Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы нами была разработана программа исследования, состоящая из следующих этапов:
1этап. Изучение агрессивных проявлений детей из детских домов;
2этап. Изучение агрессивных проявлений детей из обычных семей;
3этап. Сравнительный анализ, формулирование выводов.
Исследование проводились в первую половину дня в спокойной, доброжелательной обстановке, что позволило достичь цели эксперимента.
Все испытуемые с пониманием отнеслись к исследованию. На некоторые вопросы, некоторые из испытуемых затруднились ответить и либо не писали ничего, либо отвечали «не знаю», такие ответы приравнивались ответу «ничего» (т.е. всё устраивает).
Психологическое тестирование осуществляли в соответствии с нормами профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик: с соблюдением принципов конфиденциальности получаемой информации, обеспечения права индивида отказаться от участия в обследовании; информирования индивида об использовании получаемой информации.
Тестирование проводили в отдельном помещении и в отсутствии посторонних.
Для получения сопоставимых результатов психологическое тестирование проводили в условиях, одинаковых для всех групп.
Экспериментальная база исследования: учащиеся СОШ №74 г. Уфы, в количестве 20 человек, и учащиеся из детского дома в количестве 20 человек. В возрасте 10-11 лет.
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы в нашем исследовании, мы использовали следующие методики:
Методика Басса Дарки. Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессий как прямое проявление, реализация присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса—Дарки.
А.Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Методика «ДОМ, ДЕРЕВО, ЧЕЛОВЕК» (ДДЧ). Американский психолог Дж. Бак (1948) первым создал детально и разработал систему интерпретации теста ДДЧ.
Для выполнения теста исследуемому ребенку предлагаются бумага, простой карандаш, листок. Стандартный лист складывается пополам, на первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано «Дом», на второй и третьей страницах в вертикальной позиции сверху каждого листа — соответственно «Дерево», «Человек», — на четвертой — имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш «ММ», чтобы наиболее ярко были видны изменения в силе нажима.
Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными, содержательными признаками рисунков считаются:
- расположение рисунка на листе бумаги;
- пропорции отдельных частей.
Содержательные аспекты включают в себя особенности движения и настроение нарисованного объекта.
Для анализа рисунков используются три аспекта оценки: детали рисунков, их пропорции, перспективы.
Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели были сгруппированы в следующие симптомокомплексы:
1 — незащищенность;
2 — тревожность;
3 — недоверие к себе;
4 — чувство неполноценности;
5 — враждебность;
6 — конфликт (фрустрация);
7 — трудности в общении;
8 — депрессивность.
Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами. Если показатель отсутствует, ставится ноль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. Так, наличие облаков на одном рисунке — 1 балл, на двух — 2, на всех трех — 3 балла (симптомокомплекс «тревожность»). (методики представлены в приложении №1)
Результаты исследования
Показатели агрессивности у обычных детей.
У обследуемой группы детей агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Чаще всего они используют физическую агрессию (прямую или косвенную) в ситуации привлечения внимания. Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер; враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Их агрессивные действия отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают.
Результаты по методике «Баса Дарки»
По результатам данной методики нами были выявлены следующие особенности:
У испытуемых, индекс агрессивности самый низкий, а самый высокий показатель индекса враждебности - средний.
Таблица 1 - Показатели агрессивности
Выс | Сред. | Низк. | |
Показатель агрессивности | 20% | 37% | 43% |
Показатель враждебности | 27% | 38% | 35% |
Для большей наглядности представим результаты в виде гистограммы:
Рисунок 1 - Процентное соотношение уровня агрессивности у обычных детей
Как показывает рисунок, агрессивность выражена слабо. Т.е. для них характерны следующие индивидуальные особенности: терпение, низкий уровень враждебности, адекватный самоконтроль, отсутствие или слабо выраженная напористость.
Можно сказать, что у данной группы детей, проявляется недеструктивная агрессия, то есть настойчивое, невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. Исследования позволяют предположить, что недеструктивная агрессия вызывается врожденными механизмами, служащими для адаптации к среде, удовлетворению желаний и достижения цели. Эти механизмы наличествуют и функционируют, хотя и достаточно примитивно, с самого момента рождения.
Проанализируем отдельно компоненты агрессивности:
Рисунок 2 - Показатели агрессивности у школьников
Я могу сказать, что младшие школьники, дают волю своим чувствам, в том числе природной агрессивности.
Самые высокие показатели по шкале раздражение и вербальная агрессия.
В младшем школьном возрасте, дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят.
Негативные реакции, проявляются в следующих формах: представляет собой угрозы и запугивание (ребенок показывает кулак товарищу или пугает его); реальная агрессия - это уже непосредственное физическое нападение (у детей драки принимают формы укусов, царапанья, хватания за волосы, применения в качестве “оружия” палок, кубиков и пр.).
Шкала вербальная агрессия, в данной группе испытуемых, проявляется в том, что младшие школьники, стремятся уличить своих одноклассников в каком-либо поступке, нарушении основных договоренностей их взаимоотношений, обвинить его в том, что тот сердится, раздражен или ведет себя недостойно.
Следующий вид агрессии, наблюдаемый в данной группе это стремление возражать – это еще одна категория вербальной агрессии, именно этот способ очень часто избирают агрессоры. Поскольку агрессор живет в Реальности, он видит в партнере врага.
Во многих случаях вербальная агрессия переходит в физическую агрессию, которая, в свою очередь, тоже начинается не сразу, а постепенно, с «нечаянных» толчков, пинков, хлопков, ударов и т.д., которые потом переходят в прямое избиение.
По методике «Дом – Дерево – Человек» мы выявили следующие особенности:
Испытуемые в данной группе показывали в своем рисунке, какие детали имеют для него личную заинтересованность (значимость), в основном позитивным способами - во время рисования подчеркивали или стирали некоторые детали рисунка, а также, возвращались к ним (например, при прорисовывании окон дома, листьев деревьев). А так же я наблюдала генерализованное чувство неуверенности, опасности. В рисунках так же проявляется тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию. Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия. У некоторых испытуемых наблюдается тенденция к замкнутости, интенсивное любопытство. В целом по рисункам можно сказать, что у испытуемых нормальное развитие, стремление сохранить внутренний мир.
Количественные оценки теста были сгруппированы в следующие симтомокоплексы:
Таблица 2 - Результаты по методике ДДЧ
Низ. | Средн. | Выс. | |
Незащищенность | 25% | 40% | 5% |
Тревожность | 50% | 34% | 26% |
Недоверие к себе | 21% | 52% | 27% |
Чувство неполноценности | 38% | 33% | 29% |
Враждебность | 48% | 35% | 17% |
Фрустрация | 38% | 31% | 31% |
Трудности общения | 49% | 38% | 13% |
Депрессивность | 46% | 33% | 21% |
Рисунок 3 - Процентное соотношение симптомокомлексов по методике ДДЧ
Самый высокий процент симптомокомплексов в данной группе школьников – чувство неполноценности, незащищенности.
Показатели агрессивности у школьников из детского дома
Во-первых, ребёнок из детского дома, уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу группы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами детям недоступны и вызывают страх и отказ играть.
Дети этой группы игнорируют нормы и правила поведения (как в игре, так и вне игры), ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат, однако их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния. Эти данные позволяют предположить, что в данном случае мы имеем дело с некоторым отставанием в общем психическом развитии ребенка.
Среди испытуемых есть дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками.
По результатам проведенной методики, я могу сказать, что уровень агрессивности в данной группе достаточно высокий, следовательно, дети проявляют враждебность, агрессивность, озлобленность по отношению к сверстникам. Это говорит о том, что у большинства детей существует серьёзные трудности в установлении контактов со сверстниками и взрослыми.
Результаты проведенной методики Басса Дарки, показывают, что уровень агрессивности и враждебности у юношей достаточно высокий:
Таблица 3 - Показатели агрессивности
Выс. | Сред. | Низк. | |
Показатель агрессивности | 44% | 32% | 24% |
Показатель враждебности | 33% | 42% | 25% |
Для большей наглядности представим результаты в виде гистограммы:
Рисунок 4 - Процентное соотношение уровня агрессивности
По рисунку мы видим, что преобладает высокий уровень агрессивности. Т.е. для детей из детского дома, характерно склонность к соперничеству, напористость, желание превзойти других, раздражительность, сниженный или повышенный самоконтроль.
Рисунок 5 - Показатели агрессивности у школьников из детского дома
В ходе проведения исследования, мы наблюдаем немножко другую форму агрессии у детей из детского дома, в отличие от обычных сверстников - враждебная деструктивность, то есть злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. Ненависть, ярость, задиристость, желание отомстить и т.п. тоже могут быть формой самозащиты, однако порождают множество личных проблем и заставляют страдать окружающих.
По методике Басса Дарки, самый высокий показатель - физическая агрессия, которая направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого (ребенок ломает постройку из кубиков другого, или мажет красками рисунок подруги); уничтожение или порча чужих вещей (мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается, видя возмущение последнего, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку, с удовлетворением наблюдая ужас и слезы его владельца).
Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Может принимать две формы - символическую и реальную.
У детей из детского дома, наблюдается отказ в эмоциональной поддержке. Отказ в эмоциональной поддержке ведет к постепенному уничтожению доверия, спонтанности и непосредственности. Агрессор, который использует этот прием, обычно проявляет и другие виды агрессии против партнера. Поэтому самооценка жертвы и уверенность в себе значительно снижены, что делает ее еще более уязвимой для агрессора.
Так же, в ходе исследования, получили данные, что дети из детского дома, в ходе проведения обследования стремились блокировать и искажать информацию – это категория вербальной агрессии, которая специфическим образом контролирует межличное общение. Вербальный агрессор отказывается общаться, создает спорные ситуации или утаивает информацию. Таким образом, блокировкой и искажением информации он предотвращает любые попытки урегулировать конфликт. Блокировку информации он осуществляет путем прямого требования прекратить обсуждение или с помощью смены темы.
Блокировка может также иметь характер обвинения; тем не менее основная цель блокировки – остановить обсуждение, прекратить общение и скрыть информацию.
Результаты по методике «Дом – дерево – человек»:
Качественный анализ рисунков показал, что в данной группе достаточно большое количество детей со склонностью к агрессивному поведению. Конструкция и целостность рисунков нормальная. Также, я выявила, что у большинства детей неадекватная самооценка (в основном заниженная). Отсутствие таких основных деталей, как рот или глаза не наблюдается.
Когда по рисункам выявляется большая выраженность нескольких симптомокомплексов, можно предполагать, что для данного ребенка важнее разрешение эмоциональных проблем. Часто бывает, что у ребенка личностные и эмоциональные проблемы могут возникнуть вследствие невозможности соответствовать нужному интеллектуальному уровню. Это тоже обычно проецируется в рисунках ребенка.
Рисунки теста ДДЧ могут показывать эмоциональные переживания детей. В нашем случае это проявлялось в следующем: в рисунках двойные линии; несоединенные между собой линии; сильный уклон, нарисованной фигуры; очень большая голова; неадекватно выделенная голова в рисунке человека.
Количественные оценки теста были сгруппированы в следующие симтомокоплексы:
Таблица 4 - Результаты по методике ДДЧ
Низ. | Средн. | Выс. | |
Незащищенность | 25% | 40% | 35% |
Тревожность | 34% | 50% | 26% |
Недоверие к себе | 21% | 27% | 52% |
Чувство неполноценности | 29% | 33% | 38% |
Враждебность | 12% | 19% | 69% |
Фрустрация | 34% | 34% | 32% |
Трудности общения | 13% | 21% | 66% |
Депрессивность | 21% | 33% | 46% |
Для большей наглядности представим результаты в виде гистограммы:
Как видно из рисунка у большинства детей, наблюдается очень высокий уровень враждебности, недоверии к себе, депрессивность. А так же наблюдается трудности в общении. Скорее всего, это объясняется тем, что агрессивным детям свойственны коммуникативные проблемы, особенно в общении со сверстниками. Тревожность и незащищенность выражены средне. (Результаты исследований дошкольников с ЗПР представлены в приложении №2.)
Дата: 2019-12-22, просмотров: 253.