Основные задачи тренировочного процесса, как части тренировочного действия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Понятие “спортивная тренировка” во многом совпадает с понятием “подготовка спортсмена”, однако не полностью. Второе понятие значительно шире как по содержанию, так и по объему. Подготовка спортсмена, по мнению Матвеева Л.П.(1991), представляет собой процесс целесообразного использования всей совокупности факторов (средств, методов, условий), позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечить необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. В качестве комплексной системы подготовка спортсмена включает в себя: а) спортивную тренировку; б) спортивные состязания (в той мере, в какой они служат формой подготовки); в) использование внетренировочных и внесоревновательных факторов. Которые дополняют тренировку и состязания и оптимизируют их эффект. Эти компоненты можно рассматривать, в свою очередь, как относительно самостоятельные системы, но они взаимосвязаны и являются дополнением друг к другу.

Ряд авторов (Курамшин Ю.Ф.,2004;Матвеев Л.П.,1991; Харабуга Г.Д.,1974) определяют спортивную тренировку как важную составную часть подготовки спортсмена, представляющую собой педагогически организованный процесс спортивного совершенствования, направленный на развитие определенных качеств, способностей и формирование необходимых знаний, умений и навыков, обусловливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов в избранном виде спортивной деятельности. Т.е. это специализированный процесс всестороннего физического воспитания, направленный на достижение высоких спортивных результатов.

Возникает вопрос: а как достичь спортивного совершенствования, каким способом? Курамшин Ю.Ф. считает, что спортивное совершенствование в процессе тренировки предусматривает использование целой совокупности тренировочных и внетренировочных факторов, позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и, в конечном счете, на повышение уровня его работоспособности (тренированности), т.е. приспособленности его организма к конкретной работе.

По мнению автора, целью спортивной тренировки является достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего демонстрацию запланированных спортивных результатов в ответственных соревнованиях.

Обзор разных взглядов по определению задач решающих цели спортивной тренировки показал, что наиболее подробно и доступно изложил Курамшин Ю.Ф. По его мнению для достижения данной цели в процессе тренировки решаются следующие основные задачи:

1)Освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины.

2)Развитие физических способностей и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемых результатов.

3)Совершенствование психических процессов, функций, морально-эстетических, эмоционально-волевых, этических, интеллектуальных и других психических качеств личности спортсменов, обеспечивающих максимальную концентрацию и мобилизацию усилий спортсмена во время тренировок и соревнований.

4)Приобретение теоретических и практических знаний, позволяющих наиболее рационально строить тренировку, управлять ею, обеспечивать тесное содружество спортсмена, тренера, научного работника и врача.

5)Комплексное совершенствование способности к реализации достигнутого уровня подготовленности в ответственных стартах и соревнованиях сезона. Совокупность перечисленных задач определяет содержание спортивной тренировки. Каждая группа задач тесно связана с основными видами (сторонами) подготовки спортсмена в процессе тренировки – технической, тактической, физической, психологической, теоретической (интеллектуальной) и интегральной. В результате решения этих задач обеспечивается соответствующий уровень физической, технической и других видов подготовленности, которые в целом и характеризуют готовность спортсмена к спортивным достижениям в избранном виде спорта.

Но основные задачи Курамшин Ю.Ф. еще и детализирует в зависимости от: 1)индивидуальных особенностей спортсменов (пола, возраста, состояния здоровья, квалификации и др.); 2)специфики вида спорта и отдельной спортивной дисциплины; 3) периода, этапа тренировки и целого ряда других факторов.

В результате такой детализации определяются конкретные частные задачи спортивной тренировки на отдельное тренировочное занятие, тренировочный день и более крупные фрагменты тренировочного процесса (месяц, один год, несколько лет и т.п.).

Таким образом, обобщая мнения изученных авторов, в процессе спортивной тренировки осуществляется не только обучение, но и воспитание занимающихся, которое имеет исключительное значение, как в формировании личности, так и в решении практических задач. При воспитании спортсмена формируются его чувства, навыки и привычки, нравственные убеждения и мировоззрения.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 261.