В детско-юношеском спорте соревнования являются средством определения эффективности системы подготовки спортивных резервов и физического совершенствования подрастающего поколения. Ведущие функции – соревновательная, воспитательная, повышение физической активности, познавательная, оздоровительная и рекреационно-культурная. Детско-юношеский спорт связан со спортом высших достижений, так как обеспечивает его спортивными резервами, и с массовым спортом, ибо является эффективным средством решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Цель подготовки резервов высококвалифицированных спортсменов состоит в том, чтобы юные спортсмены, переходя в спорт высших достижений, обладали возможностями для подготовки из них спортсменов высокого класса. Содержание работы определяется тремя факторами: модельными требованиями квалифицированных спортсменов, спецификой вида спорта, возрастными возможностями юных спортсменов. Особое значение приобретает воспитательная работа по предупреждению негативных явлений, связанных с отчислением “неперспективных”, форсированной подготовкой “на результат”, симптомами “звездной болезни” и т.п.
Основной критерий эффективности детско-юношеского спорта – массовость охвата. Большую роль этот спорт играет в профилактике негативных явлений в поведении детей школьного возраста.
Организационные основы подготовки юного спортсмена
Основной структурной единицей подготовки школьников-спортсменов остаются спортивные школы, которые в зависимости от преимущественной ориентации на решение задач массового детско-юношеского спорта или подготовку резервов для спорта высших достижений, делятся на детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮСШОР). В подготовке спортивных резервов возросла роль школ-интернатов спортивного профиля (ШИСП), где совместно проживают, обучаются и тренируются школьники-спортсмены, отбираемые в ШИСП из наиболее перспективных учеников ДЮСШ и СДЮСШОР.
Спортивные школы создаются при Государственных комитетах по физической культуре и спорту, в системе различных министерств и ведомств, однако наибольшая роль в развитии детско-юношеского спорта принадлежит Министерству просвещения. Подготовка школьников-спортсменов в различных организациях имеет свои особенности. В системе Министерства просвещения она преимущественно направлена на решение задач массового детского спорта, главным образом, укрепление здоровья и разностороннее физическое развитие (около 95% всех занимающихся в школах всех типов).
В ДСО, ВФСО работа больше направлена на подготовку ближайшего резерва сборных команд ДСО и ведомств, городов, областей, краев, страны (около 10% занимающихся – группы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства).
Следует отметить, что повышение эффективности системы подготовки спортивных резервов в решающей мере обусловлено дальнейшим совершенствованием ее организационных основ, т.е. приведение их в полное соответствие с системой знаний о многолетней подготовке спортсмена, постоянная их коррекция с учетом быстрого обновления этих знаний. Немало делается в этом направлении, что нашло отражение, прежде всего в подготовке нового положения о спортивных школах и новых программ по многим видам спорта. Эти документы предусматривают доступность начальной подготовки в спортивной школе любому школьнику, изменения в системе оценивания работы тренера-педагога.
В частности необходима более тесная связь последней с системой спортивного отбора. Основным ее критерием должна стать перспективность спортивного совершенствования учеников.
Ведь если тренер правильно определил соответствие новичка требованиям вида спорта, если сумел сформировать основу двигательной подготовленности, развил стремление к систематической тренировке, ученик будет признан способным к спортивному совершенствованию через год, два или несколько лет тренировки: в этом случае следует считать, что тренер работает хорошо, а не только тогда, когда ученик победил на первенстве города, области среди подростков.
В этой связи и система соревнований учащихся спортивных школ должна прежде всего решать задачу всесторонней оценки их перспективности, т.е. программа соревнований должна выявлять уровень генетически обусловленных и трудноразвиваемых физических качеств – быстроты, координации, ловкости, гибкости, специализированных восприятий, личностно-психических особенностей. Например, соревнования, включающие выполнение нормативов ОФП, специально подготовленных упражнений, состязания в подвижных и спортивных играх. В этом случае критерии оценки работы спортивного детского педагога соответствовали бы целевой направленности и задачам первых этапов многолетнего совершенствования спортсменов, что является важнейшей предпосылкой повышения качества подготовки спортивных резервов.
Требования к занятиям спортом
Дата: 2019-12-22, просмотров: 277.