В данном параграфе, я проведу сравнительный анализ агрессивности у учащихся, с помощью критерия U манна уитни (результаты представлены в приложении №3).
Сравнительный анализ уровня агрессивности показал, что существуют значимые различия между детьми обычной школы и детского дома.
В качестве ведущих характеристик детей из детского дома, я выделила слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к предложенным заданиям, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.
Сравнительный анализ результатов показал, что существуют достоверные различия уровня агрессивности:
Для большей наглядности представим результаты в виде гистограммы.
Рисунок 7 - Процентное соотношение общего уровня агрессивности
Мы видим, что существуют различия в уровнях агрессивности. А именно, у детей из детского дома, агрессивность выражена больше, чем у обычных школьников. Т.е учащиеся из детских домов, отличаются склонностью к соперничеству, напористостью, желанием превзойти других, раздражительностью, неадекватным самоконтролем.
Об этом можно судить и по ответам самих детей, при проведении обследования, я заметила, что ответы детей из детского дома, качественно отличаются от ответов обычных школьников, а именно: ответы неконкретные, неточные, с употреблением нецензурных выражений, агрессивностью по отношению к экспериментатору.
При обработке полученных данных с помощью методов математической статистики я выявила, что данные агрессивности различаются на достоверном уровне.
Рисунок 8 - Показатели агрессивности
Выявлены достоверные различия по следующим шкалам: физическая агрессия (у ребят из детских домов выше), косвенная агрессия на 5% уровне (выше у обычных школьников), по параметру раздражение - различий нет. Негативизм и обида – на 5% уровне (выше у ребят из детских домов, в обоих случаях); подозрительность - различий не выявлено. Вербальная агрессия на процентном уровне, выше у обычных школьников.
У школьников из детских домов, большое количество реакций, направленных против воли взрослого, частое отсутствие правильного понимания социальной роли и положения, на ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Указанные особенности детей создают дополнительные трудности для диагностической и коррекционной работы с ними.
Рисунок 9 - Показатели по методике ДДЧ
Нужно отметить, что ещё у детей из детского дома, снижена потребность в общении как со сверстниками, так и с взрослыми. У большинства из детей обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.). Необходимо отметить, что хотя дети по собственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинстве своём они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Так, изучение симптомокомплексов позволило констатировать, что дети из детского дома проявляют более высокие уровни аффективно-личностных нарушений по сравнению со школьниками из обычных школ.
У детей из детского дома, в отличие от сверстников из семей, агрессия, представляет собой угрозы и запугивание (ребенок показывает кулак товарищу или пугает его); реальная агрессия - это уже непосредственное физическое нападение (у детей драки принимают формы укусов, царапанья, хватания за волосы, применения в качестве “оружия” палок, кубиков и пр.).
Наиболее часто у подавляющего большинства детей из детского дома, наблюдается косвенная и прямая вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий (“Позову бандитов, они тебя побьют и завяжут”) до прямых оскорблений (“Толстуха”, “Дурак”, “Ябеда и нытик”). У некоторых проявляется физическая агрессия, как в косвенной форме, так и в прямой.
Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность, как у детей из детского дома, так и у их сверстников, выделили: желание привлечь к себе внимание сверстников; ущемление достоинства другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство; стремление защититься и отомстить; стремление получить желанный предмет.
Как можно понять, большинство негативных явлений, у детей из обычной семьи, наблюдается в ситуации защиты своих интересов, отстаивания своего превосходства. Действия эти используются как средство достижения определенной цели.
В то же время, у детей из детского дома, агрессивные действия вообще не имеют какой-либо цели, и направлены исключительно на причинение вреда другому. У этих детей удовлетворение вызывает физическая боль, унижение сверстника, и агрессия при этом выступает как самоцель. О чем свидетельствует такое поведение? О склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.
Анализ поведения агрессивного ребёнка позволяет прогнозировать дальнейшую с ним работу и ожидаемые результаты. Все меры должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование в ребенке способности видеть и понимать других, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику. Задачу эту можно решить, отказавшись от некоторых привычных форм, присущих учреждениям пребывания детей сирот.
Выводы по третьей главе
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы мной была разработана программа исследования, состоящая из следующих этапов:
1этап. Изучение агрессивных проявлений детей из детских домов;
2этап. Изучение агрессивных проявлений детей из обычных семей;
3этап. Сравнительный анализ, формулирование выводов.
Сравнительный анализ уровня агрессивности показал, что существуют значимые различия между детьми обычной школы и детского дома.
У детей из детского дома, агрессивность выражена больше, чем у обычных школьников. Т.е. учащиеся из детских домов, отличаются склонностью к соперничеству, напористостью, желанием превзойти других, раздражительностью, неадекватным самоконтролем.
У школьников из детских домов, большое количество реакций, направленных против воли взрослого, частое отсутствие правильного понимания социальной роли и положения, на ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Указанные особенности детей создают дополнительные трудности для диагностической и коррекционной работы с ними.
У детей из детского дома, снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. У большинства из детей обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.). Необходимо отметить, что хотя дети по собственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинстве своём они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование, позволило сформулировать следующие выводы:
Дети, из детских домов, в силу сложившихся обстоятельств, составляют группу социального риска, где особую тревогу вызывает прогрессирующая жестокость, агрессивность детей-сирот из детских домов. При этом в основе агрессивности таких детей-сирот лежат следующие причины: агрессивность на почве бездеятельности; потребительское отношение к жизни и окружающим людям, когда все им обязаны, а они - никому; их особый «интернатный» статус «быть таким, как все»; предвзятая позиция к таким детям со стороны общества, воспитывающих взрослых и «домашних» сверстников и др.
Именно эти дети в условиях современной ситуации в обществе оказались наиболее подвержены воздействиям асоциальной субкультуры. Рост спонтанной, на первый взгляд, немотивированной жестокости таких детей сегодня возводится в ранг государственной проблемы. Выйдя за рамки детского дома, она превращается в личную драму конкретного подростка и грозит перерасти в национальную трагедию, которая зачастую выливается в такие тяжкие правонарушения и преступления, как бандитизм, рэкет, насилие, что двадцать лет назад не было характерно для таких детей.
Современное решение проблемы профилактики агрессивности детей-сирот является междисциплинарной областью научного исследования, предметом внимания целого ряда наук.
Ребёнок из детского дома, уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу группы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами детям недоступны и вызывают страх и отказ играть.
Дети этой группы игнорируют нормы и правила поведения (как в игре, так и вне игры), ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат, однако их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния. Эти данные позволяют предположить, что в данном случае мы имеем дело с некоторым отставанием в общем психическом развитии ребенка.
Среди испытуемых есть дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками.
По результатам проведенной методики, я могу сказать, что уровень агрессивности в данной группе достаточно высокий, следовательно, дети проявляют враждебность, агрессивность, озлобленность по отношению к сверстникам. Это говорит о том, что у большинства детей существует серьёзные трудности в установлении контактов со сверстниками и взрослыми.
В качестве ведущих характеристик детей из детского дома, я выделила слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к предложенным заданиям, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.
Выявлены достоверные различия по следующим шкалам: физическая агрессия( у ребят из детских домов выше), косвенная агрессия на 5% уровне (выше у обычных школьников), по параметру раздражение- различий нет. Негативизм и обида – на 5% уровне (выше у ребят из детских домов, в обоих случаях); подозрительность- различий не выявлено. Вербальная агрессия на % уровне, выше у обычных школьников.
У школьников из детских домов, большое количество реакций, направленных против воли взрослого, частое отсутствие правильного понимания социальной роли и положения, на ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Указанные особенности детей создают дополнительные трудности для диагностической и коррекционной работы с ними.
Нужно отметить, что ещё у детей из детского дома, снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. У большинства из детей обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.). Необходимо отметить, что хотя дети по собственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинстве своём они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Так, изучение симптомокомплексов позволило констатировать, что дети из детского дома проявляют более высокие уровни аффективно-личностных нарушений по сравнению со школьниками из обычных школ.
Анализ поведения агрессивного ребёнка позволяет прогнозировать дальнейшую с ним работу и ожидаемые результаты. Все меры должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование в ребенке способности видеть и понимать других, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику. Задачу эту можно решить, отказавшись от некоторых привычных форм, присущих учреждениям пребывания детей сирот.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 266.