Взаимосвязь нагрузки и закономерностей развития растущего организма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Продолжается интенсивное снижение возраста занимающихся спортом, привело к тому, что современные дети приступают к серьезным тренировкам уже в 6-8 летнем возрасте. При этом, если в таких видах спорта как гимнастика, плавание, фигурное катание снижение возрастных границ для набираемых в детские спортивные школы вполне допустимо и оправдано, то в большинстве видов борьбы это явление имеет не столько позитивные последствия, сколько негативные. Вместе с тем, многие специалисты часто смешивают и не делают особых различий между целесообразным возрастом приобщения к спорту и оптимальным возрастом начала углубленной спортивной специализации.

Следует отметить, что своевременное приобщение детей к спортивным занятиям с учетом возрастных особенностей занимающихся не может иметь принципиальных возражений даже в раннем детском возрасте. Однако, форсированная и чрезмерно суженная спортивная специализация, хотя и приводит к быстрому росту спортивных результатов, наносит существенный ущерб как для конечных спортивных достижений в более зрелом возрасте, так и для полноценного развития организма и личности (Матвеев Л.П.).

Рациональная подготовка юного спортсмена невозможна без учета закономерностей развития растущего организма. Игнорирование этого – сама опасная ошибка в работе тренера, учителя физкультуры, узловая причина допускаемых при подготовке юного спортсмена просчетов. Поэтому знание закономерностей развития растущего организма обязательно для каждого тренера и учителя физической культуры.

В результате анализа и обобщения информации авторов (Курамшина Ю.Ф., Матвеева Л.П., Харабуги Г.Д., Филина и др.) принято считать, что школьный возраст классифицируется на младший, средний или подростковый и юношеский.

Младший школьный возраст (7-12 лет – мальчики; 7-11 лет - девочки) – наиболее “спокойный” в развитии ребенка. Он характеризуется умеренными темпами роста, плавностью развития, постепенностью изменения структур и функций. Филин В.П. отмечает, что тренеру, который в работе с детьми этого возраста не нарушает принципов доступности, систематичности и постепенности, нечего опасаться неприятностей. Вероятность появления всевозможных травм, перенапряжений и переутомлений значительно повышается несколько позже, уже в подростковом возрасте.

Средний школьный, или подростковый, возраст (13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки). В этом возрасте происходит резкий скачок в развитии, переводящий организм в качественно новое состояние. Происходит не только быстрое половое созревание, но и стремительно развиваются все органы и системы, значительно повышается интенсивность обменных процессов, быстрые нейроэндокринные перестройки оказывают влияние как на вегетативную нервную систему (частые колебания пульса, неустойчивость кровяного давления, сердечнососудистые расстройства), так и на высшую нервную деятельность, что проявляется в частой смене настроения, преобладании процессов возбуждения над процессами торможения, высокой эмоциональной возбудимости (Сологуб Е.Б., Солодков А.С.). Проведенные наблюдения Платоновым В.Н. и Сахновским, свидетельствуют, что подростковый возраст в спортивной среде нередко называют “возрастом кризиса”, поскольку именно в этом возрасте чаще всего допускается основная ошибка, которая отрезает путь в большой спорт многим юным спортсменам, и происходит это по очень простой схеме. Организм подростка очень реактивен, моментально отвечает на тренировочные воздействия приспособительными перестройками. Увеличив нагрузку, добавляет Филин В.П., легко улучшить результат, и малоопытные тренеры, видя в стремительном прогрессе ученика подтверждение правильности выбранной методики подготовки, продолжают наращивать объем и интенсивность тренировочной работы, расширять соревновательную практику. Однако через некоторое время рост спортивных результатов неизбежно прекращается и, что значительно хуже, наносит вред здоровью подростков. Массовое форсирование подготовки подростков – основная беда резервного спорта. Обобщая мнения авторов, можно сказать, что вершины спортивного мастерства, как правило, достигают те, кто успешно минует “опасную подростковую зону”, сохранив функциональные и психологические резервы для дальнейшего совершенствования.

Юношеский возраст (17-21 год у юношей, 16-20 лет у девушек). С достижением его верхней границы обычно заканчивается формирование организма, большинство его функций достигают максимума развития, поэтому в работе с юношами и девушками тренер может применять почти все имеющиеся в его распоряжении тренировочные средства и методы, ограничивая применение наиболее мощных из них в тех видах спорта, где максимальный результат достигается в период зрелости – после двадцати лет (Солодков А.С., Сологуб Е.Б.). В таких видах спорта как плавание, художественная и спортивная гимнастика, фигурное катание юношеский возраст – оптимальный для достижения наивысших результатов и тренеры здесь свободны в выборе тренировочных средств и методов.

По мнению авторов, занимающихся возрастной, спортивной физиологией, важно учитывать, что достоверно установленный “код” биологического развития – это основа индивидуализации планирования многолетней тренировки спортсмена. С одной стороны, его знание поможет не пропустить благоприятный момент для максимальной реализации индивидуальных возможностей потенциальных “звезд” юношеского спорта, а с другой – планомерно и терпеливо осуществлять подготовку тех спортсменов, чей талант может полностью раскрыться лишь по достижении биологической зрелости. Острая необходимость долгосрочного прогнозирования биологического развития очевидна, т.к. объективно установлено, что даже при рациональном планировании многолетней тренировки определенный контингент спортсменов способен добиваться успеха лишь в юношеском возрасте. И происходит это не из-за ошибок в планировании тренировочного процесса, а потому, что многие спортсмены полностью или почти полностью реализуют свои возможности в юношеском возрасте (Филин В.П.).

Проанализировав информацию Сологуб Е.Б. и Солодкова А.С., следует что, возрастные особенности формирования скелета строго учитывают в процессе подготовки юного спортсмена. Нельзя забывать, что резкие толчки при прыжках, ассиметричные нагрузки в гимнастике и спортивных играх, неравномерные нагрузки на правые и левые конечности, чрезмерные нагрузки, могут привести к смещению костей таза и неправильному их сращиванию, нарушению нормальных изгибов позвоночника. Важно не забывать о том, что чрезмерные нагрузки на нижние конечности нередко приводят к плоскостопию, негативно сказываются на общем росте трубчатых костей. Все это требует тщательной дозировки нагрузок в упражнениях, предъявляющих большие требования к опорно-двигательному аппарату. Выполнение таких элементов надо чередовать с разгрузочными и корригирующими упражнениями.

Существенные изменения с возрастом претерпевает и микроструктура мышц, отмечают авторы. Развивается мышечная система неравномерно. Поэтому тренеру и учителю физкультуры нужно обязательно учитывать возрастные закономерности развития мышечной системы. Следовательно, надо осторожно применять силовые упражнения. Увлечение ими может привести к разрывам мышц, растяжению связок и другим травмам опорно-двигательного аппарата, затормозить общий рост организма. Необходимо предусмотреть и различия в дозировке нагрузок для спортсменов различного пола. Ведь относительная масса мышц у девушек примерно на 13% меньше, чем у юношей, а функциональные характеристики мышц существенно ниже (Платонов, Сахновский).

Рациональному планированию тренировочных нагрузок способствует и учет неравномерности в развитии различных мышечных групп, например, темпы роста мышц ног существенно опережают тем роста мышц рук, а развитие мышц разгибателей опережает развитие мышц сгибателей.

Сологуб Е.Б. и Солодков А.С. в своих работах уделяют внимание и развитию двигательным функциям спортсмена. И замечают, что параллельно с развитием опорно-двигательного аппарата формируется двигательная функция человека. Основные показатели этой функции достигают величин, близких к предельным, в очень юном возрасте и без целенаправленной тренировки не совершенствуются. Это положение чрезвычайно важно учитывать в технической подготовки юного спортсмена. По мнению профессора В.С.Фарфеля, овладевать спортивной техникой надо не тогда, когда в основном уже завершено развитие двигательного анализатора, т.е. в подростковом возрасте. Овладение техникой движений должно начинаться в тот период, когда наблюдается наиболее крутой рост кривой естественного развития двигательного навыка. Особенно важно это учитывать специалистам сложных в координационном отношении видов спорта – спортивной и художественной гимнастики, акробатики, фигурного катания, прыжков в воду.

Незамеченным остается и изменения сердечно-сосудистой и функциональной систем организма. По мере роста и формирования организма увеличиваются объем и масса сердца, меняется соотношение различных его отделов и положения в грудной клетке, совершенствуется нервная регуляция кровообращения. В процессе развития ССС повышаются и изменяются ее функциональные возможности: увеличивается минутный и ударный объемы крови при напряженной работе, часто изменяется ритм сердечных сокращений (выражена дыхательная аритмия, при которой ЧСС возрастает на вдохе и уменьшается на выдохе), повышается и экономичность работы сердца. Тренеру нельзя забывать об ограниченных функциональных возможностях ССС детей и подростков, о том, что она “нагружена” бурным ростом и развитием организма, и если злоупотреблять, можно принести существенный вред здоровью ученика.

Возрастные изменения функциональных возможностей основных систем организма в решающей мере определяют и возрастные изменения уровня физических качеств, неодновременность и неравномерность их развития (Филин В.П.).

Автор отмечает, что наиболее благоприятный возраст для целенаправленного совершенствования взрывной силы 11-15 лет.

И советует, что тренеру очень важно не пропустить возраст 9-13 лет для совершенствования быстроты, т.е. с первых дней занятий спортом вести целенаправленную работу по развитию этого качества. Особенно это важно в тех видах спорта, где уровень быстроты в решающей мере определяет достижение успеха – легкоатлетическом спринте и прыжках, велосипедных гонках на треке, плавании. В младшем школьном и подростковом возрасте развитие быстроты должно осуществляться в основном повышением частоты движений, а в юношеском – за счет развития силовых и координационных способностей, гибкости.

Максимальное проявление гибкости требуют такие виды спорта как художественная и спортивная гимнастика, спортивная аэробика, акробатика и др., поэтому этому физическому качеству необходимо уделять целенаправленные тренировки уже в младшем школьном возрасте, с первых дней занятий, конечно, учитывая индивидуальные физиологические особенности занимающихся. Как известно, энергия необходима в любом виде спорта, для выполнения мышечной работы. Количеством выделяемой энергии, связанной с протеканием аэробных и анаэробных процессов в организме, определяется качество – выносливость. Так анаэробные источники играют большую роль в энергообеспечении гребли, борьбы, бокса, велосипедного спорта, бега на средние и длинные дистанции, плавание и др. А аэробные источники энергии являются основным путем энергообеспечения в велосипедном спорте-шоссе, бег на дистанциях 5000 и 10000 м, марафонском беге, лыжных гонках, в беге на коньках. В планировании нагрузок на первых этапах многолетнего совершенствования надо строго учитывать, половые различия и то, что анаэробную кратковременную работу юные спортсмены переносят значительно хуже, чем равномерную длительную работу, выполняемую в аэробных условиях. Также учитывать особенности протекания восстановительных процессов после нагрузок (А.А. Маркосян, 1969). Особенно важно знать тренерам по гимнастике, акробатике, прыжков в воду, спортивным играм, где высокие координационные возможности и возрастные рамки развития ловкости – 6-14 лет, что является важным условием достижения успеха. Не стоит забывать про игру. Ведь игра – это та форма деятельности детей, которая обеспечивает достижение основной цели – развитие их двигательных возможностей. Для компенсации высоких нагрузок необходимо использовать эстафеты, упражнения на внимание, игры и т.д.

 

2.4.2 Особенности спортивной подготовки детей

В последнее десятилетие во всем мире наблюдается тенденция к омоложению состава сборных команд по многим видам спорта. Идея ранней спортивной специализации основывается на теории акселерации и успехах молодежи в таких видах спорта, как спортивная и художественная гимнастики, фигурное катание и других сложнокоординированных видах. Для осуществления этой идеи были пересмотрены программы подготовки юных спортсменов, повышены объем и интенсивность тренировочных нагрузок.  Однако существует мнение Ашмарина Б.А. о том, что стремление к ранней специализации для достижения высоких спортивных результатов противоречит цели и задачам системы физического воспитания, приводит к нарушению ее основных принципов – всестороннего развития, оздоровления и подготовки к трудовой деятельности. Процесс омоложения в спорте становится самоцелью и приводит к преждевременному применению специализированных средств тренировки, а также нагрузок, неадекватных морфологическому и психофизическому развитию детей и ведущих к нежелательным изменениям ряда функций организма. Форсирование специализированной подготовки, по мнению автора, является причиной массового отсева: 48-72% молодых спортсменов прекращают занятия, не желая выполнять большие монотонные напряжения. В группах спортивного совершенствования 15-16-летних пловцов обнаружено всего лишь 8,2% спортсменов, начавших систематические занятия с 7-8 лет, а среди конькобежцев, лыжников, велосипедистов и того меньше:3,3%, 2,9%, 4,3% (Ашмарин Б.А.). Качество работы тренера, его статус, зарплата оцениваются, как правило, только спортивными успехами его учеников. Вместе с тем современные научные данные и опыт грамотных тренеров позволяет обеспечить такую систему спортивной подготовки детей, которая исключает отрицательное влияние спортивной специализации и гарантирует оптимальный рост достижений на базе разносторонней психофизической подготовки, хорошего здоровья и воспитанности. Задачи спортивной подготовки детей, кроме общих задач физического воспитания, заключаются в привитии стойкого интереса к спортивной деятельности, а через него – повышение двигательной активности, реализация свободного времени и подготовка резервов для “большого” спорта.

 

2.4.3 Физическая подготовка юных спортсменов

Успешное осуществление всестороннего физического воспитания юных спортсменов во многом зависит от умелого подбора средств и методов физической подготовки на протяжении ряда лет и в годичном цикле.

Полноценная физическая подготовка, которая представляет собой целенаправленный процесс формирования физических качеств у спортсмена и является основой спортивной тренировки (Матвеев Л.П., 1991), включает общую (ОФП) и специальную подготовку (СФП), между которыми существует тесная связь. Например, включение ОФП в программу соревновательного периода помогает дальнейшему росту специальной подготовленности, сохранению высокой спортивной формы, обеспечивает активный отдых и лучшее восстановление организма. Такое разделение подготовки, по мнению Филина В.П., позволяет лучше построить педагогический процесс, используя различные средства, методы и формы проведения занятий с детьми, подростками и юношами.

Рациональное соотношение общей и специальной физической подготовки в годичном цикле тренировки на начальном этапе подготовки закладывает базу для реализации и продолжения успешной спортивной карьеры в будущем и вообще является основой для роста результатов. Т.к. каждая из выше перечисленных видов физической подготовки имеет свое место и немаловажное значение на различных этапах подготовки спортсмена.

Ряд авторов (Курамшин Ю.Ф., Матвеев Л.П., Филин В.П.) определяют специальную физическую подготовку как непосредственно направленную на развитие физических качеств, отвечающих специфике избранного вида спорта (например, скоростно-силовых качеств и специальной выносливости спринтера, специфической ловкости борца и т.д.).

А общая физическая подготовка направлена, прежде всего, на общее физическое развитие спортсмена, т.е. развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости), которые хотя и не являются специфичными для избранного вида спорта, но необходимы с точки зрения всестороннего повышения функциональных возможностей организма, атлетического развития. Способствует гармоничному развитию всего организма, всей его мускулатуры, укреплению систем и повышение его функциональных ОФП обогащает спортсмена двигательным опытом и самыми разнообразными навыками.

Но не следует забывать, что в зависимости от этапа спортивной подготовки (“начальная”, “специализированная”, “спортивное совершенствование”, “высшие спортивные достижения”, “завершение спортивной карьеры” ( Козлов И.М., Орлова Н.А.,2005)) комплекс средств ОФП претерпевает определенные изменения. А также сроки и продолжительность этапов подготовки обуславливаются специфическими особенностями видов спорта.

Имеются некоторые данные, проведенные Филиным В.П., что в группе видов спорта, в которых для достижения высших результатов от спортсмена требуется преимущественно совершенство движений (“искусство движений”) при отсутствии продолжительных напряжений, - I группа (например, фигурное катание, слалом, прыжки в воду, художественная гимнастика и др.) - этап начальной подготовки (НП)продолжается до 9-11 лет.

В группе видов спорта, в которых спортсменам приходится развивать максимальные усилия скоростного и скоростно-силового характера сравнительно небольшой продолжительности (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метание и др.), а также видов спорта, в которых кратковременные скоростно-силовые нагрузки чередуются с фазами относительного отдыха (спортивные игры), - II группа - этап начальной подготовки продолжается до 14-15 лет.

В группе видов спорта, в которых достижение высоких результатов связано с предельными напряжениями в выносливости и силе, - III группа (бег на средние и длинные дистанции, велоспорт, лыжные гонки, борьба, тяжелая атлетика и др.) – этап НП продолжается до 16-17 лет.

 Предложенное автором деление видов спорта на три группы носит условный характер и не может быть применено ко всем без исключения видам. Так, бокс, который по характеру нагрузки должен быть отнесен ко II группе (скоростно-силовые виды спорта), вследствие высоких нервных напряжений и ударов, имеющих место у боксера во время боя, целесообразно отнести к III группе (предельные напряжения). Поэтому тренерам различных специализаций необходимо грамотно, целесообразно продумывать и подбирать те или иные средства, методы, способы подготовки юных спортсменов в соответствии с намеченными целями и задачами, этапом подготовки, а также индивидуальными особенностями занимающихся.

В настоящее время трудно представить квалифицированного тренера, который не понимал бы значения ОФП как одного из решающих факторов спортивного совершенствования. Однако есть и другие.

Филин В.П. отмечает, что значение общей физической подготовки для роста спортивных достижений трудно переоценить. Несмотря на это, вопросы ОФП в практике спорта не всегда находят свое правильное решение. Недооценка значения разносторонней подготовки – один из крупных недостатков в первую очередь тренеров, а также секций, коллективов физической культуры и сборных команд, который влечет за собой довольно низкие показатели развития физических качеств, замедляет процесс спортивных достижений (переходы в старшие группы).

Во всестороннем физическом воспитании юных спортсменов роль ОФП особенно велика. Имеются мнения Матвеева Л.П., Филина В.П. и Платонова В.Н., о том, что учебно-спортивная работа с детьми, подростками и юношами должна строиться с ориентацией не на достижение высокого спортивного результата в первые годы обучения (такая форсированная подготовка, как правило, приводит к последующей приостановке результатов), а с перспективой на многолетний спортивный рост, продолжающийся и после перехода занимающихся в группу взрослых.

Поэтому, как показывает передовой спортивный опыт, отмечают авторы, всемерно содействовать гармоническому развитию всех органов и систем, создать условия для дальнейшего, еще более быстрого, роста достижений юных спортсменов позволяет рациональное использование разнообразных физических упражнений – средств СФП и ОФП (в зависимости от этапа подготовки, целей, задач, индивидуальных особенностей занимающихся), правильное теоретическое и практическое решение вопроса о роли и месте видов подготовки.

 

Условия жизни

Эффективная подготовка спортсменов в настоящее время не может быть осуществлена только средствами и методами спортивной тренировки. Большую роль играют и другие факторы, как непосредственно связанные со спортивной тренировкой, так и имеющие к ней косвенное отношение.

Одним из главных факторов, по мнению Платонова В.Н, Сахновского К.П., определяющих эффективность подготовки спортсмена – условия его жизни. Они должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечивали эффективную ежедневную подготовку и полноценный отдых, а с другой – позволяли на высоком уровне решать задачи образования и воспитания.

Полноценные условия жизни предлагают, прежде всего, рационального распорядка дня (см. Таблицу-Приложение). Главная отличительная черта такого распорядка – регулярность и систематичность ежедневного выполнения одних и тех же действий, улучшающие жизнедеятельность организма и повышающие работоспособность. Одним из главных условий рационального режима дня является гигиена сна, а также достаточное пребывание на свежем воздухе. Полноценный сон – залог крепкого здоровья, нормального развития и высокой работоспособности человека. Однако под условиями жизни нельзя понимать только хорошие условия для проживания, рациональный распорядок дня. Они предлагают и тщательную организацию досуга спортсмена. Вне зависимости от того, в каких организационных формах осуществляется подготовка юного спортсмена (школах-интернатах спортивного профиля, центрах олимпийского резерва и др.), нужно сделать все, чтобы обеспечить условия жизни, соответствующие требованиям всестороннего развития и эффективного спортивного совершенствования.

Платонов В.Н и Сахновский К.П. выделили материально-технические условия подготовки, которые предполагают широкий комплекс ее обеспечения, включающий характеристику спортивных баз, наличие в них специального оборудования и инвентаря, восстановительных центров и научных лабораторий с диагностической аппаратурой, дающей возможность объективно оценивать состояние основных функциональных систем организма, а также условий для проживания спортсменов, организации их учебы и досуга, полноценного питания.

Большое значение для здоровья человека имеет рациональное питание, а для спортсмена – особенно, поскольку является непременным условием достижения успеха и сохранения здоровья при напряженных тренировках. Для юного спортсмена оно имеет принципиальное значение, т.к. учитывается не только воздействие нагрузки, но и естественные процессы роста и развития организма. Рациональным принято считать питание, при котором суточная калорийность пищи соответствует расходу энергии, потребление всех необходимых человеку веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов и воды, а также соблюдение правил подбора продуктов и распределение суточного пайка. Однако юные спортсмены нередко увлекаются приемом витаминов, что имеет нежелательные последствия. Тренер и врач обязательно должны объяснить необходимость строгой дозировки приемов витаминов и др. элементов (А. С. Солодков, Сологуб Е.Б., 2001). Планирование рациона питания спортсменов – вопрос довольно сложный. Он должен предполагать учет спортивной специализации и преимущественной направленности тренировочного процесса.

Эффективность подготовки юного спортсмена во многом зависит от правильного отношения тренера к восстановительным средствам, а также от осознания им того, что использование многих восстановительных средств в работе с юными спортсменами – совсем не безобидная мера, способная лишь ускорить протекание восстановительных процессов. В работе с детьми и подростками, исходя из исследований Платонова В.Н. и Сахновского К.П., можно применять лишь наиболее простые средства, главным образом, педагогические, т.е. целесообразное сочетание работы и отдыха, рациональный подбор тренировочных средств и методов. Но при этом должны широко применяться периоды активного отдыха, восстановительные микроциклы. Наиболее простые и распространенные: банные процедуры, массаж, восстановительные ванны и др.

 

Требования к тренеру юных спортсменов

 

Л.Н.Толстой писал: “Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не умеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель объединяет в себе любовь к делу и к ученикам – он совершенный учитель”. Этими словами писатель как нельзя лучше подчеркнул, что главное в работе педагога – любовь к детям. Ведь только тот, кто неизменно находит удовольствие в общении с детьми, живо интересуется всеми их делами, живет жизнью учеников, может заслужить их взаимную любовь, без чего невозможен успех в педагогической работе.

Существует масса мнений по поводу характеристик, какими должен обладать спортивный педагог. И каждый трактует это по-своему, опираясь на свой опыт, жизненные принципы и позиции – “сколько людей – столько и мнений”. Нет четкой картины идеального тренера. Это плохо, хорошо? Нет, это так, как должно и быть.

Филин В.П. говорит, тренер как главная фигура в спорте должен уметь объединить усилия всех связанных с подготовкой спортсменов специалистов, что естественно, требует немалых и организаторских способностей.

Педагог – это творческая личность, он реализует свои замыслы через своих учеников. Но здесь ему вдвойне трудно: ему необходимо учитывать как биологические особенности организма, так и личностные качества ученика. Эти факторы – социальные условия, физические данные учеников, их личностные свойства, талант, воля и трудолюбие тренера обуславливают результат их деятельности. Все сказанное способствует реализации творческого потенциала, однако первое место среди многих факторов, обеспечивающих успех, авторы Козлов И.М. и Орлова Н.А. дают качествам личности тренера: моральным, волевым, интеллектуальным, эмоциональным, созидательным.

Большое значение имеют теоретические знания, словесные отчеты о движениях, х проговаривание, идеомоторика тренировки.

Большой педагогический смысл заложен в привлечении к занятиям спортом юных спортсменов и уже сложившихся, добившихся выдающихся спортивных результатов, к обучению детей.

Мотивация юного спортсмена

Целенаправленные занятия любой деятельностью предполагают наличие у человека мотивов – внутренних сил, побуждающих к этой деятельности. Трудоемкая же спортивная деятельность требует особо стойких мотивов.

Заслуженный тренер СССР С. М. Вайцеховский писал: “Ради чего люди занимаются спортом? Одни – чтобы удовлетворять свое честолюбие, другие – чтобы обрести физическое совершенство, третьи – чтобы оказаться в центре всеобщего внимания. Нам не все равно, что движет человеком, который приходит в спорт. Нам не все равно, какие у него мотивы – корыстные или высокие”.

И действительно, в спорт детей приводят различные мотивы: “стать сильным как Алексеев”, “выучиться на Корбут”, “научиться плавать”, “любовь к футболу”. Большинство же не имеют определенных мотивов и посещают занятия по настоянию родителей, поддерживаю компанию товарищу или просто в силу привычки. И от того, сумеет ли тренер создать у учеников стойкую мотивацию к занятиям спортом, поддерживать и развивать ее на всем протяжении многолетнего спортивного пути своих воспитанников в решающей мере зависит успех его работы.

Тренер должен помнить, что каждый новичок стремиться к успеху – нужно только разбудить его, сделать первые шаги на этом пути, но ни в коем случае нельзя ставить перед учеником малореальные цели, нацеливать на недостижимые результаты. Эта ошибка приводит к разочарованиям, психологическим срывам и, в конце концов, к желанию оставить спорт. Необходимо использовать стимулы для активации и мотивации, но осторожно.

Спортивный тренер должен как можно грамотней заинтересовать, задержать в спорте юных, может быть в будущем известных, спортсменов. Для этого необходимо приложить усилия непосредственно в работе, в структуре построения тренировочных занятий и вне зала.

А как определить грамотно ли поступает тренер или это вовсе не его призвание? По своему характеру виды спорта неравноценны. Сопоставлять их непросто. Однако есть мерило, которое позволяет довольно объективно оценить труд каждого, независимо от его спортивной специализации. Мерило это – олимпийские медали и мировые рекорды. Чьи ученики добыли на олимпиадах больше всего наград и установили больше рекордов, тот и должен быть признан первым.

 



Заключение

В результате углубленного анализа и обобщения имеющегося массива информации следует, что физическая культура и спорт - неотъемлемая часть жизни человека, это своего рода исторически сложившаяся человеческая деятельность. Деятельность, которая является одним из способов выявления, сравнения и развития способностей человека в борьбе за первенство, за наивысшие результаты.

Спорт – это сложное и многогранное социальное явление, представляющая собой одну из самостоятельных социальных подсистем. Но спорт тесно связан со всеми сторонами общественной жизни людей: политикой, идеологией, экономикой, культурой, образованием и т.д.

Почему в сферу спорта вовлекаются целые государства, массы людей? Приобщение к спорту весьма разнообразны. Но в основе лежат, прежде всего, удовлетворение и развитие определенных потребностей личности и общества.

Спорт и физическая культура занимают достаточно важное место и значение в жизни людей (учебе, работе и т.д.), стране и вообще в мире.

Почему это так? Да потому, что движение – это жизнь. А здоровым, красивым, эффектным хочет быть каждый человек, независимо какого он возраста. Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В связи с этим двигательная активность и спорт должны войти в процессе повседневного профессионального труда и в быту, и стать так называемой привычной.

К сожалению, резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей всех слоев населения, особенно страдают дети, которые поменяли занятия веселой двигательной активности на домашние электронные игрушки. И какая тут речь может идти о здоровом населении в будущем?

Поэтому с первых же дней жизни людей необходимо уделять внимание физической двигательной активности. Детей приобщать к занятиям физической культуры и прививать любовь к спорту. Но вовлечение детей в систематические занятия спортом зависят соответственно и от индивидуальных особенностей специфике того или иного вида спорта.

К счастью, спорт не стоит на месте. Бурно развиваются старые и появляются все новые виды спорта, что представляет собой все более широкие горизонты и возможности для развития своего духа и тела, путем самосовершенствования достигнутых высоких результатов и признания.

Попав в мир спорта, юные и зрелые спортсмены живут по его законам, которые формировались на протяжении многих лет. Если ты заинтересован в своем росте результатов, достижениях, победах, ты будешь идти вместе с этими правилами, а если ты хиляк, и ждешь от жизни чуда, которого не бывает, то долго в системе спорта не задержишься.

Занятия спортом начинаются с раннего возраста. Исследования авторов показали, что продолжается интенсивное снижение возраста занимающихся спортом.

Современные дети приступают к серьезным тренировкам уже в 5-7 летнем возрасте. При этом, если в таких видах спорта как гимнастика, плавание, фигурное катание снижение возрастных границ для набираемых в детские спортивные школы вполне допустимо и оправдано, то в большинстве видов борьбы это явление имеет не столько позитивные последствия, сколько негативные. Вместе с тем, многие специалисты часто смешивают и не делают особых различий между целесообразным возрастом приобщения к спорту и оптимальным возрастом начала углубленной спортивной специализации.

Следует отметить, что своевременное приобщение детей к спортивным занятиям с учетом возрастных особенностей занимающихся не может иметь принципиальных возражений даже в раннем детском возрасте. Однако, форсированная и чрезмерно суженная спортивная специализация, хотя и приводит к быстрому росту спортивных результатов, наносит существенный ущерб как для конечных спортивных достижений в более зрелом возрасте, так и для полноценного развития организма и личности.

Рациональная подготовка юного спортсмена невозможна без учета закономерностей развития растущего организма. Игнорирование этого – сама опасная ошибка в работе тренера, учителя физкультуры, узловая причина допускаемых при подготовке юного спортсмена просчетов. Главная задача тренера – не навредить! Поэтому знание закономерностей развития растущего организма обязательно для каждого тренера и учителя физической культуры при проведении тренировочных занятий.

 



Список литературы

1. Ашмарин Б.А., Теория и методика физического воспитания: Учеб. Для студентов фак. Физ. Культуры пед. ин-тов / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.: ил. – ISBN 5-09-001807

2. Губа В.П., Основы распознавания раннего спортивного таланта :[учеб. пособие] / В.П. Губа. – М.: Тера-Спорт, 2003. – 208 с.

3. Козлов И.М., Великий спортсмен, педагог, тренер. О спортивной школе, ее руководителе и его учениках / И.М. Козлов, Н.А. Орлова. – СПб., Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, 2005. – 168 с.

4. Курамшин Ю.Ф., Теория и методика физической культуры: Учебник / проф. Ю.Ф. Курамшин. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.

5. Маркосян А.А., Физиология: Учебник / А.А.Маркосян.-М: “Медицина”, 1969. – 392 с.

6. Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры: [Учеб. Для ин-тов физ.культуры] / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.: ил.

7. Матвеев Л.П., Общая теория спорта: [Учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования] / Л.П. Матвеев. – М.:4-й филиал Воениздата, 1997. – 304 с.

8. Платонов В.Н., Подшотовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 286 с.: ил.

9. Платонов В.Н., Подготовка юного спортсмена: пособие/В.Н. Платонов, К.П. Сахновский. – К., Рад. шк., 1988. – 288с.

10. Селуянов В.Н., Определение одаренностей и поиск талантов в спорте / В.Н. Селуянов, М.П. Шестаков. – М.: СпортАкадемПресс, 2000. – 112 с.

11. Солодков А.С., Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник/А.С.Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.:Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 520с.: ил.

12. Филин В.П., Тренировка юных спортсменов/В.П. Филин. – М.:Физкультура и спорт, 1965. – 352 с.

13. Харабуга Г.Д., Теория и методика физического воспитания: [учебник для техникумов физической культуры] / Г.Д. Харабуга. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 320 с.: ил.

 



Приложение

 

Примерная схема режима дня юного спортсмена, посещающего школу в первую смену (начало занятий в 9.00 ч), Платонов В.Н, Сахновский К.П.

Вид деятельности

Возраст, лет

8-9 10-12 13-14 15-17
Подъем 7.00 7.00 7.00 7.00
Утренняя гимнастика 7.05-7.15 7.05-7.15 7.05-7.20 7.05-7.20
Закаливающие процедуры, уборка постели/ умывание, одевание 7.15-7.40 7.15-7.40 7.20-7.45 7.20-7.45
Завтрак   7.40-8.00 7.40-8.00 7.45-8.05 7.45-8.05
Дорога в школу (прогулка) 8.00-8.45 8.00-8.45 8.05-8.45 8.05-8.45
Занятия в школе (завтрак на большой перемене, общественная работа) 8.45-12.30 8.45-14.00 8.45-14.30 8.45-14.30
Дорога из школы (прогулка) 12.30-12.50 14.00-14.30 14.30-14.50 14.30-14.50
Обед   13.00-13.20 14.30-14.50 14.50-15.10 14.50-15.10
Дорога на тренировку, пребывание на свежем воздухе 13.30-15.20 14.50-15.50 15.10-16.00 15.10-16.00
Тренировка   15.30-17.30 15.50-17.50 16.00-18.00 16.00-18.00
Полдник   17.30-17.40 17.50-18.00 18.00-18.10 18.00-18.10
Приготовление уроков 18.00-18.30 18.20-19.30 18.30-19.30 18.30-19.30
Пребывание на свежем воздухе 18.30-19.00      
Ужин   19.00-19.20 19.30-19.50 19.30-19.50 19.30-19.50
Свободное время (чтение литературы) 19.20-20.10 19.50-20.30 19.50-20.30 19.50-20.30
Приготовление ко сну, подготовка в школу 20.10-20.30 20.30-21.00 21.00-21.30 21.00-21.30
Сон 20.30-7.00 21.00-7.00 21.30-7.00 22.00-7.00

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 298.