недоверие к себе | Чувство неполноценности | Враждебность | Фрустрация | Трудности общения | депрессивность | |
1 | 3 | 3 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 4 |
2 | 5 | 5 | 5 | 10 | 5 | 9 | 9 | 8 |
3 | 4 | 4 | 6 | 9 | 3 | 6 | 4 | 4 |
4 | 9 | 8 | 13 | 8 | 3 | 6 | 3 | 8 |
5 | 8 | 7 | 1 | 6 | 2 | 8 | 2 | 3 |
6 | 11 | 6 | 5 | 7 | 3 | 6 | 5 | 2 |
7 | 3 | 5 | 9 | 4 | 2 | 5 | 9 | 3 |
8 | 5 | 3 | 6 | 3 | 3 | 3 | 6 | 7 |
9 | 9 | 2 | 8 | 2 | 7 | 6 | 5 | 3 |
10 | 10 | 3 | 5 | 4 | 8 | 7 | 1 | 6 |
11 | 9 | 7 | 3 | 9 | 11 | 6 | 5 | 7 |
12 | 7 | 9 | 7 | 8 | 3 | 5 | 9 | 4 |
13 | 8 | 8 | 4 | 7 | 5 | 3 | 6 | 3 |
14 | 9 | 5 | 5 | 6 | 9 | 2 | 8 | 2 |
15 | 10 | 5 | 6 | 5 | 8 | 7 | 1 | 6 |
16 | 12 | 9 | 6 | 3 | 7 | 9 | 12 | 11 |
17 | 11 | 12 | 5 | 4 | 8 | 12 | 11 | 12 |
18 | 9 | 4 | 8 | 10 | 3 | 2 | 12 | 9 |
19 | 12 | 5 | 9 | 11 | 3 | 3 | 10 | 8 |
20 | 3 | 2 | 12 | 9 | 2 | 5 | 9 | 9 |
Приложение №3
Test Statistics(a)
Mann-Whitney U | Wilcoxon W | Z | Asymp. Sig. (2-tailed) | Exact Sig. (2-tailed) | Exact Sig. (1-tailed) | Point Probability | |
abc21.1 стрессоустойчивость | 864.000 | 1684.000 | -3.089 | .002 | .003 | .002 | .002 |
abc21.2 | 1060.000 | 2600.000 | -.358 | .720 | .714 | .376 | .027 |
abc21.3 | 986.000 | 2526.000 | -1.358 | .174 | .210 | .103 | .052 |
abc21.4 | 744.000 | 1564.000 | -2.827 | .005 | .004 | .002 | .000 |
abc21.5 | 756.000 | 1576.000 | -2.736 | .006 | .006 | .003 | .000 |
abc21.6 | 92.000 | 417.000 | -2.712 | .007 | .007(a) | .006 | .003 |
abc21.7 | 12.645 | 2 | .002 | .001(a) | .000 | .002 | 12.645 |
abc21.8 | 16.194 | 2 | .000 | .001(a) | .000 | .001 | 16.194 |
abc21.9 | 176.500 | 296.500 | -.314 | .753 | .761(a) | .761 | .381 |
abc21.10 | 120.500 | 240.500 | -1.893 | .058 | .061(a) | .059 | .029 |
abc21.11 | 82.000 | 407.000 | -3.025 | .002 | .003(a) | .002 | .001 |
abc21.12 | 864.000 | 1684.000 | -3.089 | .002 | .003 | 864.000 | 1684.000 |
abc21.13 | 15.095 | 2 | .001 | .001(a) | .000 | .001 | 15.095 |
abc21.14 | 7.183 | 2 | .028 | .028(a) | .024 | .032 | 7.183 |
abc21.15 | 20.618 | 2 | .000 | .000(a) | .000 | .000 | 20.618 |
Дата: 2019-12-22, просмотров: 248.